Московскому государственному университету путей сообщения - 110 лет

«Железнодорожный транспорт» № 8 2006 год


Вернуться к содержанию рубрики

 

Знаменательные события в жизни университета
 

От училища до университета

С праздником, МИИТ!

26 сентября 2006 г. исполняется 110 лет со дня основания Императорского Московского инженерного училища - ныне Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Свидетели истории вуза – главный учебный корпус с мраморными лестницами, парадным залом для торжеств, в котором и сейчас проходят важнейшие события университетской жизни, домовая церковь Николая Чудотворца, мемориальные лаборатории, названные в честь их создателей: гидравлическая – имени первого ректора Ф.Е.Максименко, химическая – имени И.А.Каблукова, механическая – имени Л.Д. Проскурякова и других выдающихся ученых, педагогов и организаторов учебного процесса, которые оставили в наследство доброе имя вуза, научные школы, научные открытия, фундаментальное образование.
Первыми преподавателями в училище стали крупные ученые того времени. Кафедру физики возглавил П.Н.Лебедев - основатель школы русских физиков, открывший и измеривший давление света на твердые тела и газы; кафедру химии – известный российский физико-химик И.А.Каблуков. Будущий академик С.А.Чаплыгин, ближайший ученик Н.Е.Жуковского, создал кафедру теоретической механики; профессор Межевого института С.М.Соловьев – кафедру и кабинет геодезии. Далее…
 


Специалиста растят со школьной скамьи

В Московском государственном университете путей сообщения создана стройная система обучения будущих инженеров, уровень образования которых отвечает требованиям сегодняшнего дня. О подготовке специалистов для железнодорожного транспорта в беседе с корреспондентом журнала рассказывает ректор МИИТа, президент Ассоциации вузов транспорта России, доктор технических наук, профессор Б.А.Лёвин. Далее…
 


Требование времени – качество образования
В.В. Виноградов, первый проректор - проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор

Одной из важнейших задач вуза в настоящее время является обеспечение качества образования на уровне мировых стандартов. Это решающее условие вхождения отечественного образования в мировое образовательное пространство. Качество достигается качественным же процессом обучения. И наша забота, наши усилия сосредоточены на обеспечении такого уровня обучения. А это 52 специальности очной формы обучения, восемь железнодорожных специальностей сокращенной программы (после техникума или колледжа), 15 специальностей очно-заочного и дистанционного обучения.
Жизнь не стоит на месте. В Гуманитарном институте МИИТа открыта новая специализация – «Менеджмент в спорте». В Институте транспортной техники и организации производства (ИТТОП) по четырем специальностям внебюджетного финансирования проведен прием студентов, обучающихся 4 года и 10 месяцев по нестандартному графику – у них аудиторные занятия чередуются с работой на предприятиях отрасли. В прошлом учебном году институты и кафедры МИИТа получили государственную аккредитацию и осуществили выпуск по специальностям «Государственное управление», «Маркетинг», «Социально-культурный сервис и туризм», «Реклама». Далее…
 


Наука в ВУЗе и подготовка молодых специалистов
В.М. Круглов, проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор

Сегодня к молодому специалисту – выпускнику вуза предъявляются высокие требования как в области теоретических знаний, так и практических навыков, приобретенных за период обучения. Он должен сочетать в себе специалиста, отвечающего современному развитию технического и технологического оснащения производства, и новатора, нацеленного на совершенствование и развитие производства. Этого можно достичь, лишь сочетая фундаментальные знания с активным использованием результатов научной деятельности в совершенствовании учебного процесса.
Несмотря на трудности современного периода, связанные прежде всего с заключением и согласованием договоров, результаты научно-исследовательской деятельности в МИИТе за последние годы свидетельствуют о неуклонном росте объемов выполняемых исследований и поступления внебюджетных денежных средств от них. В выполнении научных исследований приняли участие почти 31% профессорско-преподавательского состава вуза. Ученые университета многое сделали для совершенствования научного комплекса университета. В условиях реструктуризации отрасли МИИТ смог отстоять свои позиции и сохранить высокий авторитет в научно-исследовательской деятельности. Далее…
 


Все флаги в гости к нам
А.А. Выгнанов, первый проректор университета, кандидат технических наук, профессор

В настоящее время университет ведет многоплановое научно-техническое и учебно-методическое сотрудничество с 58 вузами и фирмами–партнерами восьми стран ближнего и 22 стран дальнего зарубежья. Составляющие этого сотрудничества - подготовка и переподготовка специалистов для зарубежных стран; организация академических обменов студентами и преподавателями; проведение совместных научных исследований и публикация их результатов; обмен опытом организации учебного процесса, написание и издание учебных пособий; организация и участие в международных конференциях, семинарах и т.п.
Начиная с 1946 г. в МИИТе ведется подготовка специалистов для зарубежных стран. Всего для 72 стран мира подготовлено более 2500 специалистов с высшим образованием, около 400 кандидатов и докторов наук, 800 иностранных специалистов прошли в университете научно-педагогическую стажировку. Далее…
 


Воспитывать патриотов России
Н.А. Дудина, начальник Управления по воспитательной работе

С уходом с политической арены ВЛКСМ, ответственного за работу с молодежью, прекратили существование и такие формы воспитания молодежи, как студенческие строительные отряды, выезды агитбригад, студенческие фестивали самодеятельного творчества. И когда возник вопрос о восстановлении системы воспитания вузовской молодежи, уже ни одна организация не смогла предложить систему воспитания, сравнимую с комсомольской. Эту нелегкую задачу вынуждена была взять на себя администрация, так как она понимала, что между обучением и воспитанием при формировании современного специалиста существует неразрывная связь.
Эту истину в МИИТе осознали раньше других: в конце 90-х годов прошлого века в университете была введена должность первого проректора, в обязанности которого входила и организация воспитательной работы со студентами. Был восстановлен институт кураторов учебных групп, при профсоюзном комитете стала функционировать студенческая служба трудоустройства, организован поисковый отряд, который разыскивал на полях сражений Великой Отечественной войны останки погибших в боях, устанавливал их имена. Далее…
 


И управленцы, и менеджеры
С.П. Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий, кандидат технических наук, профессор

Институт управления и информационных технологий (ИУИТ) был образован в 2000 г. на базе двух учебных подразделений МИИТа – факультета «Управление процессами перевозок» (образован в 1924 г.) и Международного института информации и управления социальными системами (основан в 1992 г.). Помимо 12 кафедр, в составе института Учебно-методический центр дистанционных технологий обучения, научно-учебные центры IBM и современных информационных технологий на железнодорожном транспорте («Инфотранс»), Научно-образовательный центр «Логистические технологии».
Сегодня на кафедрах ИУИТа работают более 45 профессоров и около 100 доцентов. Институт готовит специалистов в области организации и управления перевозками, менеджмента и современных компьютерных технологий для предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей. Далее…
 


От паровоза – до «Спутника»
Д.Г. Евсеев, директор Института транспортной техники и организации производства, доктор технических наук, профессор

В нашем институте собраны основные механические специальности железнодорожного транспорта: «Локомотивы», «Вагоны», «Путевые машины», «Технология ремонта», «Технология восстановления деталей». Это группа кафедр, которые определяют физическое состояние и возможности подвижного состава.
Когда формировался институт (1998 г.), нужно было расширять деятельность и создавать востребованные на тот момент специальности. Так появилась специальность по управлению производством, организации производства. Затем открыли специальность по управлению персоналом, рекламе (потом ее передали в Гуманитарный институт). Далее…
 


Перспектива за автоматическими системами
Г.В. Горелов, директор Института систем управления, телекоммуникаций и электрификации, доктор технических наук, профессор

В Институте систем управления, телекоммуникаций и электрификации (ИСУТЭ) подготовка ведется по трем университетским железнодорожным специальностям. Сегодня в составе института девять кафедр, возглавляемых профессорами, докторами наук. Это едва ли ни самый «остепененный» профессорско-преподавательский коллектив – 20% профессоров и 20% доцентов университета. Из 140 человек профессорско-преподавательского состава 18 являются действительными членами Академии транспорта России, Международной академии информатизации, Академии электротехнических наук и других научных организаций, 41 – профессорами, докторами наук, 80 – доцентами, кандидатами наук.
ИСУТЭ занимает одну из ведущих позиций в университете по целевой подготовке студентов, выполняя примерно пятую часть университетского плана целевой подготовки. За время существования института количество студентов-целевиков возросло в нем с 43 до 50% общей численности студентов. Их выпускные работы получили практическую направленность: тематика дипломных проектов по всем специальностям согласовывается с департаментами ОАО «РЖД», службами Московской железной дороги, других предприятий, которые направляли студентов на учебу. Далее…
 


Сначала были строители
В.П. Мальцев, директор Института пути, строительства и сооружений, доктор технических наук, профессор

Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) в составе МИИТа был образован в 1997 г. на основе факультетов «Строительство магистральных железных дорог», «Промышленное и гражданское строительство» и «Мосты и тоннели». Здесь готовят специалистов высокой квалификации в области транспортного строительства и строительства объектов самого различного назначения. Выпускники ИПСС – это инженеры путей сообщения-строители, инженеры–строители, инженеры–системотехники и менеджеры в строительстве.
Рождение ИПСС напрямую связано с созданием Императорского Московского инженерного училища, ведь изначально здесь планировали готовить именно инженеров для строительства бурно развивавшейся транспортной сети России. Далее…
 


Экономика должна быть …
В.П. Чуприков, проректор по экономическим вопросам, директор Института экономики и финансов, профессор

Основы экономической транспортной науки, методологию подготовки специалистов-экономистов заложили работавшие в МИИТе видные ученые и организаторы высшего образования на железнодорожном транспорте академик Т.С.Хачатуров, профессора И.В.Белов, Н.Г.Винниченко, А.Е.Гибшман, С.К.Данилов, И.В.Ивлиев, Т.И.Козлов, И.В.Кочетов, М.Е.Мандриков, Е.В.Михальцев, А.К.Шубников, В.Я.Шульга, Е.Д.Хануков, P.M.Царев, Г.И.Черномордик, А.С.Чудов.
В настоящее время в составе Института экономики и финансов МИИТа, который существует с 1997 г., восемь кафедр, Высшая транспортная бизнес-школа, Центр информационных технологий в экономике и финансах железнодорожного транспорта, Отраслевой учебно-методический центр подготовки и повышения квалификации специалистов транспорта, лаборатория «Программные продукты и технологии SAP», научно-исследовательские лаборатории «Автоматизация бухгалтерского учета» и «Автоматизированные системы управления материально-техническим обеспечением на железнодорожном транспорте», сектор технико-экономических исследований. Далее…
 


Юрист – он и в жизни юрист
Н.А. Духно, директор Юридического института, доктор юридических наук, профессор

Свою историю Юридический институт ведет с 1992 г., когда был оганизован Институт защиты предпринимателя, одним из учредителей которого стал МИИТ. Главной идеей создания подобного вуза было предоставление всем желающим качественного современного юридического образования, которое остро требовалось на этапе перехода от командно-административной системы к рыночным договорным отношениям, основанным прежде всего на праве. Но само по себе право - только основа нового порядка. Его необходимо изучить, осознать и приобрести навыки по применению в реальной жизни.
В 1999 г. Юридический институт вошел в состав МИИТа в качестве структурного подразделения и получил лицензию на право образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» с гражданско-правовой специализацией для подготовки юристов, способных работать в государственных учреждениях и организациях, в том числе и на железнодорожном транспорте, на предприятиях различной формы собственности, в нотариате, банках и других фирмах и компаниях. Далее…
 


Транспорт нуждается в гуманитариях
А.А. Горбунов, директор Гуманитарного института, профессор

Наш институт часто называют самым молодым в университете. Но это не совсем верно: он возник на базе отделений, которые существовали достаточно давно – социологии и психологии, сервиса и туризма и других. Сейчас в институте семь специальностей, по которым уже состоялось четыре выпуска. Он имеет свое здание, где находятся аудиторный фонд, лаборатории, кафедры. 170 преподавателей обучают 1600 студентов. Гуманитарный институт МИИТа занимает достойное место в составе университета.
Специалисты гуманитарного профиля востребованы железнодорожной отраслью – транспорту нужны и социологи, и психологи, и специалисты по сервису и туризму, люди, умеющие организовать спортивные мероприятия и, тем более, специалисты по рекламе и связям с общественностью. Это в русле требований жизни, развития отечественной экономики. Далее…
 


Российская Академия путей сообщения
Л.А. Карпов, проректор по дополнительному профессиональному образованию - директор РАПС, профессор

Свою историю Российская академия путей сообщения (РАПС) ведет с декабря 1967 г., когда был создан Московский (c 1985 г. - Всесоюзный) институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта.
В 1991 г. ректором института был избран доктор технических наук, профессор Б.А.Лёвин, ныне ректор МИИТа. Перед коллективом института была поставлена задача преобразовать вуз в учреждение дополнительного профессионального образования, отвечающее самым современным требованиям. Далее…
 


На олимпе образования
А.М. Давыдов, руководитель Координационно-аналитического центра подготовки научно-педагогических кадров и специалистов транспорта, кандидат технических наук, доцент

При Московском государственном университете путей сообщения действует Координационно-аналитический центр подготовки научно-педагогических кадров и специалистов транспорта. Его главными задачами являются координация работы по подготовке научно-педагогических и научных кадров и планирование повышения квалификации преподавательского состава вузов железнодорожного транспорта, анализ работы по повышению квалификации специалистов на базе вузов отрасли, участие в разработке проектов планов подготовки специалистов всех форм. Вместе с тем центр как структурное подразделение МИИТа имеет ряд корпоративных задач, связанных с организацией подготовки и воспроизводства научно-педагогических кадров на базе аспирантуры и докторантуры университета, организует работу его диссертационных советов.
Только за прошедший год работники центра собрали и проанализировали показатели, характеризующие работу вузов железнодорожного транспорта, подготовили и представили в Федеральное агентство железнодорожного транспорта России отчеты о состоянии и динамике квалификационных и возрастных характеристик профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, кадровой обеспеченности выпускающих кафедр по основным железнодорожным специальностям, состоянии и динамике работы их аспирантуры и докторантуры. Был подготовлен отчет о работе диссертационных советов и структур повышения квалификации ППС, представлен сравнительный анализ рейтинговых показателей деятельности вузов. Сформирован и передан на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отраслевой план приема в аспирантуру и докторантуру. Далее…
 


«...Учиться не многому, но много…»

Б.А. Лёвин, ректор Московского государственного университета путей сообщения
В.Г. Бусорав, заместитель директора Института систем управления, телекоммуникаций и электрификации

В нынешнем году исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского ученого и государственного деятеля Николая Павловича Петрова (01.05.1836 г. – 02.01.1920 г.) - инженер-генерал-лейтенанта, профессора, почетного члена Петербургской академии наук (1894 г.), видного специалиста в области железнодорожного транспорта, автора многочисленных трудов по механике, гидродинамике, железнодорожной технике, экономике, государственности и образовательной деятельности России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его перу принадлежат классические труды по расчетам железнодорожного пути, методам тяговых расчетов поездов, исследования давления колеса на рельсы и их прочности, напряжений в колесных парах, процессов в тормозных системах поездов и др. На основе исследования трения в подшипниках вагонов он создал гидродинамическую теорию смазки и сформулировал закон трения при смазке, за что в 1884 г. был удостоен Ломоносовской премии Академии наук. Инициатор создания многих железных дорог в России, он активно участвовал в строительстве Транссибирской магистрали, а позднее разработал основополагающие принципы и технические условия ее реконструкции (строительство вторых путей, развитие станций и т.д.).

В 1888-1892 гг. Н.П.Петров возглавлял Управление казенных железных дорог России, с 1892 г. был председателем инженерного совета МПС, а с 1893 г. в течение нескольких лет товарищем (заместителем) министра путей сообщения. По его инициативе в 1896 г. было создано Московское инженерное училище (позднее преобразованное в МИИТ). С 1896 по 1905 г. Н.П.Петров был бессменным председателем Русского технического общества. Являясь с 1906 г. членом Государственного совета России, исполнял обязанности председателя II Департамента Государственного совета по промышленности, науке и торговле.

Многие работы Н.П.Петрова носят прогностический характер, в них ярко отражен его дар научного предвидения. И сегодня мы вновь обращаемся к его богатому научно-публицистическому наследию, которое в настоящее время в основном является, к сожалению, архивным материалом. В этой связи имеет смысл вспомнить некоторые неоправданно забытые труды ученого и по сей день не потерявшие своей значимости и актуальности, особенно в области образовательной и экономической деятельности. Далее...
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования