Белая книга ОАО «РЖД»

Стратегические направления научно-технического развития компании

В.А. Гапанович, вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки

Инфраструктура
Увеличить

 
Система управления перевозочным процессом
и транспортная логистика
Увеличить
 
Состояние транспортной системы России является определяющим фактором ее экономического и социального развития страны. Сегодня ставится задача усиления железнодорожной составляющей в формировании транспортной политики государства, а также конкурентоспособной интеграции российских железных дорог в европейское транспортно-экономическое пространство. Реализация разрабатываемой в компании Стратегии развития железнодорожного транспорта невозможна без формирования инновационной стратегии, основанной на последних достижениях научно-технического прогресса.

Основные направления научно-технической политики компании, впервые сформулированные в виде системного документа «Белая книга ОАО «РЖД», следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу до 2015 г. При подготовке документа были детально проанализированы направления развития железнодорожного транспорта России в предыдущие годы, а также основные векторы развития железных дорог в странах Западной Европы, Японии, Китая. Были также изучены Белая книга Евросоюза в области европейской транспортной политики, аналогичный документ Министерства инфраструктуры Японии, работы Корейского института железнодорожного транспорта.

Основные направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» сформулированы по восьми направлениям. Это система управления перевозочным процессом и транспортная логистика, инфраструктура, подвижной состав, система управления и обеспечения безопасности движения поездов, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств, высокоскоростное движение, корпоративная система управления качеством, повышение экономической эффективности основной деятельности. При этом научно-техническая деятельность условно разделена на две главные взаимно увязанные и взаимно дополняющие составляющие: научно-технические достижения и производственно-технические достижения. Практическая их реализация позволит обеспечить достижение концептуальной цели реформирования железнодорожного транспорта - формирование рынка качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности общества в грузовых и пассажирских перевозках.

Рассмотрим основные стратегические направления инновационной политики ОАО «РЖД». Проблемы рационального развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики и общества должны решаться на основе модельно-предсказательного подхода. Он предусматривает глубокий анализ объемов и направлений перевозок различных родов грузов и категорий пассажиров на обозримую перспективу с использованием методов имитационного моделирования процессов перевозок в сочетании с современными экономическими методами.

В настоящее время на развитие системы управления железнодорожным транспортом влияют ряд факторов. Так, остается явно недостаточным и не отвечает постоянно возрастающим требованиям уровень автоматизации процесса сбора, передачи, преобразования и обработки информации, а также поддержки принятия решений в системах управления всех уровней. Имеет место дезинтеграция функциональных подсистем как в организационно-техническом, так и в системно-технологическом плане.
 

Система управления и обеспечение безопасности движения поездов
Увеличить

 
Высокоскоростное движение
Увеличить
 
Система управления перевозочным процессом
и транспортная логистика
Увеличить
 

Не полностью решены вопросы сопряжения, взаимодействия и поэтапной интеграции с системами управления всех компонентов транспортно-технологического процесса в интересах создания единого транспортного пространства, не унифицированы принципы организации, технические и программные средства автоматизации управления. В этой связи важнейшей задачей развития систем управления железнодорожным транспортом является его автоматизация на основе новых информационных технологий.

Актуальность проблемы совершенствования системы управления безопасностью железнодорожных перевозок пассажиров и грузов определяют следующие обстоятельства. Во-первых, проводимое реформирование железнодорожного транспорта, принятие федерального закона «О техническом регулировании» и необходимость обновления нормативных показателей безопасности перевозок. В этих условиях важнейшим является нормирование показателей безопасности перевозок и гармонизированных с ними показателей надежности функционирования технических средств. Без нормативных значений безопасности и рисков управление невозможно. Одновременно в среднесрочной перспективе должны быть разработаны новые технические средства и системы, направленные на повышение уровня безопасности перевозочного процесса.

Следующий аспект. В современных условиях основной логистической задачей является согласование регионов производства и потребления продукции с сервисным режимом подачи транспортных средств и таможенной обработкой, хранением и распределением переработанной продукции. Для обеспечения функционирования логистических центров необходимо сосредоточить усилия на разработке динамичной модели транспортной системы с применением технологий распределенной обработки информации, удаленного мониторинга геоинформационных систем, систем слежения и опознания. При этом должны быть решены вопросы продажи подобной информации грузоотправителям и грузополучателям в реальном масштабе времени.

Следующим направлением инновационной политики компании является развитие высокоскоростного и скоростного движения. Оно должно стать катализатором применения принципиально новых прорывных технологий и технических решений. Но для этого потребуются разработка принципиально новой нормативной базы, внедрение новых технологий диагностики, обслуживания и содержания объектов инфраструктуры, создание полностью отличающихся от существующих систем управления движением высокоскоростных поездов.

Повышение надежности работы и увеличение
эксплуатационного ресурса технических средств
Увеличить

 
Повышение экономической эффективности основной деятельности
Увеличить
 
Развитие корпоративной системы управления качеством
Увеличить
 

Проектирование подвижного состава для скоростного и высокоскоростного движения также должно базироваться на применении самых современных технических разработок с учетом особенностей эксплуатации на российских железных дорогах. Для решения проблем, стоящих перед отечественным транспортным машиностроением, необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон и развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации приоритетных проектов и программ.

ОАО «РЖД» как стратегический заказчик современного подвижного состава готово представить технические требования на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, грузовые и пассажирские вагоны нового поколения. Компания способна задать долгосрочные технологические ориентиры для машиностроительного комплекса. При этом максимальное использование передовых отечественных разработок должно сочетаться с привлечением иностранных технологий. Такой подход позволит не тратить временные и финансовые ресурсы на то, чтобы догнать ведущих мировых производителей, а, отталкиваясь от конкретных передовых технических решений, сосредоточить усилия конструкторов и ученых на создании подвижного состава нового поколения.

В качестве системообразующих представляются несколько стратегических направлений. Это мероприятия по повышению надежности и безопасности технических средств, реализация которых направлена на разработку нормативно-методической базы для расчетов параметров эксплуатационной готовности, прочности, безопасности, ресурса и рисков, разработку новых элементов, узлов и систем подвижного состава и инфраструктуры. Реализация такого важнейшего для обеспечения эффективной работы железнодорожного транспорта направления как ресурсосбережение будет решаться в рамках инновационной политики, направленной на повышение производительности труда, внедрение энергосберегающих технологий, организацию тяжеловесного движения и повышение участковой и маршрутной скорости грузового движения. Создание корпоративной системы менеджмента качества на российских железных дорогах представляется в виде отдельного блока деятельности.

При формировании стратегических направлений выделены пилотные проекты, реализация которых должна быть осуществлена в среднесрочной перспективе до 2011 г. Но возможности обеспечения динамичного и устойчивого экономического роста путем диверсификации российской промышленности и усиления факторов инновационного развития ограничены крайне низкой восприимчивостью бизнеса к любым нововведениям и даже наметившейся стагнацией в рассматриваемой сфере. Эти обстоятельства требуют от компании не только создавать условия, но и в чем-то понуждать ответственных производителей продукции для железнодорожного транспорта активнее применять новые материалы и технические решения. В первую очередь это конечные продукты нанотехнологий, композитные материалы, бейнитные стали для колесно-рельсового производства, аморфные стали для электротехнических изделий, а также спутниковые технологии и системы цифровой связи для решения задач управления перевозочным процессом и ряд других инновационных направлений.

В целях более глубокого изучения передовых технических и технологических разработок до конца текущего года запланирована организация ряда международных выставок и конференций, направленных на информационную поддержку инновационной деятельности. Намечено проведение первого слета рационализаторов ОАО «РЖД» с подведением итогов конкурса «Идея - 2007». Подписано соглашение с Курчатовским институтом по нанотехнологиям.

В разработке основных положений «Белой книги ОАО «РЖД» активное участие принимал Институт проблем транспорта Российской академии наук. Документ согласован с вице-президентом Российской академии наук В.Е Фортовым и одобрен на расширенном заседании Совета главных инженеров ОАО «РЖД» 15 июня текущего года.

В практической разработке стратегических направлений научно-технического развития ОАО «РЖД» примут активное участие ведущие ученые железнодорожного транспорта, руководители департаментов компании, конструкторы и разработчики в области подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Реализация инновационной политики компании позволит ей занять лидирующие позиции на рынке транспортных услуг.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования