К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2005 г.


Вернуться к содержанию рубрики

В связи со славной датой одного из ведущих вузов железнодорожного транспорта России, находящегося в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, спецвыпуск этого номера журнала «Железнодорожный транспорт» посвящен Омскому государственному университету путей сообщения. Университет обеспечивает высококачественную подготовку бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, аспирантов и докторантов. Вуз обладает высоким научно-педагогическим потенциалом, располагает мощной и самой современной материально-технической базой, богатым библиотечным комплексом. Инновационные разработки ученых университета успешно используются на железных дорогах страны.


Подготовка высококвалифицированных инженерных и научных кадров
И.И. Галиев

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) - одно из старейших высших учебных заведений Сибири. Его появление напрямую связано со строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта. История университета берет свое начало с учреждения 12 июня 1900 г. Томского технологического института, в котором в сентябре этого же года на механическом факультете (отделении) началась подготовка студентов железнодорожной специальности. Спустя три десятилетия это учебное заведение претерпело ряд преобразований.
В соответствии с приказом по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР от 18 мая 1930 г. № 1381 и постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 июля 1930 г. № 237 в результате реорганизации ТТИ на базе его железнодорожной специальности образуется Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (СИИТ) - правопреемник ТТИ. В 1932 г. СИИТ реорганизуется в самостоятельные специализированные втузы, среди которых - Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ). В 1961 г. ТЭМИИТ переводится в г. Омск с изменением названия на «Омский институт инженеров железнодорожного транспорта» (ОмИИТ). В 1994 г. институт переименован в Омскую государственную академию путей сообщения (ОмГАПС), а в 1997 г. в соответствии с решением Министерства образования Российской Федерации аккредитационный статус ОмГАПС изменен на «университет». Подробнее...
 


Взаимодействие вуза и Западно-Сибирской дороги
Е.Н. Кулинич, А.И. Володин

Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих магистралей сети. Она перевозит каждую пятую тонну груза, следующего по стальным артериям страны. Здесь трудятся более 100 тыс. железнодорожников. Проводимая на дороге в последние годы политика в области подготовки специалистов способствует формированию квалифицированного кадрового потенциала. Внедрена комплексная непрерывная система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Дальнейшее взаимодействие университета и Западно-Сибирской дороги предусмотрено новой программой на 2005-2009 гг., которая является следующей ступенью на пути повышения качества подготовки специалистов. Основная цель взаимодействия - создание с учетом требований ОАО «Российские железные дороги» единого образовательного пространства для подготовки и переподготовки кадров и их непрерывного совершенствования на базе современных образовательных технологий. Все это призвано в конечном итоге значительно повысить конкурентоспособность дороги. Подробнее...
 

Ученые ОмГУПСа – транспорту
Разработки, Исследования, Эксперименты


Создавать наукоемкую продукцию
В.Т. Черемисин, С.Г. Шантаренко

105-летняя история Омского государственного университета путей сообщения неразрывно связана с развитием научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. У истоков научных достижений ученых ОмГУПСа стояли видные исследователи профессора Е.Л. Зюбашев, Н.И. Карташов, И.И. Бабарыков, И.Н. Бутаков, Н.В. Некрасов. Позднее их дело продолжили профессора П.А. Азбукин, В.Б. Медель, М.Ф.Карасев, Р.А. Воронов, М.П. Пахомов и другие.
Сегодня ОмГУПС - это передовой учебно-научно-производственный комплекс с современной экспериментальной базой и опытно-экспериментальным производством, где решаются конкретные практические задачи совершенствования железнодорожного транспорта. Основными научными направлениями ученых университета являются повышение эффективности и качества восстановления и ремонта деталей и узлов подвижного состава, повышение безопасности движения поездов, исследование надежности и повышение эффективности функционирования подвижного состава, энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование, совершенствование систем электроснабжения электрических железных дорог, разработка эффективных технологий обслуживания и создания устройств автоматики, телемеханики и связи. Подробнее...
 


Повышение качества ремонта и обслуживания подвижного состава
А.А. Рауба, В.С. Смольянинов, С.Г. Шантаренко

Традиционно, уже более 30 лет, ученые ОмГУПСа занимаются модернизацией существующих и новых технологических процессов, специализированной оснастки и оборудования для механизации трудоемких процессов ремонта подвижного состава и производства запасных частей. При этом преследуется цель повышения надежности, экономичности и эксплуатационных свойств подвижного состава.
Доведены до оптимального уровня ресурсосберегающие технологические процессы механизированной наплавки в углекислом газе таких ответственных деталей, как моторно-осевые горловины остовов тяговых двигателей, их подшипниковые щиты, корпуса тяговых редукторов электропоездов и др. Эти разработки не имеют аналогов в России и за рубежом. Получила практическое воплощение новая научнообоснованная концепция эксплуатации сборного режущего инструмента. Впервые в практике предлагается организация производства конкурентоспособных твердосплавных многогранных пластин, в котором в качестве заготовок используются отработавшие свой ресурс пластины, например при обработке колесных пар. Подробнее...
 


Совершенствование средств и методов диагностирования локомотивов
А.И. Володин, С.М. Овчаренко

Совершенствование системы ремонта и технического обслуживания локомотивов направлено в первую очередь на повышение надежности их работы и снижение суммарных затрат. Переход на более прогрессивную систему ремонта по фактическому состоянию требует решения на более высоком уровне задачи получения достоверной информации о текущем техническом состоянии локомотива в процессе эксплуатации. Такая информация поступает при проведении операций диагностирования.
Учеными кафедры «Локомотивы» разработаны методы и технические средства диагностирования топливной аппаратуры дизелей, технического состояния деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, оценки качества протекания рабочего процесса, тепловизуального контроля состояния секций холодильника, оценки экологических характеристик дизелей. Многие разработки кафедры направлены на совершенствование средств и методов контроля технического состояния систем и узлов тепловозного дизеля, являющегося одним из наиболее ненадежных узлов тепловоза. Подробнее...
 


Диагностирование тяговых электрических машин и других узлов подвижного состава
В.Д. Авилов, В.В. Харламов

Основным научным направлением кафедры «Электрические машины и общая электротехника» ОмГУПСа является повышение коммутационной устойчивости коллекторных машин постоянного тока. В настоящее время сотрудники кафедры продолжают работу над этой темой применительно к тяговым электрическим машинам.
Широко внедряется прибор для оценки условий коммутации тяговых электрических двигателей на испытательных станциях ремонтных локомотивных депо. Прибор работает по сигналу с разнополярных щеток и обеспечивает объективную оценку уровня их искрения, возможность подключения к ЭВМ с фиксацией результатов в протоколе испытаний. Разработана методика оптимальной настройки коммутации электрических машин в условиях эксплуатации с применением приборов объективной оценки уровня искрения щеток и компьютерной технологии обработки экспериментального материала. Подробнее...
 


Экспериментальный комплекс для исследований контактных подвесок и токоприемников
Г.П. Маслов, О.А. Сидоров

Одной из важнейших проблем электрической тяги является обеспечение надежного и экономичного токосъема. В ОмГУПСе на протяжении многих лет проводятся работы, связанные с решением этой проблемы. На кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» разработана теория износа контактирующих элементов токосъемных устройств, обобщенные расчетные схемы токоприемников и контактных подвесок.
Для проведения экспериментальных исследований разработаны устройства и аппаратура, обеспечивающая регистрацию контактного нажатия и аэродинамического воздействия на токоприемник. Созданы системы автоматического диагностирования контактной сети, выполнены работы по измерению износа двойных контактных проводов, регистрации показаний жесткости подвески, уклонов проводов, контроля отходящих ветвей, сопряжений и секционных изоляторов при проверке контактной сети на боковых путях станций с помощью дрезины-лаборатории. Подробнее...
 


Повышение коммутационной устойчивости электродвигателей
Ш.К. Исмаилов

В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется более 70 тыс. тяговых электродвигателей (ТЭД) электровозов различных типов, при этом 36 % составляют двигатели НБ-418К6 и 38 % двигатели ТЛ-2К1. За пределами установленных техническими условиями сроков службы (25 лет) находятся 52,8 % ТЭД НБ-418К6 и 78 % ТЛ-2К1. Около 95 % двигателей имеют срок службы более 15 лет. Это означает, что все ТЭД уже восстанавливались в объеме среднего и капитального ремонта на заводах Желдорреммаша.
Статистические данные об отказах ТЭД, составляющих более 20 % от общего количества отказов электровозов в процессе эксплуатации, наглядно демонстрируют качество ремонта и испытания двигателей на ремонтных предприятиях. При этом 65% отказов двигателей происходят по причинам электрической природы, а именно: электрические пробои и межвитковые замыкания обмоток якоря, главных и дополнительных полюсов (ГП и ДП), компенсационных обмоток (КО), что свидетельствует о наличии факторов, отрицательно влияющих на электрическую прочность изоляции обмоток. Предложения по значительному упрощению процесса испытания ТЭД после ремонта, особенно в объеме ТР3, ошибочны. Подробнее...
 


Принципы построения АСУ ТЭР
В.Н. Зажирко, М.М. Никифоров, Д.В. Пашков, В.Т. Черемисин

Важнейшим этапом реализации «Энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г.» является снижение доли энергетической составляющей в общих затратах на выпуск единицы продукции предприятиями железнодорожного транспорта и повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Такая постановка задачи требует внедрения системы контроля и управления потреблением ТЭР по всем видам работ и технологическим процессам, реализуемым структурными подразделениями.
Опыт внедрения подобных систем на ряде крупных промышленных предприятий в России и за рубежом показал, что наибольшая эффективность может быть получена за счет организации автоматизированных систем управления энергоресурсами (АСУ ТЭР). Анализ работы уже реализованных систем автоматизированного учета энергоресурсов выявил, что на сегодняшний день наиболее востребованными оказались функции автоматизированного сбора и обработки информации об энергопотреблении и предоставления отчетов и справок о деятельности объекта. Функции же обработки информации на основе научнообоснованной методологии, поддержки принятия решений, контроля и управления энергопотреблением на объектах используются незначительно. Подробнее...
 


Усиление практической подготовки инженеров-вагонников
В.П. Клюка, Р.А. Ахмеджанов, С.И. Подоляк

Курс на коренную модернизацию лабораторной базы, взятый университетом в конце 1990-х годов, положил начало обновлению, реконструкции и расширению лабораторной базы кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». За последние пять лет кафедра выпускает 150 - 200 инженеров в год, до 65% которых трудоустраиваются на Западно-Сибирской дороге, предъявляющей самые высокие требования к практической подготовке молодых специалистов.
Учитывая большую потребность железных дорог региона в специалистах по неразрушающему контролю, в 1997 г. при кафедре создана лаборатория дефектоскопии и диагностики, реформированная в конце 2000 г. в Центр неразрушающего контроля. Центр оснащен современными приборами, изготовленными фирмами «Зонд», «Микроакустика», «Радиоавионика», «Алтек», «Спектр», «Луч». В процессе контроля используются рабочие образцы с дефектами, суммарный вес которых превышает 18 т. Центр выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых методов и средств автоматизации неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава. Подробнее...
 


Квазиинвариантное рессорное подвешивание
И.И. Галиев, В.А. Нехаев, В.А. Николаев

Низкие динамические свойства экипажной части подвижного состава являются одной из причин недостаточного уровня безопасности движения поездов и высоких эксплуатационных расходов, обусловленных увеличением затрат на ремонт подвижного состава и пути, а также повышенным энергопотреблением на тягу поездов. Недостатки традиционного рессорного подвешивания железнодорожных экипажей, основанного на применении линейных упругих элементов в комбинации с фрикционными или гидравлическими гасителями колебаний, стали особенно очевидны в последнее время, когда вследствие значительного износа подвижного состава и рельсов железные дороги начали нести значительные издержки, обусловленные многочисленными ограничениями скорости, сходами вагонов с рельсов и другими более тяжелыми последствиями.
Особенно это относится к унифицированным системам обрессоривания буксовой ступени подвешивания, которыми оснащены магистральные электровозы ВЛ10, ВЛ80 и ВЛ85. Ужесточение характеристик пути, в первую очередь модуля упругости рельсового основания при применении рельсов тяжелых типов, железобетонных шпал на щебеночном основании, рост сцепного веса локомотивов и другие факторы ведут к увеличению уровня сил динамического взаимодействия локомотива и пути. Кроме того, из-за большого коэффициента относительного трения листовая рессора при малых амплитудах возмущающего воздействия заблокирована силами сухого трения, вследствии чего динамические нагрузки, действующие на тяговый привод, раму тележки и рельсы, резко возрастают, что влечет за собой накопление различных дефектов в экипажах и верхнем строении пути. Подробнее...
 


Система учета и анализа показателей эксплуатационной работы
Е.А. Сидорова

В последние годы на российских железных дорогах наблюдается рост объема перевозочной работы. В этих условиях возрастают требования к эффективности работы железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, вызывает необходимость совершенствования управления материальными, топливно-энергетическими и людскими ресурсами. Эти требования во многом определяются уровнем информатизации. Информационные технологии на современном этапе это не просто средство поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры, позволяющий повысить эффективность использования подвижного состава при минимальных затратах и повышении производительности труда работников железнодорожного транспорта.
В условиях совершенствования управления перевозочным процессом возрастает роль первичного учета, без данных которого невозможно осуществлять руководство современным предприятием и контроль за его деятельностью. Выявление исходных данных для автоматизированного решения задач, составление электронных документов и алгоритмов, поиск методов и форм их информационной взаимосвязи - все это необходимые составные элементы общей работы по комплексной автоматизации учета. Подробнее...
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования