48-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

В конце мая в Киргизской Республике в г. Бишкеке (Чолпон-Ата) состоялось 48-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств–участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог, очередных переписей контейнеров и грузовых вагонов, разработки графика движения поездов и планов формирования грузовых поездов, рассмотрены меры по улучшению организации перевозочного процесса в международном сообщении, вопросы тарифной политики, взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2008 г. и др.

Председательствовал на заседании Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Руководителей делегации железнодорожных администраций принял Президент Киргизской Республики К.С. Бакиев. В заседании Совета принял участие премьер-министр Киргизии И.В. Чудинов.

Открывая 48-е заседание, Председатель Совета В.И. Якунин напомнил, что главами государств СНГ ключевой сферой взаимодействия в 2008 г. определено сотрудничество государств Содружества в области транспорта, и Советы глав государств и глав правительств СНГ сотрудничеству в области транспорта уделяют большое внимание. Созданная решением Экономического совета СНГ Рабочая группа по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной транспортной политики государств–участников СНГ, занималась разработкой проекта приоритетных направлений сотрудничества государств–участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 г. для включения их в проект Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. В части железнодорожного транспорта такими направлениями определены:
маркированный список формирование сети международных транспортных коридоров;
маркированный список повышение эффективности тарифной политики;
маркированный список разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников Содружества;
маркированный список повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
маркированный список совершенствование нормативного правового обеспечения сотрудничества в области транспорта.

Совет глав правительств СНГ уделил особое внимание вопросу о пополнении, модернизации и ремонте парка грузовых вагонов совместного использования, рассмотрев его на своем заседании 23 мая 2008 г. В принятом решении отмечено что на фоне возрастающих объемов перевозок грузов складывается неудовлетворительное положение с закупкой, обновлением и модернизацией подвижного состава. С учетом этого правительства государств–участников СНГ поручат своим железнодорожным администрациям в шестимесячный срок определить ежегодную потребность в поставках новых вагонов на 2009–2015 гг. и принять неотложные меры по пополнению и обновлению вагонного парка.

Председатель Совета, говоря о результатах работы железных дорог, подчеркнул, что в отчетном периоде сохранилась тенденция роста объемов перевозок грузов. Стабильно обеспечивают прирост перевозок железные дороги Молдавии, Киргизии и Грузии, а наиболее высокие темпы роста перевозок достигнуты на железных дорогах Узбекистана, Белоруссии, Украины, Казахстана и России. Основную долю увеличения объемов традиционно составили массовые грузы, но отмечен и рост перевозок цемента, машин и оборудования, грузов в контейнерах. Всего по сети в 2007 г. было перевезено 2,2 млрд. т грузов, что на 3,3% больше, чем в 2006 г.

Рост грузооборота характерен для большинства железных дорог. Перевозки грузов в международном сообщении достигли 16% от общего объема и увеличились по сравнению с 2006 г. на 8%. При этом средняя дальность перевозки возросла на 3,5% и составила 1226 км. За четыре месяца текущего года объем перевозок увеличился на 5,5%, а грузооборот – на 8,3. Рост указанных показателей отмечается у большинства железнодорожных администраций. Улучшено использование полувагонов. При увеличении их числа в рабочем парке на 2,6% погрузка возросла на 3,1%, выгрузка – на 3,8%, оборот полувагона ускорен на 0,03 суток, т.е. наступил перелом в положительную сторону по использованию этого дефицитного подвижного состава.

Дирекция Совета совместно с железнодорожными администрациями постоянно вели работу по оказанию «вагонной помощи». Подсылка исправных порожних вагонов «чужой» принадлежности осуществлялась по всем родам подвижного состава большинству железнодорожных администраций. Все заявки на оказание «вагонной помощи» были удовлетворены. Только для погрузки зерна в Казахстан было направлено более 23 тыс. зерновозов принадлежности других железнодорожных администраций. Осуществлялась и подсылка порожних фитинговых платформ, что особенно важно с учетом их нехватки для обеспечения предъявляемых заявок на перевозки.

Председатель Совета обратил внимание руководителей железнодорожных администраций и железных дорог на то, что несмотря на положительные тенденции существенного улучшения эксплуатационной работы пока не достигнуто. Так, за четыре месяца 2008 г. было объявлено 160 конвенционных запрещений, в том числе по просьбе дорог Украины – 99 общей продолжительностью 1155 суток. Это более 60% общего количества запрещений. В таких условиях невозможно нормально организовать перевозки на международном уровне. Не всегда обеспечивается своевременный пропуск поездов по межгосударственным стыковым пунктам, особенно между железнодорожными администрациями Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Во многих случаях в долгих простоях на пунктах виноваты не таможенные органы и пограничники, как это обычно принято считать, а сами железнодорожники, нарушающие согласованные на селекторных совещаниях планы передачи поездов, не обеспечивающие своевременной подсылки локомотивов и локомотивных бригад.

На сети по-прежнему сохраняется большая неравномерность погрузки, особенно в начале месяца, выходные и праздничные дни, что вызывает сгущение погрузки в конце месяца. Это старая проблема, и с ней необходимо активней бороться совместно с отправителями грузов. Необходимо и более тесное взаимодействие со смежниками, в первую очередь с морскими портами.

Серьезных нареканий заслуживает организация пассажирских перевозок. Пассажирские поезда из Казахстана на дороги России поступают с опозданием до 7 ч, на Туркменской железной дороге пассажирские поезда пропускаются без учета их расписаний, велики задержки пассажирских поездов на Узбекской железной дороге. Должной реакции от руководителей железнодорожных администраций на обращения Дирекции Совета и ОАО «РЖД» по этим вопросам пока не последовало.

В выступлении была отмечена необходимость повышения ответственности Дирекции Совета за организацию оперативной эксплуатационной работы на сети железных дорог и обеспечение выполнения основополагающих документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса на международном уровне. Руководители железнодорожных администраций со своей стороны также должны принять для этого все необходимые меры.

Председатель Совета коротко проинформировал участников заседания о прошедшем в Сочи 21–22 мая III Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520». В нем приняли участие более 800 делегатов от коммерческих и правительственных структур 24 стран. Главной целью форума стало привлечение в железнодорожную отрасль инвестиционных, технологических, кадровых и других ресурсов, которые дадут новый импульс развитию бизнеса на пространстве колеи 1520 мм, позволят железнодорожникам не только обеспечить текущие потребности национальных экономик, но и завоевывать лидирующие позиции на международных рынках. Были обсуждены вопросы стратегии развития «пространства 1520», повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в международном транзите, а также возможной кооперации в выпуске современной, высокоэкономичной и комфортабельной железнодорожной техники, функционирования отрасли в условиях рыночной экономики, ухода от монополизма и стимулирования конкуренции, создания в ряде стран грузовых компаний и др.

Подробно о выполнении решений предыдущего заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети доложил в своем выступлении председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил, что для обеспечения решений Совета и подготовки материалов по вопросам повестки дня 48-го заседания Совета с декабря 2007 г. по май 2008 г. было проведено семь заседаний профильных комиссий, 20 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, шесть заседаний экспертов, более десяти совещаний рабочих групп и четыре региональных совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций. Состоялся ряд двухсторонних встреч железнодорожных администраций по рассмотрению и решению оперативных вопросов, направленных на улучшение эксплуатационной работы. Кроме того, Дирекция Совета готовила необходимые материалы по поручению Исполкома СНГ, принимала участие в Рабочей группе по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной транспортной политики государств-участников СНГ.

Итоги эксплуатационной работы за 2007г. и четыре месяца 2008 г. на сети железных дорог государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров свидетельствуют о дальнейшем наращивании объемов перевозок грузов, особенно в международном сообщении. Обязательства по принятым заявкам в план перевозок по сумме месячных планов погрузки в 2007 г. были выполнены всеми железнодорожными администрациями. В целом по сети выполнение составило 101,5%, а за 4 месяца 2008 г. – 101,7%.Погрузка в 2007 г. по сети железных дорог превысила уровень 2006 г. на 3,2%, а уровень установленных технических нормативов – на 0,7%. За четыре месяца 2008 г. среднесуточная погрузка выполнялась в размере 102,2 тыс. вагонов и возросла по всем родам подвижного состава. Среднесуточная погрузка контейнеров в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. на 1,9%, в том числе крупнотоннажных – на 8,2%. Увеличение погрузки грузов и дальности перевозки способствовало росту грузооборота, который по сравнению с 2006 г. возрос на 6,95%. С учетом роста дальности перевозок грузов ухудшения использования подвижного состава не допущено, кроме полувагонов, оборот которых замедлен на 0,24 суток. За четыре месяца текущего года оборот вагона составил 7,94 суток и замедлен к уровню 2007 г. на 0,07 суток, однако оборот полувагона ускорен. Оборот контейнера на сети железных дорог в 2007 г. составил 27,7 суток, в том числе крупнотоннажного – 25,2 суток. По сравнению с 2006 г. он ускорен на 0,2 суток.

В докладе были названы основные недостатки в организации эксплуатационной работы. К ним в первую очередь отнесена неравномерная в течение месяца погрузка, особенно по дорогам назначения, что не позволяет выполнять технические нормативы по передаче порожних вагонов в международном сообщении. Недостаточное взаимодействие оперативных работников смежных железных дорог по использованию локомотивов и улучшению работы локомотивных бригад приводило к затруднениям в пропуске поездов по отдельным межгосударственным стыковым пунктам, в частности по МГСП Ходжадавлет, Талимарджан, Аксарайская, Каракалпакия, Килиф, Озинки, Сарыагач. На железнодорожных администрациях нет должного контроля со стороны оперативных работников за выполнением плана передачи поездов, согласованного на селекторных совещаниях.

Существенное осложнение в работе межгосударственных стыковых пунктов вызывают отцепки вагонов от поездов. За 2007 г. количество отцепок увеличилось на 11%, в среднем в сутки на сети отцеплялось более 260 вагонов. В 2008 г. количество отцепок вагонов на стыковых пунктах практически не сократилось. Затруднения в пропуске поездов по межгосударственным стыковым пунктам возникали и из-за сгущения погрузки в отдельные назначения и, как следствие, образования поездопотока, превышающего технические возможности его беспрепятственного пропуска, а также низкого уровня передачи поездов в первую половину суток.

Железнодорожные администрации продолжают допускать случаи нарушения порядка направления вагонов «чужой» принадлежности после их выгрузки, предусмотренного Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Это вызывает необходимость установления режима срочного возврата вагонов в государства по принадлежности. В 2007 г. было объявлено более 110 таких режимов, причем 46% их общего количества в последние три месяца. По сравнению с 2006 г. количество нарушений режима срочного возврата вагонов в целом по сети снизилось. За четыре месяца 2008 г. было объявлено 38 режимов срочного возврата вагонов. К сожалению, нередко железнодорожные администрации несмотря на санкции нарушают режим срочного возврата грузовых вагонов.

Плохо выполняется график движения пассажирских поездов. Если в целом по сети выполнение действующего графика составило 99,8% по отправлению, 99,2% по проследованию и 98,6% по прибытию на конечный пункт, то по отдельным железнодорожным администрациям выполнение графика движения пассажирских поездов находится на крайне низком уровне. Опоздания поездов возросли до 5 – 7 ч. За четыре месяца 2008 г. на железные дороги России с дорог Казахстана поступило с опозданием 28,1% поездов, на Узбекскую железную дорогу от Туркменской железной дороги по графику не поступило ни одного пассажирского поезда, дороги Казахстана приняли не по графику 80,7% , а сдали 71,9% поездов, Таджикские железные дороги приняли с опозданием 92,3% пассажирских поездов, при сдаче с опозданием 6,2%. Неграфиковое поступление пассажирских поездов осложняет работу таможенных и пограничных органов и вызывает увеличение опозданий. Обращение пассажирских поездов с нарушением графика, помимо негативного отношения со стороны пассажиров, увеличивает и эксплуатационные расходы.

С учетом особой остроты ситуации меры по устранению отмеченных недостатков в организации эксплуатационной работы сети железных дорог, улучшению организации перевозочного процесса в международном сообщении были рассмотрены отдельным вопросом повестки дня. Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечить согласование заявок на погрузку грузов строго в установленные сроки, в процессе оперативного управления эксплуатационной работой руководствоваться согласованными объемами погрузки грузов по дорогам назначения, обеспечив внутримесячную ритмичность погрузки и равномерный подвод в течение суток поездов к межгосударственным стыковым пунктам, исключив при этом предъявление к передаче на соседнюю железнодорожную администрацию поездов с грузами, на которые введены конвенционные запрещения.

В целях улучшения использования локомотивов и организации работы локомотивных бригад, а также соблюдения технологии работы станций необходимо обеспечить пропуск грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам, где размеры движения, предусмотренные графиком, не превышают 10 пар поездов, строго по ниткам графика. Дирекции Совета поручено направлять в оперативных условиях уведомления железнодорожным администрациям о необходимости подсылки или возвращения резервом локомотивов и локомотивных бригад.

Для соблюдения согласованного времени доставки грузов, перевозимых в специализированных контейнерных поездах международного сообщения, признано целесообразным учет выполнения их графика движения осуществлять по принципу пассажирских поездов.

Дирекции Совета поручено также по согласованию с железнодорожными администрациями–собственницами вагонов направлять оперативные уведомления о передаче в регулировку порожних вагонов инвентарного парка, согласовав по разрешению администрации-собственницы вагонов попутную погрузку вагонов, для которых объявлен режим срочного возврата, с письменным уведомлением причастных железнодорожных администраций. В оперативных условиях, в зависимости от фактического вагонопотока, по согласованию устанавливать формирование технических маршрутов более дальних назначений.

Для сокращения количества отцепляемых по техническому состоянию вагонов от готовых поездов на межгосударственных стыковых пунктах железнодорожным администрациям рекомендовано установить контроль, исключающий подачу под погрузку вагонов, не отвечающих требованиям их обращения в международном сообщении.

Рабочей группе из представителей железнодорожных администраций Белоруссии, Грузии, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Литвы и Эстонии с участием Дирекции Совета поручено подготовить предложения по применению экономических санкций за погрузку вагонов «чужой» принадлежности.

Для коренного улучшения организации работы межгосударственных стыковых пунктов признано целесообразным разработать типовые схемы их развития, оснащения и размещения технических объектов, а также типовую технологию работы с учетом выполнения таможенных и пограничных операций. Соответствующие работы рекомендовано включить в план НИОКР на 2009 г. Поставлена задача подготовить перечень основных сортировочных станций для формирования грузовых поездов международного сообщения, а также нормативы для определения назначений. Предусмотрен ряд мер по повышению ответственности за простой поездов на межгосударственных стыковых пунктах, а также вагонов с грузами, находящимися под таможенным контролем.

Совет утвердил график движения поездов, планы формирования грузовых поездов, вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2008/2009 г. Предусмотрено обращение 278 пар пассажирских поездов и 59 пар пассажирских поездов на моторвагонной тяге в международном сообщении, а также курсирование в 367 сообщениях 596 прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов. Маршрутная скорость пассажирских поездов установлена на уровне 51,63 км/ч.

Утверждены размеры грузового движения, весовые нормы и длины грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам. Запланировано формирование 275 назначений грузовых поездов и курсирование 27 пар специализированных контейнерных поездов международного обращения. Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечить постоянный контроль за соблюдением графика движения пассажирских поездов международного сообщения, обратив особое внимание на соблюдение норм продолжительности их стоянок на межгосударственных стыковых пунктах и преимущественный пропуск по участкам.

Важно систематически анализировать причины, вызывающие отклонения следования поездов от расписаний и на этой основе намечать и осуществлять действенные меры по предупреждению подобных случаев. Аналогичная работа должна проводиться и по плану формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в международном сообщении. Железнодорожным администрациям поручено также направить в Дирекцию Совета предложения для разработки графика движения поездов на 2009/2010 г.

На заседании были утверждены итоги переписи контейнерного парка, проведенной 12 сентября 2007 г. Всего переписью было охвачено около 211 тыс. контейнеров. С учетом результатов переписи ИВЦ ЖА поручено произвести соответствующую корректировку контейнерной модели сети, а железнодорожным администрациям рекомендовано провести розыск контейнеров, прошедших перепись 2006 г. и не показавшихся в переписи 2007 г., и исключить из инвентарного парка номера контейнеров, о которых нет информации в контейнерной модели сети с момента начала взаиморасчетов за пользование универсальными контейнерами.

Участники заседания рассмотрели и приняли к сведению информацию о Тарифной политике железных дорог государств–участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2008 фрахтовый год, утвердили с учетом поступивших замечаний изменения и дополнения в Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, Порядок перевозок скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах в международном сообщении между государствами–участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой с вводом его в действие с 1 июля 2008 г.

Была также принята к сведению информация Дирекции Совета о взаиморасчетах между железнодорожными администрациями по состоянию на 1 апреля 2008 г. и информация Дирекции Совета о выполнении Плана НИОКР за 2007 г. Советом утвержден План НИОКР на 2008 г. и изменения и дополнения в Положение о планировании НИОКР и Порядок заключения договоров на выполнение НИОКР. Рассмотрен и одобрен ряд документов и предложений, связанных с обеспечением безопасности движения, выполнением плановых видов ремонта грузовых вагонов, эксплуатацией АСУ «Экспресс», сертификацией железнодорожной техники, подготовкой проектов технических регламентов и др.

Участники заседания приняли также предварительную повестку дня 49-го заседания Совета, которое намечено провести в октябре 2008 г. в Украине.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования