Информатизация и связь

Хозяйство информатизации - на подъеме


В Санкт-Петербурге прошла 13-я международная научно-практическая конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2008»), учрежденная ОАО «РЖД». Традиционно ее организаторами выступают Департамент корпоративной информации и процессов управления, Октябрьская железная дорога и Петербургский государственный университет путей сообщения при участии компании Digital Design.

Конференция стала своеобразной точкой отсчета, на ней подводятся итоги развития информационных технологий в отрасли за предшествующий период. В соответствии с потребностями отрасли программа и регламент проведения этого форума модифицируются. Новым в формате «Инфотранса» в этом году стало включение в программу научно-образовательной сессии.

Конференция собрала более 350 участников, представляющих структурные подразделения всех железных дорог России, фирмы - разработчики комплексных информационных систем для транспорта, компании - производители средств вычислительной техники телекоммуникаций и программного обеспечения. На пленарных заседаниях, двух секциях, трех круглых столах, а также на сессии молодых ученых и научно-образовательной сессии было представлено более 100 докладов. Приветствие участникам конференции направил президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин.

Выступивший с основным докладом на пленарном заседании начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» А.В. Илларионов определил «сверхзадачу» конференции: разработать решения, которые, с одной стороны, помогут более эффективно развивать процессы информатизации Российских железных дорог и, с другой стороны, - правильно расставить приоритеты и дать необходимые ориентиры поставщикам и партнерам для их успешного сотрудничества с отраслью.

За последние годы хозяйство информатизации стало не просто службой, обеспечивающей достоверной, надежной и своевременной информацией все уровни управления компанией. Оно уверенно выдвинулось на лидирующие позиции в области реформирования, на примере которого опробуются новые инструменты и технологии управления, новые решения, как технико-технологические, так и организационно-функциональные.

За время, прошедшее после предыдущей конференции, удалось изменить подход к разработке комплексных информационных систем Российских железных дорог, внедрению современных совместных технологий разработки, позволяющих различным разработчикам и заказчикам таких систем эффективно взаимодействовать между собой. Благодаря предпринятым усилиям разработана и реализуется коллективная среда разработки, которая позволяет разработчикам, как железнодорожникам, так и компаниям-партнерам, совместно участвовать в общих проектах. Однако при этом необходимо обеспечить и гарантировать независимость ОАО «РЖД» от разработчиков в том отношении, что дальнейшее сопровождение, развитие и эксплуатация систем должны выполняться в основном силами сотрудников компании.

За рассматриваемый период реализовано несколько крупных проектов фундаментального для хозяйства информатизации значения. Созданы платформы, на которых в дальнейшем предполагается развивать крупные прикладные системы в области технологического документооборота. Система создана очень быстро: ее разработка началась в апреле текущего года практически с нуля, а в октябре приступили к ее развертыванию на сети, прежде всего на трех пилотных дорогах. Система характеризуется высоким качеством проектирования и высоким технологическим стандартом разработки. Это позволяет расширить сферу ее использования за пределы железнодорожной отрасли и предложить ее к применению на всей территории страны в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Предпринимались усилия, направленные на восполнение дефицита в информационных технологиях, который испытывают хозяйства инфраструктуры и предприятия по ремонту подвижного состава. Разработан комплекс продуктов под названием «АСУ инфраструктуры». По сути они представляют собой комплексную систему, позволяющую обеспечить планирование, контроль исполнения и анализ эффективности деятельности всего хозяйства инфраструктуры, которое в соответствии с решениями по реформированию обособляется в вертикально интегрированную отдельную бизнес-единицу. При работе над этим проектом предложены решения, предоставляющие технологам хозяйств путевого, электроснабжения, автоматики и телемеханики постепенно переходить к обслуживанию технических средств по фактическому состоянию.

В области финансового управления холдингом разработана и внедрена система, которая в соответствии с требованиями нормативных документов обеспечивает раздельный учет затрат и доходов компании по видам деятельности и тарифным составляющим. Российские железные дороги стали первой компанией такого масштаба в стране, имеющей практически в оперативном режиме, т.е. ежемесячно и ежеквартально, полную, детализированную отчетность на управленческом уровне о доходах и расходах, что позволяет обоснованно планировать бизнес компании и дальнейшие мероприятия по реформированию.

Говоря о реформировании, А.В. Илларионов отметил необходимость внедрения инструментов бизнес-управления, направленных на контроль эффективности, управление себестоимостью продукции, учет затрат, управление персоналом, управление производственными процессами. Без этого структуры ИТ порой не могут убедительно обосновать перед бизнес-структурами полезность и эффективность применяемых решений. И в этой связи принципиально важными направлениями работы хозяйства информатизации в предстоящем году становятся повышение его эффективности и построение дочернего предприятия на базе Главного вычислительного центра, которое должно стать самой эффективной и самой крупной ИТ-компанией в стране.

Фактически речь идет о выходе ГВЦ ОАО «РЖД» на открытый рынок ИТ-услуг. Необходимость подобной реформы, по мнению начальника департамента, обусловливается тремя основными факторами. Во-первых, управление информационными технологиями и управление основным бизнесом Российских железных дорог существенно различаются и по принципам и подходам к развитию и стратегии, и по процессам производства. Учесть специфику ИТ-процесса и сделать его понятным с точки зрения затрат и качества предоставляемых бизнес-заказчику услуг можно, только создав сервисное подразделение. Это подтверждается мировой практикой.

Во-вторых, ОАО «РЖД» активно преобразуется в холдинг. Формируются дочерние компании разного размера с разными бизнес-задачами. Для сохранения единого бизнес-пространства, обеспечивающего единство управления холдингом, необходимо, чтобы все предприятия холдинга использовали типовые информационные услуги с высоким стандартом качества и с теми требованиями, которые формируются для холдинга в целом. И это реализовать можно только путем построения специализированной бизнес-единицы по информатизации.

Третий фактор связан с мотивацией, удержанием и развитием персонала, сохранением компетенции внутри ОАО «РЖД», специфичной для информатизации. В условиях профессионального кадрового дефицита Российские железные дороги, не являясь специфичным работодателем в области информатизации и не имея возможности построить нормальные специализированные схемы мотивации ИТ-персонала, испытывают очень существенную текучесть кадров. Поэтому персонал должен приходить на работу в ИТ-компанию, поскольку ИТ-бизнес - это бизнес специальный, он требует особого подхода к обучению и мотивации людей.

Вывод ГВЦ в конкурентную среду будет способствовать повышению эффективности компании. Естественно, что при этом ставится цель поддержания его высокой конкурентоспособности, в том числе на открытом рынке ИТ-услуг. Железнодорожное хозяйство информатизации имеет много технических, организационных, территориальных и иных преимуществ, которые можно вполне эффективно использовать для того, чтобы занимать рыночные ниши не только и не столько на железнодорожном транспорте, и эти преимущества надо реализовывать на рынке.

Об инициативах, предпринимаемых для совершенствования подходов к управлению хозяйством информатизации как бизнес-единицы, рассказал директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» В.Ф. Вишняков. Его статью на эту тему редакция планирует опубликовать в одном из последующих номеров.

В этом году исполнилось 50 лет информатизации на отечественном железнодорожном транспорте. Ее история отсчитывается с момента организации первой лаборатории вычислительной техники во ВНИИЖТе МПС, приказ о создании которой был подписан 9 июля 1958 г. По инициативе ГВЦ ОАО «РЖД» юбилейные торжества были приурочены к конференции «Инфотранс». Состоялось чествование ветеранов. Доклад об истории развития информационных технологий сделал Э.С. Поддавашкин, в свое время в должностях заместителя министра путей сообщения и начальника ГВЦ внесший большой вклад в информатизацию отрасли. В своем выступлении он, в частности, напомнил о большом интеллектуальном потенциале ветеранов железнодорожного транспорта и предложил их помощь в обсуждении путей и способов реформирования хозяйства информатизации.

Как всегда, в рамках конференции была организована выставка, на которой около 20 компаний, сотрудничающих с Российскими железными дорогами и претендующих на такое сотрудничество, продемонстрировали свои технические возможности, предлагаемые решения и оборудование. Одним из центральных экспонатов стенда ОАО «РЖД» стал внедренный в компании банк данных показателей железных дорог, разработанный компанией SAS и построенный на основе корпоративного информационного хранилища.

Банк данных представляет собой систему, предназначенную для интеграции информации из различных информационных систем, формирования статистической оперативной отчетности и проведения анализа управленческим аппаратом и принятия различных управленческих решений, проведения качественного многопланового анализа.

Первый этап в использовании системы - формирование ежемесячного оперативного отчета о результатах деятельности железных дорог, который предоставляется топ-менеджерам компании. Пользователь имеет очень гибкий интерфейс для формирования различных справок с возможностью изменения иерархии - к примеру, погрузку можно «разложить» по грузам, по тарифным классам, можно менять местами строки, колонки. Анализ проводится в разрезе сети, дорог, периодов, есть возможность формирования собственных динамических отчетов.

Была показана также система дистанционного обучения, которая реализуется в учебном центре ГВЦ. Первые разработки в области дистанционного образования здесь начались в 2001 г., активное внедрение в жизнь идет с 2003 г. Если раньше обучались в основном работники хозяйства информатизации, то с этого года без отрыва от производства квалификацию повышают работники других служб. Так, в сентябре успешно прошло обучение начальников станций. В следующем году планируется провести через систему дистанционного обучения около 70 тыс. пользователей.

Конференция «Инфотранс» превратилась в высокопрофессиональную площадку, на которой руководители хозяйства информатизации могут поставить задачи перед работниками отрасли и перед партнерами, а также рассказать о перспективных направлениях развития. Она призвана создать квалифицированную партнерскую среду, ориентированную на долгосрочное сотрудничество. И эта цель конференции достигается. На протяжении года, итог которого условно подводится на ней, большая часть тем, разрабатываемых в отрасли, - это, по сути, ключевые темы, обсуждавшиеся в прошлом году. И есть уверенность в том, что на конференции «Инфотранс-2009» будут обсуждаться результаты реализации решений и рекомендаций конференции нынешней и закладываться основы дальнейшего развития.

Б.С. Ицкович, спец. корр. журнала
Фото В.И. Сычева