51-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

27-28 октября 2009 г. в г. Ташкенте состоялось 51-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. В заседании приняли участие заместитель премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. ХодЖАев и генеральный директор Международного союза железных дорог (МСЖД) Ж.-П. Лубину.

В дни работы Совета состоялась встреча председателя Совета, президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И. ЯкунинА и председателя правления государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекские железные дороги» А.Ж. Раматова с Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым.

Выступая на открытии заседания, В.И. Якунин отметил, что сотрудничеству в области железнодорожного транспорта сегодня отводится особая роль в укреплении транспортно-экономических связей в Содружестве, в развитии региональной экономической интеграции. Спад деловой активности на мировых рынках в условиях финансового кризиса, безусловно, отразился на экономических процессах практически во всех странах и привел к резкому падению перевозок в конце 2008 - начале 2009 г. Так, за 9 месяцев текущего года объемы перевозок на сети железных дорогах стран, участвующих в работе Совета, уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 18,8%.

Однако наметившаяся с начала 2009 г. тенденция роста объемов погрузки как на большинстве железных дорог, так и в целом по сети вселяет определенный оптимизм. За 9 месяцев перевозки по сравнению с январем возросли более чем на 35%. Существенно увеличился вагонопоток на южном полигоне, особенно назначением в Среднюю Азию, Афганистан, Иран, что потребовало соответствующих мер по наращиванию пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры, повышения качества планирования перевозок и поездной работы.

Председатель Совета заострил внимание на актуальных задачах нынешнего периода, и прежде всего на необходимости дальнейшего развития единого информационного пространства, более широкого использования информационных технологий как эффективного инструмента управления перевозочным процессом, достижения конкурентных преимуществ железных дорог, в том числе в межгосударственном сообщении. Важное направление работы - гармонизация перевозочных документов с международными стандартами и вовлечение их в юридически значимый документооборот с использованием цифровой электронной подписи.

Было подчеркнуто, что за последние годы железнодорожными администрациями созданы необходимые техническая, методическая, нормативно-правовая и организационная основы для обеспечения информационной поддержки работы транспорта и необходимо их умело использовать. Тем более что полезный опыт есть.

Так, на Российских железных дорогах достигнут заметный прогресс в совершенствовании технологии перевозочного процесса. На двусторонней основе ведется работа над созданием системы электронного обмена данными о грузовых перевозках в международном сообщении с применением международных стандартов (между железными дорогами, портами, таможней и другими организациями и предприятиями). Подписаны соответствующие соглашения с Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Подготовлен и передан проект аналогичного соглашения в Узбекистан. Хорошие результаты достигнуты в российско-финляндском международном грузовом сообщении благодаря отлаженному электронному обмену данными российско-финляндской накладной и данными о местонахождении груза с учетом возврата порожних вагонов из Финляндии. Созданы информационные системы контроля за состоянием и дислокацией подвижного состава, центры управления перевозками, что позволило Российским железным дорогам устойчиво работать в изменившихся экономических условиях, характеризующихся прежде всего появлением на рынке транспортных услуг независимых перевозчиков, увеличением доли приватного подвижного состава.

Большое внимание информационным технологиям уделяется в Узбекистане, где создан центр управления перевозками в пределах железной дороги. Аналогичный центр функционирует на Белорусской железной дороге. Передовые технологии при управлении перевозками применяют железные дороги Украины. Казахстанские железные дороги также имеют планы по созданию центра управления перевозками и внедрению современных систем автоматизации перевозочного процесса. В этой сфере они тесно сотрудничают с ОАО «РЖД».

Одной из главных задач и сфер взаимодействия продолжает оставаться обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте, так как транспортная система Содружества относится к разряду сложных и многоуровневых систем, требующих постоянной работы по совместному обеспечению безопасности движения.

Важная роль в странах Содружества отводится реформированию железнодорожного транспорта. Именно поэтому была создана Комиссия Совета по вопросам реформирования и структурных преобразований, призванная решать задачи координации, всестороннего анализа условий, стадий, темпов и моделей реформирования железнодорожного транспорта, выработки механизмов взаимодействия новых участников транспортного рынка.

Процессы реформирования на железных дорогах, а также создания рынка транспортных услуг будут продолжаться, и необходимо проводить поэтапное совершенствование системы международного нормативно-правового обеспечения работы железнодорожного транспорта. Конечная цель - гармонизация транспортного права на границах евроазиатской транспортной системы и внедрение упрощенных процедур пересечения границ.

В числе приоритетных направлений сотрудничества в сфере транспорта является формирование сети международных транспортных коридоров как составной части евроазиатской транспортной системы. В значительной мере этому будет способствовать подписание на заседании Совета глав правительств СНГ Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров. Необходимо энергично включиться в его практическую реализацию. Для этого целесообразно обсудить в 2010 г. работу заинтересованных железнодорожных администраций по развитию национальных участков сложившейся системы международных транспортных коридоров (включая их логистическое обеспечение), а также по формированию транзитных маршрутов.

Логистика, которая по меркам развитых стран на наших железных дорогах пока находится в зачаточном состоянии, может при этом стать одной из масштабных сфер участия частного бизнеса в транспортной деятельности. Так, сегодня имеется острая потребность в современных перегрузочных комплексах, складах и площадках для хранения грузов, терминалах для обработки контейнеров, в логистических технологиях.

Активная работа по всем указанным направлениям позитивно и системно влияет на конкурентоспособность железнодорожного транспорта. На актуальных проблемах обеспечения устойчивой работы сети в современных условиях сделал акцент в своем выступлении и председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Одна из них - отсутствие на пространстве колеи 1520 мм единой системы технического регулирования, что связано с различиями в национальном законодательстве по уровню принятия технических регламентов, подготовки и согласования нормативных и правовых документов, в подходах и принципах установления обязательных требований безопасности и их обеспечения, в том числе стандартами, в процедурах обязательного подтверждения экспертизы и др.

В результате принятые Советом документы в области проведения согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции, совместного использования грузовых вагонов и контейнеров в настоящее время не в полной мере соответствуют законодательству государств, участвующих в работе Совета. Кроме того, отсутствуют единые правила и процедуры допуска подвижного состава на инфраструктуру, что увеличивает риски возникновения технических барьеров, включая проблемы эксплуатационной совместимости, утраты единства требований по безопасности и, как следствие, снижения общего уровня безопасности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок на едином пространстве колеи 1520 мм.

Как было отмечено, все это требует принятия на уровне Совета глав правительств СНГ решения о создании единой системы технического регулирования в области железнодорожного транспорта. Подготовительная работа в этом направлении уже проводится. Так, по инициативе председателя Совета В.И. Якунина на IV Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в мае 2009 г. в г. Сочи был подготовлен и проведен круглый стол на тему «Обеспечение единства технического регулирования в сфере железнодорожного транспорта на пространстве 1520: механизмы и решения». По его итогам руководителями железнодорожных администраций был подписан Меморандум о сотрудничестве железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на пространстве 1520.

Начатой в Сочи работе в Ташкенте был придан новый импульс - решением Совета создана Рабочая группа по реализации решений Меморандума. В качестве главных перед ней поставлены следующие задачи: подготовка проекта соглашения глав правительств о политике в области технического регулирования на железнодорожном транспорте; подготовка проекта соглашения руководителей железнодорожных администраций о согласованной политике в области технического регулирования (взамен действующего соглашения о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции); подготовка проекта соглашения о допуске подвижного состава на инфраструктуру. Председателем Рабочей группы утвержден С.А. Лёвин, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»; заместителями председателя - В.А. Матюшин, председатель Межгосударственного технического комитета по стандартизации в области безопасности, ремонта и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта и услуг, представляемых на железнодорожном транспорте (МТК 519), и О.П. Ткаченко, заместитель начальника Главного управления развития и технической политики Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины.

Кроме того, Дирекции Совета с целью согласования вопросов гармонизации нормативной базы колеи 1520 и 1435 мм по вопросам технической совместимости поручено направить предложение в Контактную группу Европейского железнодорожного агентства и Организации сотрудничества железных дорог (ЕЖДА - ОСЖД) о включении представителя Дирекции Совета в ее состав. Признано также целесообразным создать экспертную группу по гармонизации систем инспекционного и приемочного контроля промышленной продукции из специалистов железнодорожных администраций Казахстана, России, Узбекистана и Украины.

Председатель Дирекции Совета в своем выступлении подвел также итоги эксплуатационной работы сети. За 9 месяцев 2009 г. перевезено 1357,9 млн. т грузов, что составляет 102,3% от суммы месячных планов, которые были выполнены большинством администраций. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. перевозки сократились на 18,8%, грузооборот на 17%, средняя дальность перевозок увеличилась на 4,7%. Перевозки грузов в международном сообщении составили 16,1% общих объемов перевозок и в процентном отношении остались на уровне соответствующего периода прошлого года.

Плановые обязательства по погрузке грузов выполнены всеми администрациями, кроме Таджикистана, Туркменистана, Грузии и Эстонии. Погрузка контейнеров сократилась на 30,1% относительно показателя 2008 г., но в III квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом увеличилась на 25%.

Передача вагонов по стыковочным пунктам превысила норматив на 0,13%, улучшилось взаимодействие администраций по оказанию «вагонной помощи» для отгрузки предъявляемых грузов. Как положительный факт отмечено сокращение на 26% отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах, в том числе по техническому состоянию подвижного состава на 8%, при уменьшении общей передачи по стыкам за сопоставляемый период на 15,5%.

Содержание рабочего парка сократилось на 17,4% при сокращении погрузки в вагонах на 19,4%. Оборот вагона составил 8,37 суток и ускорен к нормативу на 0,15 суток, но замедлен на 0,21 суток к уровню 2008 г.

В результате принятых мер, усиления контроля со стороны железнодорожных администраций существенно улучшено выполнение графика движения пассажирских поездов. На высоком уровне он соблюдается на железных дорогах России, Белоруссии, Украины, Латвии. Удалось устранить значительные опоздания поездов формирования Таджикской, Узбекской и Киргизской железных дорог при поступлении с железных дорог Казахстана в Россию. Наряду с позитивными моментами были названы и недостатки в эксплуатационной работе. Так, несмотря на снижение объемов перевозок в отдельные периоды ощущался дефицит некоторых родов подвижного состава, что вызывало необходимость объявления режима «срочного возврата» грузовых вагонов в государства по принадлежности, причем допускались случаи нарушения порядка использования «чужих» вагонов во время действия этого режима. Не принято должных мер по улучшению ритмичности погрузки по дням месяца, особенно по дорогам назначения, а также внутрисменной ритмичности поездной работы, что отрицательно сказалось на использовании локомотивов и условиях работы локомотивных бригад. Допущено ухудшение использования контейнерного парка. Оборот контейнера замедлен на 1,2, а крупнотоннажного - на 0,7 суток. Не всегда обеспечивался своевременный прием грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам.

Указанные недостатки, многие из которых можно назвать хроническими, должны быть взяты железнодорожными администрациями под первоочередной контроль, как и меры по их устранению. В этом направлении необходимы прежде всего последовательная каждодневная работа всех служб и строгий спрос за ее результаты со стороны руководителей.

Совет утвердил нормативы для разработки графика движения поездов на 2010/2011 год, в том числе «Свод пассажирских поездов прямого международного пассажирского сообщения», включающий в себя 258 пар поездов, «Свод международных пригородных и пассажирских поездов на моторвагонной тяге», предусматривающий 62 пары поездов, и «Свод прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов международного сообщения», включающих 353 сообщения. Маршрутная скорость следования международных скорых пассажирских поездов должна составлять не менее 50 км/ч.

Железнодорожным администрациям рекомендовано при разработке графика обеспечить удобное для пассажиров время отправления и прибытия международных поездов на конечные пункты, сокращение времени нахождения составов в пунктах оборота, а также предусматривать в целях улучшения использования пропускной способности линий пропуск поездов разных назначений по одной нитке графика при их неежедневном обращении. Для своевременной и качественной разработки графика запланировано проведение ряда региональных и сетевых совещаний по согласованию расписаний и схем составов пассажирских поездов, размеров грузового движения по межгосударственным стыковым пунктам, весовых норм и длины грузовых поездов, планов формирования, порядка направления вагонопотоков и др. Ввод в действие откорректированного графика движения международных поездов запланирован на 0 ч 00 мин московского времени 30 мая 2010 г.

На заседании были подведены итоги переписи вагонов грузового парка, проведенной 20 мая 2009 г. Отмечено, что инвентарный парк по сравнению с предыдущей переписью уменьшился на 126,5 тыс. единиц и тенденция его сокращения сохраняется, в том числе за счет передачи вагонов в собственность. Парк приватных вагонов с нумерацией на цифру «5» за этот же период, наоборот, возрос на 145 тыс. вагонов. Увеличилось и количество вагонов инвентарного парка, переданных в аренду. Установлено также, что 11,3% общего количества вагонов инвентарного парка находились на момент переписи в неисправном состоянии. Железнодорожным администрациям рекомендовано рассмотреть утвержденные результаты переписи и принять меры к ликвидации выявленных расхождений данных номерной базы АБД ПВ и наличия вагонов по переписи. Очередную перепись намечено провести в мае 2010 г.

Были рассмотрены предварительные результаты переписи контейнерного парка, ее окончательные итоги будут утверждены на 52-м заседании Совета.

Принята также к сведению информация Дирекции Совета о взаиморасчетах за выполненную работу и оказанные услуги между железнодорожными администрациями за 9 месяцев.

В протокольной записи отмечена необходимость своевременного проведения платежей по текущим задолженностям, а также безусловного выполнения принятых обязательств по погашению длительных задолженностей.

Специальный пункт повестки дня был посвящен совершенствованию организации эксплуатационной работы в новых экономических условиях при использовании грузовых вагонов различной формы собственности. С учетом неуклонного роста парка собственных вагонов этот вопрос приобретает все большее значение и требует приоритетного внимания. Признано необходимым провести подготовительную работу для внесения изменений в нормативные акты Совета, регулирующие эксплуатацию и курсирование приватного подвижного состава. Комиссии по вопросам реформирования и структурных преобразований поручено подготовить предложения по концепции управления на сети железных дорог парком грузовых вагонов различной формы собственности для последующего обсуждения на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций.

На заседании была обсуждена Тарифная политика железных дорог на 2010 фрахтовый год, согласованная 18-й Тарифной конференцией. При этом железнодорожным администрациям - участникам Тарифного соглашения рекомендовано с учетом негативного влияния финансово-экономического кризиса на конъюнктуру рынка оперативно принимать решения по совершенствованию согласованной Тарифной политики с целью повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок в международном сообщении. Рекомендовано также совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами устанавливать экономически обоснованные тарифы на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок, активней использовать для привлечения грузов возможности применения сквозных ставок на перевозки.

Признано необходимым продолжить работу с министерствами экономики, финансов и другими органами государственного управления по вопросам государственного финансирования приобретения нового подвижного состава, использования государственных дотаций для снижения убыточности пассажирских перевозок, а также инвестирования средств в развитие пограничных переходов.

Участники заседания утвердили План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по совершенствованию эксплуатационной работы и транспортного обслуживания в международном сообщении на 2010 год, включающий в себя около 30 ранее начатых и новых проектов и разработок. Утверждено также в новой редакции и вводится с 1 января 2010 г. Соглашение между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СНПС) - ОП СМПС. Утверждены изменения и дополнения в Положение о разграничении ответственности между железными дорогами за несохранные перевозки, Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами и контейнерами в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Российская Федерация) и Варна (Республика Болгария) и ряд других новых документов, изменений и дополней в действующие акты.

Участники заседания - члены МСЖД рассмотрели вопрос о введении русского языка в качестве одного из рабочих языков Международного союза железных дорог и согласились направить соответствующее совместное обращение к членам Исполнительного совета и Генеральной Ассамблеи МСЖД. Признан также целесообразным безвозмездный обмен электронными базами Тарифного руководства №4 и аналогичной базы МСЖД.

Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями поручено организовать разработку Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. для рассмотрения на 53-м заседании Совета.

Принято решение создать Рабочую группу по работе с молодежью. Ее руководителем утвержден А.А. Награльян, помощник президента ОАО «РЖД».

Был рассмотрен ряд других вопросов, принята предварительная повестка дня 52-го заседания Совета, которое запланировано провести в мае 2010 г. в Латвийской Республике.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования