53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Аннотация статьи
 

Фото С.В. Гусева

В столице Литовской Республики г. Вильнюсе 20-21 октября 2010 г. прошло 53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, на котором были рассмотрены результаты эксплуатационной работы сети железных дорог, нормативы нового графика движения поездов, подведены итоги переписи грузовых вагонов, обсужден проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. и ряд других актуальных вопросов и документов, направленных на развитие взаимовыгодного сотрудничества железнодорожных администраций, наращивание объемов перевозок железнодорожным транспортом в международном сообщении, повышение его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.
В заседании приняли участие министр транспорта и коммуникаций Литовской Республики Э. Масюлис и вице-министр транспорта и коммуникаций А. Штарас.

Открывая заседание, сопредседатель Совета, генеральный директор акционерного общества «Литовские железные дороги» С. Дайлидка отметил важную роль Совета в обеспечении устойчивой работы железнодорожного транспорта в государствах - участниках Содружества и в межгосударственных сообщениях, особенно в условиях финансово-экономического кризиса и на этапе выхода из него. Он подчеркнул, что итоги работы сети железных дорог свидетельствуют, что железнодорожный транспорт уверенно преодолевает влияние мирового кризиса и перевозки увеличиваются по сравнению с прошлым годом на большинстве железных дорог.

Более подробно об итогах эксплуатационной работы за 9 месяцев 2010 г. и о выполнении решений 52-го заседания Совета в соответствии с первым пунктом повестки дня доложил председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко.

Он отметил, что для выполнения решений 52-го заседания Совета и выработки по ним предложений в период с июня по сентябрь 2010 г. было проведено 45 совещаний, в том числе 14 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, 6 заседаний профильных комиссий, по одному заседанию МТК 519 и МНТК (Международный научно-технологический комплекс), 23 заседания экспертных и рабочих групп. Проведены также заседание круглого стола на тему «О принципах эксплуатации грузовых вагонов различных форм собственности в новых условиях» и двусторонние встречи железнодорожных администраций по рассмотрению и решению оперативных вопросов, направленных на улучшение организации эксплуатационной работы на сети железных дорог. В результате разработаны новые, подготовлены изменения и дополнения в действующие правила, положения и другие нормативные и технологические документы, касающиеся деятельности железных дорог.

Так, уполномоченными представителями железнодорожных администраций были рассмотрены и согласованы для утверждения на заседании Совета проекты изменений и дополнений в действующие документы, касающиеся определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами, режимов срочного возврата грузовых вагонов, перевозки опасных грузов по железным дорогам, проект Договора о правилах комплексных расчетов между железнодорожными администрациями и др. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства подготовлен для утверждения проект Положения об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений, изменения в руководящие документы Ремонт тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009 и Руководство по ремонту тележек грузовых вагонов модели 18-100 с установкой износостойких элементов в узлах трения РД 32 ЦВ 072-2009.

В соответствии с решением 52-го заседания Совета по железнодорожному транспорту на территории государств - участников Содружества вступило в силу Соглашение об экономической ответственности за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения и введена в действие Инструкция по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам.

При подведении итогов эксплуатационной работы сети железных дорог было отмечено, что за 9 месяцев 2010 г. было погружено 1489,1 млн. т грузов, что составляет 102,1% от суммы месячных планов. В целом по сети железных дорог погрузка, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., увеличилась на 9,6%, средняя дальность перевозок уменьшилась на 0,4%. Плановые обязательства по погрузке выполнены всеми железнодорожными администрациями, кроме Молдавии, Туркменистана и Узбекистана. При этом обеспечено выполнение принятых обязательств по 39 позициям, или 90,6% учитываемой номенклатуры. Погрузка в международном сообщении составила 16% общих объемов перевозок и в процентном отношении снизилась на 0,1%, а во внутреннем сообщении увеличилась на 0,2% и составила 84%. Погрузка контейнеров по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилась на 12,3%. Содержание рабочего парка к нормативу уменьшилось на 0,12% при увеличении погрузки в вагонах на 1,2%. Передача вагонов по стыковым пунктам превысила норматив на 0,59%. Улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию «вагонной помощи» для отгрузки предъявляемых грузов. Оборот вагона составил 12,22 сут и ускорен к нормативу на 0,17 сут.

Наряду с определенными успехами были отмечены и недостатки в организации эксплуатационной работы на международном уровне, в выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также действующих нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров. Так, не было принято достаточных мер по повышению ритмичности погрузки грузов в течение месяца, особенно по дорогам назначения, не обеспечено повышение внутрисуточной ритмичности поездной работы. В результате передача поездов в первую половину суток не превышает 30-35% от суточных размеров движения, что отрицательно сказывается на использовании локомотивов и условиях работы локомотивных бригад.

Допущено увеличение количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах по техническим неисправностям на 18,6% к аналогичному периоду прошлого года. Продолжают иметь место случаи нарушения правил использования вагонов «чужой» принадлежности в период действия режимов срочного возврата, а также погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации.

Из-за недостатков в оперативном планировании поездной работы и во взаимодействии оперативных работников смежных железных дорог допускались случаи несвоевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам, особенно Ходжадавлет, Килиф, Сары-Агач (Каракалпакия), Тобол, Аксарайская, Никельтау. Ухудшилось выполнение графика движения пассажирских поездов международного сообщения.

Железнодорожным администрациям рекомендовано проанализировать отмеченные негативные моменты в организации эксплуатационной работы и принять меры по их устранению, обратив при этом особое внимание на обеспечение своевременного приема поездов по межгосударственным стыковым пунктам и исключение случаев временного отставления поездов от движения на соседних железнодорожных администрациях, строгое соблюдение действующих правил и положений по использованию грузовых вагонов различной формы собственности при международных перевозках. Следует продолжить работу по устранению причин, вызывающих нарушение графика движения пассажирских поездов. Необходимо также принять меры по исключению случаев погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации и нарушений режимов срочного возврата грузовых вагонов, в том числе при подаче вагонов под погрузку в «третьи» страны, не допускать передачу другому собственнику или снятие с учета в АБД ПВ арендованного вагона с незакрытым сроком аренды, а также задержки в пропуске вагонов с грузом, следующих на станции назначения по заранее согласованным планам перевозок.

С учетом увеличения потребности в перевозках грузов назначением в «третьи» страны через регион Центральной Азии железнодорожным администрациям Узбекистана, Туркменистана и Казахстана рекомендовано активизировать работу по реализации мер, обеспечивающих увеличение пропускной способности инфраструктуры направления Сары-Агач (Каракалпакия) - Галаба, Бухара - Ходжадавлет - Сарахс.

Как уже отмечалось, по результатам работы совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, рабочих и экспертных групп для улучшения эксплуатационной работы и взаиморасчетов, повышения безопасности движения утвержден целый ряд изменений и дополнений в действующие нормативные документы, подготовлено несколько новых нормативных актов. Так, на заседании был принят за основу проект Правил допуска на инфраструктуру подвижного состава в международном сообщении, утверждена Концепция проведения согласованной политики по оценке соответствия железнодорожной продукции. Поставлена задача согласовать проекты технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава на пространстве 1520» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта на пространстве 1520».

Крупный комплекс мер намечен в области улучшения пассажирских перевозок, в частности по повышению качества обслуживания пассажиров в пути следования на основе нового Положения о пассажирском поезде международного сообщения, изменений и дополнений в Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении.

Комиссии по пассажирскому хозяйству поручено до конца 2010 г. проанализировать случаи задержек пассажирских поездов по МГСП за последнее время с разграничением ответственности между железнодорожными, таможенными и пограничными органами и на этой основе подготовить совместно с Дирекцией Совета обращение в Исполком СНГ о необходимости создания межведомственной Рабочей группы для разработки и утверждения документа, регулирующего порядок проверки пассажирских поездов в пути следования и пунктах пропуска, устанавливающий продолжительность стоянки для производства всех видов контроля и оформления пассажирских поездов с учетом применения современных методов, технических обустройств контроля и оформления, а также разграничения обязанностей, прав и ответственности железнодорожных администраций и органов контроля для последующего рассмотрения на заседании Совета глав правительств СНГ.

Далее в соответствии с повесткой дня Совет рассмотрел и утвердил нормативы для разработки графика движения поездов на 2011/2012 год. Намечено обращение 245 пар дальних и 63 пар пригородных пассажирских международных поездов, а также более 500 прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов в 340 сообщениях. Маршрутная скорость следования международных скорых поездов должна быть обеспечена на уровне не менее 50 км/ч.

Отмечена необходимость в процессе разработки нового графика движения предусмотреть удобное для пассажиров время отправления и прибытия на конечные пункты международных скорых фирменных поездов постоянного обращения, сокращение времени нахождения составов в пунктах оборота, необходимое количество составов, локомотивов и локомотивных бригад для освоения планируемых размеров движения. Железнодорожным администрациям рекомендовано также рассмотреть целесообразность и возможность продления маршрутов ряда международных поездов, к примеру сообщением Брест - Барановичи - Челябинск до Астаны, и ввода в обращение новых поездов, в том числе Рига - Минск, Ургенч - Волгоград и др. Разработка графика должна быть завершена до 1 февраля 2011 г.

Дирекции Совета поручено провести в начале 2011 г. совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций по рассмотрению и согласованию размеров грузового движения по межгосударственным стыковым пунктам, весовых норм и длины грузовых поездов, планов формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами, а также направления вагонопотоков в международном сообщении на 2011/2012 год.

На заседании были подведены и утверждены итоги переписи грузовых вагонов, проведенной в мае 2010 г. В результате ее установлено, в частности, что инвентарный парк по сравнению с переписью 2009 г. уменьшился почти на 34 тыс. единиц и тенденция его сокращения сохраняется, в том числе за счет передачи вагонов в собственность. Парк собственных вагонов увеличился на 24,1 тыс. единиц. Количество вагонов инвентарного парка, переданных в аренду и курсирующих в международном сообщении, уменьшилось на 18,2 тыс. и составляет 4% инвентарного парка. На момент переписи 11% вагонов инвентарного парка находилось в неисправном состоянии.

Железнодорожным администрациям и ИВЦ ЖА рекомендовано проанализировать результаты переписи грузовых вагонов и произвести соответствующие корректировки. Управлению анализа и статистики ОАО «РЖД» совместно с ИВЦ ЖА и Дирекцией Совета поручено разработать ряд нормативных документов по подготовке и проведению общесетевой переписи грузовых вагонов 2011 г.

Была также принята к сведению информация Дирекции Совета о предварительных результатах переписи контейнерного парка, прошедшей в сентябре этого года. Отмечена высокая полнота охвата переписью контейнеров, которые участвуют в перевозочном процессе. Окончательно результаты переписи контейнерного парка будут утверждены на 54-м заседании Совета.

Важным итогом 53-го заседания Совета стало одобрение проекта Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 года, разработанной в соответствии с Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., а также решениями Совета глав государств и Совета глав правительств государств - участников Содружества, иных органов управления, образуемых государствами Содружества, уполномоченных принимать решения, касающиеся деятельности железнодорожного транспорта.

Целью Концепции является выработка единых подходов к определению стратегических приоритетов развития железных дорог государств - участников Содружества, а также определение комплекса мер, направленных на согласованное и эффективное обеспечение потребности в железнодорожных перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении.

Концепция представляет собой совокупность согласованных взглядов и подходов к сотрудничеству в сфере железнодорожного транспорта и определяет цели, основные задачи и направления сотрудничества государств в этой области. Она базируется на действующих в государствах - участниках Содружества документах, определяющих стратегию развития железнодорожного транспорта, а также учитывает интеграционные процессы в рамках СНГ. Положения Концепции должны стать основой для разработки международных договоров и других международных и внутренних нормативных правовых актов государств - участников Содружества, а также межгосударственных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта.

К числу основных направлений сотрудничества в Концепции отнесены развитие международных транспортных коридоров (МТК), развитие скоростного и организация высокоскоростного пассажирского сообщения на пространстве железных дорог Содружества, совершенствование системы управления перевозочным процессом, формирование согласованной политики в области технического регулирования, безопасности движения и защиты окружающей среды, формирование и развитие рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг, развитие информационных технологий на железнодорожном транспорте, совершенствование общего информационного пространства, развитие железнодорожных пограничных переходов (межгосударственных стыковых пунктов), организация процедур пересечения государственных границ, совершенствование нормативного правового обеспечения международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта.

Одобренный на заседании проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. будет направлен в Исполком СНГ для рассмотрения Советом глав правительств СНГ.

Одна из самых актуальных тем, обсуждаемых уже на нескольких заседаниях Совета, - управление на сети железных дорог парком грузовых вагонов различной формы собственности в новых условиях. Поиск эффективных решений этой сложной, многофакторной проблемы ведется и в рамках Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и в ходе различного рода совещаний, консультаций и рабочих встреч, и на заседаниях комиссий Совета, прежде всего Комиссии по вопросам реформирования и структурных преобразований. В июле этого года в г. Киеве был проведен круглый стол «О принципах эксплуатации грузовых вагонов различных форм собственности в новых условиях» с участием представителей железнодорожных администраций, собственников и операторов подвижного состава.

Высказанные в ходе обсуждений и дискуссий конструктивные предложения, а также результаты НИОКР были в концентрированном виде учтены в вынесенных на рассмотрение 53-го заседания Совета Концепции единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности и Соглашении о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ).

В Концепции определены основные принципы использования единого парка грузовых вагонов (грузовые вагоны железнодорожных администраций и иных собственников, совместно используемые железнодорожными администрациями), регламентированы порядок регистрации и условия эксплуатации вагонов единого парка, а также проведение расчетов за пользование вагонами. Эксплуатация единого парка в Концепции рассматривается в комплексе двух взаимосвязанных элементов: взаимодействие железнодорожных администраций - участников Соглашения о ЕСУПГВ и взаимодействие железнодорожной администрации с собственниками грузовых вагонов.

Соглашение о ЕСУПГВ содержит условия участия в Соглашении, права и обязанности сторон, технические, технологические, правовые и финансовые условия использования вагонов единого парка. Соглашение определяет принципы и особенности управления и использования вагонов, переданных собственником железнодорожным администрациям по договору, позволяющие обеспечить последним полномочия по владению и пользованию указанными вагонами.

Вагоны ЕСУПГВ должны быть зарегистрированы в Автоматизированной базе данных парка вагонов, их техническое состояние должно соответствовать требованиям, установленным действующими документами Совета. Использование вагонов ЕСУПГВ осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование вагонами принадлежности других государств

(24 мая 1996 г.) и другими документами, регулирующими совместное использование инвентарных парков грузовых вагонов железнодорожных администраций, действующими в рамках Совета, если иное не предусмотрено Соглашением.

Соглашение оговаривает порядок передачи и изъятия вагонов из единого парка, ведения учета вагонов и проведения расчетов по плате за пользование вагонами между железнодорожными администрациями, порядок проведения технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов и расчетов за них и др.

Участники 53-го заседания утвердили Концепцию единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности. Проект Соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов принят за основу с поручением железнодорожным администрациям совместно с Комиссией по реформированию и структурным преобразованиям доработать его для утверждения.

На заседании были проанализированы результаты взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за выполненную работу, оказанные услуги и пользование подвижным составом за 9 месяцев 2010 г., а также принята к сведению информация Дирекции Совета о предстоящей 19-й Тарифной конференции, которая примет Тарифную политику железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год. Железнодорожным администрациям рекомендовано с учетом негативного влияния финансово-экономического кризиса на конъюнктуру рынка оперативно принимать решения по совершенствованию согласованной Тарифной политики, повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок, в том числе за счет установления экономически обоснованных тарифов, более широкого применения сквозных ставок и др. Важно также предложить работу по обновлению вагонного парка.

Участники заседания утвердили План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ железнодорожных администраций государств, участвующих в работе Совета, на 2011 год, а также ряд изменений и дополнений в Положение о планировании, организации и финансировании НИОКР. Нельзя не отметить, что научному обеспечению было уделено особое внимание. Научно-технологический комплекс Совета получил новое название - Международный научно-технологический комплекс железнодорожных администраций государств, участвующих в работе Совета, что отражает реалии настоящего времени. Председателем Совета сроком на три года утвержден Б.М. Лапидус, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ».

Рассматривая в соответствии с повесткой дня вопрос о гармонизации политики железнодорожных администраций государств - участников Содружества в области охраны здоровья работников железнодорожного транспорта, участники заседания признали необходимым продолжать в рамках деятельности Комиссии Совета по взаимодействию в области здравоохранения разработку единых подходов к требованиям состояния здоровья работников, связанных с движением поездов. В первую очередь это касается локомотивных бригад, работников диспетчерско-операторского, поездного состава при проведении предрейсовых и обязательных медицинских осмотров.

На заседании Совета председателем Комиссии по вопросам реформирования и структурных преобразований был утвержден Р.З. Талипов, начальник Департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД», заместителем председателя - Е.С. Жусанбаев, управляющий директор по корпоративному развитию ОА «НК «Казахстанские железные дороги». Продлены на три года полномочия председателя Координационной постоянно действующей комиссии по совершенствованию нормативной правовой базы организации расчетов в международном железнодорожном сообщении Ш.Н. Шайдуллина.

Был рассмотрен и ряд других вопросов, принята предварительная повестка дня 54-го заседания Совета, которое запланировано провести в мае 2011 г. в Финляндской Республике.

53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
С. 2-7. 1 рис.

Рассмотрены результаты эксплуатационной работы сети железных дорог государств - участников Содружества и в межгосударственных сообщениях, нормативы нового графика движения поездов, подведены итоги переписи грузовых вагонов, обсужден проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. и ряд других актуальных вопросов и документов, направленных на развитие взаимовыгодного сотрудничества железнодорожных администраций.

Ключевые слова: Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества; Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 года; Концепция единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности; Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ).
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования