К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения

Ученые ОмГУПСа – транспорту
Разработки-Исследования-Эксперименты

Усиление практической подготовки инженеров-вагонников


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

В.П. Клюка, заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство»,
кандидат технических наук, доцент
Р.А. Ахмеджанов, кандидат технических наук, профессор
С.И. Подоляк, кандидат технических наук, доцент

Учебный полигон

Курс на коренную модернизацию лабораторной базы, взятый университетом в конце 1990-х годов, положил начало обновлению, реконструкции и расширению лабораторной базы кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». За последние пять лет кафедра выпускает 150 - 200 инженеров в год, до 65% которых трудоустраиваются на Западно-Сибирской дороге, предъявляющей самые высокие требования к практической подготовке молодых специалистов.

Учитывая большую потребность железных дорог региона в специалистах по неразрушающему контролю, в 1997 г. при кафедре создана лаборатория дефектоскопии и диагностики, реформированная в конце 2000 г. в Центр неразрушающего контроля. Центр оснащен современными приборами, изготовленными фирмами «Зонд», «Микроакустика», «Радиоавионика», «Алтек», «Спектр», «Луч». В процессе контроля используются рабочие образцы с дефектами, суммарный вес которых превышает 18 т. Центр выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых методов и средств автоматизации неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава.

На базе центра в 2003 г. открыта специальность «Приборы и методы контроля качества и диагностики». Заявки на специалистов данного профиля получены с шести дорог. Интенсивно ведется подготовка дефектоскопистов подвижного состава и пути. В 2003 г. центр получил право на подготовку специалистов по неразрушающему контролю первого и второго уровней. Объем начальной подготовки дефектоскопистов достиг порядка 150 человек в год.

Кафедра является головным подразделением вуза, осуществляющим преподавание дисциплины «Автоматические тормоза подвижного состава». Материальная база кафедры представлена двумя лабораториями, оснащенными стендами тормозных систем грузового и пассажирского вагонов, скоммутированными в единую электронную схему, воссоздающую процессы торможения и отпуска в поезде.

Лаборатория технических средств
диагностирование подвижного состава

Испытательный участок лаборатории представлен приборами УКВР-2, УКВРП, УКАР-2М, УКРП и СИТОВ. Работа тормозных устройств осуществляется от двух компрессоров, действующих в автоматическом режиме. Дополнительной базой для изучения тормозного оборудования служат три вагона учебного полигона университета, тормозные системы которых объединены в единую сеть, управляемую краном машиниста № 394.

Давление воздуха в магистрали, запасных резервуарах, тормозных цилиндрах, различных камерах воздухораспределителя фиксируется с помощью манометров, а выходы штоков цилиндров измеряются датчиками перемещений с использованием специальных мерных линеек. Студенты проверяют качество регулировки основных параметров рычажной передачи и самостоятельно осуществляют ее корректировку. Питание тормозной магистрали осуществляется компрессорами электровоза ВЛ80.

В центре неразрушающего контроля

Лаборатория для изучения
систем электрооборудования

Большое внимание на кафедре уделяется подготовке инженеров пассажирской специализации, последние три года на их долю приходится до 30 % выпуска. Устройство, эксплуатацию и ремонт сложнейших систем электрооборудования пассажирских вагонов будущие инженеры изучают в профильной лаборатории. С помощью мотор-генераторных систем и аккумуляторного резервного питания задействованы все основные потребители современных пассажирских вагонов - от климатической установки ТВЗ до бытовой техники. В лаборатории также представлен широкий спектр регулирующей и контролирующей аппаратуры, системы поиска неисправностей, оборудование для диагностики тормозных систем пассажирских вагонов, уникальные приводы управления синхронными двигателями.

В 2004 г. создана лаборатория технических средств диагностического оборудования. Объекты диагностирования - колесно-моторные блоки тепловозов, электрооборудование и механические системы электровозов, колесные пары вагонов, гасители колебаний и токоприемники - говорят о многоцелевом назначении лаборатории, где проходят практическую подготовку студенты четырех специальностей вуза.

Кафедра работает над повышением степени использования стендов лаборатории. Так, на стенде виброакустической диагностики колесной пары ведется отработка техники измерений колесной пары при ее вращении, а также выявление трещин и других дефектов на поверхности катания и дисках колесных пар на ходу с помощью цифровой фото- и видеоаппаратуры.

В планах кафедры завершение оснащения лаборатории автоматическими средствами контроля технического состояния подвижного состава в процессе движения на перегонах и станциях, современными технологиями технического обслуживания вагонов и их систем на ПТО, в поездах и ремонтных предприятиях.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования