52-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

В Латвийской Республике в г. Юрмале 13-14 мая прошло 52-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. В работе Совета принял участие генеральный директор Международного союза железных дорог (МСЖД) Ж.-П. Лубину.

В приветствии к участникам Совета премьер-министр Латвийской Республики Валдис Домбровскис отметил, что Латвийская железная дорога вместе со странами, входящими в Совет по железнодорожному транспорту, активно участвует в совершенствовании технологических процессов на путях существующей колеи. На данный момент Латвийская железная дорога внедрила ряд важных улучшений, позволяющих железнодорожному подвижному составу свободно и быстро пересекать внешнюю границу ЕС, ускоряя таким образом время доставки грузов.

В приветствии также говорится, что экономический кризис, затронувший весь мир, существенно повлиял и на железнодорожные перевозки. Однако последние данные о работе в прошлом году и первом квартале нынешнего года позволяют сделать вывод, что сейчас в этой отрасли транспорта заметно улучшение ситуации, ведь на сети железных дорог Совета увеличились и перевозки, и оборот грузов, в том числе контейнерных. С ростом экономической активности возрастет и необходимость в железнодорожных перевозках, и лишь координированное сотрудничество сможет способствовать дальнейшему развитию и расцвету этой транспортной отрасли.

Первостепенное значение эффективной и надежной работы железнодорожного транспорта было отмечено и в приветствии Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансурова. На долю железных дорог приходится основное перемещение грузов и пассажиров между странами Сообщества, железнодорожная отрасль вносит весомый вклад в развитие интеграционных процессов и выступает локомотивом инновационного развития. Разветвленная сеть железных дорог, имеющих единую колею, создает благоприятные условия для формирования единого транспортного пространства, реализации транзитного потенциала, развития международных транспортных коридоров.

Открывая 52-е заседание, председатель Совета президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин в своем выступлении также подчеркнул, что сотрудничеству в области железнодорожного транспорта отводится особая роль в развитии транспортно-экономических связей в Содружестве, оно является и одним из ключевых звеньев региональной экономической интеграции. Совет успешно решает поставленные перед ним задачи по координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне, выработке согласованных условий и принципов работы железнодорожного транспорта в рамках единого технологического и информационного пространства.

Спад деловой активности на мировых рынках в условиях мирового финансового кризиса вызвал резкое падение перевозок грузов на всей сети железных дорог в конце 2008 г. и в 2009 г. Однако в четвертом квартале прошлого года наметился постепенный выход из глубокого спада погрузки. В целом по сети обязательства железных дорог на 2009 г. выполнены на 102%, но это почти на 14% меньше, чем в 2008 г. В течение 2009 г. рост объемов перевозок был характерен для всех железнодорожных администраций и составил за год 26,6%. Всего по сети железных дорог было перевезено 1,855 млрд. т грузов.

В этот период сеть работала в режиме относительного избытка вагонного парка. Тем не менее продолжался процесс его пополнения за счет как инвентарного, так и приватного парка вагонов, главным образом российского, в основном за счет собственности физических и юридических лиц. В результате за прошедший период впервые произошло изменение соотношения инвентарного и приватного парков в пользу приватного. На собственные вагоны в настоящее время приходится 53% парка.

Председатель Совета выразил сожаление, что в прошедшем году не удалось закрепить положительную тенденцию 2008 г. по улучшению выполнения графика движения пассажирских поездов. Основными причинами снижения уровня его выполнения являются: задержки поездов на погранпереходах при проведении пограничного и таможенного контроля, недостаточное качество подготовки подвижного состава в рейс, недостатки диспетчерского регулирования, обнаружение пассажиров с недействительными для проезда документами, незадекларированными товарами и др. Пассажирские поезда формирования Киргизской, Таджикской, Узбекских железных дорог в течение года поступали на дороги России с дорог Казахстана с опозданиями от получаса до полутора часов. Необходимо продолжить работу по улучшению выполнения графика движения пассажирских поездов как по двусторонней основе, так и в рамках Комиссии по пассажирскому хозяйству.

В.И. Якунин особо остановился на развитии скоростного пассажирского сообщения. Он напомнил, что в 2009 г. Россия присоединилась к странам, имеющим высокоскоростное железнодорожное движение. Поезд «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом развивает скорость до 250 км/час. Время в пути составляет 3 ч 45 мин. Для сравнения: перелет самолетом между Москвой и Санкт-Петербургом, с учетом контрольных операций в аэропорту и использования автотранспорта, составляет в среднем не менее 5 ч. С начала апреля ежедневно осуществляется по пять рейсов экспрессов в каждом направлении. Средняя заполняемость поездов в марте составила 90,8%. По информации на 30 апреля, поездами «Сапсан» перевезено свыше 411 тыс. пассажиров. В июле по планам поезда «Сапсан» начнут курсировать между Москвой и Нижним Новгородом.

Продолжается работа по организации высокоскоростного движения по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки поездами типа Pendolino. Это позволит сократить время в пути с 5 ч 30 мин до 3 ч 30 мин. Максимальная эксплуатационная скорость поезда составит 220 км/ч по территории Финляндии и 200 км/ч по территории России. В поезде смогут разместиться 344 пассажира. Ежедневно будет курсировать четыре пары скоростных электропоездов. Закончить работу по модернизации инфраструктуры намечено к сентябрю 2010 г.

Планируется организация скоростного пассажирского сообщения на направлениях от Москвы до Сочи, Самары и Курска. В международных маршрутах актуальна организация скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва - Минск - Брест с выходом в Германию. В настоящее время ОАО «РЖД» приступило к рассмотрению вопросов ускоренного и скоростного пассажирского сообщения с Украиной. Это направления Москва - Киев, Москва - Крым.

Одним из приоритетных направлений сотрудничества в сфере транспорта продолжает оставаться формирование сети международных транспортных коридоров как составной части евроазиатской транспортной системы. С целью углубления взаимодействия в этой области заинтересованных сторон на заседании Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2009 г. было подписано Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров. В этой связи, как подчеркнул В.И. Якунин, представляется целесообразным обсудить работу железнодорожных администраций по развитию национальных участков сложившейся системы международных транспортных коридоров (включая их логистическое обеспечение), а также по формированию транзитных маршрутов.

Усиление соперничества за грузопотоки на разных видах транспорта ставит перед железнодорожным бизнесом задачу последовательного и интенсивного повышения конкурентоспособности железных дорог. При этом единство интересов и взаимозависимость ключевых участников транспортного процесса требуют консолидации усилий, совместного формирования комплекса «прорывных» мер по всесторонней и сбалансированной модернизации железных дорог.

Приоритетными направлениями этого процесса являются инфраструктура, машиностроение, транспортный сервис и система управления. Как стратегический приоритет реализации транспортной политики партнеров по «широкой» колее модернизация может стать мощным импульсом для внедрения современных технологий на железнодорожном транспорте, полноценной реализации его транзитного потенциала, стимулирования частной инвестиционной активности, адаптации мирового опыта и локализации передовых разработок.

Для национальных экономик ускорение транспортного развития является оптимальным источником долговременного устойчивого роста и средством обеспечения социальной мобильности, а для промышленных корпораций - реальным механизмом снижения себестоимости продукции и расширения присутствия на мировых рынках. Для железнодорожного транспорта квинтэссенцией модернизации станет переход на инновационный путь развития.

В соответствии с первым пунктом повестки дня председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко доложил о выполнении решений 51-го заседания Совета и подвел итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за 2009 г. и первый квартал 2010 г. Он отметил, что в период с декабря 2009 г. по май 2010 г. было проведено 59 совещаний, в том числе 15 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, 6 заседаний профильных комиссий и одно заседание Межгосударственного технического комитета по стандартизации в области безопасности, ремонта и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта и услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте (МТК 519), 30 заседаний рабочих и экспертных групп, 7 сетевых и региональных совещаний. В результате разработаны новые, подготовлены изменения и дополнения в действующие правила, положения и другие нормативные и технологические документы.

Одним из важнейших вопросов, над которым шла работа по поручению 51-го заседания, является вопрос о подготовке Концепции управления общим парком грузовых вагонов в новых условиях. Для его решения была сформирована рабочая группа из специалистов железнодорожных администраций, которая подготовила проект Концепции. При его обсуждении на заседании Комиссии по вопросам реформирования и структурных преобразований было принято решение о необходимости привлечения научных подразделений отрасли и включения в план НИОКР темы «Разработка предложений по повышению эффективности использования грузовых вагонов различной формы собственности в новых условиях». На совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций в апреле 2010 г. проект Концепции был согласован.

Комиссией вагонного хозяйства рассмотрены и согласованы для утверждения на заседании Совета Типовой порядок присвоения контрольными пунктами автотормозов и автоматными отделениями условных номеров для клеймения деталей тормозного оборудования подвижного состава для эксплуатации в международном сообщении, согласованы изменения и дополнения в Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении, Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, Положение о продлении срока службы грузовых вагонов. Принято решение о продлении срока службы боковых рам тележек грузовых вагонов до 37 лет. Комиссия вагонного хозяйства координирует также научно-исследовательские разработки по плану НИОКР в области вагонного хозяйства, в частности создание автоматизированной системы учета комплектации грузовых вагонов ходовыми частями с отражением их технического состояния, автоматизированную систему контроля качества плановых ремонтов грузовых вагонов (К-Рем) и др.

Комиссия по пассажирскому хозяйству на своих заседаниях рассмотрела и согласовала для утверждения проект Инструкции для электромеханика пассажирского поезда международного сообщения и изменения и дополнения в Соглашение по организации работы межгосударственных стыковых пунктов железных дорог на переходный период.

Рабочая группа Совета по железнодорожному транспорту по работе с молодежью, созданная решением 51-го заседания Совета, на первом заседании 13-14 апреля 2010 г. согласовала проект положения о Рабочей группе и план ее работы.

По плану НИОКР в 2009 г. завершена переработка программы «МЕСПЛАН», предназначенной для автоматизации планирования перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении. Нельзя не отметить разработанный по плану НИОКР web-сайт Совета, на котором размещается краткая информация о деятельности Совета, и web-портал железнодорожных администраций, обеспечивающий доступ специалистов железнодорожных администраций к общим информационным ресурсам и дающий возможность оперативного информационного взаимодействия железнодорожных администраций.

В соответствии с решением 51-го заседания Дирекция Совета подготовила и направила железнодорожным администрациям проект основных положений Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 года. Железнодорожными администрациями предложено поручить рабочей группе сформировать проект Концепции для обсуждения уполномоченными представителями железнодорожных администраций и последующего вынесения на рассмотрение 53-го заседания Совета.

При подведении итогов эксплуатационной работы сети было отмечено, что в 2009 г. она проводилась в условиях преодоления влияния экономического кризиса на перевозки железнодорожным транспортом. Достигнуто улучшение как объемных, так и качественных показателей работы сети железных дорог относительно утвержденных нормативов. Оборот грузового вагона ускорен на 0,15 сут, передача вагонов по межгосударственным стыковым пунктам возросла на 0,1%. Даже в условиях кризиса ряд железнодорожных администраций превысили результаты, достигнутые по погрузке в 2008 г.: Армении (+38,3%), Туркменистана (+6,5%), Узбекистана (+5,1%). В целом в 2009 г. было перевезено 1855,1 млн. т грузов. При этом наблюдалась постоянная тенденция роста погрузки, и в декабре относительно января прирост составил 26,6%.

По 36 позициям, или 83,7% учитываемой номенклатуры, обеспечено выполнение принятых обязательств по погрузке, а по перевозке зерна выполненные объемы перевозок превысили показатели 2008 г. на 5,4%. Передача вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и рабочий парк вагонов соответствовали утвержденным нормативам и были ниже уровня 2008 г. соответственно на 12,4 и 14%. Грузооборот сократился на 12,7%, а средняя дальность перевозок грузов возросла на 1,7%. Оборот общего грузового вагона составил 8,36 сут и ускорен к нормативу на 0,15 сут, при этом полувагонов - замедлен на 0,1 сут. Общая погрузка грузов в контейнерах сократилась на 24,8%, в том числе крупнотоннажных - на 21,5%. Прирост погрузки грузов в контейнерах в течение года составил в декабре относительно января 47%, в том числе крупнотоннажных - 41,5%. Оборот контейнеров в течение года ускорен на 13,4 сут, в том числе крупнотоннажных - на 10,3 сут.

Улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию «вагонной помощи» для отгрузки предъявляемых грузов. Всего было направлено более 6,6 тыс. вагонов. Достигнуто сокращение количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах на 23%, в том числе по коммерческим причинам на 40% и нарушениям таможенных требований на 36% при сокращении общей передачи по стыкам на 12,4%. Вместе с тем, отцепки по техническому состоянию подвижного состава сократились только на 7%.

В первом квартале 2010 г. перевезено 458,98 млн. т грузов, что составляет 101,8% суммы месячных планов, которые выполнены большинством железнодорожных администраций. В целом по сети железных дорог по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились: перевозки - на 10,8%, грузооборот - на 12,6%, а дальность перевозок - на 1,5%. В течение квартала практически во всех железнодорожных администрациях сохранилась тенденция роста перевозок, которые в марте, по сравнению с январем, в целом по сети увеличились на 17,4%.

Перевозки грузов в международном сообщении составили 16,84% от общих объемов перевозок. Погрузка контейнеров увеличилась на 8,1%, а крупнотоннажных - на 17,5%. Оборот контейнера ускорен на 1,3 сут, а крупнотоннажных - на 1,9 сут. Оборот общего грузового вагона составил 12,88 сут и ускорен к нормативу на 0,14 сут, в том числе у полувагонов на 0,29 сут, но замедлен у цистерн на 0,39 сут. Улучшено выполнение графика движения пассажирских поездов по проследованию межгосударственных стыковых пунктов.

Вместе с тем в рассматриваемом периоде имели место негативные моменты в организации эксплуатационной работы на международном уровне, выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также действующих нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров. Так, не было принято должных мер по повышению ритмичности погрузки грузов в течение месяца, и особенно по дорогам назначения, не достигнуто сокращения количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах по техническому состоянию подвижного состава. Не обеспечено повышение внутрисуточной ритмичности поездной работы.

В результате передача поездов в первую половину суток не превышала 30-35% суточных размеров движения, что негативно отразилось на использовании локомотивов и условиях работы локомотивных бригад. Допускались случаи необеспечения своевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам, нарушения правил использования вагонов «чужой» принадлежности в период действия режимов срочного возврата, а также погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации.

Железнодорожным администрациям рекомендовано проанализировать отмеченные негативные моменты в организации эксплуатационной работы и принять меры по их устранению, обратив при этом особое внимание на повышение уровня взаимодействия и степени ответственности при оперативном планировании поездной работы, обеспечение своевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам в соответствии с техническим планом и исключение случаев временного отставления поездов от движения на соседних железнодорожных администрациях, строгое соблюдение действующих правил и положений по использованию грузовых вагонов различной формы собственности при международных перевозках. Совет утвердил ряд изменений и дополнений в нормативные документы, а также наметил комплекс других мер, направленных на улучшение эксплуатационной работы, нашедших отражение в протоколе заседания.

Совет утвердил график движения поездов, планы формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2010/2011 г. Предусмотрено обращение 253 пар дальних и 65 пар пригородных пассажирских поездов международного сообщения, курсирование в 333 прямых сообщениях 522 прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов. Маршрутная скорость поездов установлена на уровне 52,5 км/ч с увеличением к предыдущему периоду на 0,2 км/ч.

Запланировано формирование на сортировочных станциях железнодорожных администраций грузовых поездов 258 назначений в международном сообщении, курсирование 32 пар международных специализированных контейнерных поездов и одной пары ускоренного грузового поезда. Железнодорожным администрациям рекомендовано усилить контроль за соблюдением графика движения, особенно пассажирских поездов. При этом было отмечено, что в 2009 г. в целом по сети его выполнение составило по отправлению 99,2%, по проследованию 98,7% и по прибытию на конечные пункты - 98,4%.

На заседании были подведены итоги переписи контейнеров, проведенной в сентябре 2009 г., с рекомендациями железнодорожным администрациям и ИВЦ ЖА проанализировать полученные результаты и произвести соответствующие корректировки, а также начать подготовку к очередной переписи контейнеров и грузовых вагонов.

Совет принял за основу проект Концепции управления общим парком грузовых вагонов в новых условиях. Концепция базируется на действующих документах Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества и определяет основные принципы использования, порядок регистрации и условия эксплуатации общего парка грузовых вагонов, а также порядок проведения расчетов за пользование вагонами. Эксплуатация вагонов общего парка рассматривается в комплексе двух взаимосвязанных элементов: взаимодействие железнодорожных администраций в рамках Совета и взаимодействие каждой железнодорожной администрации с собственниками грузовых вагонов.

Железнодорожным администрациям рекомендовано в дальнейшей работе по выработке условий эффективного управления парками грузовых вагонов различной формы собственности, участвующих в международном сообщении, руководствоваться принципами, заложенными в Концепции. Поддержано предложение железнодорожной администрации Украины по проведению под эгидой Совета летом этого года круглого стола по вопросам эксплуатации грузовых вагонов различной формы собственности в новых условиях с участием владельцев инфраструктуры, крупных операторов/собственников вагонов.

Участники заседания рассмотрели также положение дел с взаиморасчетами между железнодорожными администрациями, приняли к сведению информацию Дирекции Совета о работе по выполнению Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г. о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества. Железнодорожным администрациям поручено при подготовке Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год рассмотреть вопрос о создании равных тарифных условий при перевозке транзитных грузов в подвижном составе различной принадлежности за счет выделения в тарифе вагонной и контейнерной составляющей в размере, достаточном для содержания и обновления собственного подвижного состава.

Была утверждена Инструкция по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам, имеющая важное значение для введения экономической ответственности за опоздания поездов, а также Положение о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении. Рассмотрены и рекомендованы к использованию с учетом национального законодательства регламенты действий машинистов пассажирских и грузовых поездов, работающих без помощника машиниста, с причастными работниками при возникновении нештатных ситуаций. Утвержден ряд изменений и дополнений в документы, регламентирующие организацию деятельности Совета, совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, комиссий, рабочих и экспертных групп.

Был рассмотрен и ряд других вопросов, принята предварительная повестка дня 53-го заседания Совета, которое запланировано провести в октябре в Литовской Республике.

Входе 52-го заседания Совета президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным и председателем правления Латвийской железной дороги Угисом Магонисом был подписан договор «О взаимодействии при организации железнодорожных перевозок», а также договор, касающийся передачи Латвийской железной дороге прав пользования программным обеспечением базовой автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом АСОУП-2. В.И. Якунин и председатель правления OOO LDZ Cargo Гунтис Мачс подписали договор «Об эксплуатации локомотивов, локомотивных бригад при совместном обслуживании поездов и взаимных расчетах между ОАО «РЖД» и OOO LDZ Cargo.

Аннотация статьи

52-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
С. 2–7.

Информация о 52-м заседании Совета (Юрмала, 13–14 мая 2010 г.), в ходе которого были выслушаны доклады о выполнении решений 51-го заседания и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог стран, входящих в Совет по железнодорожному транспорту, за 2009 г. и первый квартал 2010 г., рассмотрены вопросы развития скоростного пассажирского сообщения, подготовки Концепции управления общим парком грузовых вагонов в новых условиях, а также утверждены график движения поездов и планы формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2010/2011 г. 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования