К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения

Подготовка высококвалифицированных инженерных и научных кадров


И.И. Галиев, ректор Омского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) - одно из старейших высших учебных заведений Сибири. Его появление напрямую связано со строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта. История университета берет свое начало с учреждения 12 июня 1900 г. Томского технологического института, в котором в сентябре этого же года на механическом факультете (отделении) началась подготовка студентов железнодорожной специальности. Спустя три десятилетия это учебное заведение претерпело ряд преобразований.

В соответствии с приказом по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР от 18 мая 1930 г. № 1381 и постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 июля 1930 г. № 237 в результате реорганизации ТТИ на базе его железнодорожной специальности образуется Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (СИИТ) - правопреемник ТТИ. В 1932 г. СИИТ реорганизуется в самостоятельные специализированные втузы, среди которых - Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ). В 1961 г. ТЭМИИТ переводится в г. Омск с изменением названия на «Омский институт инженеров железнодорожного транспорта» (ОмИИТ). В 1994 г. институт переименован в Омскую государственную академию путей сообщения (ОмГАПС), а в 1997 г. в соответствии с решением Министерства образования Российской Федерации аккредитационный статус ОмГАПС изменен на «университет».

Эти исторические события между собой неразрывно связаны и характеризуют непрерывный процесс подготовки инженеров-железнодорожников в Сибири. Правопреемником ТТИ является Омский государственный университет путей сообщения, что установлено юридически и определено указанием Министерства путей сообщения от 03.11.2000 № П-2685у. Таким образом, в октябре 2005 г. университету исполнится 105 лет.

В настоящее время полномочия учредителя университета осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Главное стратегическое направление деятельности университета заключается в подготовке высококвалифицированных инженерных и научных кадров, получения ими фундаментальных и прикладных научных знаний для обеспечения непрерывной и эффективной работы высокотехнологичных железнодорожных предприятий Урало-Сибирского региона. Сегодня университет имеет лицензионное право осуществлять образовательную деятельность по 11 программам начального профессионального образования, 23 программам среднего и 39 - высшего профессионального образования, 22 программ послевузовского профессионального образования, а также 150 программам дополнительного профессионального образования. В составе университета три института и шесть факультетов.

Университет осуществляет целевой прием с Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской и Свердловской железных дорог. География трудоустройства выпускников вуза охватывает девять железных дорог из 17 в отрасли, свыше 90 % выпускников получают трудоустройство на железнодорожных предприятиях.

Благодаря материальной и организационной поддержке департамента кадров и учебных заведений МПС России и Западно-Сибирской железной дороги в 2000 – 2004 гг., Федерального агентства железнодорожного транспорта в университете была развернута программа строительства, реконструкции и ремонта всего комплекса объектов (зданий, инженерных сетей, спортивно-оздоровительных сооружений, загородных баз), модернизации и оснащения новейшим оборудованием учебных и научно-производственных лабораторий.

В 2000–2004 гг. построены учебный корпус № 4, студенческий досуговый центр, учебный полигон действующей железнодорожной техники, представляющий собой фрагмент реальной железнодорожной станции, оснащенный локомотивами (тепловозами и электровозами), вагонами (грузовыми и пассажирским), системами электроснабжения электрифицированного участка (контактной сетью и тяговой подстанцией), автоматики, телемеханики и переездной сигнализацией.

Реконструированы учебные корпуса № 1, 2, 3, спорткомплекс с четырьмя залами, вставка между общежитиями № 1 и 3 с тремя спортивными залами, общежития № 1, 3 и 5, музей. Реконструированы в общежития гостиничного типа общежития № 2 и 4. Созданы новые и модернизированы существовавшие ранее лаборатории, выставки и центры (всего 135). Проведена полная замена устаревшей автоматической телефонной станции на современную NEC NEAX 7400, осуществлено благоустройство студенческого городка.

Рабочее совещание в университете.
Выступает начальник Западно-Сибирской дороги
А.В. Целько

Лабораторные занятия

Особо следует сказать об университетском библиотечном комплексе, оказывающем большую помощь обучающимся. Сегодня он представляет собой современный информационный центр, действующий на базе компьютерных технологий как при обработке информации, так и при обслуживании читателей. Существенный рывок в этом направлении был сделан в 2000-2004 гг., когда при финансовой поддержке МПС России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Западно-Сибирской дороги и за счет собственных средств значительно укрепилась материально-техническая база библиотеки. В настоящее время здесь установлены более 70 компьютеров, 4 сервера, цветные и черно-белые принтеры, скоростной сканер, принтеры и сканеры штрих-кодов, ксероксы, аудио-, видео- и мультимедийная техника, ламинатор, защитная система. С 2000 г. библиотечный фонд вырос почти на 100 тыс. экземпляров.

Мощное техническое оснащение библиотеки предопределило и новые формы обслуживания пользователей. В информационном центре помимо доступа в Интернет студенты имеют возможность пользоваться обучающими программами, пакетами прикладных программ при написании курсовых и дипломных работ, реферативными журналами ВИНИТИ, учебно-методическими пособиями преподавателей университета в электронном виде. Библиотека располагает сетевыми версиями информационно-правовых баз «Кодекс» и «КонсультантПлюс». Внедрена автоматизированная информационно-библиотечная система ИРБИС, созданная ГПНТБ России. В системе реализованы все основные библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ): «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». Создан электронный каталог, внедрено штриховое кодирование книг и читательских билетов.

Научно-техническая деятельность университета обеспечивается научно-исследовательской частью и научно-инженерным центром. Выполняемые научные исследования соответствуют установленным федеральным, отраслевым и региональным приоритетам.

Годовой объем хоздоговорных НИОКР в 2004 г. превысил 115 млн. руб., причем на одного штатного педагогического работника приходится более 300 тыс. руб. в год. Сегодня университет является одним из ведущих разработчиков на железнодорожном транспорте в области диагностики технических средств, технологии восстановления и ремонта деталей и узлов подвижного состава, электрической тяги, электроснабжения и токосъема, ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования и др. Одной из новых эффективных форм научно-технического сотрудничества вуза и железных дорог стало создание совместных научно-производственных лабораторий «Технология ремонта подвижного состава», «Стационарная теплоэнергетика на железнодорожном транспорте», «Центр неразрушающего контроля», «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», «Центр психологического управления персоналом» и «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий». Значительную экономию средств получают предприятия-заказчики от использования научно-технической продукции университета.

Лаборатория станционных систем
автоматики и телемеханики

Лаборатория информационных систем
на железнодорожном транспорте

Лаборатория автоматизации

Благодаря новой форме сотрудничества университет в последние годы значительно повысил результативность работы на железных дорогах в сфере энергосбережения. Выполнены крупные методические разработки по энергетическому обследованию предприятий, подготовке кадров (более 600 человек), разработано и выдано около 40 энергопаспортов. Эффективность разработанных энергосберегающих мероприятий превышает 300 млн. руб. ОмГУПС ежегодно инициирует проведение научно-технических конференций по энергосбережению. В 2004 г. на базе Западно-Сибирской дороги проведена сетевая научно-практическая конференция «Энергетическое обследование структурных подразделений - филиалов ОАО «РЖД». Университет и дорога нацелены на создание зон высокой энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

В университете разработана комплексная программа повышения научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, благодаря чему наблюдается устойчивый рост числа докторов и кандидатов наук.

За последние пять лет у нас сложились тесные связи с железнодорожными и техническими вузами Европы, США, Юго-Восточной Азии. ОмГУПС - член Ассоциации международных отделов технических университетов стран Центральной и Восточной Европы (АМО), в которую входят ведущие технические вузы Белоруссии, Болгарии, Германии, Польши, Словакии, России, Украины, Чехии. Заключены договоры о сотрудничестве с факультетом транспорта Дрезденского технического университета, Высшей технической школой Эрфурта (Германия), Братиславским техническим университетом (Словакия), Пхеньянским университетом путей сообщения (КНДР).

Определяющую роль в широкомасштабной информатизации вуза сыграли системный проект «Создание единого информационного пространства вузов МПС России», программа информатизации университета. Общие затраты на реализацию программы информатизации составили 48,5 млн. руб. В результате создана университетская сеть, объединяющая волоконно-оптическими линиями связи все учебные корпуса и общежития университета.

Общая длина ВОЛС внутри корпусов – 1,3 км; длина оптического кабеля от Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги до университета для подключения к сети передачи данных ОАО «РЖД» – 6 км и кабеля, соединяющего учебные корпуса и общежития университета, – 1,1 км. Длина медного кабеля, проложенного внутри здания ОмГУПСа, – 36 км. Максимально возможное число подключений ПЭВМ – 1570, подключены и работают только в сети около 600 компьютеров, созданы 27 классов вычислительной техники, семь классов САПР по железнодорожным и информационным специальностям с мультимедийным оснащением, класс тонких клиентов.

Обеспечивается бесплатный выход в Интернет (15 ГБ в месяц), доступ к электронным ресурсам библиотеки (электронный каталог, информационно-правовая база «Кодекс», ГОСТы и т.д.). Сформирован фонд электронных методических материалов из 200 наименований, принята ученым Советом и получила реализацию программа дистанционного обучения. В университете внедряются с периодическим обновлением подсистемы «АСУ-ВУЗ» (около 20). Реализовано дистанционное с помощью видеоконференцсвязи обучениие студентов в филиале в г. Тайга.

Студенческий досуговый центр

Общежитие универсистета

В центре постоянного внимания профессорско-преподавательского состава вопросы социальной поддержки студентов и воспитательной работы. В университете установлены академические стипендии, а также социальные стипендии для малообеспеченных студентов. Учреждены 10 стипендий (в 2,25 раза превышающих размер базовой стипендии) в честь выдающихся ученых, работавших в вузе, 20 единовременных грантов Ученого совета для студентов, проходящих практику за рубежом, 8 стипендий ЗАО «ЗапСибТрансТелеком» для студентов специальностей «Информационные системы и технологии», «Управление и информатика в технических системах», «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», 3 стипендии губернатора Омской области, 5 стипендий им. П.П. Мельникова, учрежденные ОАО «РЖД», две стипендии Президента и две - Правительства Российской Федерации, 25 грантов на выполнение дипломных проектов студентами-целевиками Западно-Сибирской дороги, 31 стипендия Западно-Сибирской железной дороги, а также творческие гранты (ежемесячная материальная поддержка) студентам-участникам научных кружков при кафедрах, художественной самодеятельности, спортсменам и студенческому активу. Нуждающимся студентам также оказывается материальная помощь.

В университете традиционно уделяется большое внимание воспитательной работе, за которую отвечает проректор по воспитательной работе. На всех факультетах и во всех институтах назначены заместители деканов факультетов и заместители директоров институтов по воспитательной работе, а на выпускающих кафедрах - кураторы учебных групп, преимущественно из числа наиболее опытных преподавателей. На всех факультетах и в институтах сформированы и работают учебно-воспитательные комиссии, которые наделены еще и функциями стипендиальных комиссий. В общежитиях работают студенческие советы. Деятельность органов студенческого самоуправления курируют руководители всех звеньев воспитательной работы ОмГУПСа.

Гуманитарные кафедры организуют и проводят различные студенческие конференции, чтения, диспуты, «круглые столы», посещения музеев, встречи с учеными университета, которые способствуют нравственному и этическому воспитанию студентов. Сдан в эксплуатацию студенческий досуговый центр, где установлены современная звуковая и световая аппаратура, сценическое оборудование. Занятия спортом проводятся в семи современных залах по 15 видам в спортивных секциях, в которых тренируется более 300 человек. В стенах вуза выращено 18 мастеров и более 50 кандидатов в мастера спорта, 130 перворазрядников.

Важное значение в обеспечении жизнедеятельности вуза имеют собственные внебюджетные средства: за пять лет они увеличились в 6 раз. За счет этого сотрудникам университета обеспечивается выплата дополнительных окладов и надбавок, финансируются программы развития материально-технической базы.

Встреча с делегацией Пхеньянского
университета путей сообщения

Отмечающий 105-летие Омский государственный университет путей сообщения уверенно смотрит в будущее, опираясь на свои исторический традиции, стремится наращивать свой вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров для железных дорог России.