«ТрансЖАТ-2005» настрой на конкретные дела

Б.С.Ицкович


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

В прошлом году в Петербурге прошла первая международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ»). Ее организаторами выступили ОАО «РЖД», Департамент автоматики и телемеханики, а также по месту проведения - Октябрьская железная дорога и Петербургский государственный университет путей сообщения. Конференция прошла по-деловому, ее участники обсудили актуальные проблемы и приняли конкретные рекомендации. Форум доказал свою необходимость и жизнеспособность, и осенью текущего года состоялась вторая конференция - «ТрансЖАТ-2005».

На этот раз она прошла в Сочи, и вся тяжесть организационной работы пала на Северо-Кавказскую железную дорогу и Ростовский государственный университет путей сообщения. Это, кстати, и дальновидная, и прагматическая политика прежде руководства МПС, а теперь ОАО «Российские железные дороги» - проводить подобные мероприятия на базе отраслевых вузов. К их подготовке широко привлекаются студенты, и на их глазах и при их участии, можно сказать, делается политика в области новой техники и разрабатывается идеология развития хозяйства.

На заседаниях трех секций и семи «круглых столов» работники центрального аппарата компании, главные инженеры железных дорог, руководители служб СЦБ и дистанций сигнализации и связи, представители научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, ученые, разработчики, производственники, системные интеграторы (всего было представлено около 280 организаций) обсуждали актуальные вопросы технологического обеспечения разработки, внедрения и эксплуатации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

На торжественном открытии конференции участникам продемонстрировали видеообращение президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина. Он отметил, что когда-то железные дороги были символом промышленной революции и промышленного развития страны. Это всегда было справедливо для Российских железных дорог. Сегодня, когда осуществляется масштабное реформирование железнодорожного транспорта, наращиваются объемы грузоперевозок, качество перевозки пассажиров, использование передовых технологий и техники является ключевым элементом стратегического развития отрасли. В этом смысле использование средств железнодорожной автоматики и телемеханики является самым необходимым, самым важным элементом этой работы. Президент компании подчеркнул, что достигнутые объемы погрузки, используемые методы управления были бы невозможны без применения передовой техники и технологий.

Руководил работой конференции вице-президент ОАО «РЖД» В.Н.Сазонов. Он сразу задал деловой настрой, подчеркнув, что рекомендации, принятые в прошлом году в С.-Петербурге, определили направления приложения сил в развитие автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, и предложил обсудить, с какими результатами работники хозяйства пришли на конференцию год спустя. «Мы должны принципиально поставить перед собой вопрос, не потерян ли год, есть ли та добавка в темпах работ, которые мы определяли на своей первой конференции», - сказал вице-президент компании.

Основными задачами хозяйства за истекший период и на перспективу стали:
маркированный список создание и приоритетное внедрение релейно-процессорных, микропроцессорных систем и устройств железнодорожной автоматики, адаптированных к участкам железных дорог различной конфигурации и степени интенсивности движения;
маркированный список ускорение процесса обновления и модернизации технических средств ЖАТ и в первую очередь на основных грузонапряженных направлениях, решающих железнодорожных узлах и международных транспортных коридорах;
маркированный список совершенствование системы технического обслуживания и ремонта железнодорожной автоматики и телемеханики, повышение квалификации руководителей и специалистов хозяйства сигнализации и связи, обучение работников дистанций сигнализации и связи новым технологиям обслуживания современных средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Стратегическая программа компании в области обновления производственной базы предусматривает создание к 2010 г. новых надежных малообслуживаемых систем автоматики с дистанционной диагностикой, обеспечивающих внедрение комплексной многоуровневой системы безопасности на основных грузонапряженных направлениях сети; формирование единой автоматизированной системы управления производственным процессом; существенное снижение эксплуатационных затрат на их обслуживание и на этой основе повышение производительности труда.

Направление разработок новой техники должно быть сориентировано на применение микропроцессорных систем, внедрение которых позволит снизить затраты при проектировании, строительстве и эксплуатации. Анализ состояния существующих технических средств и уровня их обслуживания свидетельствует о том, что в хозяйстве автоматики и телемеханики темпы внедрения инновационных технологий отстают от темпов развития отрасли. Нынешний год Департаментом автоматики и телемеханики объявлен годом технологий. Поставлена задача на каждой дороге, в каждом подразделении снизить количество нарушений в нормальной работе устройств, как минимум, на 10 %.

- Год технологий - это не лозунг, это каждодневный напряженный труд, ибо более 90 % отказов в работе технических средств допущено из-за нарушений технологии проведения работ, - сказал В.Н.Сазонов. - В хозяйстве сигнализации и связи практически все работы регламентированы технологическим процессом. Следовательно, наши усилия должны быть направлены на обеспечение квалифицированного и своевременного выполнения графика технического обслуживания, который в свою очередь должен постоянно совершенствоваться с учетом наработанного опыта и развития техники.

Между тем существующая система эксплуатации основана на планово-предупредительном методе и не позволяет перейти к обслуживанию устройств «по состоянию». Пока эту ситуацию переломить не удается. Именно микропроцессорные системы обладают существенными функциональными преимуществами, основными из которых являются 100%-ное резервирование ответственных элементов, причем на отдельных наиболее важных и ответственных направлениях железных дорог возможно и резервирование системы в целом. Необходимы средства диагностики технического состояния, причем обладающие не только аналитическими, но и управляющими функциями, т.е. позволяющими блокировать действие объекта, находящегося в опасном состоянии. Новейшие микропроцессорные системы позволяют также протоколировать и архивировать состоявшиеся события, в том числе техническое состояние устройств и действия оперативного персонала. Реализация этих функций позволит вывести технологию обслуживания средств железнодорожной автоматики на новый современный уровень.

С большим докладом выступил начальник Департамента автоматики и телемеханики В.М.Кайнов. Напомнив, что именно на средства железнодорожной автоматики возложено безопасное управление перевозочным процессом, он охарактеризовал ситуацию в хозяйстве за прошедший после первой конференции год.

В текущем году не были допущены крушения и аварии по вине работников хозяйства. Общее число случаев брака снижено на 28 %. Основной причиной имевших место нарушений безопасности движения поездов стало несоблюдение эксплуатационным штатом правил производства работ, т.е. технологий, которым и посвящена конференция.

Для обеспечения методологического и практического руководства эксплуатационной работой в хозяйстве было принято решение создать проектно-конструкторское технологическое бюро ПКТБ ЦШ. О его необходимости говорилось и на первой конференции. На сегодняшний день уже реализован ряд мер, связанных с организацией этого подразделения. Назначен руководитель ПКТБ ЦШ, утверждено положение о бюро, активно идет процесс формирования штата. Проектно-конструкторскому бюро предстоит заняться научным обеспечением технологий, техники, а также подготовки и управления персоналом. По мнению Департамента, именно ПКТБ ЦШ должно выполнять координацию и методическое руководство сервисным фирменным обслуживанием, регулировать взаимодействие между различными исполнителями работ по обеспечению надежного функционирования современных систем и устройств железнодорожной автоматики. Это и есть инновационный подход к совершенствованию обслуживания устройств железнодорожной автоматики.

Еще одной очень важной вехой в развитии хозяйства стало создание первой в ОАО «РЖД» дочерней компании, работающей в новом правовом поле - ОАО «Объединенные электротехнические заводы» («ЭЛТЕЗА»). Благодаря этому возникли реальные предпосылки для развития конкуренции на рынке производства оборудования. Теперь все изготовители находятся в равных условиях конкурентной среды.

Разработана программа технологического перевооружения заводов, активно идет работа по внедрению стандартов качества, сертификации всего спектра изготавливаемых изделий. Результатом этой работы должно стать повышение надежности и качества выпускаемых изделий, т.е. улучшение эксплуатационной работы. Концепцией развития средств железнодорожной автоматики, определившей необходимость и целесообразность перевода технических средств СЦБ на микроэлектронную элементную базу, поставлена задача ускоренного освоения отраслевыми электротехническими заводами соответствующей продукции.

Одна из основных проблем, стоящих перед Департаментом и всеми работниками хозяйства, - износ основных фондов. По состоянию на 1 января 2005 г. с превышением нормативного срока службы и с нулевой остаточной стоимостью на сети эксплуатируется около 70 % устройств электрической централизации и более 40 % - автоблокировки. Кроме того, из 38 тыс. км диспетчерской централизации только 47 % оборудовано линейными пунктами на микропроцессорной основе, остальные действуют на устаревшей релейной элементной базе.

При формировании среднесрочной инвестиционной программы на 2006-2008 гг. поставлена задача первоочередного усиления технических средств в составе целевых инвестиционных проектов на основных грузовых направлениях Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел и важнейших пассажирских направлениях, где образуются основные доходы компании.

Повышению пропускной способности участков при предоставлении технологических «окон» и в других нестандартных ситуациях способствует разработанный план оборудования двухпутных и многопутных перегонов постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора. Завершить работы планируется к концу 2007 г. Эти мероприятия были активно поддержаны ассамблеей начальников дорог.

Реализация этого плана в виде отдельного инвестиционного проекта позволила уже к концу 2004 г. увеличить оснащенность сети двусторонней автоблокировкой до 16 тыс. км. В настоящее время на дорогах завершаются работы по плану 2005 г. с годовым объемом внедрения более 7 тыс. км. Это и есть вклад работников хозяйства в совершенствование общей технологии работы железнодорожного транспорта.

В рамках программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики реализуется целевая программа модернизации систем управления на десяти крупнейших сортировочных станциях сети: Бекасово, Орехово, Свердловск-Сортировочный, Инская и др. Поставлена задача к 2010 г. внедрить на этих узлах микропроцессорные устройства в составе комплекса систем автоматического управления сортировочным процессом КСАУ СП, а также современные тормозные устройства и компрессорное оборудование.

Еще одним направлением, которым предстоит заниматься в ближайшее время, является организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. Эта работа потребует не только координации усилий всех подразделений инфраструктуры, но и технического и технологического перевооружения. В первую очередь это относится к участку Москва - С.-Петербург, а в дальнейшем предполагается организация высокоскоростного движения и на других направлениях сети.

Все это требует расширения нормативно-технической базы. В рамках создания корпоративной системы стандартизации ОАО «РЖД» Департаменту предстоит разработать пакет стандартов организации применительно к техническим требованиям к устройствам железнодорожной автоматики, технологии их обслуживания и др. Уже разработан, согласован и подготовлен к утверждению стандарт «Порядок организации эксплуатации микропроцессорных устройств СЦБ», в котором определен порядок ввода устройств в эксплуатацию, проверки зависимостей, внесения изменений в устройства и программное обеспечение, технической эксплуатации микропроцессорных устройств СЦБ. Этот документ давно ждут специалисты на линии.

Для успешного решения стоящих перед хозяйством задач необходимо сосредоточить усилия на позициях, которые коротко можно назвать: техника, технология и кадры.

Техника - это техническое перевооружение хозяйства, т.е. создание и внедрение новых устройств железнодорожной автоматики, удовлетворяющих современным требованиям, включая внедрение микропроцессорных систем. Технология - это технологическое усиление и совершенствование технологических процессов, в первую очередь системы технического обслуживания и ремонта средств ЖАТ. И кадры - это новые подходы к формированию и закреплению на местах специалистов, способных работать с техникой нового поколения.

Проблемы, посвященные одному из важнейших вопросов - кадровому, рассматривались на заседании круглого стола в РГУПСе накануне официального открытия конференции. Все выступающие отметили, что деятельность работников, обслуживающих устройства железнодорожной автоматики, требует высокого профессионализма, ответственности, готовности к действиям в нестандартных ситуациях, оперативного принятия решений. В условиях обновления производственной базы Департамент автоматики и телемеханики должен менять подходы к реализации кадровой политики, формированию специалистов нового типа, соответствующих потребностям XXI века, созданию рабочих мест, отвечающих современным эргономическим требованиям.

При этом придется параллельно решать ряд важных и сложных задач. Одна из них - повышение квалификации преподавательского состава. Основной способ, обеспечивающий качественный рост уровня преподавания, заключается в проведении регулярных семинаров с участием профессорско-преподавательского состава, разработчиков, изготовителей средств микропроцессорных устройств, работников компании, занимающихся вопросами эксплуатации микропроцессорных устройств.

Необходимо готовить в вузах специалистов с углубленными знаниями в области системного программирования, сетевого администрирования, практического использования микропроцессорной элементной базы применительно к средствам и системам ЖАТ. Для этого, возможно, придется диверсифицировать учебные программы по специализации «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», что позволит выпускать специалистов, подготовленных для работы на конкретных системах, без необходимости их доучивания на рабочих местах.

Предстоит также проводить переподговку инженерно-технических кадров непосредственно на железных дорогах с привлечением разработчиков, исходя из темпов внедрения новых микропроцессорных средств.

В рамках конференции действовала выставка, демонстрирующая достижения в области разработки и внедрения новейших средств автоматики и телемеханики, а также предложения фирм, стремящихся работать на емком железнодорожном рынке. Свою продукцию показали и ведущие организации отрасли, такие как ВНИИАС, и давние партнеры, продукция которых уже действует на сети дорог («Радиоавионика», «Бомбардье Транспортейшн» и др.), и зарубежные фирмы, предлагающие свои системы российским железным дорогам. Отрадно, что вновь созданные организации - ПКТБ ЦЩ и ОАО «ЭЛТЕЗА» тоже имели свои стенды. Всего свои экспозиции показали 38 организаций и фирм - небывалое число для отраслевых конференций. Между тем, несмотря на большую выставочную площадку, места всем желающим не хватило. Пришлось ограничить число экспонентов и устроить для них что-то вроде конкурсного отбора.

Безусловно, конференция прошла с большим успехом. Об этом свидетельствуют и широкий состав участников, и неправдоподобно большое число спонсоров (28!), и представительная выставка. Залогом этого успеха (как и первой конференции) стал настрой на конкретные результаты. Достаточно сказать, что ни на пленарных заседаниях, ни на заседаниях секций не было ни одного рекламного выступления, ни одной презентации спонсоров. Все это, несомненно, работает на повышение авторитета форума.

По результатам работы конференции были приняты развернутые конкретные рекомендации. Конечно, было бы преувеличением считать, что именно на конференции формируется политика развития хозяйства, однако деловое обсуждение проблем, возникающих при широкомасштабном внедрении новой техники и технологий, способствует совершенствованию деятельности отрасли и в конечном счете - повышению безопасности движения.

По окончании работы конференции начальник Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» В.М.Кайнов дал интервью корреспонденту журнала.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования