Московскому государственному университету путей сообщения
110 лет

На олимпе образования


А.М. Давыдов,
руководитель Координационно-аналитического центра подготовки научно-педагогических кадров и специалистов транспорта,
кандидат технических наук, доцент

При Московском государственном университете путей сообщения действует Координационно-аналитический центр подготовки научно-педагогических кадров и специалистов транспорта. Его главными задачами являются координация работы по подготовке научно-педагогических и научных кадров и планирование повышения квалификации преподавательского состава вузов железнодорожного транспорта, анализ работы по повышению квалификации специалистов на базе вузов отрасли, участие в разработке проектов планов подготовки специалистов всех форм. Вместе с тем центр как структурное подразделение МИИТа имеет ряд корпоративных задач, связанных с организацией подготовки и воспроизводства научно-педагогических кадров на базе аспирантуры и докторантуры университета, организует работу его диссертационных советов.

Только за прошедший год работники центра собрали и проанализировали показатели, характеризующие работу вузов железнодорожного транспорта, подготовили и представили в Федеральное агентство железнодорожного транспорта России отчеты о состоянии и динамике квалификационных и возрастных характеристик профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, кадровой обеспеченности выпускающих кафедр по основным железнодорожным специальностям, состоянии и динамике работы их аспирантуры и докторантуры. Был подготовлен отчет о работе диссертационных советов и структур повышения квалификации ППС, представлен сравнительный анализ рейтинговых показателей деятельности вузов. Сформирован и передан на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отраслевой план приема в аспирантуру и докторантуру.

Работники центра принимают активное участие в различных семинарах, конференциях и совещаниях по проблемам совершенствования и развития научно-педагогического потенциала вузов. В частности, за последнее время они выступили с докладами по вопросам кадрового обеспечения отраслевого образования на семинаре-совещании ректоров вузов транспортного комплекса, а также на состоявшемся в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта совещании проректоров железнодорожных вузов по учебной работе. Организован ряд семинаров-совещаний по проведению в учебных заведениях антитеррористических мероприятий, воспитательной работы в вузах и др.

Центр принимал весомое участие в разработке стратегии кадрового обеспечения всего транспортного комплекса с учетом интеграции различных его видов, в подготовке аналитических материалов, докладов и решения расширенного заседания коллегии Министерства транспорта Российской Федерации о мерах по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики страны.

По поручению Ассоциации вузов транспорта России подготовлен проект концептуальных подходов к развитию транспортного образования, которые могли бы составить основу для их последующего широкого обсуждения и разработки на этой основе проекта Концепции развития транспортного образования в Российской Федерации на период до 2010 г. Проект направлен для обсуждения во все транспортные вузы России.

Другая важнейшая составляющая часть деятельности центра - работа аспирантуры и докторантуры МИИТа, которая высоко оценивается в России и за рубежом. В настоящее время подготовка аспирантов и докторантов ведется на 58 кафедрах университета по 10 отраслям наук и 61 специальности. Руководство аспирантами осуществляют 94 доктора и 32 кандидата наук, что составляет 63% штатного состава ППС, имеющего право научного руководства. Наиболее эффективными научными руководителями и консультантами в последние годы зарекомендовали себя доктора наук Б.А.Лёвин, Н.П.Терёшина, Б.А.Волков, А.Н.Некрасова, С.И.Матвеев, В.Н.Котуранов.

Ежегодно до 20 стажеров-исследователей и аспирантов проходят подготовку по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы» с вручением соответствующего диплома. Вместе с тем научный потенциал университета для подготовки кадров высшей научной квалификации используется не полностью, а порой и неэффективно – на каждого доктора наук, осуществляющего научное руководство, приходится в среднем больше двух аспирантов. В то же время треть штатных докторов наук и профессоров сегодня не имеют аспирантов.

Проведенное анкетирование показывает, что от 65 до 75% аспирантов рассматривают обучение в аспирантуре как необходимое условие своего профессионального и карьерного роста, высоко оценивают помощь научных руководителей в подготовке диссертации, отмечают достаточно высокий уровень занятий по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов.