На магистралях содружества

43-е заседание Совета по железнодорожному транспорту


Фото И.Н.Шаповалова

В Москве в «Президент-Отеле» 21-22 февраля 2007 г. состоялось сорок пятое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

В заседании приняли участие члены Совета руководители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, ассоциированные члены Совета руководители железнодорожных администраций Республики Болгария и Латвийской Республики, председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту П.Г. Кучеренко.

В соответствии с Положением о Совете на заседании присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железнодорожных администраций Литовской Республики и Эстонской Республики, наблюдатели при Совете по железнодорожному транспорту – руководители железнодорожной администрации Финляндской Республики и Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.

В заседании приняли участие Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ В.Б. Рушайло, Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Г.А. Рапота, министр транспорта РФ И.Е. Левитин, первый заместитель мэра г. Москвы П.Н. Аксёнов.

Председательствовал на заседании председатель Совета, президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И. Якунин.

В адрес 45-го заседания Совета поступило приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. В нем отмечено, что Совет зарекомендовал себя как эффективная интеграционная структура, практическая деятельность которой направлена на решение таких актуальных задач, как развитие единого транспортного пространства, технологическое перевооружение отрасли, поиск перспективных моделей кооперации. Президент выразил уверенность, что деятельность Совета и впредь будет направлена на укрепление делового сотрудничества государств, на формирование современного, цивилизованного рынка транспортных услуг.

В рамках форума главы железнодорожных администраций встретились с Председателем Правительства РФ М.Е. Фрадковым. Премьер-министр назвал работу стальных магистралей СНГ бесценным инструментом решения задач экономического развития, подчеркнув, что участники Совета зачастую делают это быстрее, чем политики.

Участники 45-го заседания Совета обсудили ход выполнения решений предыдущего заседания, итоги эксплуатационной деятельности сети железных дорог в 2006 г., план НИОКР на 2007 г., ряд других важных вопросов развития взаимоотношений в организации грузовых и пассажирских перевозок.

В первый день работы Совета состоялась научно-практическая конференция «Основные направления научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте».

45-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по времени проведения совпало с 15-летием со дня его создания. Как известно, Совет по железнодорожному транспорту и его исполнительный орган - Дирекция Совета были созданы 14 февраля 1992 г. Соглашение глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств об учреждении Совета было продиктовано необходимостью обеспечения устойчивых экономических связей между независимыми государствами, их укрепления и развития.

Основными задачами Совета являются координация работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработка согласованных принципов его деятельности, организация совместной эксплуатации и содержания грузовых вагонов и контейнеров, обеспечение безопасности движения в международном сообщении, разработка условий перевозок грузов и пассажиров, системы учета и взаиморасчетов за выполненную работу и услуги, научно-техническое сотрудничество и др.

Открывая 45-е заседание, председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что опыт сотрудничества и взаимодействия железных дорог государств-участников Содружества прошел хорошую проверку временем. За прошедшие годы в сложных экономических условиях совместными усилиями удалось обеспечить устойчивую работу железнодорожного транспорта, сохранить единое технологическое пространство железнодорожной сети колеи 1520 мм, организовать совместное использование парков грузовых вагонов и контейнеров. Сегодня Совет по железнодорожному транспорту является одной из наиболее эффективно работающих организаций. Решения, принимаемые Советом, обязательны для исполнения всеми железнодорожными администрациями, входящими в Совет, и способствуют бесперебойности перевозок пассажиров и грузов на большей части Евразийского континента. Железнодорожными администрациями полностью обеспечиваются возрастающие объемы перевозок в международном сообщении, что создает благоприятные условия для динамичного роста национальных экономик.

Опыт работы Совета заслуживает высокой оценки. Не случайно, в настоящее время так востребованы умение искать и находить взаимоприемлемые решения, способность эффективно взаимодействовать, развивать интеграционные процессы, совместно умножая и умело используя транспортный потенциал, который является хорошей основой дальнейшего сотрудничества.

Железные дороги добились заметных успехов в создании межгосударственной информационно - вычислительной сети, внедрении информационных технологий, использовании электронного обмена данными в объеме накладной СМГС.

В настоящее время на первое место выходят экономические результаты работы железнодорожного транспорта государств–участников Содружества, которые непосредственно зависят от роста объемов перевозок и снижения эксплуатационных затрат. В связи с этим все большее значение приобретает взаимодействие железнодорожных администраций в деле координации совместного использования вагонов и контейнеров, их возврата на дороги приписки в установленные нормативами сроки. На каждом заседании Совета рассматривается ситуация по взаиморасчетам за пользование вагонами. В результате удалось добиться значительного улучшения финансовой дисциплины. Таким образом, динамичное и сбалансированное развитие международных связей между железными дорогами является устойчивым источником экономического сотрудничества государств.

Проводимые в рамках Совета мероприятия позволяют координировать на межгосударственном уровне деятельность железных дорог, создавая условия для их эффективной работы. Велика роль в этом постоянно действующих комиссий Совета по вагонному хозяйству, информатизации железнодорожного транспорта, взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения, всесторонне рассматривающих и готовящих согласованные предложения по крупным специализированным направлениям деятельности железнодорожного транспорта. В соответствии с решением 44-го заседания Совета создается комиссия по пассажирскому хозяйству, которая будет рассматривать предложения железнодорожных администраций по вопросам улучшения работы пассажирского комплекса, в том числе за счет введения экономической ответственности за нарушение технологии международных пассажирских перевозок и графика движения поездов.

Говоря об актуальных задачах и планах работы железных дорог и Совета на перспективу, В.И. Якунин подчеркнул, что самой приоритетной задачей, требующей четкой скоординированной работы, является наращивание потенциала и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта для обеспечения эффективного развития государственных экономик.

Для поддержания и восполнения технических ресурсов железнодорожного транспорта нужны масштабные меры по техническому оснащению и модернизации железных дорог. Эта работа невозможна без поддержки со стороны правительств стран. Необходимо ликвидировать дефицит парка подвижного состава, ускорить создание вагонов нового поколения повышенной надежности и экономичности. Должна быть расширена специализация вагонного парка для лучшего удовлетворения запросов клиентуры, повышения качества перевозок. В этой связи требуется расширение сферы действия согласованных нормативно-технических требований и стандартов к транспортной технике.

К числу актуальных проблем, во многом определяющих скорость доставки пассажиров и грузов в международном сообщении, относится сокращение простоев поездов при пересечении государственных границ. Поэтому для ее решения должна проводиться целенаправленная работа по развитию межгосударственных стыковых пунктов железных дорог, повышению технической оснащенности и совершенствованию технологии их работы, укреплению взаимодействия с таможенными и пограничными органами в целях создания условий для ускорения пропуска пассажирских и грузовых поездов. При этом задача создания и оснащения межгосударственных железнодорожных пунктов перехода также не может быть качественно решена без должной государственной поддержки.

Важная группа задач, от решения которых в значительной мере зависят качество и скорость доставки грузов, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, связана с совершенствованием технологий перевозок грузов. К ним прежде всего следует отнести развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики, формирование на этой основе рынка транспортно-экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1520 мм. Принципы транспортной логистики лежат в основе совершенствования взаимодействия и координации видов транспорта, внедрения эффективных схем доставки по международным транспортным коридорам.

Для решения этих задач на железных дорогах необходимо разрабатывать и внедрять новые прогрессивные методы практической реализации логистических схем на основе современных информационных технологий, в том числе электронного документооборота. Назрела потребность в межгосударственных программах по созданию межрегиональных логистических центров, обеспечивающих увеличение грузоперевозок по международным транспортным коридорам. Это будет способствовать интеграции железных дорог СНГ и Балтии в европейскую и мировую транспортные системы, позитивно влиять на эффективное использование транзитного потенциала международных транспортных коридоров, проходящих по территориям наших государств, расширять географию перевозок железнодорожным транспортом как в прямом, так и в смешанном железнодорожно-водном сообщениях. Возможно создание совместных перевозочных компаний на транзитных направлениях Восток – Запад и Север – Юг.

Не теряет актуальности задача укрепления взаимодействия с другими видами транспорта. Железным дорогам целесообразно осуществлять согласованные мероприятия по усилению и модернизации основных железнодорожных направлений и подходов к морским и речным портам.

В условиях проводимых в странах структурных и экономических преобразований будут продолжаться процессы реформирования на железных дорогах, создания рынка транспортных услуг. В этих условиях необходимо проводить поэтапное совершенствование системы международного нормативно-правового обеспечения работы железнодорожного транспорта. Конечной целью здесь станет гармонизация транспортного права в границах Евроазиатской транспортной системы и внедрение упрощенных процедур пересечения границ.

Результаты совместной работы железнодорожников в недалекой перспективе должны обеспечить повышение уровня и качества обслуживания на железнодорожном транспорте, дальнейший рост объемов перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, рост доходов транспортных предприятий, а следовательно, увеличение прибыли, улучшение условий труда на железных дорогах, повышение безопасности, улучшение экологии и др.

Все это, безусловно, повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта, усилит позиции наших железных дорог на мировом рынке транспортных услуг и обеспечит привлечение международного транзита.

Основные итоги эксплуатационной работы сети железных дорог в 2006 г. подвел в своем выступлении председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил, что прошедший год характеризовался дальнейшим ростом перевозок и улучшением основных показателей использования подвижного состава. Принятые обязательства по погрузке грузов, включенные в план перевозок по сумме месячных объемов, были выполнены всеми железнодорожными администрациями, что обеспечило рост погрузки по сравнению с 2005 г. на 4,2%. Стабильно в течение года обеспечивали увеличение погрузки грузов железнодорожные администрации Казахстана, Украины, России, имеющие наибольшие объемы работы на сети железных дорог. Динамично по сравнению с 2005 г. рос уровень погрузки на железных дорогах Молдавии, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии.

Основная доля увеличения объемов перевозок приходится на такие важнейшие грузы, как уголь, нефть и нефтепродукты, цемент, цветная и железная руда, черные металлы, промышленное сырье, строительные грузы, грузы в контейнерах, а также автомобили, машины и оборудование, металлоконструкции. Улучшилось в целом выполнение принятых обязательств по перевозкам по роду грузов, повысилась на 11,6% доля перевозок в международном сообщении, что свидетельствует о расширении экономических связей между государствами. Перевозки грузов в контейнерах возросли на 1,8%, а в крупнотоннажных – на 5,9%. При этом наметились устойчивые постоянно нарастающие контейнерные потоки.

Увеличение погрузки грузов способствовало увеличению грузооборота, который в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возрос практически у всех железнодорожных администраций, а в целом по сети – на 5,6%. Наибольший рост грузооборота достигнут на железных дорогах Молдавии, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Армении, Туркменистана, Украины и России. При росте погрузки в тоннаже на 4,2% погрузка в вагонах увеличилась на 3,3%, что свидетельствует об улучшении использования вагона как по грузоподъемности, так и по обороту.

На достаточно высоком уровне выполнены технические нормативы по выгрузке, передаче вагонов и содержанию их в рабочем парке. При этом в рабочем парке содержалось более 80% вагонов инвентарного парка железнодорожных администраций. По сравнению с 2005 г. эта доля возросла на 6%.

Общий оборот грузового вагона в истекшем году составил 7,89 суток и практически остался на уровне 2005 г. Не все железнодорожные администрации добились ускорения оборота вагона. Вместе с тем рост перевозок требует усиления внимания к выполнению нормативов по обороту грузового вагона.

Дирекцией Совета, железнодорожными администрациями ведется постоянная работа по оказанию «вагонной» помощи для вывоза предъявляемых грузов. Заявки железнодорожных администраций по подсылке исправных порожних вагонов «чужой» принадлежности выполнялись по всем родам подвижного состава: крытым и зерновозам для погрузки сахара - на Латвийскую, Литовскую и Калининградскую железные дороги, зерновозов, цистерн, полувагонов и цементовозов – на дороги Казахстана, рефрижераторного подвижного состава и цементовозов – в Узбекистан. Хорошим примером взаимовыручки служит вывоз зерна из Казахстана. За период уборки под погрузку было направлено более 30 тыс. порожних зерновозов. Значительную помощь в этом оказали железные дороги России, Украины, Эстонии, Узбекистана, Литвы, Беллорусии и др.

В выступлении председателя Дирекции Совета были отмечены и недостатки в организации перевозочного процесса на сети железных дорог в 2006 г. Так, не удалось достичь коренного улучшения организации пассажирских перевозок, особенно в сообщениях с Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Не были выполнены планы маршрутизации перевозок и формирования поездов, технические нормативы по передаче порожних вагонов в межгосударственном сообщении, не всегда обеспечивались ритмичная погрузка грузов по дорогам назначения и соблюдение технических нормативов погрузки, что создавало напряженность в работе стыковых пунктов, вызывало накопление вагонов в портах и на пограничных переходах. Недостаточное взаимодействие оперативных работников смежных дорог в вопросах использования локомотивов и улучшения режима работы локомотивных бригад приводило к затруднениям в пропуске поездов по отдельным межгосударственным стыковым пунктам. Нуждается в улучшении взаимодействие со смежниками, особенно с морскими портами и пограничными переходами в третьи страны, где еще велико количество вагонов, ожидающих выгрузки и приема. Особое внимание следует уделить взаимодействию с таможенными органами.

Необходимо активизировать деятельность железнодорожных администраций и Дирекции Совета по устранению указанных недостатков, так как темпы перевозок нарастают. Так, в январе 2007 г. погрузка грузов увеличилась по сравнению с прошлым годом на 11,4%. Такой же темп сохранялся в феврале. С учетом того, что инвентарный парк грузовых вагонов в 2006 г. сократился на 20 тыс. единиц, для освоения возрастающего объема перевозок необходимо коренным образом улучшить организацию эксплуатационной работы на межгосударственном уровне. Этого можно добиться прежде всего за счет оптимизации перевозочного процесса, пересмотра методологии месячного технического нормирования работы подвижного состава с учетом использования вагонов разной формы собственности и применения экономической ответственности за невыполнение согласованных решений, а также путем усиления централизации оперативного управления и повышения роли руководства перевозочным процессом на межгосударственном уровне.

Одним из важнейших направлений в деятельности Дирекции Совета остается нормотворческая работа. На 45-м заседании были, в частности, утверждены изменения в Приложения 1 и 2 к пункту 4.9 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств в связи с применением новых временных интервалов для повышающих коэффициентов к базовым ставкам за пользование грузовыми вагонами. К 46-му заседанию Совета железнодорожным администрациям и Дирекции Совета поручено завершить разработку проекта общих требований к содержанию и технической эксплуатации железных дорог СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, в соответствии с решением расширенного заседания секции комплексных проблем транспорта НТС ОАО «РЖД» с участием представителей железнодорожных администраций.

В соответствии с повесткой дня участники заседания заслушали информацию Дирекции Совета о выполнении плана научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ железнодорожных администраций государств-участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии по совершенствованию эксплуатационной работы и транспортного обслуживания в международном сообщении за 2006 г., обсудили и утвердили план НИОКР на 2007 г.

Было отмечено, что практически все работы, предусмотренные планом прошлого года, завершены и комиссионно приняты. Выполненные разработки направлены на улучшение сохранности вагонов и контейнеров, расширение транспортных услуг, сокращение трудовых и финансовых затрат при оформлении документов по оплате за пользование вагонами и контейнерами, обеспечивают действенный контроль за погрузкой, транспортировкой и доставкой грузов в международном сообщении.

Планом НИОКР на 2007 г. предусмотрено финансирование всеми железнодорожными администрациями прежде всего работ общесетевого характера, таких как создание автоматизированной системы расчета плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении, разработка технологической документации по межгосударственной информационно-вычислительной сети «Инфосеть-21», создание технологического информационного WEB-портала железнодорожных администраций государств-участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии. Поддержана и включена в план разработка официального WEB-сайта Совета по железнодорожному транспорту.

Как уже отмечалось, в ходе работы Совета состоялась научно-практическая конференция «Основные направления научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте». В ее работе приняли участие руководители и специалисты железнодорожных администраций, представители научно-исследовательских организаций и проектно-конструкторских бюро, транспортных вузов, предприятий-изготовителей и поставщиков продукции для нужд железнодорожного транспорта.

Вел конференцию первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» В.Н. Морозов.

Состоялся интересный, полезный обмен мнениями о путях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта в современных и перспективных условиях на основе широкого внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационных технологий. В прозвучавших на конференции докладах и выступлениях были затронуты практически все главные направления научно-технического развития железных дорог: совершенствование конструкции пути и его технического состояния, создание перспективного тягового подвижного и вагонов нового поколения, разработка и внедрение новейших систем управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов, организация скоростного и высокоскоростного движения, вождения тяжеловесных поездов, рациональное использование энергоресурсов и др.

Большое внимание было уделено формированию евразийских транспортных коридоров, созданию единого информационного пространства, внедрению электронного документооборота, усилению технической оснащенности и совершенствованию технологии работы пограничных железнодорожных переходов. Особо подчеркивалась необходимость формирования единых технических нормативов для обеспечения технологического единства железных дорог. Не были забыты и вопросы подготовки специалистов и повышения квалификации кадров в условиях технического перевооружения железнодорожной отрасли.

Участники конференции приняли итоговый документ, в котором в концентрированном виде определены приоритетные направления, цели и задачи научно-технического развития железнодорожного транспорта государств СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Железнодорожным администрациям рекомендовано руководствоваться этим документом при выработке и реализации технической политики, развитии научно-технического сотрудничества с разработчиками и производителями технических средств и другой продукции для железных дорог, другими видами транспорта и отраслями экономики.

На заседании Совета была рассмотрена и принята предварительная повестка 46-го заседания Совета, которое запланировано провести в Республике Казахстан.

По итогам работы главы железнодорожных администраций подписали Протокол 45-го заседания Совета.