Московскому государственному университету путей сообщения
110 лет

Сначала были строители


В.П. Мальцев,
директор Института пути, строительства и сооружений,
доктор технических наук, профессор

Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) в составе МИИТа был образован в 1997 г. на основе факультетов «Строительство магистральных железных дорог», «Промышленное и гражданское строительство» и «Мосты и тоннели». Здесь готовят специалистов высокой квалификации в области транспортного строительства и строительства объектов самого различного назначения. Выпускники ИПСС – это инженеры путей сообщения-строители, инженеры–строители, инженеры–системотехники и менеджеры в строительстве.

Рождение ИПСС напрямую связано с созданием Императорского Московского инженерного училища, ведь изначально здесь планировали готовить именно инженеров для строительства бурно развивавшейся транспортной сети России.

Подготовка специалистов не ограничивалась их обучением, и это традиционная позиция МИИТа. Скорее можно говорить о воспитании инженеров-строителей. Помимо необходимого набора знаний, в багаж выпускника вкладывается повышенный интерес к профессии, умение увидеть, поставить и решить задачу и, самое главное, почувствовать себя приобщенным к большому серьезному делу.

C 1929 г. в МИИТе началась подготовка инженеров – строителей тоннелей и метрополитенов. В основу воспитания специалиста – тоннельщика институт положил освоение мирового опыта, изучение требований рационального проектирования, современные методы производства работ, анализ чрезвычайных ситуаций. Последующее 70-летие подтвердило корректность постановки образования таких специалистов: более 2 тыс. представителей этой важной профессии успешно работают в транспортном строительстве.

Послевоенная история института как и всей страны была ознаменована бурным развитием строительства транспортных и гражданских сооружений. В свою очередь, это способствовало развитию науки по всем направлениям, связанным с вопросами строительства.

Имена ведущих профессоров института и их разработки широко известны как у нас в стране, так и за рубежом. Их достижения неразрывно связаны с развитием транспортной сети страны. Грандиозные стройки советского времени – линия Абакан - Сургут, БАМ, строительство на Ямале, транспортные развязки в столичных и других крупных городах, мосты в Москве, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре, метрополитены, тоннельные переходы на Кавказе - в значительной мере были реализованы благодаря результатам исследований ученых МИИТа. Работы Г.К.Евграфова, А.В.Горинова, А.Ф.Смирнова, А.И.Иоаннисяна, А.Е.Шейкина, С.С.Давыдова, Н.А.Шадрина, Г.М.Шахунянца, И.И.Черкасова, Г. В.Железнякова, А.А.Петропавловского, Е.С.Сорокина, М.И.Иванова, С.П.Першина, А.В.Александрова, Г.П.Бурчака, Е.А.Демешко, И.И.Кантора, В.Н.Мастаченко, В.Б.Мещерякова, А.В.Носарева, В.О.Осипова, И.В.Турби-

на, В.П.Чиркова, Н.Н.Шапошникова, Т. Г.Яковлевой и многих других ученых входят в «золотой научный фонд» ИПСС, МИИТа и транспортного строительства России.

Сегодня Институт пути, строительства и сооружений является крупнейшим в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов в области транспортного строительства, строительства и реконструкции железнодорожных магистралей и таких уникальных сооружений, как мосты, тоннели, метрополитены, вокзалы, депо и другие объекты транспорта, специальные подземные и наземные сооружения различного назначения.

Основой успешной и результативной работы института являются совершенная прогрессивная методика преподавания фундаментальных и прикладных дисциплин, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, современное оснащение лабораторий, четкая организация учебного процесса. На 18 кафедрах института работают четыре заслуженных деятеля науки и техники, более 40 действительных членов и членов-корреспондентов государственных и отраслевых академий, 69 профессоров.

В учебных планах и программах для студентов строительных направлений предусматривается основательное изучение таких фундаментальных дисциплин, как математика, информатика, физика, теоретическая и строительная механика, механика грунтов. Жизнь не раз подтверждала правильность избранного направления в обучении - студенты института неоднократно становились победителями городских и всероссийских олимпиад по этим дисциплинам.

В исследованиях, проводимых профессорами и преподавателями кафедр, как правило, принимают участие аспиранты и наиболее подготовленные студенты. Для них это ступень (или даже трамплин) к успехам в будущей деятельности в строительных предприятиях и проектных институтах ОАО «РЖД» и корпорации «Трансстрой».