На магистралях содружества

50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества


В столице Республики Беларусь г. Минске 21-22 мая 2009 г. прошло 50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети в 2008 г. и I квартале 2009 г., утвержден график движения поездов в международном сообщении на 2009/2010 год, рассмотрено состояние взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, обсужден и утвержден ряд важных документов, направленных на дальнейшее совершенствование международных железнодорожных сообщений и обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях структурных преобразований и мирового финансового кризиса. В работе Совета принял участие заместитель премьер-министра Республики Беларусь В.П. Буря и министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь В.Г. Сосновский.

В адрес участников юбилейного 50-го заседания поступили многочисленные приветствия, в которых дана позитивная оценка семнадцатилетней деятельности Совета, его роли в сохранении и развитии единого технологического пространства в системе железных дорог, в создании нормативной базы, обеспечении надежных транспортных связей государств - участников Содружества. В приветствии председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ С.Н. Лебедева отмечено, что железнодорожный транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, выступает в качестве важного инструмента достижения социальных, экономических и интеграционных целей. Его устойчивое развитие в Содружестве является одним из базовых условий пространственной доступности национальных территорий, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения. Приоритетное положение отрасли в транспортной системе СНГ выдвигает железнодорожный транспорт в число базовых элементов, на которые должно опираться сегодня и в последующие годы экономическое, инвестиционное и научно-технологическое сотрудничество государств - участников Содружества.

Важно, как подчеркнуто в приветствии, на основе достижений железнодорожной отрасли, опыта работы Совета по железнодорожному транспорту продолжить последовательный поиск конструктивных договоренностей, вариантов и направлений развития, взаимодействия в транспортной сфере. Состоявшееся в Минске юбилейное 50-е заседание в очередной раз подтвердило, что именно с таких позиций Совет и подходит к решению непростых многоплановых задач развития международных железнодорожных сообщений, к углублению интеграционных процессов.

В соответствии с уже сложившейся традицией первым вопросом повестки дня стало рассмотрение хода выполнения решений предыдущего заседания Совета и подведение итогов эксплуатационной работы сети железных дорог за прошедший период. Подробно об этом доложил Председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил, что в период с декабря 2008 г. по первую декаду мая 2009 г. было проведено сорок пять совещаний и заседаний, в том числе 17 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, шесть заседаний профильных комиссий, два заседания МТК 519, восемнадцать совещаний экспертов и рабочих групп. Кроме того, проведен ряд двусторонних встреч железнодорожных администраций по рассмотрению и решению оперативных вопросов, направленных на улучшение организации эксплуатационной работы на сети железных дорог. Намеченные Дирекцией Совета мероприятия выполнены. В результате разработаны новые, а также подготовлены изменения и дополнения в действующие правила, положения и другие нормативные и технологические документы, касающиеся эксплуатационной работы, вопросов перевозки опасных грузов, пассажирского и вагонного хозяйств, здравоохранения и других направлений деятельности железных дорог. Как всегда, Дирекция Совета готовила необходимые материалы по поручению Исполкома СНГ.

Говоря о результатах эксплуатационной работы за 2008 г. и первый квартал текущего года на сети железных дорог государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, П.Г. Кучеренко отметил, что они свидетельствуют о втором за последние 15 лет существенном спаде объемов перевозочной работы. Как известно, с момента образования самостоятельных государств до 1998 г. объем перевозок грузов сокращался. К примеру, по сравнению с 1993 г. он уменьшился на 40%. Начиная с 1999 г., перевозки из года в год стали возрастать и в 2007 г. достигли 95% от уровня 1993 г. В 2008 г. с января по сентябрь включительно также продолжалось наращивание объемов перевозок грузов при некотором замедлении темпов этого роста. Увеличение объемов погрузки по итогам работы в данный период 2008 г. было характерно для большинства железнодорожных администраций. Улучшались и показатели эксплуатационной работы, в том числе и использования подвижного состава по основным родам вагонов. Выполненный оборот грузового вагона соответствовал нормативу, передача вагонов по стыковым пунктам возросла на 2,2%, что соответствовало увеличению погрузки в вагонах. Рабочий парк содержался на 3,7% выше, чем в 2007 г., и соответствовал утвержденному нормативу. Погрузка грузов осуществлялась в условиях определенного дефицита подвижного состава. Последовавший позже спад производства из-за мирового финансового кризиса негативно отразился на объемах перевозок грузов. В IV квартале 2008 г. перевозки по сети железных дорог сократились на 16%, в том числе на дорогах России на 16,9%, Казахстана - на 7,9%, Украины - на 26,7%. В то же время возросли перевозки на железных дорогах Армении - на 24,5%, Узбекистана - на 7,8%, Белоруссии - на 4,4% и Латвии - на 2,6%. В целом по итогам 2008 г. по сравнению с 2007 г. перевозки сократились на 1,8%, а в местном сообщении на 2,8%. Увеличились перевозки на железнодорожных администрациях Армении (3,6%), Белоруссии (4,7%), Грузии (9,6%), Казахстана (4,3), Узбекистана (7,5%) и Литвы (23,1%).

Ухудшились показатели использования подвижного состава. Передача вагонов по стыковым пунктам уменьшилась на 2,2%, рабочий парк вагонов содержался ниже утвержденного норматива и соответствовал уровню 2007 г. Общий оборот грузового вагона составил 8,29 суток и был замедлен на 0,16 суток. Сократилась на 3,9% погрузка контейнеров, в то же время погрузка крупнотоннажных контейнеров возросла на 2,3%. В истекшем году по запросам железнодорожных администраций 176 раз вводился режим срочного возврата грузовых вагонов в администрацию-собственницу, что на 62 случая больше, чем в 2007 г. При этом возросло как количество нарушений режима срочного возврата вагонов, так и суммы экономических санкций. Из-за упущений в организации эксплуатационной работы на международном уровне и недостаточного взаимодействия со смежниками было объявлено 349 конвенционных запрещений погрузки. При этом продолжительность их действия сократилась на 14,4%, а количество обращений за их введением возросло на 6,4%.

Количество отцепок вагонов от предъявленных поездов на межгосударственных стыковых пунктах по всем причинам практически не изменилось и составляет около 1% в среднем в сутки от общего объема сдаваемых груженых вагонов, причем большинство вагонов отцепляются из-за неудовлетворительного технического состояния. Продолжалась работа железнодорожных администраций по оказанию «вагонной» помощи. Всего в 2008 г. было передано в качестве помощи более 6000 грузовых вагонов.

Сеть завершала год в условиях избытка грузовых вагонов. Если на 31 августа 2008 г. в резерве находилось всего 39,2 тыс. вагонов, то на 30 ноября в резерв было отставлено 113,2 тыс., а на 31 декабря - 117,1 тыс. вагонов. В I квартале 2009 г. было перевезено 414,3 млн. т грузов, что составляет 101,8% суммы месячных планов, которые выполнены большинством железнодорожных администраций. В целом по сети железных дорог по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. перевозки сократились на 24%, грузооборот за январь - февраль - на 27,3% и дальность перевозок - на 0,8%. Вместе с тем, в течение квартала на большинстве железнодорожных администраций обозначилась тенденция роста перевозок, которые в марте относительно января по сети увеличились на 19,9%. По сравнению с I кварталом 2008 г. возросли перевозки на железнодорожных администрациях Армении (14,7%), Туркменистана (10,5%), Узбекистана (6,6%) и Латвии (1,5%). По 37 позициям, или 86%, учитываемой номенклатуры грузов обеспечено выполнение принятых обязательств по погрузке, а по перевозке зерна и муки выполненные объемы перевозок превысили показатели первого квартала 2008 года. Перевозки грузов в международном сообщении составили 17% и в процентном отношении остались на уровне I квартала 2008 г. Относительный рост экспортных перевозок обеспечен на железнодорожных администрациях Азербайджана, Молдавии, России, Туркменистана, Латвии и Эстонии.

По сети погрузка составила 76,4 тыс. вагонов, что ниже соответствующего уровня 2008 г. на 24,3%. Сеть продолжает работать в условиях избытка подвижного состава - на 31 января в резерве числилось 210,8 тыс. вагонов. В связи с постепенным ростом погрузки их число начало сокращаться и 28 февраля составило 182,7 тыс. единиц, а 31 марта - уже 157,8 тыс. единиц. Погрузка контейнеров сократилась на 22%. Общий оборот грузового вагона выполнен на уровне 8,27 суток и ускорен к нормативу на 0,11 суток. Оборот контейнера составил 29,8 суток, в том числе крупнотоннажного - 25,7 суток. В I квартале было направлено в качестве помощи 1700 грузовых вагонов.

К сожалению, в этом году продолжаются случаи нарушений режимов срочного возврата грузовых вагонов и отцепок груженых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах от передаваемых поездов по техническим и коммерческим причинам. Отмечаются факты погрузки специализированных вагонов с нарушением их специализации, случаи недостаточного взаимодействия оперативных работников дежурных смен при планировании поездной работы.

Железнодорожным администрациям и Дирекции Совета рекомендовано активизировать деятельность по устранению отмеченных недостатков. В Протоколе заседания определены основные направления и конкретные меры по улучшению эксплуатационной работы, подкрепленные соответствующими дополнениями и изменениями в ряд действующих нормативных и руководящих документов, в частности регламентирующих порядок использования вагонов всех форм собственности, перевозки опасных грузов, организацию взаимозачетов, выполнение ремонта и обслуживания вагонов и их основных узлов и др. Внесены также коррективы в План НИОКР на 2009 г.

На заседании были рассмотрены и утверждены график движения поездов, план формирования грузовых поездов, план формирования вагонов с контейнерами и порядок планирования вагонопотоков в международном сообщении на 2009/2010 г. Предусмотрено обращение 263 пар дальних пассажирских поездов и 60 пар пригородных поездов международного сообщения, курсирование в 361 прямом сообщении 567 прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов. Повышена до 52,3 км/ч маршрутная скорость следования международных пассажирских поездов. Соответствующими приложениями к Протоколу 50-го заседания Совета определены размеры грузового движения, весовые нормы грузовых поездов и серии локомотивов по межгосударственным стыковым пунктам, перечень станций, осуществляющих формирование грузовых поездов международного сообщения, протяженность морской составляющей маршрута при перевозках на паромах. Всего на сортировочных станциях железнодорожных администраций предусмотрено формирование грузовых поездов 269 назначений в международном сообщении. Запланировано курсирование 29 пар международных контейнерных поездов.

Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечить постоянный контроль за соблюдением графика движения и плана формирования поездов, обратив особое внимание на соблюдение норм протяженности стоянок на межгосударственных стыковых пунктах, а также на преимущественный пропуск по участкам пассажирских поездов. В Дирекцию Совета должны быть направлены предложения для корректировки графика движения на 2010/2011 г.

В соответствии с повесткой дня были подведены итоги и утверждены результаты переписи контейнерного парка 2008 г., которой было охвачено более 183 тыс. контейнеров, в том числе около 63 тыс. крупнотоннажных. Отмечено, что за период с 2007 по 2008 г. инвентарный парк контейнеров по АБД ПК сократился на 27508 единиц, а по переписи - на 24016, не показалось в переписи 9,9% контейнеров, имеющих технические паспорта. Железнодорожным администрациям рекомендовано провести розыск контейнеров, прошедших перепись 2007 г. и не показавшихся в переписи 2008 г., а также исключение из инвентарного парка номеров контейнеров, не показавшихся по переписям и не имеющих информации в контейнерной модели сети с 1 января 2001 г. Намечены меры по организации проведения переписи контейнеров 2009 г., которая будет проходить в сентябре уже по новой, утвержденной Советом Инструкции по проведению натурной переписи контейнеров. Принята также к сведению информация о предварительных итогах переписи грузовых вагонов.

Утвержден и вводится в действие с 1 августа 2009 г. Порядок определения ответственности за повреждение контейнеров принадлежности железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и возмещения стоимости его ремонта. Этот документ призван способствовать повышению ответственности железнодорожных администраций за обеспечение сохранности контейнеров и их должного технического состояния, а также регламентировать порядок действий при обнаружении неисправных контейнеров, организации их ремонта, возмещения расходов за ремонт и т.п.

Участники заседания заслушали информацию Дирекции Совета о взаиморасчетах за выполненную работу и оказанные услуги, в том числе за пользование грузовыми вагонами, между железнодорожными администрациями за 2008 г. и I квартал 2009 г. Принята также к сведению и рекомендована для передачи в Исполнительный Комитет СНГ информация о проведенной в 2008 г. работе по выполнению решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества независимых государств от 18 октября 1996 г. При этом отмечено, что каждая администрация имеет возможность снижения или увеличения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и привлечения дополнительных объемов грузов. Практикуется, в частности, установление конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, есть примеры использования средств республиканских бюджетов для поддержания пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развития приграничной инфраструктуры, строительства объектов производственного назначения и др.

***

В Минске было утверждено и введено в действие Положение о комиссии по вопросам реформирования и структурных преобразований, образованной решением 49-го заседания Совета с учетом важности координации работ в этой ответственной сфере, выработки принципов и механизмов взаимодействия новых участников перевозочного процесса в транспортном пространстве государств, участвующих в работе Совета, и др. Определен состав Комиссии, которую возглавил директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ А.Н. Болотский. Заместителями председателя Комиссии утверждены В.А. Веремеев - начальник Департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» и С.В. Киселев - представитель Укрзализныци в Дирекции Совета.

Утвержден перечень вопросов для рассмотрения на заседании Комиссии. В их числе обобщение опыта проведения реформ, принятых концепций, стратегий, моделей и программ реформировании, анализ правовых и законодательных аспектов, подготовка предложений по эффективному управлению парком грузовых вагонов в условиях увеличения числа приватных вагонов, выработка рекомендаций по совершенствованию нормативной базы железнодорожного транспорта в ходе реформирования и др.

Комиссии поручена также координация выполнения железнодорожными администрациями Программы реализации «Приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта до 2020 года». Эта Программа, включающая в себя конкретные комплексы мер по стратегическому развитию железнодорожного транспорта, формированию и развитию сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ, повышению эффективности тарифной политики, укреплению взаимодействия между различными видами транспорта, также была рассмотрена и утверждена на 50-м заседании Совета.

Продлен срок действия полномочий руководителя рабочей группы по вопросам безопасности движения А.Н. Волкова - начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД». Утверждено Положение о рабочей группе Совета по вопросам методологии оперативного и статистического учета на железнодорожном транспорте. Руководителем рабочей группы назначен С.А. Филипченко - начальник Управления анализа и статистики Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД».

Важным достижением по общей оценке участников заседания стало Соглашение об экономической ответственности за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения по государственным стыковым пунктам. Оно вступает в силу с момента ввода в действие единой Инструкции по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам, являющейся неотъемлемой частью Соглашения. Подготовка и согласование Инструкции с учетом предложений железнодорожных администраций должны быть завершены во втором полугодии 2009 г.

Нужно отметить, что выполнению графика движения пассажирских поездов уделялось особое внимание на всех последних заседаниях Совета. На основе анализа задержек поездов при пересечении государственных границ принимались меры по улучшению соблюдения расписаний, однако поезда, особенно формирования Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, систематически поступали с многочасовыми опозданиями. Введение экономической ответственности за передачу поездов с нарушением графика было признано наиболее эффективным средством кардинального решения проблемы. Уже сам ход подготовки соответствующего соглашения дал определенные позитивные результаты. Так, в первом квартале 2009 г. в целом по сети выполнение графика составило по отправлению 99,8%, по проследованию - 99,1%, по прибытию на конечные пункты - 99%. Опоздания поездов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, поступающих с железных дорог Казахстана на железные дороги России, сократились на 57,6% и стали измеряться не часами, а минутами. Участники заседания выразили уверенность, что с началом действия принятого в Минске Соглашения об экономической ответственности соблюдение графика движения международных пассажирских поездов будет повсеместно стремиться к 100%.

В соответствии с повесткой дня был рассмотрен и утвержден Регламент действий локомотивных бригад в аварийных и нестандартных ситуациях при работе на сопредельных участках других железнодорожных администраций, Регламент взаимодействия железнодорожных администраций по обеспечению санаторно-курортного лечения работников железнодорожного транспорта и членов их семей стран СНГ, ряд других документов. С учетом информации председателя Межгосударственного технического комитета по стандартизации в области безопасности, ремонта и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта и услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте в области сертификации (МТК 519), рекомендовано продолжить разработку стандартов безопасности, необходимых для проведения сертификации продукции, обеспечить взаимодействие с международными техническими и национальными комитетами по вопросам стандартизации, сертификации и метрологии, а также с предприятиями - пользователями стандартов, в том числе с испытательными центрами, и другими причастными организациями.

Участники заседания рассмотрели также ряд других вопросов. Продлен срок полномочий П.Г. Кучеренко в должности Председателя Дирекции Совета, В.И. Гапаненок назначен заместителем Председателя Дирекции Совета. Принята предварительная повестка дня 51-го заседания Совета, которое намечено провести осенью этого года в Республике Узбекистан. По итогам 50-го заседания Совета в Минске прошла пресс-конференция.

Минск - Москва