47-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

В конце ноября в столице Азербайджанской Республики г. Баку прошло 47-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, на котором были проанализированы итоги эксплуатационной работы сети за десять месяцев, подведены итоги переписи грузовых вагонов, определены нормативы графика движения поездов на 2008-2009 гг., внесен ряд изменений и дополнений в действующие соглашения и правила перевозок, рассмотрены меры по пополнению инвентарного парка грузовых вагонов общего пользования и другие вопросы.

Председательствовал на заседании председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Руководители делегаций железнодорожных администраций были приняты Президентом Азербайджанской Республики И.Г. Алиевым.

На заседании Совета выступил министр транспорта Азербайджанской Республики З.А. Мамедов. Он отметил, что значительный рост экономик стран, расширение торгово-экономических контактов обуславливает необходимость развития транспортных связей, совершенствования работы международных транспортных коридоров. Министр особо подчеркнул роль глав железнодорожных администраций, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту в координации усилий железных дорог по организации бесперебойных перевозок между странами, в укреплении связей и взаимоотношений между государствами.

Важнейшее значение транспорта в целом и железнодорожного в частности для эффективного развития экономик государств отметил в своем вступительном слове и председатель Совета В.И. Якунин. Он напомнил, что вопросы взаимодействия в транспортной сфере для обеспечения перевозок в международном сообщении стали основными на прошедшем саммите глав государств СНГ 5 октября 2007 г. в городе Душанбе. Как известно, там было принято решение о создании рабочей группы по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной транспортной политики государств - участников СНГ. Этим решением сотрудничество в области транспорта определено ключевой сферой взаимодействия в 2008 г., что возлагает на Совет по железнодорожному транспорту большую ответственность.

В.И. Якунин подчеркнул, что сегодня железнодорожникам удается поддерживать бесперебойное функционирование как национальных железных дорог, так и всей железнодорожной сети и тем самым содействовать качественному росту национальных экономик и повышению уровня жизни населения стран Содружества. В 2007 г. сохранена тенденция роста объемов перевозок грузов. Прирост погрузки за 10 месяцев 2007 г. к уровню прошлого года составил 3,5%. Рост объемов перевозок привел к увеличению грузооборота на 7%. Перевозки грузов в международном сообщении достигли 15,4% общего объема. Однако дальнейшее улучшение показателей сдерживается растущим количеством конвенционных запрещений, хотя их продолжительность и сократилась на 22%.

Не снижается острота проблемы улучшения использования дефицитных сегодня полувагонов. За прошедший период в этом деле не достигнуто существенных результатов. Более того, в связи с острой нехваткой фитинговых платформ полувагоны использовались под погрузку контейнеров, что усугубляет ситуацию. Продолжает замедляться оборот полувагона. В этих условиях необходимы действенные меры по изменению положения с использованием полувагонов на сети железных дорог.

Еще одним проблемным вопросом является использование вагонов «чужой» принадлежности после выгрузки для внутренних перевозок, что вызывает необходимость установления режима срочного возврата вагонов в государства по принадлежности.

Остается сложным положение и в пассажирском хозяйстве: крайне на низком уровне исполняется график движения многих международных пассажирских поездов. Это должно стать предметом тщательного рассмотрения на совещаниях Комиссии по пассажирскому хозяйству.

С учетом ситуации с эксплуатационной работой на сети железных дорог Содружества, дефицита подвижного состава председатель Совета поставил задачу сконцентрировать внимание на тех направлениях деятельности, где еще есть резервы, где без крупных инвестиций можно значительно улучшить результаты прежде всего на основе координации со смежниками, укрепления взаимодействия с грузоотправителями и т.д.

Более подробно об итогах эксплуатационной работы сети доложил в своем выступлении председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил, что за десять месяцев 2007 г. принятые месячные обязательства по перевозке грузов выполнены на 101,6%. Перевозки в международном сообщении возросли на 5,4%, а во внутреннем - всего на 0,9%, что свидетельствует о расширении международных экономических связей. По сравнению с десятью месяцами прошлого года перевезено больше на 61136,5 тыс. т, или на 3,5%, народнохозяйственных грузов. На 6,7% увеличились перевозки грузов в контейнерах, в основном за счет погрузки в крупнотоннажные контейнеры. Стабильно обеспечивают прирост погрузки железнодорожные администрации Украины, Казахстана и России, имеющие наибольшие объемы погрузки грузов на сети железных дорог. По 27 позициям, или 63% наименований грузов учитываемой номенклатуры, обеспечен рост погрузки. Некоторое снижение погрузки допущено по углю, нефти и цветным металлам.

В целом по сети железных дорог за десять месяцев в среднем в сутки грузилось 100,3 тыс. вагонов, что выше аналогичного периода прошлого года на 3,4%. Месячные технические нормативы по погрузке выполнены по всем родам подвижного состава, кроме полувагонов, которых недогружалось 1143 единицы. Невыполнение норм погрузки полувагонов характерно для всех железнодорожных администраций.

Увеличение погрузки способствовало росту грузооборота, который в целом по сети за десять месяцев увеличился на 7%. Рост грузооборота также характерен для всех железнодорожных администраций, кроме Грузии, Молдавии и Эстонии, где он несколько снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Выгрузка составила в среднем в сутки 96,2 тыс. вагонов. Если погрузка к уровню прошлого года возросла на 3,4%, то выгрузка увеличилась только на 2%, что связано с замедлением в продвижении транзитного вагонопотока и, как результат, недосодержаниием парка местных вагонов.

Рабочий парк вагонов по сети железных дорог содержался на 6,8% выше уровня аналогичного периода прошлого года, хотя погрузка в вагонах увеличилась на 3,4% Среднесуточная передача вагонов по стыковым пунктам составила 187,7 тыс. единиц и возросла на 6,4%, а груженой части - на 8,5%. Такое увеличение связано с ростом средней дальности перевозок грузов на 40 км из-за увеличения погрузки в международном сообщении.

Общий оборот грузового вагона выполнен на уровне 8,08 суток и ускорен к нормативу на 0,16 суток, а к уровню прошлого года замедлен на 0,27 суток, вследствие чего в рабочем парке на один погруженный вагон содержалось на 3,4% больше вагонов. Оборот полувагона ухудшен к нормативу на 0,15 суток, а к уровню прошлого года на 0,4 суток. Ухудшение использования полувагонов к нормативу и уровню прошлого года имеет место по всем составляющим элементам. По сравнению с 2006 г. оборот контейнера замедлен на 1,3 суток, в том числе крупнотоннажного - на 2,6.

В 2007 г. активизировалась работа железнодорожных администраций по оказанию «вагонной» помощи для отгрузки предъявляемых грузов. Повысилось качество подготовки подвижного состава, направляемого в качестве «вагонной» помощи. Практически все заявки железнодорожных администраций на «вагонную» помощь были удовлетворены полностью, кроме цементовозов и специализированных вагонов для перевозки автомобилей, которых вообще недостаточно для удовлетворения заявок на перевозки.

В докладе были названы недостатки в организации эксплуатационной работы - несоблюдение ритмичности внутримесячной погрузки, а также погрузки грузов по дорогам назначения, что не позволяет обеспечить передачу порожних вагонов по межгосударственным стыковым пунктам в размерах, предусмотренных техническим планом. Допускаемые сгущения погрузки, как по периодам месяца, так и по объемам, нередко приводят к увеличению потребности в локомотивах и бригадах и, как результат, к осложнениям в работе межгосударственных стыковых пунктов.

Требует повышения качество оперативного планирования поездной работы. Недостаточное взаимодействие оперативных работников служб перевозок смежных железных дорог по использованию локомотивов и локомотивных бригад вызывало затруднения в пропуске грузовых поездов по отдельным межгосударственным стыковым пунктам, прежде всего Ходжадавлет, Аксарайская, Озинки, Каракалпакия, Сарыагач. Из-за нечеткого взаимодействия со смежниками, особенно с морскими портами и «третьими» странами, достаточно велико количество вагонов, простаивающих в ожидании выгрузки.

На заседаниях Совета неоднократно обращалось внимание на необходимость повышения качества как подготовки вагонов для международных перевозок, так и оформления перевозочных документов для сокращения количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах. Однако должных результатов не достигнуто, наоборот, допущено увеличение на 14% количества отцепок вагонов в основном из-за их технического состояния.

Имеются недостатки и в использовании грузовых вагонов. Так, железнодорожные администрации допускают использование «чужих» вагонов после выгрузки под свою погрузку, в том числе и в местном сообщении. В результате собственники вагонов оказываются без погрузочных ресурсов и вынуждены объявлять режим срочного возврата вагонов. За десять месяцев такой режим вводился 84 раза, причем только в октябре - 22 раза. Руководителям железнодорожных администраций необходимо потребовать от причастных работников в корне изменить отношение к соблюдению установленных правил.

Качество обслуживания пассажиров оценивается в первую очередь выполнением графика движения поездов. Если в целом по сети железных дорог выполнение его улучшено на 0,1%, то количество переданных по межгосударственным стыковым пунктам пассажирских поездов с опозданием увеличилось на 9,8%. Неграфиковое поступление пассажирских поездов осложняет работу таможенных и пограничных органов и вызывает увеличение эксплуатационных расходов. Поэтому необходимо детально проанализировать причины опозданий пассажирских поездов с принятием конкретных мер по их устранению.

Железнодорожным администрациям совместно с Дирекцией Совета необходимо сосредоточить свое внимание на ликвидации отмеченных недостатков в организации эксплуатационной работы сети железных дорог, так как их устранение в условиях дефицита подвижного состава является основным резервом для увеличения объемов перевозимых грузов. Это нашло отражение в протоколе 47-го заседания Совета.

Совет утвердил итоги переписи грузовых вагонов и проанализировал предварительные результаты переписи контейнеров в 2007 г. Всего было переписано 951,9 тыс. вагонов инвентарного парка и 444,2 тыс. вагонов парка собственности юридических и физических лиц. Установлено, что инвентарный парк по сравнению с предыдущей переписью в 2006 г. уменьшился на 13 тыс. вагонов, и тенденция его сокращения сохраняется. В свою очередь парк приватных вагонов возрос на 45,5 тыс. вагонов. На 3% уменьшилось количество неисправных вагонов инвентарного парка. По результатам переписи железнодорожным администрациям рекомендовано принять меры к ликвидации расхождения данных номерной базы АБД ПВ и наличия вагонов по переписи путем розыска вагонов или исключения из базы номеров вагонов, не показавшихся в четырех и более последовательно проведенных переписях. Намечено провести очередную перепись вагонов в мае 2008 г.

На заседании были рассмотрены и утверждены нормативы для разработки графика движения поездов на 2008/2009 год, в том числе «Свод пассажирских поездов прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения», включающий 284 пары поездов, «Свод пассажирских поездов на моторвагонной тяге» (55 пар) и «Свод прицепных беспересадочных пассажирских вагонов международного сообщения», предусматривающий 390 сообщений. Железнодорожные администрации при разработке нового графика должны обеспечить повышение маршрутной скорости международных скорых пассажирских поездов до уровня не менее 50 км/ч по всему маршруту следования, удобное для пассажиров время отправления поездов и их прибытия на конечные пункты, улучшение использования составов пассажирских поездов и др. Разработку графика запланировано завершить в феврале 2008 г., а ввести в действие с 0 часов 00 минут московского поясного времени 25 мая 2008 г.

Внесен ряд изменений и дополнений в Соглашение о Межгосударственном пассажирском тарифе и в Межгосударственный пассажирский тариф. На заседании был рассмотрен вопрос о председателе Комиссии по пассажирскому хозяйству. На эту должность сроком на два года утвержден начальник Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Г.В. Верховых, заместителем председателя утвержден начальник Главного пассажирского управления Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Л.М. Лобойко.

На заседании Совета, как всегда, было проанализировано положение дел с взаиморасчетами между железнодорожными администрациями. При этом отмечено, что несмотря на отдельные недостатки в целом ситуация в области взаиморасчетов за пользование как вагонами, так и контейнерами стала намного стабильней. Это важно закрепить в дальнейшей совместной работе, чему призвана содействовать координационная постоянно действующая комиссия по совершенствованию нормативной правовой базы организации расчетов в международном сообщении. Совет утвердил Положение о Координационной комиссии, а также кандидатуру ее председателя - Ш.Н. Шайдуллина, советника президента ОАО «РЖД». Были также утверждены изменения и дополнения в Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями, методика определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и др.

Отдельным вопросом повестки дня были рассмотрены меры, принимаемые железнодорожными администрациями для пополнения инвентарного парка грузовых вагонов общего пользования. В связи с недостаточными закупками новых грузовых вагонов парк по сравнению с 1992 г. снизился на 40,6%, или более чем на 650 тыс. вагонов. Грузооборот же за этот период уменьшился всего на 8,7%, а сегодня он неуклонно растет.

Принимаемые железнодорожными администрациями меры по продлению срока службы вагонов, их модернизации, внедрению системы ремонта по фактически выполненному объему работы, повышению технической надежности узлов и деталей, к сожалению, не восполняют в полной мере потребностей в грузовых вагонах. Как было подчеркнуто, дальнейшие закупки железнодорожными администрациями грузовых вагонов в объемах, не обеспечивающих потребности перевозочного процесса, приведут к ограничению перевозок грузов, неудовлетворению заявок на перевозку.

Для предупреждения негативных последствий железнодорожным администрациям рекомендовано в трехмесячный срок с учетом прогнозных объемов ежегодного прироста перевозок грузов определить ежегодную потребность в поставках новых вагонов на 2008-2015 гг. и принять неотложные меры по пополнению и обновлению вагонного парка.

Особенно важно продолжить работу с правительственными органами по государственной поддержке производства и закупок новых грузовых вагонов, в том числе за счет: предоставления налоговых льгот и долгосрочных кредитов на период реализации проектов по созданию новых и реконструкции существующих производственных мощностей по строительству или сборке грузовых вагонов по опыту железнодорожных администраций Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Республики Узбекистан, Эстонской Республики; реализации механизма лизинговых схем; компенсации убытков от пассажирских перевозок за счет бюджетного финансирования; снижения ставок налоговых (таможенных) платежей для приобретения передовых зарубежных технологий для производств по строительству и ремонту грузовых вагонов; высвобождения средств на содержание подвижного состава мобилизационного резерва, предусмотрев его содержание за счет федеральных (государственных) бюджетов; применения организационно-правовых форм для создания межотраслевых холдингов по функциональному типу, способствующих развитию рыночных механизмов по наращиванию производства новых и перспективных типов грузовых вагонов.

Одновременно должно быть усилено внимание к улучшению технического состояния имеющегося вагонного парка. Железнодорожным администрациям рекомендовано установить контроль за выполнением согласованных планов деповского и капитального ремонта, программ модернизации грузовых вагонов. Совет утвердил Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении. Оно будет введено в действие с 1 января 2008 г. и призвано способствовать повышению эксплуатационной надежности вагонного парка, обеспечению его устойчивой работы на сети железных дорог.

На заседании Совета был принят и ряд других документов и дополнений к действующим правилам и соглашениям, направленных на повышение безопасности движения поездов, совершенствование межгосударственных железнодорожных перевозок, координацию работы сети железных дорог колеи 1520 мм, ускорение научно-технического прогресса. В частности, утверждены Основные принципы подготовки локомотивных бригад для работы на сопредельных территориях, методика расчета плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении. Согласованы и рекомендованы железнодорожным администрациям для практического руководства «Основные принципы и критерии технических требований к техническим средствам для использования их на пространстве 1520». Внесен ряд изменений в соглашение между железнодорожными администрациями о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции, дополнен реестр организаций, аккредитованных на право проведения работ по оценке соответствия железнодорожной продукции. Дирекции Совета совместно с руководством ВНИИЖТа поручено подготовить проекты документов по созданию международного научно-технического комплекса и расширить участие института в реализации тематики НИОКР железнодорожных администраций.

Участники заседания приняли также предварительную повестку дня 48-го заседания Совета, которое намечено провести в мае 2008 г. в Киргизской Республике.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования