Информатизация и связь

На основе информационных технологий


Основополагающий документ деятельности отрасли - Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года - предусматривает разработку и внедрение инновационных технологий управления. При этом важнейшим механизмом совершенствования системы управления, повышения ее эффективности становятся информационные технологии.

За последние годы железнодорожная отрасль стала одной из лидирующих в стране в разработке и практическом использовании инфокоммуникационных технологий во всех сферах деятельности. Успешно функционируют автоматизированные системы в области организации перевозочного процесса, управления многими хозяйствами, комплексные корпоративные АСУ. Создана единая дорожно-сетевая база данных, ставшая хранилищем эталонной оперативной информации и единым источником информации для систем всех уровней - линейного, дорожного и сетевого.

Развитие отрасли, интеграция транспортных систем, реформа железных дорог обусловливают необходимость реформирования и самого хозяйства информатизации. Идет построение более гибкой и эффективной структуры, способной быстрее и лучше реагировать на требования, предъявляемые временем и бизнесом, деятельностью ОАО «Российские железные дороги» как компании холдингового типа.

Важной вехой и показателем перемен стало изменение название Департамента корпоративной информатизации на Департамент информатизации и корпоративных процессов управления. Причем это было не простое переименование, а существенное усиление функций и полномочий, направленное на повышение эффективности управления прежде всего внутри компании. Поэтому основным приоритетом информатизации в ОАО РЖД во все большей степени становятся проекты развития системы управления, причем эти проекты не всегда связаны с автоматизацией, т.е. с традиционным применением систем информатизации. Прежде всего речь идет о создании сбалансированной системы управления, организационно-функциональная модель которой, как уже отмечалось, соответствует требованиям новой экономики, новым условиям, в которых работают железные дороги, необходимости быстро реагировать на изменение рыночных условий и оптимального распределения внутренних ресурсов.

Логическим продолжением этой задачи стала необходимость совершенствования системы корпоративного взаимодействия с дочерними и зависимыми обществами. Информационные технологии являются инструментом, обеспечивающим прозрачность деятельности дочерних компаний, их управляемость с точки зрения холдинговых структур. Поэтому на первый план выдвигается задача унификации подходов и технологий, применяемых в управлении, прежде всего информационных технологий.

Завершено создание вертикально интегрированной структуры Главного вычислительного центра. Сейчас все ресурсы, ранее принадлежавшие железным дорогам в виде их вычислительных центров, консолидированы в виде структурных подразделений ГВЦ ОАО «РЖД». Они превратились в единообразно управляемые структурные подразделения с выделенным бюджетом, в которых внедряются единые унифицированные принципы управления, как экономические, так и технологические, единообразные подходы к развитию управления персоналом, единая система мотивации персонала и оценки результатов деятельности.

Информационный комплекс железнодорожного транспорта базируется на мощной инфраструктуре - уникальной разветвленной сети связи. Система управления хозяйством связи также находится в стадии реформирования. Выстроена новая система управления, созданы дирекции и региональные центры связи, образующие вертикаль во главе с Центральной станцией связи - филиалом ОАО «РЖД».

Информационно-телекоммуникационные технологии и услуги сейчас приобретают все большее значение для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности. Они являются одним из ключевых факторов развития всех областей социально-экономической сферы. Поэтому сегодня приоритетной задачей становится формирование единого информационного поля и единых правил работы транспортных организаций на рынке. Это многоуровневая задача, требующая преодоления межведомственных барьеров, оптимизации форм перевозочных документов. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура железнодорожного транспорта имеет все возможности и перспективы стать основой единой технологической среды взаимодействия всего транспортного комплекса страны.

В этом номере редакция предлагает вниманию читателей очередную подборку статей, посвященных развитию и внедрению систем информатизации и связи в ОАО «РЖД». И в последующих номерах мы будем продолжать освещение этой актуальной, многоплановой тематики.