49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

В конце ноября в столице Украины в г. Киеве прошло 49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2008 г. и очередных переписей грузовых вагонов и контейнеров, рассмотрены нормативы графика движения поездов на 2009 г., вопросы тарифной политики, организации пассажирских перевозок на международном уровне, взаиморасчетов железнодорожных администраций, план научно-исследовательских и опытно-технологических и конструкторских работ на 2009 г. и др. Председательствовал на заседании Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В заседании Совета приняли участие министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин и министр транспорта и связи Украины И.В. Винский.

На заседании выступил заместитель Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ А.А. Дронь. Он рассказал собравшимся о завершении разработки Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. Этот комплексный документ был в основном одобрен главами государств на саммите в г. Бишкеке и утвержден в ноябре 2008 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в г. Кишиневе. При его подготовке были проанализированы национальные программы социально-экономического развития, сопоставлены текущие и долговременные интересы и на этой основе определены направления, на которых консолидация может дать наибольший эффект. Акцент сделан на инновациях, развитии современных видов производства, услуг, призванных обеспечить странам конкурентные преимущества на долгие годы вперед. Большое внимание в документе уделено проведению согласованной транспортной политики, приоритетным направлениям развития сотрудничества в сфере транспорта, повышению эффективности тарифной политики, формированию рынка транспортных услуг. А.А. Дронь подчеркнул, что Совет по железнодоржному транспорту является одним из наиболее востребованных и эффективно развивающихся в системе отраслевых органов СНГ. Это признают руководители государств, это оценивают люди. Разработанные Советом документы, принимаемые решения востребованы и приносят практические результаты. На железнодорожный транспорт в значительной мере опирается экономическое сотрудничество государств-участников СНГ.

С тезиса о том, что Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества всегда находится на острие решения транспортных проблем, обеспечивая перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, начал свое выступление на заседании Председатель Совета В.И. Якунин. Он напомнил, что 2008 г. в рамках СНГ был назван годом транспорта и в этот период на каждом заседании Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ рассматривались вопросы сотрудничества в транспортной области.

На заседании Совета глав правительств СНГ в ноябре 2008 г. в Кишиневе были утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, над которым в рамках Рабочей группы, созданной Исполкомом СНГ, работали и представители железнодорожных администраций и Дирекции Совета. В соответствии с принятым решением Совету по железнодорожному транспорту поручено принять меры по реализации Приоритетных направлений как части Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г. Дирекция Совета должна рассмотреть этот документ и совместно с железнодорожными администрациями подготовить план его реализации для утверждения на следующем заседании Совета.

При подготовке плана необходимо рассмотреть ключевой вопрос развития сотрудничества железных дорог - разработку Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников Содружества на период до 2020 года. Эта Концепция должна основываться на актуализации Концепции согласованной транспортной политики, разработанной до 2010 г. и утвержденной Советом глав правительств в сентябре 2004 г. Многие положения этой Концепции реализуются в практической деятельности железных дорог, содержатся в разрабатываемых в рамках Совета по железнодорожному транспорту документах.

Целесообразно также актуализировать Схему транспортных сообщений, разработанную на период до 2010 г. с учетом формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта и одобренную на 37-м заседании Совета по железнодорожному транспорту в феврале 2004 г. При актуализации этой Схемы необходимо предусматривать сбалансированность международных транспортных коридоров (МТК) по пропускным способностям и техническому развитию, обеспечению высокого уровня сервиса. Развитие МТК предполагает координацию усилий участников по привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры коридоров, создание логистических центров в промышленных и транспортных регионах, что в конечном итоге определяет перспективы роста экономик наших стран.

Говоря о работе железных дорог в 2008 г., Председатель Совета отметил сохранение тенденции роста объемов перевозок грузов в международном сообщении. За девять месяцев по сети железных дорог было перевезено около 1,7 млрд. т грузов. Однако наращивание перевозок в международном сообщении существенно сдерживалось растущим количеством конвенционных запрещений. Необходимо ужесточить контроль за их обоснованностью. Настало время применения конвенций как исключительной меры, а не как системы в организации перевозочного процесса. Для этого нужно осуществлять погрузку в соответствии с согласованным планом, активней работать со смежниками и грузоотправителями. Отрицательно сказывается на эксплуатационной работе и пренебрежение принятыми правилами использования вагонов «чужой» принадлежности после их выгрузки. Вместо возвращения в государство по принадлежности вагоны нередко используются для внутренних перевозок, что срывает погрузку у соседа из-за невозврата его вагонов. Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему ухудшается использование полувагонов на всех железных дорогах, замедляется оборот грузового вагона.

Вместе с тем в условиях реформирования железнодорожного транспорта необходимо добиваться улучшения использования грузовых вагонов за счет оптимизации порожних пробегов и повышения управляемости перевозочным процессом. В связи с этим В.И. Якунин поддержал инициативу Белорусской железной дороги о создании рабочей группы для подготовки предложений по комплексному решению вопросов эксплуатации вагонных парков в условиях снижения доли инвентарного парка на сети, более широкому привлечению приватных вагонов к перевозкам на основе изменения нормативной базы.

Совет по железнодорожному транспорту настойчиво обращал внимание правительств государств на необходимость осуществления закупок подвижного состава и создания новых мощностей для его строительства, и в ряде государств происходят сдвиги в сторону положительного решения этой проблемы. Россия как крупнейший производитель железнодорожной техники на пространстве железных дорог колеи 1520 мм предпринимает меры по наращиванию объема выпускаемой железнодорожной техники для поставок не только на российские железные дороги, но и для своих партнеров. Украинские производители железнодорожной техники также стремятся к обеспечению железных дорог подвижным составом собственного производства. В Казахстане предпринимаются конкретные шаги по созданию производственных мощностей для строительства новых грузовых вагонов, а также по ремонту имеющихся. Кроме того, предусматривается создание производств для строительства в Казахстане пассажирских вагонов и магистральных электровозов.

Председатель Совета особо остановился на вопросах улучшения работы межгосударственных пограничных переходов как крупном резерве пропускной способности. Хороший пример - взаимодействие ОАО «РЖД» с казахстанскими коллегами. В сентябре 2008 г. в г. Актюбинске на пятом Форуме приграничных регионов в присутствии глав государств России и Казахстана был подписан Меморандум о сотрудничестве российских и казахстанских железнодорожников и таможенников. Совместная работа будет направлена на совершенствование таможенных процедур, главным образом на их упрощение, внедрение передовых технологий таможенного контроля, унификацию требований таможенных органов двух стран, на соблюдение нормативов времени таможенного контроля пассажиров и грузов, пересекающих государственную границу.

Подробно о выполнении решений предыдущего заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети доложил в соответствии с повесткой дня Председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Он отметил, что для обсуждения вопросов, входящих в круг поручений Совета и выработки по ним предложений в период с июня по октябрь 2008 г. было проведено семь заседаний профильных комиссий, 14 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, 6 заседаний экспертов, 12 совещаний рабочих групп. Кроме того, проведен ряд двусторонних встреч железнодорожных администраций по рассмотрению и решению оперативных вопросов, направленных на улучшение организации эксплуатационной работы на сети железных дорог. Дирекция Совета также готовила необходимые материалы по поручению Исполкома СНГ.

Результаты эксплуатационной работы за девять месяцев 2008 г. на сети железных дорог свидетельствуют о сохранении тенденции наращивания объемов перевозок грузов, при некотором замедлении темпов его роста. Если за девять месяцев 2007 г. прирост погрузки грузов составил 3,8%, то за аналогичный период текущего года погрузка возросла только на 2,8%. В целом по сети план перевозок грузов за девять месяцев по сумме месячных планов был выполнен на 101,2%. При этом общие перевозки в международном сообщении возросли на 4,1%, а во внутреннем - на 2,2%, что свидетельствует о дальнейшем расширении международных экономических связей. Увеличение погрузки на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года способствовало росту грузооборота, который в целом по сети увеличился на 5,7%.

Общий оборот грузового вагона в 2008 г. выполнен на уровне 8,16 суток и ускорен к нормативу на 0,09 суток, но к уровню прошлого года замедлен на 0,09 суток. Оборот полувагона замедлен к нормативу на 0,28 суток и к уровню соответствующего периода прошлого года на 0,04 суток. Железнодорожным администрациям необходимо проанализировать работу полувагонов, выявить негативные моменты в использовании дефицитного рода подвижного состава и принять меры по устранению причин, приведших к ухудшению использования полувагонов. По сравнению с 2007 г. оборот контейнера ускорен на 2 суток, в том числе крупнотоннажного - на 1,3 суток.

Активизировалась работа железнодорожных администраций по оказанию «вагонной» помощи для отгрузки предъявляемых грузов, повысилось качество подготовки подвижного состава, направляемого для этих целей.

В числе недостатков в организации эксплуатационной работы в отчетный период кроме замедления оборота вагонов были названы неравномерная в течение месяца погрузка, особенно по дорогам назначения, недостаточное взаимодействие оперативных работников смежных железных дорог по использованию локомотивов и улучшению работы локомотивных бригад, что вызывало затруднения в пропуске поездов по отдельным межгосударственным стыковым пунктам, недостатки во взаимодействии со смежниками, особенно с морскими портами, где еще достаточно велико количество вагонов, ожидающих выгрузки. Увеличено количество отцепок вагонов от поездов на стыковых пунктах, прежде всего по требованию таможенных органов.

Мировой экономический кризис оказал негативное влияние на объемы перевозок. Так, в октябре принятые месячные обязательства по перевозкам грузов в целом по сети железных дорог были выполнены на 95,6%; перевезено грузов на 5% меньше, чем в октябре 2007 г.

Объемы перевозок в международном сообщении уменьшились на 1,4%. По тридцати позициям учитываемой номенклатуры грузов отметилось снижение погрузки. Среднесуточная погрузка контейнеров сократилась на 8,6%, в том числе крупнотоннажных - на 1,5%. Снижение погрузки негативно отразилось на обороте грузового вагона, который за десять месяцев в целом по сети составил 8,2 суток и ухудшен к достигнутому уровню прошлого года на 0,12 суток. В ноябре продолжилось снижение объема перевозок, в целом по сети железных дорог за 17 дней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года перевозки сократились на 19%.

В сложившихся условиях особенно важно активизировать деятельность железнодорожных администраций и Дирекции Совета по устранению недостатков, руководствуясь при этом согласованными решениями. Рекомендовано, в частности, повысить качество оперативного планирования поездной работы, а также взаимодействие оперативных работников смежных железных дорог и на этой основе обеспечить беспрепятственный пропуск грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам. В целях сокращения количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах следует усилить контроль за подготовкой вагонов в техническом отношении и правильностью оформления перевозочных документов в международном сообщении.

В числе первоочередных задач - усиление контроля за пользованием грузовыми вагонами собственности других государств. Решению этой задачи будет способствовать ввод в действие с января 2009 г. новой Методики о порядке учета нарушений режима срочного возврата грузовых вагонов, утвержденной на 46-м заседании Совета, а также второй версии прикладного комплекса задач межгосударственного уровня «Автоматизированный учет нарушений режима срочного возврата грузовых вагонов» и «Автоматизированной системы пономерного учета грузовых вагонов инвентарного парка, переданных в аренду и курсирующих в международном сообщении».

Для объединения усилий железнодорожных администраций по своевременному и эффективному решению стоящих перед железнодорожным транспортом задач признано целесообразным создать Комиссию Совета по вопросам реформирования и структурных преобразований, а также рабочую группу по вопросам методологии оперативного и статистического учета на железнодорожном транспорте.

На заседании были утверждены результаты переписи вагонов грузового парка, проведенной в мае 2008 г. Отмечено, что инвентарный парк по сравнению с переписью 2007 г. уменьшился на 12,9 тыс. вагонов и на ряде железнодорожных администраций сохраняется тенденция его сокращения, а парк приватных вагонов, наоборот, возрос на 55,3 тыс. вагонов. Доля неисправных вагонов инвентарного парка осталась на уровне переписи 2007 г. - 8,3%, количество арендованных вагонов сократилось на 1,2 тыс. и составляет 3,6% инвентарного парка, количество вагонов, оборудованных кодовыми бортовыми датчиками, составляет 7,8% общего парка.

Железнодорожным администрациям рекомендовано рассмотреть результаты переписи вагонов грузового парка и принять меры к ликвидации расхождений данных номерной базы АБД ПВ и наличия вагонов по переписи путем розыска вагонов или исключения из АБД ПВ номеров вагонов, не показавшихся в четырех и более последовательно проведенных переписях. Перед комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций поставлена задача, рассмотреть результаты переписи в части технического состояния парка и учета неисправных вагонов. Утверждена новая Инструкция по проведению натурной номерной переписи вагонов грузового парка, которая будет использована уже при проведении следующей переписи вагонов, намеченной на май 2009 г. Принята к сведению информация о предварительных итогах переписи контейнерного парка, проведенной в сентябре 2008 г. Отмечена высокая полнота охвата переписью контейнеров, участвующих в перевозочном процессе. Окончательно результаты переписи контейнерного парка будут рассмотрены и утверждены на 50-м заседании Совета.

В соответствии с повесткой дня были рассмотрены и утверждены в качестве нормативов для разработки графика движения поездов на 2009/2010 г. «Свод пассажирских поездов прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения», включающий 270 пар поездов, «Свод пассажирских поездов прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения на моторвагонной тяге», включающий 61 пару поездов, «Свод прицепных беспересадочных вагонов международного сообщения», включающий 382 сообщения, а также «Перечень станций для формирования грузовых поездов международного сообщения».

Железнодорожные администрации при разработке нового графика движения поездов должны обеспечить маршрутную скорость следования международных скорых пассажирских поездов не менее 50 км/ч по всему маршруту, улучшение использования составов пассажирских поездов за счет как повышения скорости их следования, так и доведения времени нахождения составов в пунктах оборота до установленного технологическими процессами подготовки составов в рейс. Необходимо предусмотреть удобное для пассажиров скорых, фирменных и поездов постоянного обращения время отправления и прибытия на конечные пункты, определить необходимое количество составов, локомотивов и локомотивных бригад для освоения размеров пассажирского движения в международном сообщении, предусмотренных «Сводами». Завершить разработку графика движения пассажирских поездов намечено до 1 февраля 2009 г.

Улучшению организации пассажирских перевозок было уделено особое внимание. Отмечалось, что в 2008 г. было несколько ухудшено выполнение графика движения пассажирских поездов, особенно на Туркменской, Узбекской и Казахстанcких железных дорогах. Пассажирские поезда формирования Таджикской, Узбекской и Киргизской железных дорог систематически поступают на железные дороги России с нарушением графика движения. Основная причина - несоблюдение норм продолжительности стоянок на межгосударственных стыковых пунктах для прохождения таможенного и пограничного контроля.

В целях улучшения организации перевозок пассажиров в международном сообщении железнодорожным администрациям рекомендовано усилить контроль за подготовкой пассажирских составов в рейс, укомплектованием поездных бригад компетентными и исполнительными работниками, умеющими оказать пассажирам помощь в подготовке документов и багажа к пересечению государственной границы. Необходимо обеспечить выполнение Соглашения об экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа, грузобагажа и непередачу для реализации мест в пассажирских поездах, а также правил контроля международных пассажирских поездов и проведения разборов причин проследования каждого пассажирского поезда с нарушением графика. Важно также регулярно проводить совместные совещания с представителями пограничных и таможенных органов для выработки мер по устранению причин, приводящих к задержкам пассажирских поездов.

Для кардинального решения проблемы признано необходимым ввести экономическую ответственность за передачу пассажирских поездов с нарушением графика. Дирекции Совета поручено организовать в начале 2009 г. совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций по рассмотрению и согласованию окончательной редакции проекта Соглашения об экономической ответственности за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам и величины единой ставки за каждые полные 30 минут опоздания одного поезда для утверждения на 50-м заседании Совета.

На заседании был также утвержден и введен в действие Порядок управления маршрутами прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения, регламентирующий разработку и согласование графика движения международных поездов, оперативное регулирование размеров движения и др. Утверждены также правила резервирования мест и оформления проездных документов в международном сообщении через автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками, Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении, Регламент о медико-санитарных требованиях к перевозкам организованных детских коллективов железнодорожным транспортом в международном сообщении. Все это будет способствовать повышению качества пассажирского сервиса.

Участники заседания заслушали и приняли к сведению информацию о Тарифной политике железных дорог. В связи с изменяющейся конъюнктурой рынков железнодорожным администрациям-участникам Тарифного Соглашения рекомендовано продолжить работу по совершенствованию согласованной Тарифной политики, установлению совместно с заинтересованными органами исполнительной власти государств экономически обоснованных исключительных тарифов на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок.

Принята к сведению информация Дирекции Совета о взаиморасчетах за выполненную работу и оказанные услуги между железнодорожными администрациями по состоянию на 1 октября 2008 г.

Утверждены уточненные величины ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, изменения и дополнения в Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, Положение о группе экспертов по разработке форм бланков проездных и перевозочных документов, Положение о Международном научно-технологическом комплексе Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и ряд других документов.

Специальным пунктом был выделен в повестке дня вопрос о продлении срока службы грузовых вагонов. Отмечено, что во многом благодаря проводимой железнодорожными администрациями в этом направлении работе удалось компенсировать недопоставки новых вагонов и обеспечить перевозку грузов в предъявляемых объемах в 2005-2007 гг. и за девять месяцев 2008 г. С продленным сроком службы эксплуатируется более 350 тыс. вагонов инвентарного парка и собственных грузовых вагонов. В условиях финансового кризиса и спада перевозок острота проблемы дефицита вагонов значительно снизилась, тем не менее она не теряет актуальности и по мере стабилизации экономической ситуации снова может стать одной из самых злободневных. Поэтому следует признать обоснованным и дальновидным решение Совета продолжить работу по обеспечению пополнения, модернизации и ремонта парка грузовых вагонов совместного использования.

Участники заседания утвердили План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии по совершенствованию эксплуатационной работы и транспортного обслуживания в международном сообщении на 2009 г. В него, в частности, включены, развитие автоматизированной системы расчета плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении, функций межгосударственной АСУ «Экспресс», комплекс работ в рамках программы «Инфосеть-21», создание единого автоматизированного банка данных съемных деталей грузовых вагонов, переработка нормативно-технологических документов в области вагонного и локомотивного хозяйств, межгосударственных стандартов и др.

Участники заседания приняли также предварительную повестку дня 50-го заседания Совета, которое намеченного провести в мае 2009 г. в Республике Беларусь.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования