Западно-Сибирская магистраль

Важнейшее звено транспортного комплекса Восточной Сибири


А.А. Краснощек, начальник Восточно-Сибирской железной дороги

Прошлый 2008 год дорога завершила с хорошими результатами: все бюджетные показатели были выполнены. При этом на 12% снижено количество нарушений безопасности движения поездов.

Однако последствия мирового финансово-экономического кризиса отразились и на работе магистрали. К примеру, уже в январе 2009 г. грузооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 23,9%, а погрузка - на 22,8%. Это потребовало принятия оперативных мер по обеспечению выполнения показателей производственной деятельности, которые уже по итогам первого квартала 2009 г. дали положительные результаты. Так, план погрузки был выполнен на 100,8%, план по отправлению грузов - на 100,9%, в том числе по лесу - на 110,9%, нефти - на 103,2%, тарифный грузооборот составил 102,2%, а участковая скорость - 101,8% бюджетного задания. За три месяца 2009 г. оборот грузового вагона стал равен 3,19 сут. Производительность локомотива выполнена на 100,7%, бюджетное задание по среднему весу грузового поезда - на 99,9%.

С высокими темпами дорога работает и в настоящее время. По итогам первого полугодия 2009 г. улучшены результаты финансово-экономической деятельности дороги. Выручка от всех видов поступлений - 24,3 млрд. руб. - превысила план на 4,1%. Ее объем превысил расходы, и общий финансовый результат составил 2,4 млрд. руб. Выполняются задания по производительности труда и себестоимости перевозок. В первом полугодии эти показатели были улучшены по сравнению с плановыми заданиями соответственно на 11 и 4,7%.

Таких показателей удалось добиться во многом благодаря проведению мероприятий, предусмотренных антикризисной программой дороги. Ее основа - применение технологий, позволяющих оптимизировать производство и снизить эксплуатационные затраты при условии максимального сохранения кадрового потенциала магистрали и существующего уровня социальной защищенности ее работников.

В рамках программы разработана технология организации контейнерных перевозок с увеличением гарантийных плеч безопасного проследования поездов. Так, на участках Карымская - Нижнеудинск, Нижнеудинск - Инская поезда следуют без обработки на станциях Слюдянка и Иркутск-Сортировочный. Это позволило только в первом квартале 2009 г. получить экономию более 51 млн. руб.

Примерно 1 млн. руб. сэкономлен за счет изменения технологии работы на малодеятельном участке Улан-Удэ - Наушки с переводом его на дневной режим и частичной работой дежурных по станции на дому. Пересмотрена технология станций Наушки и Тальцы: маневровая работа по формированию поездов перенесена в Тальцы. Изменена технология работы ПТО, в том числе на сортировочных станциях Тайшет и Иркутск-Сортировочный. Всего же за счет технологических мероприятий в рассматриваемом периоде 2009 г. только по хозяйству перевозок производственные издержки были снижены более чем на 63,7 млн. руб.

В условиях ограниченности ресурсов значительное внимание уделяется продлению срока службы и вторичному использованию запасных частей. Восстановление концов рельсов, реновация крестовин стрелочных переводов, восстановление деталей тормозной передачи локомотивов и деталей путевых машин, повторное использование запасных частей при ремонте вагонов позволили сэкономить более 79 млн. руб.

В сложных экономических условиях еще большее значение приобретает экономия топливно-энергетических ресурсов, что обусловлено значительными объемами их потребления и достаточно высокой стоимостью. К примеру, по итогам первого квартала на дороге сэкономлено топлива и электроэнергии на 130 млн. руб., в том числе 121 млн. руб. - на тягу поездов. На дороге продолжается поиск резервов экономии топливно-энергетических ресурсов.

В хозяйстве электрификации проведены мероприятия по оптимизации режимов работы систем тягового электроснабжения на основе внедрения оборудования для уменьшения перетоков по контактной сети в середине межподстанционной зоны участков Якурим - Усть-Кут и Северомуйск - Таксимо. Это дало возможность за три месяца сократить потери электроэнергии на 1,5 млн. кВт ч.

Снижено количество предупреждений об ограничении скорости движения поездов, число остановок у запрещающих сигналов и неграфиковых остановок. Это позволило сэкономить в локомотивном хозяйстве 57,3 т условного топлива и 7,7 млн. кВт ч. электроэнергии. Кроме того, за счет рекуперации получена экономия 780 тыс. руб. Сокращена промывка систем охлаждения двигателей тепловоза на две секции.

Значительное снижение эксплуатационных расходов обеспечивает сбалансированное применение организационных мероприятий и использование комплекса современных технологий Дирекцией тепло-водоснабжения. Оптимизирован режим работы котельных в соответствии с температурным графиком, снижены затраты на покупку тепла за счет установки приборов учета пара и оптимизирован режим работы водогрейных котлов котельной станции Северобайкальск.

Всего в рамках антикризисной программы за январь-март 2009 г. эксплуатационные расходы были снижены более чем на 987 млн. руб., а в целом за первое полугодие - на 1,8 млрд. руб.

Поиск дополнительных резервов экономии эксплуатационных расходов продолжается и сегодня. Разработанные дополнительные антикризисные мероприятия на второе полугодие 2009 г. прежде всего связаны с объединением и укрупнением структурных подразделений вагонного хозяйства, хозяйств пути и гражданских сооружений, а также с реформированием локомотивного хозяйства путем его разделения на ремонтные и эксплуатационные локомотивные депо без увеличения существующего штата работников.

В июне текущего года на дороге началось значительное увеличение грузооборота. Для улучшения эксплуатационной работы проведены дополнительные организационные меры. Более 200 помощников после обкатки переведены в машинисты, а свыше 110 машинистов - на работу в «одно лицо». Пересмотрены участки оборота локомотивов и вагонные плечи, внесены изменения в технологию работы важнейших станций Тайшет и Иркутск-Сортировочный. Введен в эксплуатацию нечетный приемо-отправочный парк на станции Нижнеудинск, пересмотрен график движения поездов и внутридорожный план формирования поездов, на участках общей протяженностью более 600 км сняты постоянно действующие ограничения скорости.

Продолжается развитие дороги. Основные инвестиционные проекты, реализованные в последние годы, связаны с повышением пропускной и провозной способности участка Транссиба Юрты - Петровский Завод и Северного хода. В соответствии с программой развития направления Кузбасс - Дальний Восток на дороге развернуты работы по реконструкции ряда станций. Так, на Улан-Удэнском отделении ключевой стала станция Тальцы, на которой реконструированы сортировочная горка и прилегающая горловина. В результате дорога получила возможность формировать составы на специализированных путях станции для прямой их передачи на станцию Иркутск-Пассажирский.

Завершена очередная модернизация важнейшей станции дороги Иркутск-Сортировочный. Реконструкция нечетного парка и удлинение путей позволили ускорить отправление поездов своего формирования и пропуск транзитного поездопотока. Кроме того, на станции уложены два дополнительных пути вместимостью по 100 условных вагонов. Это дало возможность беспрепятственно пропускать длинносоставные поезда по участку от станции Петровский Завод до Тайшета. Реконструкция станции позволяет ускорить оборот вагона на Иркутском отделении на 0,019 сут.

Помимо этого, на станции Иркутск-Сортировочный ведется строительство комплексной системы автоматизированного управления сортировочным парком КСАУ-СП. Внедрение этой системы в составе ГАЦ МН с контролем заполнения путей будет способствовать ускорению процессов роспуска составов на горке, формирования и выставления поездов в парк отправления. При вводе комплексной системы автоматизированного управления сортировочным парком простой транзитного вагона с переработкой снизится на 1,86 ч.

В ходе реализации программы обновления деповского хозяйства завершена реконструкция основных ремонтных цехов локомотивного депо Зима, которое стало базовым по ремонту тепловозов. Здесь выполняются средний ремонт тепловозов ТЭМ2, а также тяжелые виды ремонта тепловозов 2ТЭ10 и 3ТЭ10.

В локомотивном депо Тайшет завершено строительство совмещенного пункта экипировки, что позволяет сократить маневровые передвижения по станции и обеспечить требования экологической безопасности. Типовые комнаты отдыха локомотивных бригад и котельная оборотного депо, построенные на станции Наушки, обеспечивают полноценный отдых бригад, а, следовательно, способствуют повышению уровня безопасности движения.

Особо следует отметить работу по совершенствованию технологического процесса, организации предрейсовой подготовки и оздоровления машинистов и их помощников, проводимую в локомотивном депо Улан-Удэ. Здесь применяются новейшие медицинские методики по восстановлению функционального состояния и повышению резервов организма работников, развитию их профессионально значимых качеств.

Для увеличения пропускной способности Северного хода дороги реализуется комплексная программа модернизации участка Тайшет - Лена - Хани. В 2008 г. были открыты девять разъездов. Продолжается укладка второго пути на участке Икабьекан - Мурурин.

Значимым событием для Восточно-Сибирской магистрали стало окончание строительства второго Коршуновского тоннеля. Новый тоннель протяженностью около 950 м пробит в 30 м от существующего, который был построен в 1968-1973 гг.

Строительство второго Коршуновского тоннеля началось в январе 2004 г. Этот проект можно смело назвать уникальным. Здесь впервые в России была применена современная конструкция пути «Демпферные маты», разработанная германской фирмой «Кёленберг». Эта технология позволяет значительно уменьшить уровень вибрации от проходящих составов всех конструкций искусственного сооружения, что значительно снижает износ тоннеля, продлевая его жизнь. Экономический эффект от ввода в эксплуатацию нового железнодорожного объекта можно оценить уже сегодня. Скорость движения поездов по новому тоннелю выше на 20 км/ч.

В прошлом году, как и прежде, на дороге выполнялся комплекс работ, направленных на повышение безопасности движения. По программе «Безопасность» выполнены 37 заданий на общую сумму 309 млн. руб. В целом на дороге внедрены 425 технических средств. На шести участках повышена гарантия безопасного проследования поездов за счет внедрения устройств КТСМ-02.

Продолжается внедрение системы автоматического управления торможением САУТ-ЦМ. Этими устройствами дополнительно оборудована 51 сигнальная точка. Получены 20 единиц техники для аварийно-восстановительных работ.

Непрерывно обновляется тяговый подвижной состав. Сегодня на дороге эксплуатируются современные локомотивы, в том числе серий «Ермак», ТЭМ18Д, ЭП1, 2ТЭ70. Электровозы серии «Ермак», являясь более мощными и экономичными, позволяют водить поезда повышенного веса, в том числе сдвоенные.

Продуманное перераспределение тягового подвижного состава, концентрация отдельных видов машин на определенных участках дороги (2ТЭ70 - на участке Улан-Удэ - Наушки, «Ермак» - на Северном ходу дороги) позволили существенно изменить технологию перевозочного процесса и повысить эффективность использования локомотивов. Так, на участке Улан-Удэ - Наушки появилась возможность водить поезда весом 6000 т без толкача и высвободить как локомотивы, так и локомотивные бригады. Использование электровозов «Ермак» на участке Тайшет - Таксимо, где очень сложный профиль пути, обеспечило эффективное применение этих машин прежде всего благодаря их рекуперативным возможностям.

В осложнившихся экономических условиях, когда требуется экономия всех видов ресурсов, особое значение приобретает оптимизация технологических процессов и использование новых эффективных технологий во всех сферах транспортного комплекса. Ежегодно возрастающие нагрузки привели к снижению уровня напряжения в контактной сети, появлению лимитирующих зон, где необходимо введение ограничений на пропуск поездов. Для решения этой проблемы на Восточно-Сибирской дороге совместно с учеными Иркутского государственного университета путей сообщения впервые было разработано устройство продольной емкостной компенсации (УПК) с включением в отсасывающий фидер. Его применение позволяет повысить минимальный уровень напряжения на 10-15%, что дает возможность увеличить пропускную способность участков дороги.

Существенному повышению надежности работы технических средств и росту производительности труда обслуживающего персонала способствовало внедрение в хозяйстве автоматики и телемеханики системы удаленного мониторинга, позволяющей отслеживать параметры работы устройств сигнализации и автоматики, расположенные на станциях и перегонах, своевременно выявлять и устранять их предотказные состояния.

Особое значение сегодня приобретает внедрение и использование ресурсосберегающих технических средств (РТС). В 2008 г. в соответствии с инвестиционной программой «Ресурсосбережение» было освоено примерно 200 млн. руб. и внедрено более 100 единиц оборудования. По итогам года эффективность эксплуатации ресурсосберегающих технических средств составила около 40%. Наилучшие результаты достигнуты в локомотивном хозяйстве, а также в хозяйстве электрификации и электроснабжения.

Положительно зарекомендовали себя индикаторные устройства на основе применения светодиодной техники, внедряемые на дороге уже в течение нескольких лет. Срок их окупаемости не превышает двух лет. В текущем году планируется расширить область применения светодиодов и на осветительных устройствах.

Примером использования ресурсосберегающих технологий стало применение в котельной станции Северобайкальск технологии сжигания угля в «кипящем» слое. Она заключается в том, что 30% ранее полученного шлака смешивается с углем и сжигается в котле при определенных условиях. После внедрения этой технологии количество шлака сократилось в 10 раз. При выходе котельной на полную проектную мощность экономия составит 10,6 тыс. т угля в год при сроке окупаемости три года.

Для повышения эффективности ресурсосберегающих технологий в 2003-2005 гг. на дороге была проведена инвентаризация РТС, по результатам которой в работу вовлечено оборудование, позволяющее дополнительно сэкономить более 740 тыс. руб. в квартал.

В 2008 г. специалистами службы технической политики и Иркутского вычислительного центра разработана и введена в эксплуатацию программа АРМ РТС. Она позволяет не только контролировать состояние каждой единицы ресурсосберегающего оборудования в режиме текущего времени, но и анализировать отказы РТС, задавая требуемые сравнительные параметры (год внедрения, структурное подразделение, гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.д.). Доступ к программе имеют все причастные предприятия, службы, дирекции и отделения дороги.

Большая работа на Восточно-Сибирской магистрали ведется в области рационализации и развития технического творчества. Только за первый квартал 2009 г. на предприятиях дороги 733 авторами внедрены более 600 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 19 млн. руб. Следует подчеркнуть, что 19% - это молодые люди в возрасте до 30 лет.

Лидерами дорожного смотра рационализаторской деятельности стали Северобайкальское и Улан-Удэнское отделения, службы автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения.

С 1982 г. на дороге действует почетный клуб рационализаторов «РАЦ-100», членами которого являются авторы, подавшие более 100 рационализаторских предложений. На сегодняшний день в клубе состоит 112 человек.

На дороге продолжаются структурные преобразования. Произошло разделение локомотивного хозяйства, создана дирекция по ремонту локомотивов. Ведется работа по созданию дирекции сбыта и дирекции перевозок. Практически завершена подготовка к переходу на трехуровневую систему управления.

Проведены мероприятия, позволяющие ускорить переход на безотделенческую структуру. Так, пересмотрена работа диспетчерского центра управления перевозками. Диспетчерские участки укрупнены с 16 до 12. Вместо четырех районов управления действуют два. Управление местной работой переведено из отделений в службу перевозок. Реорганизованы опорные станции, на которых централизованы финансово-хозяйственная деятельность и управление персоналом.

В рамках предполагаемых районов обслуживания укрупнены Тайшетское эксплуатационное вагонное депо, Тайшетская дистанция гражданских сооружений, упразднена Северомуйская тоннельная дистанция пути за счет реорганизации и создания единой Северобайкальской тоннельной дистанции пути. Реорганизованы дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Создана дирекция по ремонту тягового подвижного состава и ведется подготовительная работа по созданию дирекции тяги на основе эксплуатационных локомотивных депо. Проведена передача ведения бухгалтерского учета через ОЦО Восточно-Сибирского региона.

Управление эксплуатационной работой линейных железнодорожных станций будет осуществляться через дирекцию управления движением и опорные станции, создание и усиление которых произойдет за счет передачи штата отделений железной дороги. Для этого в настоящее время разрабатывается новая система показателей работы опорных станций, служб и дирекций. Кроме того, новая организационная структура требует разработки регламентов взаимодействия.

В условиях структурных преобразований крайне важно сохранить гарантированный уровень безопасности движения поездов. В этой связи на дороге проведена модернизация технологических процессов, хозяйства оснащены современным оборудованием автоматизированного сбора и обработки информации, а также средствами связи, работает единый диспетчерский центр управления перевозками.

Помимо этого создан ситуационно-аналитический центр, основной задачей которого является прогнозирование рисков нарушений безопасности движения поездов и целенаправленная работа по их предотвращению. Это позволило кардинально изменить систему функциональных связей между различными хозяйствами дороги. Комплексный подход к решению проблемы обеспечивается на основе функциональной стратегии «Обеспечение гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса».

Большое внимание уделяется разработке и внедрению автоматизированных комплексов мониторинга, контроля и организации работы, а также управления техническими средствами, которые позволяют минимизировать влияние человеческого фактора на работу устройств.

На сегодняшний день на дороге действуют более 15 автоматизированных систем, позволяющих оперативно вмешиваться в работу структурных подразделений при обнаружении несоответствий в деятельности предприятий и служб. К числу основных из них следует отнести сетевые программы, которые позволяют проводить мониторинг информации при корпоративном управлении.

Восточно-Сибирская магистраль является опытным полигоном по внедрению на сети железных дорог автоматизированной системы учета, расследования причин и анализа отказов технических средств КАСАНТ. Эффективность работы системы обеспечивается за счет того, что все поездо-участки дороги оснащены системой автоматизированного ведения графика движения поездов ГИД «Урал-ВНИИЖТ».

Внедрение отраслевых автоматизированных систем контроля состояния технических средств позволяет максимально снизить влияние человеческого фактора при мониторинге их работоспособности. При этом значительно повышается уровень достоверности учета и анализа причин произошедших случаев нарушений в работе технических средств, обеспечивается выработка мер предупреждающего и корректирующего характера, что положительно сказывается на повышении безопасности движения поездов.

Современные средства получения информации о текущей работе, средства диагностики технических средств, существующая сеть передачи данных позволяют объективно оценивать эксплуатационные возможности и на основе этого прогнозировать перевозочный процесс, заблаговременно планировать необходимые ресурсы. Только за последние пять лет количество автоматизированных рабочих мест на дороге возросло до 15 тыс. Более 90% компьютеров включены в единую сеть передачи данных. Существуют и поддерживаются 926 локальных вычислительных сетей предприятий и служб дороги, которые многократно повышают возможности управленческого персонала в принятии правильных решений.

Традиционно больше внимание на дороге уделяется развитию пассажирского комплекса. Фирменный поезд «Байкал» - это визитная карточка железнодорожников региона. Расстояние в 5152 км от Иркутска до Москвы он проходит за 77 ч. Для повышения качества обслуживания пассажиров в состав поезда включены вагоны повышенной комфортности, эконом- и бизнес-классов, а в штабном вагоне оборудовано бытовое купе с душем. На сетевом конкурсе в Сочи, состоявшемся в 2008 г., поезд «Байкал» занял первое место в номинации «Лучший фирменный поезд», а в 2009 г. он отметил 45-летие.

Для фирменного поезда «Баргузин» Иркутск - Забайкальск, который был введен в обращение для расширения взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Китаем, разработан эксклюзивный дизайн.

Заслуженной популярностью пользуются туристические поезда «Байкальский круиз» и «Кругобайкальский экспресс», курсирующие по Кругобайкальской дороге - красивейшему природному и историческому музею.

Одной из важнейших задач сегодня является проведение продуманной социальной политики. Для сохранения кадрового потенциала на дороге реализуются мероприятия по переобучению и обеспечению занятости работников. Например, эксплуатационный штат используется на объектах капитального строительства, вводится совмещение профессий с дополнительным обучением.

На проекты социального назначения в 2008 г. было выделено 268 млн. руб. и большая их часть - на проектирование и строительство жилых домов: сданы 20-квартирная секция 60-квартирного жилого дома на станции Новая Чара и четыре двухквартирных дома на станции Горхон.

Несмотря на существующие экономические трудности, проводимая инвестиционная политика, направление финансовых ресурсов на внедрение новых технологий и современных технических средств позволят дороге и в дальнейшем выполнять свою главную задачу - перевозку грузов и пассажиров.

г. Иркутск