Московскому государственному университету путей сообщения
110 лет

Требование времени – качество образования


В.В. Виноградов,
первый проректор - проректор по учебной работе,
доктор технических наук, профессор

Одной из важнейших задач вуза в настоящее время является обеспечение качества образования на уровне мировых стандартов. Это решающее условие вхождения отечественного образования в мировое образовательное пространство. Качество достигается качественным же процессом обучения. И наша забота, наши усилия сосредоточены на обеспечении такого уровня обучения. А это 52 специальности очной формы обучения, восемь железнодорожных специальностей сокращенной программы (после техникума или колледжа), 15 специальностей очно-заочного и дистанционного обучения.

Жизнь не стоит на месте. В Гуманитарном институте МИИТа открыта новая специализация – «Менеджмент в спорте». В Институте транспортной техники и организации производства (ИТТОП) по четырем специальностям внебюджетного финансирования проведен прием студентов, обучающихся 4 года и 10 месяцев по нестандартному графику – у них аудиторные занятия чередуются с работой на предприятиях отрасли. В прошлом учебном году институты и кафедры МИИТа получили государственную аккредитацию и осуществили выпуск по специальностям «Государственное управление», «Маркетинг», «Социально-культурный сервис и туризм», «Реклама».

Вот уже четыре года Учебное управление университета собирает сведения по институтам и анализирует итоги сессий. Результаты этого анализа - важнейший сравнительный материал. Накопленная база данных позволяет выявлять закономерности показателей успеваемости студентов различных специальностей и форм обучения. Есть база данных и по аудиторному фонду университета – мелочей в достижении качества учебного процесса не существует.

С июля 2003 г. в университете начала действовать внутривузовская система оценки деятельности кафедр, ведется рейтинг лучших кафедр по шести категориям: выпускающая, комплексная, естественнонаучная и общепрофессиональная, гуманитарная, военного обучения, дополнительного профессионального образования. Для мониторинга качества образования пока только на первых курсах всех специальностей внедрена автоматизированная система «Ритм». Профессорско-преподавательский состав повышает знания по основам теории и методики педагогических измерений, использованию информационных технологий в учебном процессе, осваивает методику и концепцию компьютерного тестирования.

Важнейшая составляющая качественного обучения – практические занятия студентов. К сожалению, в условиях реформирования железнодорожного транспорта в филиалах компании сократился прием практикантов на оплачиваемые места. Их в основном предоставляют своим «целевикам», обучающимся железнодорожным профессиям. Студенты же других специальностей и даже «целевики» экономических и гуманитарных специальностей проходят практику, как правило, без оплаты своего труда. Лучше, чем на других предприятиях ОАО «РЖД», обстояли дела на Московской железной дороге, где производственную практику на оплачиваемых рабочих местах прошли 55% практикантов.

Уже несколько лет организуется прохождение студентами производственной практики в составе студенческих отрядов монтеров пути, помощников машинистов, билетных кассиров, проводников. В прошлом году в них насчитывалось 1204 человека. В этом – более 1300. Все они предварительно обучаются на факультете довузовской подготовки, в дорожной технической школе и учебных центрах предприятий, проходят медицинское освидетельствование в дорожных больницах и прикрепленных к предприятиям клиниках.

Приверженность решению задач, выдвигаемых практикой работы предприятий железнодорожного транспорта, сохраняется и при дипломном проектировании. Все темы дипломных проектов согласуются с соответствующими управлениями Федерального агентства железнодорожного транспорта, департаментами ОАО «РЖД» или службами Московской железной дороги. Большинство выпускных работ разрабатываются на основе материалов, полученных в процессе выполнения учебно-исследовательских работ и преддипломной практики, и отвечают задачам и интересам производства. Многие проекты выполняются на основе реальных данных и посвящены решению важных практических задач, направленных на совершенствование работы железнодорожного транспорта.

Рядом дипломников проекты подготовлены и защищены непосредственно на производстве. В прошлом году более 30% дипломных проектов были рекомендованы к использованию на практике, а 13% из них получили акты о внедрении, более 50% содержали элементы научно-исследовательских работ, почти 10% выполнены в области фундаментальных и поисковых научных исследований. И не случайно, почти 13% выпускников рекомендованы к поступлению в аспирантуру университета.

В своих отчетах председатели государственных аттестационных комиссий (ГАК) отмечают актуальность тематики дипломного проектирования по большинству специальностей, возросший уровень дипломных проектов, выполненных с использованием ЭВМ.

Одним из главных показателей Государственной аттестации выпускников является получение диплома с отличием, так как он суммирует все промежуточные итоги сессий за пять лет обучения в вузе. Таких дипломов в прошлом году удостоены почти 16% общего числа выпускников. Преимущественно (более 12%) – это студенты, обучавшиеся на бюджетной основе. Десять выпускников университета удостоены высшей студенческой награды вуза – «Серебряного знака» МИИТа.

Естественно, высоких показателей в обучении не добиться без активного участия в этом процессе самих студентов. Стимулированию студентов к достижению высоких показателей в учебе, научной и общественной работе, воспитанию патриотизма и развитию исторических традиций, которыми богат МИИТ, способствует широкое применение различных форм поощрения. В прошлом году к уже существующим в вузе добавились еще шесть видов именных стипендий. Общее же число именных стипендий – 118. В целях повышения качества подготовки специалистов и оказания им социальной поддержки начиная с 2004 г. Московская и Горьковская железные дороги учредили гранты студентам-целевикам, выполняющим дипломные проекты по заказу предприятий и служб железных дорог, а также их научным руководителям.

Мы готовы к тому, чтобы оценку нашим усилиям по совершенствованию качества образования выставляли не только те, кому это положено по служебному положению, но и люди со стороны, прежде всего работодатели. А бизнесу сегодня нужны не просто кадры, даже получившие хорошее базовое образование, а специалисты, ориентированные на завтрашний день, т.е. знающие современные аспекты ведения бизнеса, обладающие коммуникативными и лидерскими качествами. Нельзя забывать и о едином европейском образовательном пространстве, в котором России принадлежит одно из видных мест. Но закрепиться на нем возможно лишь в том случае, если содержание образования, его качество будут соответствовать именно европейским стандартам.