Информатизация и связь

Важная составляющая инновационного развития. Корпоративная система научно-технической информации


Г.А. Корендясева, главный специалист Департамента технической политики ОАО «РЖД»

В условиях перехода на инновационный путь развития значительно возрастает роль научно-технической информации (НТИ) в обеспечении продуктивной работы инженеров путей сообщения на всех уровнях, в формировании и проведении единой технической политики в холдинге ОАО «РЖД». Сегодня научно-техническая информация - один из ключевых ресурсов, способствующих развитию научно-технического прогресса, повышению эффективности и качества производства, внедрению новой техники и технологий. Эффективная деятельность компании, особенно в период реформирования, невозможна без развития этих важных направлений. Все должно работать на достижение максимально качественного конечного результата.

Развитие производства и технико-экономические показатели компании напрямую зависят от грамотности и творческого потенциала персонала, от того, насколько успешно используется научно-техническая информация при разработке новых решений, в инновациях, передовых методах работы, научных и производственных разработках. Установлено, что если руководители интересуются достижениями компании, железной дороги, структурных подразделений, постоянно повышают свой профессиональный уровень и требуют того же от всего коллектива, то успешная работа подразделения обеспечена.

По заданию Департамента технической политики ВНИИЖТ разрабатывает положение и методику мотивации труда работников ОАО «РЖД» за обобщение, распространение научно-технической информации и внедрение новшеств. Этот документ будет способствовать развитию творческой активности работников, а также технических информаторов и экспертов, для которых в настоящее время эта деятельность является дополнительной к основной работе и ничем не стимулируется. Подразделения системы НТИ сохраняют трехуровневую организационную структуру - Департамент технической политики, ЦНТИ, ДЦНТИ и КТИ. В подразделениях филиалов ОАО «РЖД» эту работу выполняют штатные работники (технические информаторы и эксперты), совмещая ее с основными обязанностями.

В настоящее время корпоративная система НТИ ОАО «РЖД» включает в себя 15 дорожных центров научно-технической информации (ДЦНТИ) и 65 кабинетов технической информации (КТИ) на 67 отделениях железных дорог. Ежегодно Департамент технической политики разрабатывает и утверждает у старшего вице-президента компании В.А. Гапановича «План развития корпоративной системы научно-технической информации ОАО «РЖД», который определяет конкретные задачи и основные направления развития. Вместе с тем во вновь созданных дирекциях работа по НТИ пока организована слабо, не во все региональные дирекции направлены соответствующие распоряжения, обязывающие заниматься этими вопросами.

С августа 2008 г. началась работа по организации научно-технической информации в региональных подразделениях Центральной дирекции по ремонту пути. Только в Федеральной пассажирской дирекции технические информаторы и эксперты назначены приказами региональных дирекций. Практически не ведется работа по НТИ в Дирекции железнодорожных вокзалов и в региональных подразделениях Центральной станции связи после их выхода из состава железных дорог. Типовой устав дочерних обществ не предусматривает их взаимодействие по обмену научно-технической информацией с ОАО «РЖД». Необходимы распорядительные документы об обязанности ДЗО участвовать в создании единого информационного ресурса ОАО «РЖД», регулярно представлять информацию для пополнения банков данных по научно-технической информации.

На основе статистической отчетности, поступающей в ЦНТИ по полугодиям и итогам года, Департамент технической политики анализирует работу по НТИ в филиалах ОАО «РЖД». Делаются соответствующие выводы и намечается комплекс мероприятий по устранению недостатков. Проведенная в 2008 г. в структурных подразделениях филиалов работа по НТИ способствовала выполнению плановых технико-экономических показателей железных дорог и дирекций. В целях информационного обеспечения стратегической программы развития ОАО «РЖД» ЦНТИ и ДЦНТИ осуществляют справочно-информационное обслуживание руководителей и специалистов центрального аппарата, филиалов и структурных подразделений. Комплекс информационных услуг включает в себя избирательное распространение информации, дифференцированное информационное обеспечение руководства, еженедельный мониторинг научно-технической литературы, аналитические обзоры.

Формирование единого информационного ресурса компании состоит в организации сбора, анализа, обработки, накопления и хранения научно-технической отечественной и зарубежной информации с последующим ее распространением. Все это осуществляется по различным направлениям деятельности посредством создания и развития автоматизированных банков данных НТИ. В 2008 г. в сети технических библиотек ОАО «РЖД» внедрена технология аналитической росписи отечественных журналов. Это дает возможность пользователям существенно расширить поиск информации, а библиотечным работникам - заимствовать библиографические записи.

Одним из важнейших направлений, осуществляемых на железных дорогах ДЦНТИ, является широкая пропаганда новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий, внедряемых в структурных подразделениях. Расширение сферы задач и увеличение объема работ, выполняемых работниками ДЦНТИ, соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам ведущих служб железной дороги. Эта работа носит оперативный и творческий инженерный характер, необходима для принятия эффективных производственных решений, определения перспектив развития подразделений, внедрения достижений науки и техники.

Внедрение передовых научно-технических разработок, передового производственного опыта - одна из главных задач инженерного корпуса железных дорог. Важная роль в ее успешном решении принадлежит выявлению, обобщению и распространению информации о разработанных в отрасли и внедренных в структурных подразделениях инновационных технологиях, передовом производственном опыте. Для этого подразделениями НТИ составляются информационные карты и издаются информационные листки. Пропаганда научно-технических достижений российских железных дорог, проводимая ДЦНТИ, является важным фактором формирования корпоративной идеологии, морально-этических корпоративных ценностей, направленных на повышение престижности железнодорожных профессий, формирования личности будущих специалистов компании. Эта работа способствует формированию у молодежи гордости за достижения отечественной транспортной науки и техники, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему российских железных дорог и ответственности за их будущее.

Активизация деятельности подразделений НТИ способствует развитию рационализации - катализатору ускорения научно-технического прогресса. С поиском новых технико-технологических решений в деятельности ОАО «РЖД» она становится одним из ведущих факторов повышения производительности и улучшения условий труда. В информационных источниках рационализаторы находят нестандартные конструкторско-технологические подходы и предложения по решению производственно-технических задач, проявляя при этом высочайшее профессиональное мастерство. Структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД» в 2008 г. внедрено 15398 экономических, организационных и технологических новшеств (в 2007 г. - 12306), заимствованных из информационных источников, с экономическим эффектом 317,8 млн. руб. (2007 г. - 230,5 млн. руб.). Наибольшее количество новшеств, заимствованных из информационных источников, во втором полугодии 2008 г. внедрено в хозяйствах пути (295) и локомотивном (213) с экономическим эффектом 44,2 млн. руб. и 33,7 млн. руб. соответственно. Наименьший экономический эффект от внедрения получен в хозяйствах автоматики и телемеханики, перевозок (2,4 млн. и 4,4 млн. руб. соответственно). Улучшить качественные показатели эффективности внедрения можно благодаря более тщательному отбору действительно передовых новшеств, а это зависит от квалификации и добросовестной работы экспертов и экспертных советов в структурных подразделениях, службах и дирекциях. В 2008 г. специалистами ЦНТИ проведен предметный анализ предоставляемых материалов, выявлены типичные недостатки в их оформлении, как по форме представления, так и по содержанию, разработаны и разосланы дополнительные рекомендации по составлению информационных карт. Такая работа будет проводиться и в дальнейшем.

Важным качественным показателем внедрения новшеств, заимствованных из информационных источников, является коэффициент заимствования, который определяется как отношение количества заимствованных у железной дороги новшеств к общему количеству заимствованных всеми железными дорогами и дирекциями. По отчетным данным, наиболее популярны и востребованы материалы Западно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорог. Это говорит как о высоком уровне творческой активности тружеников этих магистралей, так и о качестве предоставленных материалов. Как пример творческой деятельности и новаторства работников Юго-Восточной железной дороги можно привести предложение В.В. Григорьева из локомотивного депо Белгород об изготовлении моторно-осевых подшипников тепловозов ЧМЭ3 с восстановлением наружной поверхности стального корпуса (информационный листок № 1088 (Т-23)-45856, 2008 г.). Данное техническое решение является не только ресурсосберегающим, но и позволяет решить вопрос импортозамещения, исключая необходимость приобретения новых моторно-осевых подшипников за рубежом. Предложение может с одинаковым успехом использоваться как на тепловозоремонтных заводах, так и в условиях депо. Только за год его внедрение в локомотивном депо Мичуринск дало экономический эффект 221,7 тыс. руб.

Активное распространение и внедрение в производство научно-технических достижений и передового производственного опыта, основанных на единой технической политике компании, является важнейшим инструментом преодоления негативных последствий кризиса и достижения долгосрочных целей. Для повышения эффективности использования информационных материалов и внедрения необходимых производству новшеств и передового производственного опыта распоряжением ОАО «РЖД» № 1375р от 30 июня 2008 г. утвержден «Порядок представления, рассмотрения, планирования внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников». К сожалению, на железных дорогах и в дирекциях отсутствуют планы на 2009 г. по внедрению новшеств, заимствованных из информационных источников, с указанием сметной стоимости и выделением средств, как это предусмотрено указанным распоряжением. Но в современных условиях нельзя обойтись без широкого обмена опытом работы, без заимствования уже апробированных разработок поиска новых технических идей. Эта работа невозможна без участия дорожных конструкторско-технологических бюро (ДКТБ). Очень значимо получение от них всевозможных консультаций. Однако в настоящее время между подразделениями ЦНТИ, ДЦНТИ, КТИ, ДКТБ, ПКБ нет должного информационного взаимодействия. В результате информация о значительном количестве выполненных и, как правило, внедренных работ остается неизвестной большому числу подразделений компании. Результаты информационной деятельности на железных дорогах зависят не только от работы ДЦНТИ, а, в первую очередь, от отношения руководителей железных дорог к их работе. Так, в целях активизации работы по НТИ и повышения эффективности работы служб начальник Восточно-Сибирской железной дороги в 2008 г. подписал руководящий документ, имеющий большое значение для всей корпоративной системы НТИ ОАО «РЖД». Это распоряжение «Об активном использовании фондов Дорожного центра научно-технической информации ВСЖД и технических библиотек, повышении информационных показателей и уровня знаний руководителей и специалистов дороги».

С выходом этого распоряжения существенно активизировалась работа по научно-технической информации на Восточно-Сибирской железной дороге. По итогам 2008 г. абонентами справочно-информационного обслуживания являются 517 руководителей и специалистов железной дороги, которые получили 20680 сигнальных оповещений. Все проводимые на дороге мероприятия сопровождаются выставками НТИ и книжных новинок. ДЦНТИ и КТИ ежеквартально проводят «Дни информации» для каждой службы, дирекции, подразделения железной дороги и филиала ОАО «РЖД» в соответствии с утвержденным графиком. По результатам проведения «Дня информации» предоставляется отчет главному инженеру дороги и главным инженерам отделений. В Тайшетском КТИ созданы кабинеты инструктажа вновь назначаемых на должность руководителей и молодых специалистов. Подобные кабинеты и уголки созданы также в КТИ на станциях Иркутск-Сортировочный, Вихоревка, Улан-Удэ, Северобайкальск. В управлении дороги таким местом является выставочный зал ДЦНТИ, размещенный в новом здании ЦУП. Молодые руководители и специалисты могут получить здесь любую информацию по передовому опыту, документ или книгу для самоподготовки.

Важным шагом в формировании единого информационного пространства стало ежегодное проведение Департаментом технической политики сетевых школ по НТИ (26-28 сентября 2007 г. в Воронеже и 20-22 августа 2008 г. в Красноярске). На сетевой школе на Красноярской железной дороге, проходившей под председательством первого заместителя начальника Департамента технической политики Ю.В. Митрохина, было положено начало новой традиции в компании - созданию «Золотой книги» по научно-технической информации как символа знаний, опыта, новаторской мысли. В нее будут заноситься материалы школ и принятые на них решения. Задача - сконцентрировать в ней все лучшее, что накоплено за годы функционирования системы НТИ на железнодорожном транспорте, развивать и преумножать полученный опыт. Известно, что реализация принятых на школах передового опыта решений стимулирует наращивание научно-технического потенциала компании и его эффективное использование. Участие в работе сетевой школы представителей ВНИИЖТа, НИИАСа, СГУПСа, научно-производственных подразделений железных дорог (ДКТБ) внесло новые идеи и направления в деятельность подразделений НТИ. Выработаны перспективные направления функционирования корпоративной системы научно-технической информации, определены пути взаимодействия и создания единого информационного пространства НТИ.

В последнее время растет потребность в информационных ресурсах, получении технических знаний на всех уровнях, активизировалась профессиональная и творческая деятельность железнодорожников. Обобщен и распространен на сеть железных дорог опыт работы Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги «Роль и значение НТИ и технических библиотек в организации производственной деятельности» (ИЛ № 1888(НТИ-94), 2008 г.). Во время проведения сетевой школы участники ознакомились с организацией работы ДЦНТИ Красноярской железной дороги, который занимает ведущее место среди дорог по обобщению и пропаганде научно-технических достижений и передового производственного опыта. Опыт работы ДЦНТИ изложен в информационном листке «Организация НТИ на Красноярской железной дороге» (ИЛ № 1449(ДЦНТИ 88), 2008 г.), который направлен на сеть для изучения и применения в работе.

Начали вновь функционировать технические библиотеки на Сахалинской железной дороге в г. Южно-Сахалинске, на станциях Поронайск, Тымовск и Холмск. Очень востребованы на железных дорогах отраслевые научно-технические журналы, которые являются неотъемлемой частью системы НТИ ОАО «РЖД». На их страницах подробно освещается деятельность ОАО «РЖД», пути решения актуальных научно-технических, экономических, производственных и социальных проблем отрасли, активное взаимодействие компании с регионами Российской Федерации, поставщиками железнодорожной техники; постоянно ведется пропаганда инвестиционной политики, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта работы железнодорожного транспорта, результатов научных исследований и разработок.

Последовательное, качественное и заинтересованное управление работой по внедрению новой техники и инновационных технологий, пропаганда научных достижений в сфере деятельности железнодорожного транспорта должны стать основополагающими направлениями в работе инженерного корпуса филиалов. Устойчивый корпоративный эффект и необходимый уровень эффективности научно-технической информации в ОАО «РЖД» может быть достигнут лишь совместными творческими усилиями работников подразделений системы НТИ и инженерного корпуса.