Информатизация и связь

Для совершенствования бизнес-процессов отрасли


Б.С. Монин, инженер г. Санкт-Петербург

В начале октября специалисты по информационным технологиям и связисты отрасли собрались в Санкт-Петербурге на юбилейную, десятую международную научно-практическую конференцию «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2005»). Проведенная впервые 10 лет назад как вузовское мероприятие Петербургского государственного университета путей сообщения, она быстро стала форумом отраслевого значения.

И в этом году, несмотря на то, что ПГУПС формально уже не принадлежит ОАО «РЖД», компания выступила одним из организаторов конференции. Для участия в ее работе собрались руководители и специалисты хозяйства связи и вычислительной техники железных дорог, представители фирм - поставщиков систем, решений и оборудования, ученые, преподаватели железнодорожных вузов.

Открыл конференцию и выступил с основополагающим докладом «Информационные технологии как инструмент реализации корпоративной стратегии ОАО «РЖД» первый вице-президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.Н.Морозов. Кстати, 10 лет назад ему же довелось открывать первую конференцию.

Как подчеркнул докладчик, программа информатизации отрасли должна базироваться на стратегических целях компании, приведенных в Стратегической программе развития ОАО «РЖД» до 2010 г.

- Если смотреть с позиции бизнеса, то информационная инфраструктура компании выполняет сервисную функцию и служит для решения двух взаимодополняющих задач, - сказал первый вице-президент. - Во-первых, корпоративная информационная система должна предоставлять быстрый доступ к необходимой, достоверной и своевременной информации, а также обеспечивать возможность передачи управляющих воздействий. Важно, чтобы люди, принимающие бизнес- и технологические решения, могли пользоваться необходимой им достоверной информацией, к которой они могут получить быстрый доступ, а также имели возможность привести эти решения в исполнение с помощью сервиса, который предоставляет та же информационная система. Во-вторых, современная информационная система должна сообщать человеку о необходимости выполнить те или иные действия и контролировать их выполнение.

ОАО «РЖД» тратит огромные средства на создание, развитие и эксплуатацию своей информационной инфраструктуры. Однако необходимо понимать, что информационная инфраструктура существует не сама по себе и не сама для себя. Российским железным дорогам она нужна только как составная часть системы корпоративного управления. И поскольку основная задача системы управления - это обеспечение максимальной эффективности бизнеса компании, то такая же задача возлагается и на информационную инфраструктуру.

В своем выступлении на селекторном совещании 15 июля 2005 г. Президент компании В.И.Якунин обозначил приоритеты развития компании и подчеркнул, что действующая система управления является переходным, в определенной степени компромиссным вариантом. Поэтому, как заявил В.Н.Морозов, мы должны заниматься бизнесом, мыслить рыночными категориями и в соответствии с этим строить новую систему управления компанией.

При построении информационной инфраструктуры нужно учитывать основные тенденции развития транспортной отрасли в России и за рубежом. Одна из них заключается в том, что производственные и добывающие компаний перевозят все возрастающие объемы грузов на увеличивающиеся расстояния. Они больше внимания уделяют управлению своими складскими запасами. Своевременная доставка груза становится для них важнейшим фактором конкуренции. Мы должны научиться лучше понимать комплексные потребности наших клиентов и подчинить всю свою технологию удовлетворению их интересов. Это в полной мере касается и информационной инфраструктуры.

Следующая особенность - рост международных перевозок, международная транспортно-экономическая интеграция и усиление конкуренции, связанные с либерализацией транспортных законов в мире. Чтобы завоевать твердые позиции на рынке международных перевозок, необходимо сформировать конкурентоспособную услугу, обеспечив клиентам сквозной тариф и доставку груза «от двери до двери». При этом надо обеспечить безопасность и точность сроков доставки. Наша цель - переориентировать экспортно-импортные грузопотоки на российские железные дороги.

Кроме этого, современный транспортный комплекс характеризуется высокой координацией видов транспорта для обеспечения гибких и эффективных стыковок потоков грузов. Поэтому компания должна выйти на рынок с интегрированными транспортными услугамии продлить географию деятельности за пределы железнодорожной инфраструктуры. В ряде случаев необходимо участвовать в создании логистических центров. Рынок не терпит пустоты. Если это не сделаем мы, за нас это сделают наши конкуренты.

Один из важнейших элементов новой системы управления - система менеджмента качества, улучшения качества услуг позволяет повысить конкурентоспособность компании и укрепить ее позиции на рынке. А внедрение процессного управления позволяет ликвидировать избыточные затраты при реализации бизнес- и технологических процессов.

Разумеется, внедрение системы управления качеством без использования современных информационных технологий невозможно. И для обсуждения проблем информационного обеспечения в этом году на конференции «Инфотранс» впервые работала секция «Формирование эффективной системы корпоративного управления в ОАО «РЖД» под руководством профессора А.Е. Красковского. Рекомендации именно этой секции руководство компании предполагает использовать при уточнении программы информатизации на 2006 г.

На других секциях и круглых столах рассматривались вопросы формирования и эксплуатации телекоммуникационной среды отрасли, информационного взаимодействия участников перевозочного процесса, разработки и внедрения информационных систем управления ресурсами, а также проблемы информационной безопасности на железнодорожном транспорте. Нетрудно заметить, что аналогичная тематика свойственна и регулярно проходящей на полгода раньше международной конференции «ТелекомТранс» - «Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России». Неудивительно, что обе конференции собирают примерно одинаковый состав участников от РЖД, нередко перекликаются между собой темы выступлений. По-видимому, организаторам этих мероприятий, программным комитетам следует более четко определить сферы интересов каждой конференции, в противном случае есть риск утраты интереса к обеим.