О работе Технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт»

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Полиграфический вариант статьи
 

Технический комитет по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (ТК 45) является объединением заинтересованных предприятий, организаций и представителей органов исполнительной власти. Он был создан на добровольной основе в целях организации и проведения работ по национальной, региональной и международной стандартизации в области железнодорожного транспорта в соответствии с приказом национального органа по стандартизации от 9 октября 2008 г. № 3254 .

На заседании Технического комитета ТК 45 в январе 2011 г.

Деятельность комитета направлена на реализацию Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и смежных с ним законодательных актов, а также на содействие повышению эффективности работ по стандартизации в сфере железнодорожного транспорта на национальном и международном уровнях.

В своей работе ТК 45 руководствуется действующим законодательством, стандартами национальной системы стандартизации Российской Федерации, Административным регламентом исполнения национальным органом по стандартизации функции по организации экспертизы национальных стандартов и их утверждению, другими нормативными документами, утвержденными национальным органом по стандартизации.
 

Объем стандартов, разработанных лучшими российскими
техническими комитетами по стандартизации в 2010 г.

Методическое руководство работой ТК 45, координацию его деятельности и контроль за его работой осуществляет национальный орган по стандартизации. Работой комитета руководит председатель. На эту должность приказом национального органа по стандартизации от 9 октября 2008 г. № 3254 утвержден старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович. Секретариат комитета создан на базе открытого акционерного общества «Российские железные дороги», осуществляющего финансирование, а также материальное и организационное обеспечение его работы.

К основным задачам, решаемым ТК 45, отнесены следующие:
маркированный список организация разработки и экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов;
маркированный список подготовка мотивированных предложений об утверждении или отклонении проектов национальных стандартов;
маркированный список участие в формировании программ разработки национальных, международных, межгосударственных и других региональных стандартов в закрепленной области деятельности;
маркированный список проведение проверки национальных стандартов в закрепленной области деятельности на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, требованиям национальных, международных, межгосударственных и других региональных стандартов;
маркированный список осуществление сотрудничества с национальными техническими комитетами по стандартизации в смежных областях деятельности;
маркированный список участие в установленном порядке в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации в области железнодорожного транспорта, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных);
маркированный список подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации.

В составе ТК 45 образованы несколько подкомитетов (ПК), в функции которых входят:
маркированный список инициирование разработки проектов национальных, международных, межгосударственных и других региональных стандартов с подготовкой соответствующих обоснований, в том числе предложений в части исполнителей и заказчиков работ;
маркированный список экспертиза проектов национальных стандартов, сводов правил и стандартов организаций с подготовкой мотивированных предложений об их утверждении или отклонении проектов;
маркированный список подготовка предложений в программы разработки национальных, международных, межгосударственных и других региональных стандартов в закрепленной за ПК области деятельности;
маркированный список проведение проверки национальных стандартов в закрепленной за ПК области деятельности;
маркированный список делегирование по поручению председателя ТК 45 представителей для работы в национальных технических комитетах по стандартизации смежных отраслей, технических комитетах международных и региональных организаций по стандартизации в области железнодорожного транспорта;
маркированный список формирование базы данных по международным и зарубежным нормативным документам в закрепленной за ПК области деятельности;
маркированный список участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях по вопросам стандартизации и нормотворчества в закрепленной за ПК области деятельности;
маркированный список представление планов работ и материалов за отчетные периоды в секретариат ТК 45.
 

Членство в ТК 45 является добровольным. Он открыт для участия в нем всех организаций и физических лиц (специалистов), осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, признающих Положение о ТК 45 и выполняющих решения, принимаемые на его заседаниях. Организации участвуют в работе ТК 45 через своего полномочного представителя, который осуществляет связь своей организации с секретариатом ТК 45. Работа, связанная с рассмотрением результатов экспертизы стандартов и участием в заседаниях ТК 45, проводится членами Комитета на безвозмездной основе.

С учетом рассмотрения результатов экспертизы ТК 45 готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Очередное заседание Технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт» состоялось в конце января 2011 г.

На нем были подведены итоги работы Комитета в 2010 г., обсуждены актуальные задачи 2011 г., рассмотрены и рекомендованы к утверждению проекты стандартов ГОСТ Р «Электропоезда. Общие технические требования» (разработчик - ОАО «ВНИИЖТ») и ГОСТ «Машины электрические вращающие тяговые. Общие технические условия» (разработчик - ОАО «ВНИИЖТ»).

За добросовестный труд, большой личный вклад в развитие национальной стандартизации в области железнодорожного транспорта на заседании комитета была объявлена благодарность большой группе специалистов ОАО «РЖД» и научных подразделений железнодорожного транспорта, в том числе заместителю начальника отдела Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» В.В. Кудрявцеву, начальникам отделов Департамента технической политики С.Н. Мельникову и А.Н. Яговкину, заместителю начальника отдела Департамента электрификации и электроснабжения А.Р. Ранте, технологу 1-й категории службы технической политики Юго-Восточной железной дороги А.М. Баринову и ведущему технологу службы технической политики Октябрьской железной дороги М.А. Шаповал. Благодарностью отмечены также сотрудники ОАО «ВНИИЖТ» заведующая сектором отдела стандартизации и сертификации В.И. Драгун, заведующая лабораторией Л.И. Копчугова, ведущие научные сотрудники Н.В. Миронос и Б.И. Хомяков, а также заведующий отделением ОАО «ЦНИИС» А.А. Прямицын и ведущий конструктор отдела стандартизации и сертификации ОАО «ВНИКТИ» А.В. Ширкалин.

По окончании заседания председатель ТК 45 старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович ответил на вопросы нашего журнала.

- Уважаемый Валентин Александрович, в начале нового года принято подводить итоги года минувшего. Каковы основные результаты работы ТК 45 в 2010 г.?

- В 2010 г. Техническим комитетом было разработано 25 стандартов (8 ГОСТ и 17 ГОСТ Р) в обеспечение требований технических регламентов, из них 13 уже утверждены, 10 находятся на утверждении. Вложен существенный труд специалистов железнодорожной транспортной отрасли. Стандарты отличаются хорошим качеством и отвечают всем необходимым требованиям.
 

Планы по разработке стандартов в рамках ТК 45
и их выполнение за период 2009-2010 гг.

- Что же дала разработка этих стандартов, какие задачи удалось решить?

- Регламентированы требования безопасности, приемлемый уровень качества и методы проверки на этапах жизненного цикла ключевых составных частей железнодорожного подвижного состава, непосредственно влияющих на обеспечение безопасности движения. Имеются в виду колесные пары, колеса, оси, рессорное подвешивание, тяговое электрооборудование. Регламентированы требования безопасности и приемлемый уровень качества для таких видов тягового подвижного состава, как электропоезда, магистральные и маневровые тепловозы. Разработан основной комплекс стандартов по путевым машинам. Регламентированы требования к устройствам и элементам контактной сети электрифицированных железных дорог. Утверждены экологические показатели специального подвижного состава. Установлен необходимый уровень качества подготовки воздуха в тормозных магистралях поездов, аналогичный европейским нормативам. Установлена терминология для применения прогрессивных показателей надежности подвижного состава и устройств автоматики и телемеханики.

- За год разработано 25 стандартов. Это много или мало?

- В последние годы по мере подготовки новых технических регламентов в России существенно возросли объемы разработки поддерживающих стандартов. Всего в нашей стране в 2010 г. приняты 943 ГОСТ Р и 62 ГОСТ. По числу разработанных стандартов ТК 45 занял в прошлом году второе место среди 348 реально действующих российских ТК по стандартизации. Больше нас выпустили стандартов только представители автомобильного транспорта. Их ТК 56 «Дорожный транспорт» разработал в 2010 г. 43 стандарта.
 

Планируемая загрузка подкомитетов тк 45 на 2011 г.
Увеличить

Однако хочу заметить, что наши коллеги-автомобилисты подготовили большой комплекс стандартов по деталям автомобильных двигателей и отдельным узлам транспортных средств, ограничившись частичным применением соответствующих стандартов ISO. Благо собираемая в России продукция иностранных фирм соответствует требованиям этих стандартов. Отсюда такой хороший результат. В железнодорожной же отрасли многие стандарты разрабатываются впервые.

- В состав ТК 45 входят 17 подкомитетов. Как Вы оцениваете их работу?

- В целом работу подкомитетов можно оценить как хорошую. Довольно эффективно выполняется одна из функций - экспертиза проектов национальных стандартов с подготовкой мотивированных предложений Росстандарту об их утверждении или отклонении проектов.

В числе наиболее активных можно выделить подкомитеты ПК 6 «Локомотивы и МВПС» (председатель О.Н. Назаров), ПК 11 «Электрификация и электроснабжение» (председатель Н.В. Миронос). Они подготовили наибольшее число как замечаний по проектам первых редакций стандартов, так и экспертных заключений на проекты окончательных редакций.
 

Нормативное обеспечение технического регулирования на железнодорожном транспорте
Увеличить

Неплохо поработали подкомитеты ПК 4 «Охрана труда» (председатель И.И. Шищенко) и ПК 8 «Специальный подвижной состав» (председатель А.Л. Бидуля).

Все проекты стандартов, содержащие требования к методам измерений, а их достаточно большое количество, проходят качественную экспертизу в ПК 10 «Единство измерений и метрологическое обеспечение (председатель С.А. Левин).

В то же время от ряда подкомитетов, в том числе ПК1, ПК 2, ПК 5, ПК 13, ПК 16, мы ждем более эффективной работы.

- С какими трудностями приходится сталкиваться Техническому комитету?

- ТК 45 наряду с другими ТК испытывает сильнейшие затруднения с разработкой необходимого числа стандартов под утвержденные в 2010 г. технические регламенты. Темпы решения этой задачи - низкие, что не устраивает ни ОАО «РЖД», ни Минтранс, ни потребителей стандартов. Жесткий дефицит организаций, имеющих квалифицированных специалистов и умеющих готовить четкие нормативные документы, усугубляется недостаточно ответственным отношением к делу и основных наших разработчиков.
 

Межгосударственный технический комитет
по стандартизации «железнодорожный транспорт» № 524
Увеличить

- Надеюсь, эти трудности удастся преодолеть в нынешнем году. Работа ведь предстоит большая.

- Да, в 2011 г. только по плану научно-технического развития компании мы должны представить на утверждение 82 ГОСТ и ГОСТ Р. Если сопоставить эту цифру с итоговыми цифрами предыдущих лет (2009 г. - 9 подготовленных стандартов, 2010 г. - 25), станет ясно, что на подкомитеты ляжет основательная нагрузка.

- Что делается для того, чтобы план был успешно выполнен?

- Предпринимаются меры по повышению эффективности работ по стандартизации. В институтах решениями советов директоров предусмотрено выделение отдельных структурных подразделений, организующих работы по стандартизации. Назначена персональная ответственность конкретных заместителей генеральных директоров, отвечающих за работы по стандартизации. Департаменту технической политики ОАО «РЖД» поставлена задача: уделить приоритетное внимание работам по стандартизации.

Периодические отчеты от разработчиков стандартов и организаторов работ буду принимать лично. Первые результаты изменений, полагаю, увидим уже в ближайшее время.

Россия все активнее участвует в международных проектах, вступила в Таможенный союз. Как это отражается на работе ТК 45, какие новые задачи выдвигает?

В 2010 г. были проведены работы в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС в области технического регулирования на «пространстве колеи 1520» по подготовке единых технических регламентов на основе российских. Вектор работ, согласованный с Росстандартом, выбран четко: разработка ГОСТ в обеспечение требований технических регламентов, прежде всего Таможенного союза. В случае затруднения с утверждением ГОСТ разрабатывается ГОСТ Р, который действует по принятым в Таможенном союзе правилам. Сроки очень ограничены, поэтому процесс разработки стандартов должен быть прозрачным и точным как часы.

Сегодня проектируются и возводятся с учетом зарубежного опыта олимпийские объекты в Сочи, прорабатываются вопросы создания условий для транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Но методы стандартизации для решения указанных задач практически не применяются! Необходимо срочно использовать потенциал Минтранса по организации разработки прежде всего сводов правил.

Следует полнее использовать возможности Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», дочерних обществ РЖД. Активнее участвовать в разработке и финансировании стандартов необходимо и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Робкие, но похвальные попытки в этом направлении делает Белорусская железная дорога.

Большие надежды мы возлагаем на ныне формирующийся Межгосударственный технический комитет по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (МТК), призванный решать такие важные задачи, как эксплуатационная совместимость на «пространстве 1520» и при организации международных транспортных коридоров, повышение безопасности движения, технического уровня и качества железнодорожной техники и др. На сегодняшний день определены шесть государств - активных членов МТК (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия и Украина) и три государства-наблюдателя (Кыргызстан, Молдова и Таджикистан).

Проводится работа по комплектованию состава МТК представителями других заинтересованных стран на «пространстве колеи 1520 мм». Предстоит кропотливо, но слаженно поработать над основными документами МТК, процедурами и составом Комитета и приурочить проведение его первого заседания к Сочинскому форуму «1520» в июне 2011 г.

- Спасибо за ответы на вопросы.

В материале использованы иллюстрации, подготовленные специалистами ТК 45, а также фото Центра научно-технической информации и библиотек.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования