Российская академия путей сообщения

Л.А. Карпов,
проректор по дополнительному профессиональному образованию - директор РАПС,
профессор


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Свою историю Российская академия путей сообщения (РАПС) ведет с декабря 1967 г., когда был создан Московский (c 1985 г. - Всесоюзный) институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта.

В 1991 г. ректором института был избран доктор технических наук, профессор Б.А.Лёвин, ныне ректор МИИТа. Перед коллективом института была поставлена задача преобразовать вуз в учреждение дополнительного профессионального образования, отвечающее самым современным требованиям.

Программа реформирования института предусматривала принципиальное изменение структуры и системы управления, укрепление связей структурных подразделений учебного заведения с железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта; нормативно-методическое, кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение его деятельности в условиях полного хозяйственного расчета; организацию международного сотрудничества и изучение слушателями передового зарубежного опыта; совершенствование содержания и контроль качества обучения. Программа успешно реализована.

Начиная с 1992 г. в институте последовательно проводится программа преобразований, в ходе которой основной упор делается на рыночные методы управления. Под этим понимаются и маркетинг образовательных запросов конкретного контингента работников отрасли, и соответствующий этому контингенту подбор преподавательского состава, и разработка необходимых для успешного освоения курсов методических материалов и пособий, и, наконец, оценка качества преподавания методом анкетирования слушателей. Системная реализация рыночных принципов управления институтом позволила из года в год увеличивать число обучаемых, повышать качество их обучения, развивать материально-техническую базу обучения.

Указом Президента Российской Федерации в мае 1995 г. Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта был преобразован в Российскую Академию путей сообщения, которая с 1999 г. стала структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения. Сегодня Академия – современное учебное заведение дополнительного профессионального образования, в котором ежегодно проходят обучение более 10 тыс. человек. Учебный процесс организуется по трем видам дополнительного образования: повышению квалификации, переподготовке и стажировке, которая проводится преимущественно за рубежом.

Серьезную проблему для РАПС представляет финансирование учебного процесса. К сожалению, в условиях рыночной экономики система дополнительного профессионального образования (ДПО) перешла практически на полное самофинансирование, хотя в развитых странах (США, Германии, Италии, Франции и других) государство его эффективно поддерживает. Так, во Франции, стране с традиционно сильными централизованными началами в управлении экономикой, каждая фирма должна ежегодно израсходовать на подготовку и обучение персонала не менее 1,5% фонда заработной платы. В противном случае предприятие штрафуется, а неиспользованные средства отбираются в централизованный национальный фонд обучения работников.

Бюджетное финансирование системы повышения образовательного уровня специалистов в этих странах даже превышает средства, выделяемые на высшее профессиональное образование. В российском же бюджете на систему ДПО планируется всего 1,5 -2% от общих затрат на профессиональное образование.

Несмотря на эти, надеемся, временные трудности, коллектив академии будет и впредь совершенствовать формы и методы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, расширять контингент обучаемых и перечень специальностей, по которым ведется учебный процесс.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования