Информатизация и связь

Электросвязь на железных дорогах России.
К 10-летию ЗАО «Компания ТрансТелеКом»


Для железнодорожной отрасли наступивший 2007 г. отмечен двумя историческими событиями. Первое - 170-летие со дня открытия первой в России железной дороги общего пользования между С.-Петербургом и Царским Селом и устройства на ней оптического телеграфа для организации движения поездов. Второе событие -10-летие закрытого акционерного общества (ЗАО) «Компания ТрансТелеКом», положившее начало созданю на инфраструктуре российских железных дорог магистральной цифровой сети связи (МЦСС) на основе применения оптических технологий и систем передачи синхронной цифровой иерархии (СЦИ).

Эти два события тесно связаны между собой: становление в России первых железных дорог и последующее их интенсивное строительство имели решающее значение для создания и непрерывного совершенствования систем сигнализации и связи, которые, в свою очередь (как бы по цепи обратной связи), оказывали и оказывают существенное влияние на эффективность работы железнодорожного транспорта и обеспечение безопасности движения поездов. В целом эпоху становления и развития электросвязи на РЖД условно можно разделить на три этапа. Первый охватывает период с 1854 до начала 1959 г. (105 лет) и характеризуется созданием сетей связи на основе воздушных линий (ВЛС). Второй этап охватывает период с 1959 по 1994 г. (35 лет) и связан с заменой ВЛС электрическими кабельными линиями связи (КЛС), оборудованными аналоговыми системами передачи типа К-24, К-60 и др. Началом третьего этапа развития электросвязи на РЖД можно считать 1994 г. - год ввода в эксплуатацию первой в России магистральной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на участке С.-Петербург - Москва Октябрьской железной дороги (сеть «Раском»). Этот этап продолжается и в настоящее время.

Оценивая в целом мировые тенденции развития телекоммуникаций, в том числе на государственных сетях связи Российской Федерации, можно констатировать, что в конце 1980-х гг. произошел необратимый процесс в области становления новой среды передачи информации на основе волоконно-оптических кабелей и аппаратуры СЦИ. При этом требовалось принятие кардинальных решений по поводу развития телекоммуникационной сети железнодорожного транспорта как основы информатизации отраслевого производственно-технического комплекса. В этих условиях важно было определить наиболее перспективное и единственно правильное направление развития сетей связи железнодорожного транспорта. В решении этой проблемы основная ответственность возлагалась на руководителей Главного управления сигнализации, связи и вычислительной техники МПС России.

Институту «Гипротранссигнал-связь» было поручено разработать проектные решения по созданию магистральной ВОЛС Москва - Санкт-Петербург и технологию ее строительства. Примерно к середине 1993 г. были разработаны проект магистральной ВОЛС, технология ее строительства и подготовлены для этих целей волоконно-оптический кабель, оборудование и все необходимые сопутствующие материалы и изделия.

Проект строительства ВОЛС Санкт-Петербург - Москва протяженностью 680 км предусматривал прокладку волоконно-оптического кабеля емкостью 28 волокон и оборудование 15 промежуточных пунктов с установкой в них синхронных мультиплексоров типа TN-IX фирмы Nortel Telekom. Они выполняли цифровую регенерацию линейного сигнала и осуществляли функцию ввода-вывода сигналов первичных цифровых каналов, которые могли быть использованы в интересах дороги, ЦСС МПС, а также сдаваться в аренду другим пользователям на коммерческой основе.

Особенностью этой линии стала подвеска оптического кабеля на опорах контактной сети железной дороги с применением специальных поддерживающих зажимов. Использование такой технологии позволяло при сооружении линии прокладывать в среднем по 15 - 20 км оптического кабеля в сутки. Все сооружение магистрали вместе с пусконаладочными работами оборудования заняло всего четыре месяца и было закончено в конце 1993 г.

При строительстве магистрали Санкт-Петербург - Москва были подтверждены высокие экономические и технологические показатели такого метода сооружения ВОЛС. Стоимость строительства оказывается почти в 2 раза ниже, чем при подземной прокладке кабеля, а время сооружения при квалифицированной подготовке организации работ сокращается примерно в 10 раз.

Эти базовые принципы были положены в основу проекта магистральных ВОЛС на направлениях Москва - Новороссийск и Москва - Владивосток в зоне действия 11 железных дорог. В связи с масштабностью проектов, сложностью практической реализации в различных геолого-климатических зонах и необходимостью исследования коммерческой состоятельности планируемых ВОЛС в 1994 г. было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) эффективности и целесообразности их строительства.

Примерно в это же время в дополнение к ТЭО создания ВОЛС Владивосток - Москва - Новороссийск МПС России было принято решение в течение 1995 - 1996 гг. разработать «Концепцию создания на всем полигоне РЖД наложенной цифровой сети связи с интеграцией услуг» и создать акционерное общество по производству отечественного волоконно-оптического кабеля, отвечающего мировому уровню качества. Такое общество (ЗАО «ТрансВОК») было организовано в конце декабря 1996 г., а первая партия самонесущего волоконно-оптического кабеля была изготовлена уже в апреле 1998 г. Концепция же была разработана в установленные сроки и утверждена решением президиума НТС МПС России в июне 1997 г. Она предусматривала развертывание первичных и вторичных цифровых сетей связи, в том числе сети передачи данных. Тем самым были созданы важнейшие предпосылки для будущего интенсивного и экономически эффективного строительства МЦСС.

Однако, отсутствие развитой цифровой телекоммуникационной сети (ЦТКС) и неопределенность сроков ее создания стали основным сдерживающим фактором информатизации железнодорожного транспорта. С целью упорядочения происходящих на железных дорогах процессов, проведения при этом единой организационной, технической и инвестиционной политики в области создания и последующей эксплуатации цифровых сетей связи МПС России указанием от 08.04.1996 г. № М-308у приняло решение о создании закрытого акционерного общества «Транспортные телекоммуникации» с участием только российских акционеров.

На первом собрании акционеров ЗАО «Компания ТрансТелеКом», состоявшемся 25 декабря 1996 г., были подписаны учредительные документы, определен численный состав членов совета директоров и назначен генеральный директор общества, которым стал автор этих строк. Официальная регистрация ЗАО «Компания ТрансТелеКом» состоялась 27 февраля 1997 г., что и является юридической датой его основания. В качестве первоочередных задач общества на 1997 г. предусматривалось доработать и согласовать с причастными департаментами МПС и железными дорогами - учредителями «Концепцию создания цифровой сети связи МПС», «Основные направления развития телекоммуникаций железнодорожного транспорта на период до 2005 г.», предложения по созданию магистральной ВОЛС Москва - Новороссийск - Адлер и другие документы, выносимые на рассмотрение очередного заседания Коллегии МПС России.

Таким образом, к середине 1997 г. в целом были завершены продолжительная и кропотливая работа по формированию концептуальных положений будущей ЦТКС и организации ЗАО «Компания ТрансТелеКом» с возложением на него функций подрядчика по созданию на РЖД цифровых сетей связи, оператора по предоставлению услуг связи на междугородном и международном уровнях и координатора по взаимодействию с предприятиями связи Российской Федерации по этим вопросам.

Во второй половине 1997 г. ЗАО «Компания ТрансТелеКом» приступило к проектированию своей первой (и второй на РЖД после С.-Петербург - Москва) магистральной ВОЛС на направлении Москва - Новороссийск - Адлер с использованием ВОК и аппаратуры ЦСП СЦИ, поставляемых фирмой Siemens AG в рамках заключенного в 1997 г. контракта с МПС России. В качестве проектных организаций были определены институты ГТСС и «Мосгипротранс», специалисты которых уже к середине 1998 г. разработали практически всю необходимую проектно-сметную документацию. Строительство ВОЛС Москва - Адлер было завершено в сентябре 1999 г., и она сразу же была введена в эксплуатацию.

Таким образом, к концу 1997 г. была окончательно разработана топология МЦСС, которая после согласования всеми железными дорогами и рассмотрения на заседании Экономического совета МПС России 26 января 1998 г. была утверждена министром путей сообщения Н.Е. Аксененко. Схема МЦСС практически не претерпела существенных изменений до настоящего времени.

Правильность определения конечной цели и использование соответствующих средств ее достижения позволили ЗАО «Компания ТрансТелеКом» совместно с железными дорогами к началу 2002 г. (практически за четыре года) выполнить программу создания первой очереди ЦТКС - строительство волоконно-оптической магистральной цифровой сети связи протяженностью около 43,0 тыс.км. Этим были решены проблемы информатизации отрасли и создания принципиально новой (современного уровня) технологической сети связи. За счет же коммерческого использования свободного ресурса сети представилась возможность получать дополнительные доходы для возврата инвестиций МПС, вложенных в создание МЦСС.

Решая сложнейшую по своим масштабам и научно-технической новизне проблему создания ЦТКС, не имеющей аналогов в мировой практике как сети связи «двойного назначения», МПС России совместно с железными дорогами, отраслевыми институтами и другими структурами провели широкомасштабную работу по формированию идеологии, организационной структуры, источника привлечения инвестиций и программы первоочередных задач развития инфокоммуникаций на РЖД, нашедших отражение в принятых на заседании Коллегии МПС России «Основных направлениях развития телекоммуникаций и информатизации железнодорожного транспорта на период до 2005 г.». По сути, это был программный документ, определивший начало перехода к глобальным инфокоммуникационным технологиям - третьему этапу развития электросвязи на российских железных дорогах, соответствующей мировому уровню.