Весь транспорт – как на ладони

Б.С.Ицкович, инженер


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Географические параметры транспортного комплекса России поистине уникальны. Взять, к примеру, внутренние водные пути, их общая длина превышает 100 тыс. км и по протяженности они уверенно держат первое место в мире. Незначительно им уступают отечественные стальные магистрали, которые занимают второе место (более 80 тыс. км) и словно стальной обруч скрепили в единую федерацию российские регионы, расположенные в десяти часовых поясах.

Даже несмотря на явную нехватку автомобильных дорог, их показатели тоже поражают воображение: только федеральная сеть автотрасс составляет почти 50 тыс. км, а региональная сеть более чем в 10 раз превышает федеральную. Да и воздушные авиалинии уверенно держат пальму первенства в мире по протяженности, пересекая нашу страну с запада на восток и с севера на юг.

Деятельность внутренних водных путей зиждется на деятельности 127 речных портов и нескольких сотен речных судов, перевозящих в период навигации огромное количество пассажиров и грузов. Что касается авиационного транспорта, то сегодня его работоспособность поддерживается более 250 авиакомпаниями и таким же количеством аэропортов, 67 из которых имеют статус международных.

Неудивительно, что для функционирования такой глобальной транспортной системы необходимо огромное количество перевозчиков, складов, портов – одним словом, объектов транспортной инфраструктуры. Например, нормальную деятельность стальных магистралей обеспечивают свыше 6 тыс. железнодорожных станций и около 100 компаний-операторов, которые вместе с ОАО «РЖД» эксплуатируют полумиллионный подвижной состав.

Суммарные характеристики транспортного комплекса страны впечатляют. Однако специалистов в не меньшей степени впечатляет уровень незнания реальной обстановки в транспортном комплексе в реальном масштабе времени. Например, никто точно не может сказать, сколько на просторах страны функционирует автотранспортных предприятий, и сколько из них имеют лицензию на осуществление деятельности. Даже точное количество аэропортов и морских портов, действующих в каждый момент времени, назвать затруднительно, поскольку много мелких предприятий функционирует только время от времени.

Неудивительно, что в новом 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта решила навести порядок в подведомственной области, используя для этого информационные технологии. Поэтому она совместно с «Компанией ТрансТелеКом» приступила к созданию единой информационной среды, охватывающей все виды транспорта: от наземного до воздушного.

Логика транспортных ревизоров проста: им необходимо иметь информацию о каждом транспортном объекте, будь то крупный морской порт или небольшое автотранспортное предприятие, насчитывающее всего несколько грузовых автомобилей или автобусов. Одним словом, хотелось бы видеть весь транспортный комплекс как на ладони, что позволит не только эффективно контролировать его деятельность, но и подсказывать Министерству транспорта России о появлении так называемых узких мест.

Одним из эффективных путей создания единой информационной среды может стать формирование для транспортного комплекса специального информационного портала, куда по указанию ревизоров все транспортные предприятия будут обязаны сообщать о себе все изменения (приобретение новых транспортных средств, получение новых лицензий, обновление старых и др.). По сути, это будет некий отчет о своей деятельности, аналогичный финансовому отчету для налоговых служб.

Несомненно, внедрение такой персонифицированной отчетности, которая будет основываться на таком инструментарии как электронная цифровая подпись, позволит получить уникальную базу данных, которой до сих пор еще не было в Российской Федерации. По крайней мере, россияне смогут узнать точное число лицензионных транспортных компаний, а транспортные ревизоры – достаточно оперативно контролировать их деятельность.

Для определения принципов формирования специализированного информационного портала создана рабочая группа, куда вместе с представителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта включены специалисты ведущих транспортных институтов России и «Компании ТрансТелеКом».

Еще одной важной проблемой отечественной транспортной системы является недостаточная эффективность ее деятельности, что обусловлено отсутствием современных технологий, исключающих традиционный бумажный документооборот. Взять, например, международные автоперевозки с нашим до недавнего времени единственным соседом по Евросоюзу – Финляндией. На границе документы обрабатываются в целом 57 раз. Из них 5 раз со стороны Финляндии и 52 раза – со стороны России!

Можно ли в таких условиях говорить о том, чтобы грузы проследовали, не задерживаясь на границе. Вот и приходится бегать водителям по инстанциям с бумагами и простаивать в многочисленных очередях. Статистика утверждает, что из шести суток фрахта автомобиля по маршруту Хельсинки – Москва двое проводится на границе, а потери от таких простоев, по оценке финляндской стороны, составляют до 70 млн. евро в год.

В то же время уже существуют технологии, в частности электронная цифровая подпись, предлагаемая «Компанией ТрансТелеКом» для всего транспортного рынка, с помощью которой можно передавать и обрабатывать все перевозочные документы в электронном виде, пока автомобиль находится в пути. И одной из задач создаваемого информационного портала как раз и является создание системы взаимоувязанного электронного документооборота на всем транспорте.

Другой не менее важной задачей является внедрение типовых информационных решений, которые могли бы использовать многочисленные участники транспортного рынка для автоматизации своих бизнес-процессов. К сожалению, в настоящее время каждый из них строит свои «компьютерные замки» хаотично, используя индивидуальные технологии.

В результате отсутствия необходимой унификации программно-аппаратных комплексов некоторые известные авиакомпании используют более 70 разнообразных программных продуктов! При этом более половины из них не сопрягаются с аналогичными продуктами, используемыми в других авиакомпаниях. В итоге приходится адаптировать каждый программный продукт, а бремя затрат каждая компании несет в одиночку. Хотя ясно, что покупка типового решения была бы и выгодней, и эффективней.

Работы над уникальным информационным порталом уже идут полным ходом. Предполагается, что его макет будет показан в рамках четвертой международной конференции «ТелекомТранс-2006», которая пройдет в Сочи с 19 по 21 апреля. «Компания ТрансТелеКом» совместно с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в реальном режиме времени продемонстрирует участникам форума принципы работы информационного портала, что, по сути, станет стартом внедрения новых информационных технологий на транспорте России. Генеральным спонсором проводимого Министерством транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» форума уже выступила «Компания ТрансТелеКом» (подробности о конференции на сайте http://www.transtk.ru).
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования