На основе информационных технологий

 


Вернуться к содержанию рубрики

 
Основополагающий документ деятельности отрасли - Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года - предусматривает разработку и внедрение инновационных технологий управления. При этом важнейшим механизмом совершенствования системы управления, повышения ее эффективности становятся информационные технологии. За последние годы железнодорожная отрасль стала одной из лидирующих в стране в разработке и практическом использовании инфокоммуникационных технологий во всех сферах деятельности. Успешно функционируют автоматизированные системы в области организации перевозочного процесса, управления многими хозяйствами, комплексные корпоративные АСУ. Создана единая дорожно-сетевая база данных, ставшая хранилищем эталонной оперативной информации и единым источником информации для систем всех уровней - линейного, дорожного и сетевого. Подробнее…
 


ОАО «НИИАС» - железнодорожному транспорту
Ададуров С.Е.

Открытое акционерное общество ОАО «НИИАС» - дочернее предприятие ОАО «РЖД» - является неотъемлемой частью отраслевой науки и Российских железных дорог. Вся его деятельность направлена на повышение эффективности и безопасности функционирования железнодорожного транспорта. ОАО «НИИАС» - единственный в стране и головной в отрасли научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте. Ученые и специалисты института строят свою научно-техническую деятельность в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя научно-технической продукции - ОАО «РЖД». К числу основных направлений деятельности института относится, в частности, создание современных технологий управления с использованием ситуационных моделей, мониторинговых прогнозных систем перевозочного процесса, логистики, формирования и использования динамических эксплуатационных резервов пропускной и провозной способности железнодорожных линий, применением интеллектуальных автоматизированных систем управления. Создаются интеллектуальный подвижной состав и инфраструктура на основе самодиагностируемых объектов инфраструктуры и подвижного состава. Эти объекты передают оперативную информацию о техническом состоянии, остаточном ресурсе, целесообразности изменения режима работы или необходимости вывода из эксплуатации. При этом сокращаются удельное энергопотребление и затраты на эксплуатацию. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Центральная станция связи: мобилизация резервов
Маневич П.Ю.

Хозяйство связи Российских железных дорог, как и вся компания, переживает период реформирования. На сегодняшний день создана вертикально интегрированная структура управления сложным комплексом железнодорожной связи, его техническим обслуживанием и развитием. Этой структурой стала Центральная станция связи - филиал ОАО «РЖД». О современном состоянии ЦСС, проблемах и перспективах рассказывает ее генеральный директор П.Ю. Маневич. Полностью интервью доступно в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Информационное взаимодействие железнодорожных администраций
Митюхин В.Б.

Одним из первых важнейших документов, принятых Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, стали «Основные принципы сохранения и развития общего информационного пространства железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии для организации управления перевозочным процессом и обслуживания пассажиров». Этот документ дал хороший импульс организации постоянной работы в области информатизации железнодорожного транспорта в тесном взаимодействии всех железнодорожных администраций СНГ. Советом по железнодорожному транспорту была принята Программа развития межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии («Инфосеть-21»). Для ее воплощения предстояло в первую очередь решить проблемы развития межгосударственной коммуникационной среды на современной технической базе и создания информационной системы, обеспечивающей взаимодействие железнодорожных администраций по эксплуатации парка вагонов совместного использования и реализации технологий межгосударственных перевозок. С целью выработки согласованных предложений по реализации поставленных задач по указанным направлениям Комиссия специалистов по железнодорожному транспорту организовала рабочие группы представителей железнодорожных администраций. В дальнейшем организационную структуру дополнили важнейшим элементом - Информационно-вычислительным центром железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА), призванным на основе созданных информационных систем реально обеспечить информационное обслуживание железнодорожных администраций, связанное с работой парка совместного использования и межгосударственными перевозками. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Интеллектуальные транспортные системы управления
Воронин В.С.

Сегодня наиболее актуальным направлением работы в деятельности научно-исследовательских институтов ОАО «НИИАС», ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «ВНИКТИ» стало создание интеллектуальных разработок, направленных на развитие перспективной железнодорожной транспортной сети и подвижного состава нового поколения. Только гибкая высокотехнологичная и современная транспортная сеть, обладающая возможностями принятия быстрых решений по стыковке транспортных средств, обеспечивающих продвижение пассажиров и грузов, является самым перспективным и правильным решением с точки зрения получения значительного социально-экономического эффекта. Об этом свидетельствует мировой опыт последних лет. Большое внимание во всех транспортных проектах уделяется системам управления движением. Это, безусловно, относится и к построению транспортно-логистических систем на основе развития телекоммуникационных и информационно-вычислительных сетей. Наряду с внедрением новейших технологий перевозок пассажиров по железной дороге со скоростями, превышающими 250 км/ч, должна быть решена первоочередная задача разработки и реализации абсолютно новых систем управления движением высокоскоростных поездов, увязанная с действующими на Российских железных дорогах системами автоматизированного управления и существующими информационными сетями. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инновации в управлении содержанием инфраструктуры
Розенберг И.Н., Сазонов Н.В., Горелик А.Л.

Главная цель системы содержания эксплуатационной инфраструктуры ОАО «РЖД» заключается в обеспечении ее работоспособного и безопасного для движения поездов состояния при оптимальных затратах. Применение информационных технологий и инноваций для оптимизации управления содержанием инфраструктуры является объективным этапом создания комплексного автоматизированного производства на основе информационно-управляющей системы, интегрированной с производственной базой по диагностике, эксплуатации и ремонту. При этом сокращение затрат достигается благодаря оптимизации планирования работ по содержанию и ремонту объектов инфраструктуры, рациональному расходованию МТР, а также снижению потерь от брака в работе и задержек поездов. Отраслевые АСУ. При этом был приобретен большой опыт управления масштабными и сложными проектами. В результате созданы и внедрены на сети железных дорог автоматизированные системы отраслевого значения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Централизованное распределение вагонов в оперативном режиме
Гершвальд А.С.

Идея централизованного распределения вагонов зародилась в период плановой экономики и реализовалась в виде планов передачи вагонов по междорожным и межотделенческим стыкам. Оперативность такого распределения была невысокой, поскольку определялась суточной дискретностью актов распределения. В качестве информационной поддержки процесса выступали дорожные и сетевой планы формирования поездов. Дальнейшее развитие идея распределения получила в виде автоматизированного решения задач регулирования вагонных парков и составления суточных планов работы каждой железной дороги и сети дорог в целом. Первоначально информацию о потребности в погрузочных ресурсах и их наличии собирали по телефону с дорог и отделений. Она имела низкую достоверность, что обусловливало недостаточно высокую эффективность решения задач. С вводом в действие системы ДИСПАРК достоверность информации о дислокации повысилась, но оставался неиспользованным резерв эффективности, определяемый качеством информации о спросе на вагоны. Причиной служило отсутствие прямой оперативной связи между задачами, решаемыми в ЦФТО и в хозяйстве перевозок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ориентироваться на гибкие, многовариантные технологии
Козлов П.А.

Железнодорожный транспорт во многом продолжает работать по технологиям, соответствующим принципам плановой экономики. В дорыночный период отрасль развивалась в основном как весьма независимая система. Этому способствовало веское обстоятельство - она была предельно перегружена и поэтому - «узким местом». На том этапе транспорт отрабатывал эффективные для себя способы функционирования. Достижению минимума собственных затрат на перевозки служили и основные формы организации - организация вагонопотоков и график движения поездов. Теоретические исследования посвящались главным образом повышению пропускной способности участков и перерабатывающей способности станций. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Железнодорожная телемедицина
Атьков О.Ю., Столяр В.Л.

В системе здравоохранения ОАО «РЖД» создана и эффективно работает современная сеть стационарных и мобильных телемедицинских центров, поддерживающих международные стандарты видеоконференц-связи. Это позволяет взаимодействовать со всеми российскими и зарубежными клиниками, использующими в своей деятельности телемедицинские технологии. Важно, что телемедицинская сеть в медицинских учреждениях ОАО «РЖД» является частью единого информационного пространства, создаваемого для повышения эффективности лечебного процесса и обеспечения управленческих решений. Сегодня телемедицинские технологии в компании используются для проведения дистанционных плановых и экстренных видеоконсультаций (телеконсилиумов) с центральными больницами ОАО «РЖД» и ведущими российскими и зарубежными медицинскими центрами. С их помощью ведется интерактивное телеобучение врачей (в том числе последипломные циклы повышения квалификации врачей). При освоении новых медицинских технологий и оборудования в рамках мастер-классов используются интерактивные трансляции диагностических процедур и операций из ведущих российских и зарубежных медицинских центров. Такие же интерактивные трансляции ведутся в обратном направлении - из лечебных учреждений в ведущие российские и зарубежные медицинские центры с получением рекомендаций по ходу манипуляций врача (теленаставничество). Важное направление телемедицинских технологий - организация экстренных видеоконсультаций больных с мест аварий и техногенных катастроф с использованием мобильных телемедицинских комплексов. Новые медицинские технологии позволяют также проводить интерактивные совещания и научно-практические конференции, вести дистанционный видеомониторинг пациентов в рамках задач домашнего стационара (домашняя телемедицина). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Информационное пространство транспортного вуза
Колесников В.И., Сухорукова Н.Н.

В формировании единого информационного пространства учебных заведений железнодорожного транспорта участвуют 10 высших и учебных заведений с филиалами и представительствами, 56 средних специальных учебных заведений, службы управления персоналом железных дорог и департаменты кадров и учебных заведений ОАО «РЖД» и Федерального агентства железнодорожного транспорта. РГУПС - крупный университетский комплекс Юга России. Здесь готовят специалистов по 33 специальностям высшего профессионального образования. В его составе 10 факультетов, два института, лицей, четыре филиала, еще семь филиалов - средних специальных учебных заведений, медицинское училище. Только по специальностям высшего профессионального образования в текущем учебном году насчитывается более 13000 студентов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инфокоммуникационные технологии в современном банке
Интервью с С.Г. Русановым, вице-президентом - директором Департамента информационных технологий ОАО «ТрансКредитБанк»

Современный многофилиальный банк - это высокотехнологичный институт, для которого инфокоммуникационные технологии являются определяющим элементом бизнес-процессов и одной из главных производительных сил. Без них невозможно построить эффективное внутреннее управление, организовать продажи банковских продуктов, качественное обслуживание клиентов, реализовать многие другие бизнес-задачи. С конца 90-х годов прошлого века в России благодаря экономическому росту складывается благодатная почва для вывода на новый качественный уровень различных производств, в том числе в условиях их укрупнения и регионального развития. При этом, как показывает практика, такие качественные изменения невозможны без применения современных методов управления и ведения бизнеса, базирующихся на инфокоммуникационных технологиях. Полностью интервью доступно в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Учет электроэнергии на тяговых подстанциях
Чирков В.К.

Электрическая энергия является базовым энергоносителем для железнодорожного транспорта. Закупки электроэнергии железными дорогами составляют 5-6% всей вырабатываемой ежегодно электроэнергии в стране. Основным получателем электроэнергии при этом являются железнодорожные потребители: тяговые (81,7%) и нетяговые (18,3%). Российским железным дорогам, чтобы стать полноправным субъектом энергетического рынка, необходимо иметь автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Выполнение этого требования является одной из приоритетных задач, продекларированной в Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Цифровые системы технологической радиосвязи
Вериго А.М.

Развитие сетей технологической радиосвязи, в первую очередь цифровых, направлено на решение прикладных задач совершенствования технологии работы железнодорожного транспорта. Предусматривается применение практически всех возможностей и средств радиосвязи в выделенных в настоящее время ОАО «РЖД» частотных диапазонах, а также в диапазонах сетей общего пользования, сотовых операторов связи. При этом с учетом обеспечения электромагнитной совместимости должны быть соответствующим образом определены и достаточно жестко «закреплены» за каждой технологией возможные для использования частотные ресурсы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Технологическая радиосвязь на базе стандарта GSM
Лещёв А.В.

На базе Смоленского регионального центра связи Центральная станция связи ОАО «РЖД» проводит эксплуатационные испытания системы технологической радиосвязи ОАО «РЖД» с использованием подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM (РОРС GSM). В их рамках Московская дирекция связи проработала мероприятия, направленные на обеспечение полного набора услуг связи и выполнение специфических требований железнодорожного транспорта. В качестве опытного полигона для проведения испытаний выбран малодеятельный участок Валутино - Сошно. Этот участок общей протяженностью 101 км оснащен устройствами полуавтоматической блокировки, введенными в эксплуатацию в 1977 г., оборудован воздушной линией связи, введенной в эксплуатацию в 1972 г. Стрелки и сигналы расположенных на участке станций Ерыши и Сошно включены в устройства электрической централизации. Имеется 14 неохраняемых переездов с выводом контроля технического состояния на станции. В качестве абонентов РОРС GSM задействовано два дежурных по станциям Сошно и Ерыши, семь подвижных единиц, 14 работников различных хозяйств. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Процессный подход к управлению дирекцией связи
Пронин Д.В.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение стратегических целей ОАО «РЖД», является корпоративная система управления качеством - основа совершенствования всех бизнес-процессов и технологических процессов компании. Построение такой системы основано на системном подходе и методологии управления качеством как интегрирующей платформы реформирования всех функциональных направлений деятельности компании. Структурным реформированием ОАО «РЖД» и созданием функционального филиала, удовлетворяющего потребности ОАО «РЖД» в телекоммуникационном обеспечении единых технологических процессов, - Центральной станции связи (ЦСС) - процесс организации не заканчивается, так как новые воздействия приводят к возникновению новых связей и отношений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Организация связи на малодеятельных линиях
Ищенко В.А., Черников А.А., Дуренков А.В.

В настоящее время технологическая связь на малодеятельных направлениях в основном организована с использованием воздушных линий связи. Специалисты Свердловской железной дороги и ОАО «НИИАС» в рамках договора о научно-исследовательских и конструкторских разработках на участке Верхнекондинская - Агириш провели работу по совершенствованию сетей связи. Она предусматривает отказ от использования воздушных линий связи и перевод оперативно-технологической связи участков с неразвитой инфраструктурой связи на каналы фиксированной спутниковой связи. Для организации поездной радиосвязи (ПРС) используются средства подвижной спутниковой связи. Для обеспечения поездной радиосвязи на участке Верхнекондинская - Агириш протяженностью 72 км, на котором существовали проблемы с организацией ПРС гектометрового диапазона, удалось адаптировать аппаратуру спутниковой связи «ИНМАРСАТ» общего пользования к условиям эксплуатации железнодорожного транспорта. Отработаны технологии организации спутниковой поездной и межстанционной связи. Для адаптации аппаратуры спутниковой связи общего пользования к условиям эксплуатации железнодорожного транспорта разработаны специализированный локомотивный пульт управления и шкаф радиооборудования для размещения и подключения к сети питания станции спутниковой связи на локомотиве ТЭМ2. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Аудит защищенности информационной инфраструктуры
Малый А.М.

В последнее время информационная безопасность играет все более важную роль в обеспечении экономических интересов железнодорожного транспорта России. На сегодняшний день в ОАО «РЖД» создана развитая информационная инфраструктура и накоплены значительные информационные ресурсы. Не секрет, что сейчас все большее число руководителей компаний связывают успех экономической деятельности компании с эффективностью корпоративной системы защиты информации. Это обусловлено увеличением объема жизненно важных для компании данных, обрабатываемых в корпоративных информационных системах. Этим же объясняются и дополнительные капиталовложения в информационные системы компании. Именно поэтому резко возрастает актуальность аудита информационной безопасности. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования