Белая книга ОАО «РЖД»

Требования к новому тяговому подвижному составу

Д.Л. Киржнер заместитель начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки

Развитие эффективной транспортной инфраструктуры, снижение транспортной нагрузки на экономику Российской Федерации требуют активного формирования современного парка подвижного состава. Современный подвижной состав должен соответствовать таким ключевым требованиям, как снижение эксплуатационных затрат в течение всего жизненного цикла в том числе на электроэнергию и топливо на 10-15%, повышение производительности локомотива на 8-10%, обеспечение коэффициента технического использования не ниже 0,95, увеличение нагрузки на ось для грузовых локомотивов до 27 т, увеличение гарантированных межремонтных пробегов между ТО до 15-20 тыс. км, ТР до 100 тыс. км, СР до 1 млн. км, КР до 3 млн. км.

Базовой моделью для электровозов нового поколения является мультисистемный пассажирский электровоз ЭП20 с максимальной скоростью 160 и 200 км/ч, мощностью 7200 кВт (рис.1). Основной полигон эксплуатации - Европейская часть России. Их применение позволит ликвидировать стоянки для замены электровозов на станциях стыкования родов тока и повысить маршрутную скорость движения пассажирских поездов. По предварительным расчетам, для обеспечения на данном полигоне пассажирских перевозок требуется около 260 электровозов ЭП20, что на 17% меньше чем при использовании электровозов существующих серий.

Рис. 1 Пассажирский электровоз
двойного питания ЭП20
Увеличить

 
Рис. 2 Электровоз ЭП20 - базовая модель для семейства
пассажирских и грузовых локомотивов
Увеличить

 

Технические требования на электровоз ЭП20 переданы исполнителю. На совместном заседании секции локомотивного хозяйства научно-технического совета ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» состоялась защита проекта. Увеличение годовых пробегов до 350-400 тыс. км в год, обеспечение 100% выдачи электровозов под согласованный график движения, обеспечение не менее 0,96 коэффициента технической готовности, сервисное обслуживание в течение всего срока службы, возможность уверенного вождения поездов составностью до 24 вагонов практически на всем полигоне эксплуатации делают проект экономически выгодным.

Предварительный расчет технико-экономической эффективности применения электровозов ЭП20 при вождении поездов на участке Москва-Адлер с учетом затрат на жизненный цикл показал, что срок окупаемости не превышает 12 лет.

Для сокращения сроков разработки, повышения надежности применяемого оборудования, уменьшения влияния человеческого фактора при производстве локомотивов, снижения их стоимости Департаментом локомотивного хозяйства совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» на основе электровоза ЭП20 разработана концепция базовой платформы локомотивов нового поколения, которая позволяет довести унификацию узлов и систем пассажирских электровозов ЭП2 и ЭП3 до 90%, а на грузовых электровозах Э2, Э3, 2ЭС4, 2ЭС5 до 75-80% (рис. 2).

Увеличение осевой нагрузки до 27 т при одновременном снижении воздействия на путь за счет принятых технических решений (мощности тягового двигателя до 1000 -1100 кВт), позволяет увеличить тяговые свойства грузового электровоза по сравнению с электровозами эксплуатируемого парка как минимум на 8-10%.

Рис. 3 «Гибридный» маневровый локомотив
Увеличить

 

Комплексная микропроцессорная система безопасности, управления и диагностики, тяговые и вспомогательные преобразователи частоты, асинхронные тяговые двигатели, модуль тормозного оборудования с использованием винтовых или безмасляных компрессоров, двухосные тележки с буксовыми кассетными подшипникми, тяговый привод первого и третьего класса с подшипниками качения для пассажирских и грузовых электровозов соответственно, вот далеко не полный перечень технических решений, которые должны обеспечить выполнение заданных технических требований, которые будут применены на электровозах нового поколения.

Ужесточение экологических требований к подвижному составу требует применения новых технических решений и для силовых установок тепловозов, позволяющих снизить выбросы в атмосферу. Маневровый локомотив с использованием гибридной силовой установки, в состав которой входят дизельный агрегат уменьшенной мощности и аккумуляторная батарея, дает возможность снизить не только экологическую нагрузку на окружающую среду более чем на 60%, но и, что немаловажно, уменьшить расходы на дизельное топливо и масло в среднем на 20% (рис. 3). По предварительным расчетам экономия годовых эксплуатационных расходов составит от 1,1 до 1,3 млн. руб., а экономия затрат жизненного цикла - 45 млн. руб.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования