Западно-Сибирская магистраль

Надежно обеспечивать экономические связи


А.В. Целько, начальник Западно-Сибирской железной дороги

По итогам работы за прошлый год Западно-Сибирская железная дорога вышла на первое место в отраслевом соревновании, отгрузив 259,6 млн. т, что соответствует уровню 2007 г. Свои коррективы в планы дороги в IV квартале внес экономический кризис, затронувший в первую очередь предприятия черной металлургии и угольной отрасли, что не могло не сказаться на объемах перевозок. Тем не менее по некоторым номенклатурам удалось достичь прироста погрузки по отношению к уровню прошлого года. Это нефтегрузы - 112,6% (+1,5 млн. т), уголь - 100,6% (+1 млн. т), цветные металлы - 109,4% (+17,6 тыс. т), продукты перемола - 107,4% (+103,7 тыс. т). Установленное на 2009 г. для Западно-Сибирской дороги задание по объемам погрузки составляет 88,2% к уровню прошлого года. Сегодня перед коллективом дороги поставлена задача удержать в 2009 г. снижение погрузки на уровне не более 11,8%, что значительно меньше ожидаемого в целом по сети.

Пассажирооборот в сравнении с прошлым годом вырос на 1,3% - со станций Западно-Сибирской дороги в 2008 г. было отправлено около 85,5 млн. пассажиров.

Коллектив магистрали внес в кассу компании 1 млрд. 352 млн. руб. сверх плана. Качественные показатели также выполнены в полном объеме, что позволило повысить эффективность работы дороги. Участковая скорость составила 50,2 км/ч. Вес поезда - 4196 т. Эти показатели являются самыми высокими на сети. Производительность труда (без пригородного движения) за 12 месяцев превысила уровень 2007 г. на 10,9%. В прошлом году выполнены и перевыполнены планы по всем видам путевых работ. В активе путейцев магистрали более 1 тыс. км отремонтированного пути, в том числе, реконструкция верхнего строения пути - 484 км, что является самым высоким показателем на сети.

Путейцы дороги наработали бесценный опыт ремонта пути на закрытых перегонах - 90% всех видов ремонта производится именно по этой технологии, что существенно сказывается на качестве работ. Эта уникальная технология в прошлом году была продемонстрирована коллегам Свердловской железной дороги. Инициатором обмена опытом выступило руководство дороги. Продолжается ремонт пути в зимних условиях. В прошлом году с использованием этой технологии было отремонтировано более 110 км пути, всего же за восьмилетний период было отремонтировано свыше 920 км. В минувшем году, несмотря на трудности, было сделано немало, и в новом году коллектив стремится к высоким результатам: 7 января 2009 г. была достигнута рекордная участковая скорость за всю историю Западно-Сибирской магистрали - 57,6 км/ч, что на 9% выше скорости, установленной графиком движения, а за семь месяцев она достигла 53,8 км/ч при плане 50,7 км/ч. К уровню прошлого года рост составил 2,8 км/ч. Все отделения дороги улучшили плановые и собственные результаты прошлого года.

Взаимодействие с регионами

Западно-Сибирская железная дорога осуществляет хозяйственную деятельность на территории пяти субъектов Российской Федерации: Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей и Алтайского края. Стратегическим направлением деятельности дороги является формирование эффективной региональной политики, основанной на строительстве равноправных партнерских отношений с администрациями регионов. Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, которые на протяжении 11 лет подписываются Западно-Сибирской магистралью с администрациями регионов, стали прочной основой взаимовыгодного сотрудничества в решении большого круга задач. В 2009 г. со всеми пятью регионами подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на среднесрочную перспективу 2009-2011 гг., на основе которых разрабатываются среднесрочные программы и заключаются конкретные договоры о совместной деятельности.

Выполняя взятые на себя обязательства, Западно-Сибирская дорога обеспечивает перевозки грузов и пассажиров, обслуживает население в железнодорожных лечебно-профилактических учреждениях, перечисляет в полном объеме налоги в областные и местные бюджеты субъектов Российской Федерации. Дорога является одним из самых крупных налогоплательщиков на территории субъектов Российской Федерации.

Западно-Сибирская магистраль является центром зарождения трех из шести основных направлений грузовых перевозок, предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г.: Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел, Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. Дорога обеспечивает пятую часть погрузки сети, и основную долю - около 70% - в структуре погрузки составляет каменный уголь.

Состоявшееся в 2002 г. в Междуреченске выездное заседание Государственного Совета под председательством Президента России В.В. Путина, определившее стратегию развития угольной отрасли, стало отправной точкой выхода на качественно новый уровень сотрудничества железной дороги с предприятиями угледобывающего комплекса. Практической реализацией решений Госсовета стали Программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 и 2006-2008 гг., обеспечившие планомерное, целенаправленное и комплексное развитие транспортной инфраструктуры региона.

С 2002 по 2008 г. на развитие транспортной инфраструктуры Кузбасса и прилегающих к нему регионов было направлено 32,8 млрд. руб. (ОАО «РЖД» - 21 млрд. руб., предприятия Кузбасса - 11,8 млрд. руб.). В ходе реализации Программы на средства ОАО «РЖД» построено и введено в эксплуатацию 44 км вторых путей, что значительно увеличило пропускную способность направления Артышта II - Междуреченск и в полном объеме обеспечило вывоз угля из Соколовско-Ерунаковского и Междуреченского районов, с шахт и разрезов Южного Кузбасса.

Восстановлено двухпутное движение по Среднесибирскому ходу. На станции Входная построен механизированный терминал для подготовки полувагонов под погрузку. Это значительно улучшило обеспечение Кузбасса погрузочными ресурсами. Удлинены свыше 50 приемо-отправочных путей на 20 станциях. Механизирована третья тормозная позиция на станции Алтайская, модернизированы устройства электрической централизации стрелок и светофоров на станции Московка. Завершаются работы по механизации сортировочной горки на станции Новокузнецк-Восточный, комплексной реконструкции сортировочной станции Инская. Ведется реконструкция станции Артышта II. Проведена реконструкция эксплуатационных вагонных депо Белово, Новокузнецк-Северный, ремонтных вагонных депо Инская, Топки, пункта подготовки вагонов на станции Ерунаково.

Завершается строительство второго мостового перехода через реку Обь на участке Омск - Алтайская. Здесь 18 июля 2009 г. открыто технологическое движение. Для обеспечения беспрепятственного пропуска угольных составов из Кузбасса дорога приступила к реализации проекта реконструкции тоннеля на перегоне Курегеш - Карлык.

В реализации Программы приняли участие около 30 угольных компаний и промышленных предприятий Кузбасса. На их средства выполнено развитие транспортной инфраструктуры наиболее перспективных угольных районов Кузбасса - Уропско-Караканского, Соколовско-Ерунаковского, Междуреченского, Мысковского.

Развитие инфраструктуры промышленного железнодорожного транспорта позволило внедрить в крупных транспортных узлах разработанную на дороге совместно с угольными предприятиями Кузбасса новую технологию транспортного обслуживания, предусматривающую прием следующих под погрузку порожних составов непосредственно на углесборочные станции промышленных предприятий и отправление груженых маршрутов поездными локомотивами железной дороги на пути ОАО «РЖД» непосредственно с углесборочных станций (без обработки на магистральной станции примыкания). Новая технология позволяет ускорить оборот грузового вагона, повысить средний вес поезда, увеличить перерабатывающую способность как магистральных, так и станций промышленного железнодорожного транспорта.

Модернизация инфраструктуры и совершенствование технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта позволили обеспечить вывоз продукции из Кузбасса в период роста производства. Полагаем, что проведенная работа даст возможность минимизировать потери в период кризиса.

Развитие пассажирского комплекса

На Западно-Сибирской железной дороге формируется 10 пар фирменных поездов из 99 на сети. Включенные в их составы вагоны отвечают требованиям стандарта фирменных поездов, оборудованы установками кондиционирования воздуха, электроотоплением, холодильниками и микроволновыми печами. Наряду с традиционными (продажа чая, кофе, прохладительных напитков, кондитерских изделий) предоставляются дополнительные услуги: пассажиры могут приобрести санитарно-гигиенические товары, газеты, журналы. В бытовом купе штабного вагона можно воспользоваться утюгом с гладильной доской и феном. Вводятся новые услуги: просмотр видеопрограмм, музыкальные поздравления по заявке пассажиров, компьютерные игры и др. Во всех фирменных поездах имеются игровые детские купе с наборами различных игрушек, мультфильмов, детских книг. В последние годы обновлен интерьер фирменных поездов «Кузбасс», «Томич», «Алтай», «Новокузнецк» и «Сибиряк».

В 2008-2009 гг. на дорогу поступило 70 новых вагонов, из них 32 открытых, один вагон-рубка, два ресторана, 35 купейных. В 2009 г. уже получено 30 открытых вагонов и планируется поставка еще 10 купейных. В открытых вагонах установлены системы кондиционирования воздуха, что повышает комфортность проезда пассажиров. Вагоны-рубки оборудованы купе для проезда инвалидов.

Проводится целенаправленная работа по улучшению качества обслуживания пассажиров в билетных кассах, повышению доходности пассажирских перевозок, расширению всех видов услуг:
маркированный список оформление пассажирами проездных документов по банковским картам на вокзалах Новосибирск, Омск, Барнаул, Томск I, Кемерово, Новокузнецк через интегрированные платежные терминалы;
маркированный список реализация проездных документов через сеть Интернет с оформлением во всех билетных кассах железнодорожного агентства;
маркированный список оформление проездных документов в вагоны СВ и купейные с указанием признака купе «мужское» или «женское»;
маркированный список печатание на принтерах в багажных отделениях крупных вокзалов машиночитаемых ярлыков (для улучшения обслуживания пассажиров, устранения ошибок в маркировке грузов, ускорения оформления багажа и грузо-багажа);
маркированный список возможность на вокзале Новосибирск-Главный приобрести вместе с билетом на поезд и билет на самолет;
маркированный список прием заявок от пассажиров на отправление почтовой корреспонденции пассажирскими поездами в багажных отделениях железнодорожного агентства.

В соответствии с принятой ОАО «РЖД» концепцией реформирования развивается пригородный пассажирский комплекс дороги. В рамках структурной реформы в 1998 г. была создана первая пригородная пассажирская компания - ОАО «Экспресс-пригород». С учетом пятилетнего опыта ее работы в 2003 г. были образованы еще три пригородные компании - ОАО «Омск-пригород», ОАО «Кузбасс-пригород» и ОАО «Алтай-пригород» с участием в уставном капитале ОАО «РЖД» (с контрольными пакетами акций 51%) и соответствующих субъектов РФ.

Основными задачами, поставленными перед новыми компаниями, стали:
маркированный список обеспечение прозрачности расходной части компаний, позволяющей оценить объективную себестоимость данного вида деятельности;
маркированный список оптимизация доходов компаний с одновременным уходом от так называемых «суррогатных доходов», таких как бюджетные инвестиции или условная экономия от приобретенной электроэнергии;
маркированный список выстраивание системы взаимодействия с органами региональной власти по организации пригородных перевозок, с одной стороны, как с заказчиками данных перевозок, с другой - как с соучредителями пригородных компаний;
маркированный список ликвидация убыточности данного вида деятельности;
маркированный список привлечение инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов (наделение компаний собственным имуществом);
маркированный список улучшение качества обслуживания пассажиров и, как следствие, создание привлекательности данного вида транспорта для населения.

Выделив пригородные компании в самостоятельный бизнес, железной дороге удалось выстроить взаимоотношения с ними как с самостоятельными акционерными обществами, на основании заключенных договоров в рамках действующего российского законодательства и корпоративных стандартов ОАО «РЖД». Система взаиморасчетов по договорам построена на условии предоставления первичной документации, подтверждающей сформированные расходы и их принадлежность к пригородному хозяйству. Появилась возможность влиять на качество предоставляемых услуг и оптимизировать затраты, в том числе путем передачи части функций самим пригородным компаниям (кассиры, мойщики-уборщики и т.п). Главное, появилась возможность объективно оценивать себестоимость данного вида деятельности и доказывать ее величину заказчику пригородных перевозок - субъекту РФ. И эта система сегодня реально действует, воспринимается регионами и дает положительные результаты.

Решение этих задач позволило установить доверительную систему взаимоотношений с органами региональной власти. Учет и прозрачность себестоимости перевозок, фактический учет доходов пригородных компаний от перевозимых пассажиров по всем категориям стали восприниматься регионами и применяться при формировании пригородных тарифов и утверждении бюджетных сумм. Уже по итогам работы 2003 г. компании ОАО «Экспресс-пригород» удалось решить важнейшую задачу - выйти на безубыточный финансовый результат и сохранить эту положительную тенденцию в последующие годы. ОАО «Омск-пригород» с 2004 г. работает с положительными финансовыми показателями и год от года демонстрирует их динамику.

В 2005 г. к числу стабильных безубыточных компаний присоединилось и ОАО «Алтай-пригород». При этом первые две компании по состоянию на 1 января 2007 г. смогли полностью ликвидировать просроченную перед ОАО «РЖД» дебиторскую задолженность, сложившуюся в результате убыточной работы в первые годы становления. В 2007 г. в двух пригородных компаниях прошли первые крупные процессы наделения имуществом. Это дает им ряд дополнительных возможностей:
маркированный список экономию затрат в виде рентабельности и НДС;
маркированный список использование амортизационных отчислений на ремонт и реконструкцию пассажирских устройств;
маркированный список повышение кредитоспособности организаций.

В 2008 г. пригородными компаниями перевезено 78,3 млн. пассажиров, в том числе 14,7 млн. федеральных, 5,2 млн. региональных льготников, 3,9 млн. студентов. Оказано услуг льготным категориям граждан на сумму 595,7 млн. руб., за государственное регулирование тарифов начислено администрациям субъектов РФ 248,5 млн. руб. Все бюджетные средства получены.

Компании в 2008 г. заработали 2 млрд. 789,5 млн. руб., но расходы составили 2 млрд. 862,4 млн. руб. Финансовый результат по итогам 2008 г. выглядит следующим образом (см. таблицу).
 

Компания
 
Прибыль/убыток Размер, млн. руб.
ОАО «Омск-пригород»


прибыль

0,5
ОАО «Экспресс-пригород»


убыток

68,5
ОАО «Кузбасс-пригород»


убыток

5,3
ОАО «Алтай-пригород»


прибыль

0,4

Основная причина возникновения убытков ОАО «Экспресс-пригород» - отсутствие государственного регулирования тарифов на территории Новосибирской области. Уровень тарифов на пригородные пассажирские перевозки в области недостаточен для обеспечения безубыточной деятельности. Данная ситуация стала прогнозируемой уже в середине прошлого года, и в июле 2008 г. компания ОАО «Экспресс-пригород» обратилась в администрацию Новосибирской области с предложением ввести на территории области государственное регулирование тарифов на пригородные пассажирские перевозки. К сожалению, администрацией области соответствующее решение до сих пор не принято.

В 2009 г. пригородные пассажирские компании совместно с Западно-Сибирской железной дорогой продолжают работу по установлению на территории субъектов РФ экономически обоснованного уровня тарифов и совершенствованию механизмов компенсации доходов, выпадающих в результате государственного регулирования тарифов. Осуществлен переход на новую систему организации пригородных перевозок, с взаимодействием с субъектами Федерации на основании заключенных государственных контрактов на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения. Пригородными пассажирскими компаниями уже заключены госконтракты (договоры) с тремя регионами (Омская и Кемеровская области, Алтайский край). Основная задача в данном направлении - организация пригородных пассажирских перевозок через формирование системы государственного социального заказа. Взаимодействие с регионами на Западно-Сибирской железной дороге позволило принести в казну дороги и пригородных компаний именно на поддержку пригородного комплекса с 1998 по 2008 г. более 3 млрд. руб., в том числе:
маркированный список на государственное регулирование тарифов - 1,2 млрд. руб.;
маркированный список на возмещение выпадающих доходов за региональных льготников 970 млн. руб.;
маркированный список на приобретение и модернизацию подвижного состава - 970,3 млн. руб.;
маркированный список на строительство пригородных вокзалов, пешеходных переходов, посадочных платформ, детской железной дороги - 530,7 млн. руб.

Соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве на 2009 г. предусмотрено выделение на развитие железнодорожного транспорта около 725 млн. руб. бюджетных средств, в том числе:
маркированный список на государственное регулирование тарифов - 256,4 млн. руб.;
маркированный список на возмещение выпадающих доходов за региональных льготников - 138,1 млн. руб.;
маркированный список на увеличение уставного капитала ОАО «Экспресс-пригород» - 25 млн. руб.;
маркированный список на реконструкцию, ремонт и благоустройство пассажирского комплекса - 305,5 млн. руб.

Это свидетельствует о существенной поддержке пригородного железнодорожного комплекса субъектами РФ. В ежегодно заключаемых соглашениях о взаимодействии и сотрудничестве значительное внимание уделяется развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта в виде реализации социально значимых совместных проектов.Так, проект «Городская железная дорога» со строительством при участии в финансировании администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска двух новых станций Гагаринская и Плехановская позволил существенно повысить возможности передвижения внутри города, разгрузить центральные городские автомагистрали. Только в 2008 г. через остановочную платформу Гагаринская прошло около 700 тыс. пассажиров, а через Плехановскую - более 240 тыс.

Сегодня доля пригородного железнодорожного транспорта на рынке перевозок Новосибирской области составляет более 57%. За 2008 г. услугами пригородных электропоездов воспользовались более 34 млн. человек, из которых около 10 млн. - пассажиры льготных категорий. Сегодня в границах города Новосибирска расположено более 30 станций и остановочных платформ пригородного железнодорожного сообщения.

Другим успешным совместным проектом пригородных компаний и администраций регионов стала организация ускоренного железнодорожного сообщения между Новосибирском и соседними областными центрами. На маршрутах курсируют электропоезда повышенной комфортности, в приобретении которых принимали участие и администрации субъектов РФ. Сегодня областные центры Новосибирск, Барнаул, Омск и Томск соединены маршрутами ускоренных электропоездов, а Омск, кроме того, - с Тюменью и Петропавловском (Казахстан). Данный вид межобластных перевозок показал свою востребованность и экономическую эффективность.

Хорошим подарком для жителей Новосибирска и Кемерово стало открытие детских железных дорог, построенных ОАО «РЖД» при непосредственном участии в финансировании администраций Новосибирской и Кемеровской областей. Детские железные дороги сразу же стали достопримечательностью городов и представляют собой комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных сооружений и помещений, предназначенный для обучения старших школьников железнодорожным специальностям. В центре дети осваивают навыки таких профессий, как помощник машиниста локомотива, монтер пути, электромеханик, проводник, осмотрщик вагонов.

Ведется большая совместная работа в области реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В Омске реконструирован железнодорожный вокзал на станции Омск-Пассажирский, также в Омске и Новосибирске построены новые пригородные вокзалы. В Новосибирской области построен вокзал на станции Озеро Карачинское. В Кемеровской области построены вокзалы в Таштаголе и Осинниках, пешеходный мост в Междуреченске. В Томске реконструирован вокзал на станции Томск I. Кроме этого, большой объем работ будет выполнен по ремонту автомобильных подходов к железнодорожным переездам, пассажирских платформ и перронов, обновлению пригородного подвижного состава.

Являясь соучредителями пригородных пассажирских компаний и понимая необходимость их дальнейшего развития, субъекты РФ высказывают и подтверждают своими бюджетами готовность к обновлению и увеличению материальной базы пригородного хозяйства стабильно работающих компаний ОАО «Экспресс-пригород» и ОАО «Омск-пригород». Определенные законодательные ограничения позволяют решать данную проблему наиболее успешно через увеличение уставного капитала пригородных компаний путем внесения имущества (пригородный подвижной состав и объекты имущества пригородного хозяйства) либо денежных средств при обязательном условии паритетности обоих акционеров. Так, Омская область внесла в уставный капитал два собственных электропоезда (приобретены в 2004-2005 гг.) и долю в пригородном вокзале на станции Омск-Пассажирский. Новосибирская область внесла также долю в новый пригородный вокзал. Кроме того, администрацией Новосибирской области направлено в 2007 г. 81,3 млн. руб. на увеличение уставного капитала компании «Экспресс-пригород», в 2008 г. - 129,4 млн. руб.

Экономический кризис меняет ситуацию во взаимоотношениях с субъектами РФ по вопросам пригородных пассажирских перевозок. Сейчас осуществляется секвестр региональных бюджетов, объемы перевозок сокращаются (падение за I квартал 2009 г. на 21,4%). Необходимо адекватно реагировать на ситуацию - снимать с графика неэффективные пригородные поезда, чтобы сократить расходую часть. В непростые в целом для страны и каждого ее региона времена необходимо крайне взвешенно относиться к индексации тарифов - в соответствии с экономической ситуацией и платежеспособностью населения. Пока удавалось сдерживать рост расходов за счет повышения эффективности работы, но внутренние резервы пригородного пассажирского комплекса небезграничны, и это регионы должны понимать. Поэтому и поставлена руководством ОАО «РЖД» задача - организация пригородных пассажирских перевозок через формирование системы государственного социального заказа, над которой пригородные пассажирские компании совместно с Западно-Сибирской железной дорогой в настоящее время работают.

Социальная политика

В системе мер защиты экономических интересов работников ведущее место занимают вопросы заработной платы и ее реального роста. В 2008 г. заработная плата была проиндексирована в соответствии с коллективным договором на 26,7%. В июле прошлого года была проведена индексация на 10%. По итогам 2008 г. среднемесячная заработная плата на перевозках в целом по дороге составила около 21,8 тыс. руб., с ростом к уровню прошлого года на 25,1%. Реальный рост составил 9,6%. Хорошим стимулом для работников, связанных с основной деятельностью, является выплата единовременного вознаграждения за обеспечение безопасности движения поездов. В 2008 г. выплачено более 300 млн. руб., что составило в среднем на одного человека более 12 тыс. руб.

В прошлом году введено в действие положение о выплате работникам ОАО «РЖД» единовременного вознаграждения за преданность компании. За отчетный период труженики магистрали получили вознаграждение на общую сумму 150 млн. руб. В соответствии с Коллективным договором производились и другие выплаты. Так, при увольнении в связи с уходом на пенсию с начала года выплачено единовременное поощрение более чем 1,5 тыс. работников на общую сумму свыше 187 млн. руб. Почти 76 млн. руб. направлено на оказание материальной помощи труженикам магистрали при уходе в очередной отпуск.

Важным условием обеспечения безопасности перевозок является реабилитация и отдых работников локомотивных бригад между рейсами. В настоящее время во всех локомотивных эксплуатационных депо магистрали работают современные реабилитационные центры. Всего же в прошлом году более 9,4 тыс. человек прошли психофизиологическую реабилитацию, что составляет 84,6% от общего количества бригад на дороге (с учетом моторвагонных депо).

Неразрывно с технологией перевозочного процесса связана система здравоохранения на железнодорожном транспорте. Для оказания высококвалифицированной медицинской помощи железнодорожникам и ветеранам отрасли на дороге функционируют 10 больниц, в которых развернуто более 2600 круглосуточных коек, пять узловых поликлиник, пункты предрейсового медицинского осмотра, здравпункты на предприятиях. Медицинскую помощь в стационарах получили около 80 тыс. больных, из них 46 тыс. железнодорожников и членов их семей. В сравнении с аналогичным периодом 2007 г. уровень заболеваемости уменьшился на 2,1% по числу случаев и на 1,3% по дням нетрудоспособности.

В течение 2008 г. дорожный диагностический поезд «Здоровье» осуществил 27 выездов, работал на 102 станциях. Более 10 тыс. человек прошли обследование и осмотр его специалистами. В прошлом году обеспечено льготным зубопротезированием 2,3 тыс. неработающих пенсионеров на общую сумму свыше 17 млн. руб.

Значительную, очень нужную людям работу проводит дорожный комитет общества Красного Креста. В ходе благотворительных акций более 8 тыс. человек прошли медицинское обследование и получили помощь на сумму 7,4 млн. руб. Посещено на дому 656 человек. Выдано 558 средств малой реабилитации, в их числе инвалидные коляски, слуховые аппараты, ортопедические трости, глюкометры и тонометры. В санаториях-профилакториях и базах отдыха дороги получили лечение и отдохнули более 8 тыс. работников, ветеранов и членов их семей. В центральных здравницах компании - свыше 870 человек. За последние годы значительно улучшена материально-техническая база оздоровительных учреждений дороги. Повышается качество проживания и лечения. В мае 2008 г. после капитального ремонта, а фактически реконструкции принял первых отдыхающих санаторий-профилакторий «Железнодорожник» на станции Тайга, в конце года завершен капитальный ремонт санатория-профилактория в Омске.

Ежегодно для восполнения потребности работников дороги в отдыхе и оздоровлении Дорпрофсож за счет профсоюзных средств дополнительно приобретает путевки. Так, в 2008 г. в пансионате «Гизель-Дере» Черноморского побережья отдохнуло свыше 900 железнодорожников и членов их семей, в санатории «Обуховский» - более 130 человек.

В 2008 г. на высоком уровне была проведена детская оздоровительная кампания. Всеми видами организованного отдыха охвачено 8007 человек, в том числе в детских лагерях дорожного подчинения отдохнуло 5064 ребенка. Более 1300 детей побывали на Черноморском побережье: в детских оздоровительных центрах «Орленок», «Жемчужина России» и в пансионате «Гизель-Дере». На дороге 28 детских садов и три школы-интерната. Все они находятся в хорошем состоянии и выполняют поставленные задачи. В 2008 г. проведены ремонтные работы в школах-интернатах на станциях Омск и Барабинск и пяти детских садах на станциях Новосибирск, Тайга, Томск, Алтайская и Барнаул на сумму около 80 млн. руб.

На дороге стабильно работает дорожный физкультурно-спортивный клуб «Локомотив». На проходившей в Ижевске 17-ой зимней спартакиаде работников ОАО «РЖД» убедительную победу одержала сборная команда Западно-Сибирской магистрали. Успешно выступили, заняв второе место, спортсмены дороги и на летней спартакиаде работников ОАО «РЖД» в Воронеже. Сборная команда дороги по футболу выиграла чемпионат компании. Всего же в отчетном периоде Дорожным физкультурно-спортивным клубом было организовано и проведено 650 мероприятий, в которых участвовали более 33 тыс. работников магистрали. На дороге по состоянию на 1 января текущего года на учете для предоставления корпоративной поддержки по решению жилищных вопросов состояло 1067 семей, из них 640 - молодых специалистов. За год введено в эксплуатацию 11,5 тыс. м2 жилой площади. Сдано более 190 квартир, кроме того, приобретено 43 квартиры. Для молодых специалистов локомотивного эксплуатационного депо на станции Инская сдан 30-квартирный жилой дом.

На субсидирование работникам дороги части затрат на уплату начисленных процентов по договорам ипотечного кредита выделено 357 млн. руб. Всего на конец года было оформлено 255 льготных кредитов. В новостройках приобрели жилье 63 семьи, а еще 192 улучшили свои жилищные условия на вторичном рынке. Работникам, получившим корпоративную поддержку на приобретение жилья, при рождении детей выплачивались безвозмездные субсидии. Такая помощь в 2008 г. оформлена 82 семьям на общую сумму 10,9 млн. руб. (в 2007 г. - 30 семей на сумму 5,4 млн. руб.). На сумму более 2 млн. руб. трем семьям были выделены безвозмездные субсидии, полагающиеся многодетным семьям и одиноким родителям и опекунам, воспитывающим детей.

Выполнены все обязательства по Коллективному договору, касающиеся поддержки ветеранов. Значительную роль здесь играют советы ветеранов всех уровней, их руководители и активисты. На местах проводилась предметная работа по персональной заботе о престарелых, одиноких, больных ветеранах и инвалидах, оказанию материальной и моральной поддержки, медицинской помощи.

На дороге продолжается работа по реализации права работников на негосударственное пенсионное обеспечение. Сегодня негосударственную пенсию получают более 13 тыс. человек; средний размер пенсии составляет 1687 руб., а для работников, оформивших корпоративную пенсию в 2008 г., - 2999 руб. Решением руководства компании в 2008 г. увеличены ежемесячные выплаты материальной помощи через фонд «Почет». Более 36 тыс. пенсионерам дороги оформлена бесплатная подписка на дорожную и отраслевую газеты. Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне участникам войны и труженикам тыла выплачено почти 11 млн. руб. материальной помощи.

Инвестиционные проекты

В целях повышения пропускной способности Транссибирского хода и обеспечения пропуска скоростных пассажирских поездов в 2011-2012 гг. планируется построить третьи пути на лимитирующих участках, а в перспективе до 2015 г. организовать трехпутное движение на участке Новосибирск - Омск. Восстановление двухпутного движения по Среднесибирскому ходу в комплексе с усилением пути и удлинением станционных путей создало условия для специализации главных направлений дороги: Транссибирского - для пропуска поездов с высокими скоростями: пассажирских, меж-областных, ускоренных контейнерных; Среднесибирского - для грузового движения, ускоренного пропуска 100-вагонных составов порожних полувагонов в Кузбасс и поездов повышенного веса и длины из Кузбасса.

Ввод в эксплуатацию в 2009 г. второго моста через реку Обь в районе станции Камень-на-Оби существенно увеличит пропускную способность Среднесибирского хода и в комплексе с развитием железнодорожных узлов Артышта II, Алтайская, Карасук, Иртышское, Входная позволит переключить грузовое движение с Транссибирского хода на Среднесибирский, обеспечив ускоренное продвижение угольных маршрутов из Кузбасса.

Объем инвестиционных затрат на развитие инфраструктуры Западно-Сибирской железной дороги на 2009 г. запланирован в размере 19 млрд. 291,8 млн. руб. Основные направления инвестиционных вложений:
маркированный список обновление тягового подвижного состава;
маркированный список реконструкция верхнего строения пути и комплексная реконструкция пути;
маркированный список строительство и реконструкция искусственных сооружений;
маркированный список развитие путевой инфраструктуры железнодорожных станций, перегонов;
маркированный список обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения;
маркированный список проекты социального развития (строительство жилья, объектов здравоохранения, реконструкция дорожных технических школ, программа обеспечения условий охраны труда);
маркированный список обновление и модернизация путевой техники и развитие дистанций пути, а также ряд других инвестиционных программ.

Решением Инвестиционного комитета ОАО «РЖД» реализация инвестиционной программы на 2009 г. запланирована в два этапа. Первый из них осуществляется только в объемах собственных средств ОАО «РЖД». В его составе выделена первая очередь, которая в настоящее время обеспечена финансированием. По Западно-Сибирской железной дороге объем затрат первой очереди составляет 11 млрд. 464,3 млн. руб.

Выполнение инвестиционного бюджета Западно-Сибирской железной дороги за шесть месяцев 2009 г. составляет 47,3% годового плана, что соответствует нормативу ОАО «РЖД».

Трудности, связанные с мировым экономическим кризисом, безусловно, отразились и на работе Западно-Сибирской магистрали. Для минимизации его последствий с ноября 2008 г. на дороге реализуются конкретные антикризисные мероприятия. Согласно разработанной на 2009 г. программе мероприятий дорога планирует сократить издержки на 5 млрд. 87 млн. руб. В число этих мероприятий входят:
маркированный список меры по снижению фонда заработной платы (высвобождение работников, применение режима неполной рабочей недели);
маркированный список высвобождение из эксплуатируемого парка 203 локомотивов;
маркированный список экономия топливно-энергетических ресурсов.

За семь месяцев 2009 г. в рамках антикризисных мероприятий дороги сэкономлено 3,018 млрд. руб., или 102,2%. Отставлено неиспользуемых 312 локомотивов, 22 ед. путевой техники, 7 кранов, 118 автомобилей, 35 дрезин, 46 ед. другой техники, условно высвобождены 2719 человек. За счет снижения объема работы, уменьшения цены на топливо, а также корректировки норм расхода топливно-энергетических ресурсов сэкономлено 1,159 млрд. руб.

Реализация антикризисных мероприятий безусловно позволит Западно-Сибирской магистрали выполнить установленные ОАО «РЖД» контрольные параметры бюджета в период снижения объемов перевозок и, кроме того, сохранить высококвалифицированных специалистов и рабочих.

г. Новосибирск