В совете главных инженеров

Реализуя программу инновационного развития


В.В. Гончаров, спец. корр. журнала

Закончилось техническое перевооружение вагоноремонтного депо Магнитогорск, одного из самых крупных на Южно-Уральской магистрали. В середине июля там была запущена высокомеханизированная линия по ремонту тележек грузовых вагонов, что позволит значительно повысить производительность предприятия. Значимость введенного в эксплуатацию после реконструкции депо была подчеркнута участием в мероприятиях президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, начальника Южно-Уральской дороги В.И. Молдавера, специалистов департаментов и руководителей служб ОАО «РЖД» и железных дорог. Руководители ОАО «РЖД» и Челябинской области вручили ценные подарки наиболее отличившимся работникам.

После торжественных церемоний в депо под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича прошло выездное заседание Совета главных инженеров компании, на котором был рассмотрен широкий круг вопросов внедрения на железнодорожном транспорте новой техники и перспективных технологий.

В своем докладе В.А. Гапанович отметил, что Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. определены ключевые задачи, стоящие перед ОАО «РЖД». В их числе – ускоренное обновление основных фондов, модернизация и строительство новой инфраструктуры на стратегически важных направлениях перевозок, преодоление технического и технологического отставания от передового мирового опыта, обеспечение безопасности функционирования железнодорожного транспорта. Один из базовых принципов Стратегии – развитие железнодорожного транспорта на основе идеологии инновационного прорыва. Это требует качественного долгосрочного планирования технико-технологического развития ОАО «РЖД», создания эффективного механизма корпоративного управления инженерной деятельностью в холдинге, с учетом масштабности работ по модернизации технической базы компании, увеличения продолжительности жизненного цикла новой техники и сроков сокращения выхода на проектную мощность объектов железнодорожной инфраструктуры.

Особая роль в решении указанных задач отводится разрабатываемой в соответствии с решением Правления компании Программе модернизации, автоматизации и инновационного развития ОАО «РЖД» до 2015 г. Целевая задача программы – кардинальное повышение эффективности использования трудовых ресурсов в холдинге ОАО «РЖД» за счет внедрения новых и модернизации используемых технических средств, совершенствования технологий. До конца 2015 г. с учетом роста объемов перевозок необходимо увеличить производительность труда не менее чем на 45% к уровню 2007 г. при увеличении объемов перевозок в целом на 28,3%.

Ярким примером эффективного использования основных технологических принципов и целевых параметров, предусматриваемых Программой может служить реализация комплексного проекта управления эксплуатационной работой на полигоне Челябинск — Рыбное. В результате перехода на обслуживание грузовых поездов объединенным парком электровозов Южно-Уральской и Куйбышевской дорог высвобождено 228 работников локомотивных бригад, на 10% сокращен потребный парк электровозов. Годовой эффект от проекта составил 550 млн. руб. Значительный эффект ожидается и от внедрения спутниковых технологий при организации технологических «окон» для капительного ремонта пути. Пилотный проект реализован на ПМС-208 Куйбышевской дороги. Следующим этапом будет создание в 2008–2009 гг. системы контроля и анализа использования технологических «окон», охватывающая 20 ПМС.

Открытие полностью реконструированного вагоноремонтного депо Магнитогорск, где на наиболее трудоемких участках ремонтного процесса внедрены новейшие системы и средства механизации и автоматизации, – также хороший пример современного подхода к совершенствованию системы содержания подвижного состава и инфраструктуры. Этот проект обеспечит сокращение более 90 30% производительности труда на тяжелых видах работ.

Подробно о проекте рассказал начальник Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД» А.И. Чуркин. Он отметил, что за два года на реконструкцию депо было направлено свыше 270 млн. руб. Впервые в вагоноремонтном производстве начато использование промышленных роботов. В депо установлены станки с числовым программным управлением, созданы высокомеханизированные и автоматизированные линии ремонта тележек, автосцепного устройства, автотормозов. Реализуется проект комплексной механизации ремонта кузовов вагонов.

Реализация проекта позволит высвободить рабочих остродефицитных профессий – сварщиков, слесарей-ремонтников, электриков. Значительно улучшится коэффициент качества ремонта вагонов, снизится количество отцепок вагонов в текущий ремонт в гарантийный период. Производственная мощность депо увеличится более чем в 1,3 раза – до 7380 вагонов в год. Экономический эффект превысит 34 млн. руб. За счет снижения накладных расходов снизится себестоимость ремонта вагонов.

Участники заседания обсудили и одобрили пилотный проект «Комплексной механизации и автоматизации производства по ремонту грузовых вагонов в депо Магнитогорск». Были также рассмотрены основные положения и задачи по реализации Программы модернизации, автоматизации и инновационного развития ОАО «РЖД» до 2015 г., ход выполнения мероприятий по повышению производительности труда в основных хозяйствах компании и др.

Большое внимание было уделено обновлению парка подвижного состава ОАО «РЖД», оснащению железных дорог современными высокопроизводительными путевыми машинами. При этом отмечалась необходимость повышения качества, надежности, долговечности и ремонтопригодности техники, применения элементов из новых материалов и малообслуживаемых устройств, конструкций с повышенным эксплуатационным ресурсом. Указанные направления должны реализовываться в виде конкретных комплексных проектов, являющихся «точками роста» инновационной политики компании.

На заседании были также рассмотрены особенности функционирования института главных инженеров на современном этапе, проанализированы основные риски технико-технологического развития компании в процессе реализации третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта и формирования холдинга ОАО «РЖД», обсуждены вопросы проведения в новых условиях единой технической политики и др. Была, в частности, отмечена необходимость проработки механизмов реализации сбалансированных инвестиционных проектов и программ в холдинге. Важным шагом стало формирование в ОАО «РЖД» вертикали «Совет главных инженеров – Экспертный совет – Инвестиционный комитет».

В развитие этого подхода требуется создать эффективный механизм инвестиционной деятельности, основанной на приоритетах технико-технологического развития холдинга как целого, адекватный новой структуре административных, коммерческих и производственных взаимоотношений.