На магистралях содружества

46-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества


17-19 мая 2007 г. в столице Республики Казахстан Астане прошло 46-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети за четыре месяца 2007 г., рассмотрены график движения поездов, планы формирования грузовых поездов, вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2007/2008 год, результаты переписи контейнеров и взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, вопросы тарифной политики на 2007 фрахтовый год и др.

Председательствовали на заседании: 17 мая - сопредседатель Совета, президент АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» Е.Д. Атамкулов, 18 мая - председатель Совета, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин. В адрес участников 46-го заседания поступило приветствие Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, в котором он отметил эффективную и полезную деятельность Совета по вопросам функционирования и развития железнодорожного транспорта. В заседании Совета приняли участие и выступили премьер-министр Республики Казахстан К.К. Масимов и министр транспорта и коммуникаций Казахстана С.Н. Ахметов.

В соответствии с повесткой дня результаты эксплуатационной работы за четыре месяца текущего года на сети железных дорог государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров подвел в своем выступлении председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил наращивание темпов перевозок грузов, подчеркнув, что принятые обязательства погрузки по сумме месячных планов выполнены всеми железнодорожными администрациями, кроме Литвы и Эстонии. В целом увеличение погрузки составило 6,5%. Стабильно обеспечивают прирост погрузки железнодорожные администрации Украины (+10,5%), Казахстана (7,6%), России (5,1%) и Белоруссии (4,2%), имеющие наибольшие объемы погрузки грузов на сети. Возросла погрузка таких важнейших грузов, как кокс, железная руда, нефть и нефтепродукты, удобрения, лесные и строительные грузы, промсырье - всего по 36 позициям учитываемой номенклатуры.

Перевозка грузов в универсальных контейнерах увеличилась на 1,75%, в том числе крупнотоннажных - на 7,8%. На 15,2% возросли перевозки в международном сообщении, которые достигли 16,6% общего объема перевозок; во внутреннем сообщении перевозки возросли всего на 4,8%. Это свидетельствует о расширении международных экономических связей.

Увеличение погрузки способствовало росту грузооборота, который в первом квартале в целом по сети увеличился на 10,1%. Рост грузооборота характерен для всех железнодорожных администраций, кроме Азербайджана, Грузии и Латвии, где он несколько снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Погрузка в вагонах составила 98,1 тыс. единиц в среднем в сутки. При этом месячные технические нормативы по погрузке выполнены по всем родам подвижного состава, кроме полувагонов. Выгрузка в среднем в сутки достигла 93,9 тыс. вагонов. Если погрузка к уровню прошлого года возросла на 6,4%, то выгрузка увеличилась только на 4,8%, т.е. допущено некоторое накопление вагонного парка в ожидании выгрузки. Рабочий парк вагонов по сети практически соответствовал нормативам и содержался всего на 4,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Передача вагонов по стыковым пунктам, составив 191,3 тыс. единиц, соответствовала нормативам. Рост ее к уровню прошлого года составил 10,6%, а груженой части - 12%. Такое увеличение свидетельствует о росте средней дальности перевозок грузов в связи с увеличением погрузки в международном сообщении.

Общий оборот грузового вагона выполнен на уровне 7,87 сут. и ускорен к уровню прошлого года на 0,22 сут. Благодаря ускорению общего оборота вагона в рабочем парке на один погруженный вагон содержалось на 2,2% меньше вагонов. Оборот контейнеров составил 27,6 сут., в том числе крупнотоннажных 22,5 сут. По сравнению с 2006 г. он ускорен на 0,7 сут., в том числе крупнотоннажных - на 1,2 сут.

Доля в рабочем парке грузовых вагонов инвентарного парка составляет в настоящий момент 81,2%, что выше уровня прошлого года на 2,1%, т.е. дефицит инвентарного парка вагонов возрастает. В связи с дефицитом грузовых вагонов все железнодорожные администрации освоили капитальный ремонт грузовых вагонов с продлением срока службы. На 1 марта 2007 г. в инвентарном парке эксплуатируется 26,5 % вагонов, прошедших такой ремонт. Парк собственных грузовых вагонов увеличился на 7 651 вагон. Тем не менее более 17% вагонов парка сегодня не отвечают требованиям эксплуатации.

В текущем году улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию «вагонной» помощи для отгрузки предъявляемых грузов. Повысилось качество подготовки подвижного состава, направляемого в качестве такой помощи. Практически все просьбы железнодорожных администраций были удовлетворены полностью, кроме подсылки цементовозов и специализированных вагонов для перевозки автомобилей, которых вообще недостаточно для удовлетворения заявок на перевозки.

Наряду с позитивными результатами в отчетном периоде докладчик отметил допущенные недоработки и недостатки в организации перевозочного процесса на международном уровне. Это, прежде всего, неравномерная в течение месяца погрузка, особенно по дорогам назначения, что не позволяет выполнять технические нормативы по передаче порожних вагонов в международном сообщении, недостаточное взаимодействие оперативных работников смежных железных дорог по использованию локомотивов и улучшению работы локомотивных бригад, приводящее к затруднениям в пропуске поездов по некоторым межгосударственным стыковым пунктам, в частности Ходжадавлет, Красная Могила, Аксарайская, Озинки, Сарыагач.

Нуждается в улучшении и взаимодействие со смежниками, особенно с морскими портами и «третьими» странами, где еще достаточно велико количество вагонов, ожидающих выгрузки и приема. Не достигнуто сокращения количества объявляемых конвенционных запрещений, а количество вагонов, отцепляемых от готовых поездов на межгосударственных стыковых пунктах, возросло на 21%, в основном из-за технического состояния вагонов. При ускорении общего оборота вагона замедлен оборот остродефицитного подвижного состава - полувагона к уровню прошлого года на 0,39 сут. Отдельными подразделениями железных дорог допускаются нарушения правил использования вагонов «чужой» принадлежности. Имели место случаи нарушения плана формирования грузовых поездов и маршрутизации перевозок в международном сообщении.

В текущем году ухудшилось выполнение графика движения пассажирских поездов международного сообщения. Если за четыре месяца 2006 г. с опозданием было передано по межгосударственным стыковым пунктам 7,7% пассажирских поездов, то в текущем году за аналогичный период передано с опозданием уже 12,2%, т.е. опоздания возросли в 1,58 раза. Неграфиковое поступление поездов осложняет работу таможенных и пограничных органов, вызывает увеличение опозданий, негативную реакцию со стороны пассажиров.

Железнодорожным администрациям рекомендовано проанализировать отмеченные недостатки и принять меры к их устранению. При этом особое внимание следует обратить на сокращение передачи однородного порожнего подвижного состава во встречном направлении, обеспечение ритмичной погрузки грузов в целом по объемам, а также по дорогам назначения, строгое выполнение регулировочных норм по передаче порожних вагонов, своевременную подсылку на межгосударственные стыковые пункты локомотивов и локомотивных бригад для вывоза поездов, предусмотренных согласованным сменно-суточным планом поездной работы, выполнение объявленных режимов срочного возврата вагонов собственникам, а также на необходимость исключения случаев использования специализированных вагонов для погрузки грузов, не предназначенных для перевозки в указанном подвижном составе. Для сокращения количества вагонов, отцепленных от поездов на межгосударственных стыковых пунктах, следует повысить требования к неукоснительному выполнению правил оформления перевозочных документов и повысить качество подготовки вагонов в техническом отношении для перевозок в международном сообщении. Необходимо, в частности, тщательней проводить подбор технически исправных крытых вагонов под погрузку грузов в международном сообщении, усилив контроль за состоянием запорных устройств дверей, их модернизацией при плановых видах ремонта вагонов.

Следует отметить, что вопросы улучшения технического состояния вагонного парка, его обновления, рационального использования были постоянно в центре внимания, что нашло соответствующее отражение в протоколе заседания Совета и комплексе намеченных мероприятий. Так, железнодорожным администрациям рекомендовано в полном объеме обеспечить инвентарный парк плановыми видами ремонта, продолжить работу по дальнейшему повышению надежности вагонов в эксплуатации, в том числе путей модернизации тележек грузовых вагонов с установкой износостойких элементов в узлах трения, усилить контроль за выявлением скрытых дефектов в литых деталях ходовых частей и др. Установлен единый порядок согласования технической документации на строительство новых и модернизацию грузовых вагонов, их узлов и деталей, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении.

В числе особо актульных проблем - пополнение парков новым подвижным составом. Ее решение, как подчеркнул председатель Совета В.И.Якунин, зависит не только от производственных возможностей, но и во многом от ценовой политики предприятий-изготовителей. С учетом дефицита и монопольного производства они нередко без должных обоснований завышают цены на свою продукцию. В целях уточнения цен на новый подвижной состав поручено Дирекции Совета подготовить обращение от имени Совета в адрес правительства РФ по вопросу обоснованности цены на новый подвижной состав.

Дирекции и железнодорожным администрациям поручено также разработать для рассмотрения на 47-м заседании Совета принципы и критерии технических требований к техническим средствам для использования их на железных дорогах колеи 1520 мм. Определен перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации. Утверждена методика технического нормирования эксплуатационной работы с учетом вагонов инвентарного парка и собственных грузовых вагонов, намечено разработать автоматизированную систему такого нормирования.

На заседании Совета был рассмотрен и утвержден новый график движения поездов, предусматривающий курсирование 282 пар пассажирских международных поездов, 58 пар поездов пригородного международного сообщения, 368 маршрутов прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов международного сообщения. В новом графике на 11 пар возросло число скорых пассажирских поездов. В целом маршрутная скорость международных пассажирских поездов увеличена на 1,27 км/ч и должна составить 52,1 км/ч.

Утверждены также порядок направления груженых вагонопотоков, размеры грузового движения, весовые нормы и длины грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам, план формирования вагонов с контейнерами. Запланировано формирование 254 назначений грузовых поездов, курсирование 23 пар специализированных контейнерных поездов международного обращения. Железнодорожным администрациям рекомендовано принять меры для безусловного выполнения плана формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в международном сообщении, графика движения пассажирских поездов, систематически анализировать причины, вызывающие следование пассажирских поездов с отклонением от расписаний, и принимать меры по их устранению.

Подведены итоги переписи контейнеров в 2006 г. и предварительные результаты переписи грузовых вагонов в 2007 г. Переписью было охвачено более 220 тыс. контейнеров принадлежности железнодорожных администраций, что составляет 87,1% от зарегистрированных в автоматизированной базе данных (АБД ПК). С учетом результатов переписи Информационно-вычислительному центру железнодорожных администраций поручено по утвержденной методике произвести корректировку контейнерной модели сети, а железнодорожным администрациям рекомендовано провести розыск контейнеров, прошедших перепись 2005 г., но не показавшихся в переписи 2006 г., а также исключить из инвентарного парка номера контейнеров, не показавшихся по переписям и о которых нет информации в контейнерной модели сети с момента начала взаиморасчетов за пользование универсальными контейнерами. Очередная перепись контейнерного парка будет проведена в сентябре 2007 г.

На заседании, как всегда, было проанализировано положение дел с взаиморасчетами между железнодорожными администрациями. При этом отмечено, что общая задолженность по текущим платежам, имевшаяся на начало 2007 г., сокращена на 0,8%. Все железнодорожные администрации, кроме Украины, согласовали среднее повышение ставок за пользование грузовыми вагонами на 15% с 1 января 2008 г. с ежегодным пересмотром ставок в начале года. Железнодорожной администрации Украины рекомендовано до 47-го заседания Совета рассмотреть вопрос о присоединении к принятому решению. Признано целесообразным создать Координационную постоянно действующую комиссию по совершенствованию нормативно-правовой базы организации расчетов в международном железнодорожном сообщении. Как отметил председатель Совета В.И.Якунин, создание комиссии является примером новых эффективных методов и подходов к решению назревших проблем, связанных с подготовкой нормативных документов по расчетам между железнодорожными администрациями.

Были рассмотрены вопросы тарифной политики железных дорог на 2007 фрахтовый год. Железнодорожным администрациям рекомендовано в соответствии с решением Экономического Совета СНГ от 27 декабря 2006 г. продолжить работу по совершенствованию согласованной тарифной политики, направленной на создание благоприятных условий для обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте в международном сообщении. Рекомендовано, кроме того, при подготовке материалов к очередной Тарифной конференции рассмотреть возможность установления сквозных ставок на основании проведения совместных маркетинговых исследований и осуществления дифференциации тарифов по родам грузов с учетом транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Железнодорожным администрациям предложено рассмотреть совместно с министерствами экономики, финансов и другими заинтересованными органами государственного управления государств-участников Содружества возможность государственного финансирования поставок на железные дороги нового подвижного состава, а также продолжить работу с органами государственного управления по использованию государственных дотаций для снижения убыточности пассажирских перевозок и инвестированию средств в развитие пограничных переходов.

На заседании Совета были рассмотрены и многие другие вопросы обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта в международном сообщении, принят ряд документов и дополнений к действующим правилам и соглашениям, в частности, Регламент взаимодействия железнодорожных администраций государств-участников СНГ по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железных дорогах государств-участников Содружества, дополнения в Перечень межгосударственных стыковых пунктов станций учета перехода и станций передачи вагонов и контейнеров, изменения и дополнения в Соглашение об экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа, грузобагажа и неподачу на реализацию мест в пассажирских поездах сообщения между государствами-участниками Содружества и др.

Учитывая поступившее в Совет по железнодорожному транспорту ходатайство железнодорожной администрации Финляндии - акционерного общества «ВР-Груп Лтд» (Железные дороги Финляндии) о приеме ее в Совет в качестве ассоциированного члена Совета, а также основываясь на Положении о Совете и Положении об ассоциированном члене Совета, принято решение предоставить железнодорожной администрации Финляндии статус ассоциированного члена Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Ранее она имела статус наблюдателя при Совете.

Участники заседания приняли также предварительную повестку дня 47-го заседания Совета, которое запланировано провести во второй половине октября 2007 г. в Республике Азербайджан.