Важная составляющая инновационного развития. Корпоративная система научно-технической информации

Г.А. Корендясева, главный специалист Департамента технической политики ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию
рубрики

Версия для печати

 

В условиях перехода на инновационный путь развития значительно возрастает роль научно-технической информации (НТИ) в обеспечении продуктивной работы инженеров путей сообщения на всех уровнях, в формировании и проведении единой технической политики в холдинге ОАО «РЖД». Сегодня научно-техническая информация - один из ключевых ресурсов, способствующих развитию научно-технического прогресса, повышению эффективности и качества производства, внедрению новой техники и технологий. Эффективная деятельность компании, особенно в период реформирования, невозможна без развития этих важных направлений. Все должно работать на достижение максимально качественного конечного результата.

Выставка научно-технической информации, подготовленная
ДЦНТИ Восточно-Сибирской железной дороги к
Техническому совету по безопасности движения поездов

Развитие производства и технико-экономические показатели компании напрямую зависят от грамотности и творческого потенциала персонала, от того, насколько успешно используется научно-техническая информация при разработке новых решений, в инновациях, передовых методах работы, научных и производственных разработках. Установлено, что если руководители интересуются достижениями компании, железной дороги, структурных подразделений, постоянно повышают свой профессиональный уровень и требуют того же от всего коллектива, то успешная работа подразделения обеспечена.

По заданию Департамента технической политики ВНИИЖТ разрабатывает положение и методику мотивации труда работников ОАО «РЖД» за обобщение, распространение научно-технической информации и внедрение новшеств. Этот документ будет способствовать развитию творческой активности работников, а также технических информаторов и экспертов, для которых в настоящее время эта деятельность является дополнительной к основной работе и ничем не стимулируется. Подразделения системы НТИ сохраняют трехуровневую организационную структуру - Департамент технической политики, ЦНТИ, ДЦНТИ и КТИ. В подразделениях филиалов ОАО «РЖД» эту работу выполняют штатные работники (технические информаторы и эксперты), совмещая ее с основными обязанностями.
 

«День информации» в КТИ Нижний Тагил
Свердловской железной дороги
Сетевая школа передового опыта
по НТИ на Красноярской железной дороге.

В настоящее время корпоративная система НТИ ОАО «РЖД» включает в себя 15 дорожных центров научно-технической информации (ДЦНТИ) и 65 кабинетов технической информации (КТИ) на 67 отделениях железных дорог. Ежегодно Департамент технической политики разрабатывает и утверждает у старшего вице-президента компании В.А. Гапановича «План развития корпоративной системы научно-технической информации ОАО «РЖД», который определяет конкретные задачи и основные направления развития. Вместе с тем во вновь созданных дирекциях работа по НТИ пока организована слабо, не во все региональные дирекции направлены соответствующие распоряжения, обязывающие заниматься этими вопросами.

С августа 2008 г. началась работа по организации научно-технической информации в региональных подразделениях Центральной дирекции по ремонту пути. Только в Федеральной пассажирской дирекции технические информаторы и эксперты назначены приказами региональных дирекций. Практически не ведется работа по НТИ в Дирекции железнодорожных вокзалов и в региональных подразделениях Центральной станции связи после их выхода из состава железных дорог. Типовой устав дочерних обществ не предусматривает их взаимодействие по обмену научно-технической информацией с ОАО «РЖД». Необходимы распорядительные документы об обязанности ДЗО участвовать в создании единого информационного ресурса ОАО «РЖД», регулярно представлять информацию для пополнения банков данных по научно-технической информации.

На основе статистической отчетности, поступающей в ЦНТИ по полугодиям и итогам года, Департамент технической политики анализирует работу по НТИ в филиалах ОАО «РЖД». Делаются соответствующие выводы и намечается комплекс мероприятий по устранению недостатков. Проведенная в 2008 г. в структурных подразделениях филиалов работа по НТИ способствовала выполнению плановых технико-экономических показателей железных дорог и дирекций. В целях информационного обеспечения стратегической программы развития ОАО «РЖД» ЦНТИ и ДЦНТИ осуществляют справочно-информационное обслуживание руководителей и специалистов центрального аппарата, филиалов и структурных подразделений. Комплекс информационных услуг включает в себя избирательное распространение информации, дифференцированное информационное обеспечение руководства, еженедельный мониторинг научно-технической литературы, аналитические обзоры.

Формирование единого информационного ресурса компании состоит в организации сбора, анализа, обработки, накопления и хранения научно-технической отечественной и зарубежной информации с последующим ее распространением. Все это осуществляется по различным направлениям деятельности посредством создания и развития автоматизированных банков данных НТИ. В 2008 г. в сети технических библиотек ОАО «РЖД» внедрена технология аналитической росписи отечественных журналов. Это дает возможность пользователям существенно расширить поиск информации, а библиотечным работникам - заимствовать библиографические записи.
 

Передача «Золотой книги» главным инженером дороги
И.И. Регером первому заместител
 начальника Департамента технической политики Ю.В. Митрохину.

На заседании сетевой школы

Одним из важнейших направлений, осуществляемых на железных дорогах ДЦНТИ, является широкая пропаганда новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий, внедряемых в структурных подразделениях. Расширение сферы задач и увеличение объема работ, выполняемых работниками ДЦНТИ, соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам ведущих служб железной дороги. Эта работа носит оперативный и творческий инженерный характер, необходима для принятия эффективных производственных решений, определения перспектив развития подразделений, внедрения достижений науки и техники.

Внедрение передовых научно-технических разработок, передового производственного опыта - одна из главных задач инженерного корпуса железных дорог. Важная роль в ее успешном решении принадлежит выявлению, обобщению и распространению информации о разработанных в отрасли и внедренных в структурных подразделениях инновационных технологиях, передовом производственном опыте. Для этого подразделениями НТИ составляются информационные карты и издаются информационные листки. Пропаганда научно-технических достижений российских железных дорог, проводимая ДЦНТИ, является важным фактором формирования корпоративной идеологии, морально-этических корпоративных ценностей, направленных на повышение престижности железнодорожных профессий, формирования личности будущих специалистов компании. Эта работа способствует формированию у молодежи гордости за достижения отечественной транспортной науки и техники, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему российских железных дорог и ответственности за их будущее.

Активизация деятельности подразделений НТИ способствует развитию рационализации - катализатору ускорения научно-технического прогресса. С поиском новых технико-технологических решений в деятельности ОАО «РЖД» она становится одним из ведущих факторов повышения производительности и улучшения условий труда. В информационных источниках рационализаторы находят нестандартные конструкторско-технологические подходы и предложения по решению производственно-технических задач, проявляя при этом высочайшее профессиональное мастерство. Структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД» в 2008 г. внедрено 15398 экономических, организационных и технологических новшеств (в 2007 г. - 12306), заимствованных из информационных источников, с экономическим эффектом 317,8 млн. руб. (2007 г. - 230,5 млн. руб.). Наибольшее количество новшеств, заимствованных из информационных источников, во втором полугодии 2008 г. внедрено в хозяйствах пути (295) и локомотивном (213) с экономическим эффектом 44,2 млн. руб. и 33,7 млн. руб. соответственно. Наименьший экономический эффект от внедрения получен в хозяйствах автоматики и телемеханики, перевозок (2,4 млн. и 4,4 млн. руб. соответственно). Улучшить качественные показатели эффективности внедрения можно благодаря более тщательному отбору действительно передовых новшеств, а это зависит от квалификации и добросовестной работы экспертов и экспертных советов в структурных подразделениях, службах и дирекциях. В 2008 г. специалистами ЦНТИ проведен предметный анализ предоставляемых материалов, выявлены типичные недостатки в их оформлении, как по форме представления, так и по содержанию, разработаны и разосланы дополнительные рекомендации по составлению информационных карт. Такая работа будет проводиться и в дальнейшем.

Важным качественным показателем внедрения новшеств, заимствованных из информационных источников, является коэффициент заимствования, который определяется как отношение количества заимствованных у железной дороги новшеств к общему количеству заимствованных всеми железными дорогами и дирекциями. По отчетным данным, наиболее популярны и востребованы материалы Западно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорог. Это говорит как о высоком уровне творческой активности тружеников этих магистралей, так и о качестве предоставленных материалов. Как пример творческой деятельности и новаторства работников Юго-Восточной железной дороги можно привести предложение В.В. Григорьева из локомотивного депо Белгород об изготовлении моторно-осевых подшипников тепловозов ЧМЭ3 с восстановлением наружной поверхности стального корпуса (информационный листок № 1088 (Т-23)-45856, 2008 г.). Данное техническое решение является не только ресурсосберегающим, но и позволяет решить вопрос импортозамещения, исключая необходимость приобретения новых моторно-осевых подшипников за рубежом. Предложение может с одинаковым успехом использоваться как на тепловозоремонтных заводах, так и в условиях депо. Только за год его внедрение в локомотивном депо Мичуринск дало экономический эффект 221,7 тыс. руб.

Активное распространение и внедрение в производство научно-технических достижений и передового производственного опыта, основанных на единой технической политике компании, является важнейшим инструментом преодоления негативных последствий кризиса и достижения долгосрочных целей. Для повышения эффективности использования информационных материалов и внедрения необходимых производству новшеств и передового производственного опыта распоряжением ОАО «РЖД» № 1375р от 30 июня 2008 г. утвержден «Порядок представления, рассмотрения, планирования внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников». К сожалению, на железных дорогах и в дирекциях отсутствуют планы на 2009 г. по внедрению новшеств, заимствованных из информационных источников, с указанием сметной стоимости и выделением средств, как это предусмотрено указанным распоряжением. Но в современных условиях нельзя обойтись без широкого обмена опытом работы, без заимствования уже апробированных разработок поиска новых технических идей. Эта работа невозможна без участия дорожных конструкторско-технологических бюро (ДКТБ). Очень значимо получение от них всевозможных консультаций. Однако в настоящее время между подразделениями ЦНТИ, ДЦНТИ, КТИ, ДКТБ, ПКБ нет должного информационного взаимодействия. В результате информация о значительном количестве выполненных и, как правило, внедренных работ остается неизвестной большому числу подразделений компании. Результаты информационной деятельности на железных дорогах зависят не только от работы ДЦНТИ, а, в первую очередь, от отношения руководителей железных дорог к их работе. Так, в целях активизации работы по НТИ и повышения эффективности работы служб начальник Восточно-Сибирской железной дороги в 2008 г. подписал руководящий документ, имеющий большое значение для всей корпоративной системы НТИ ОАО «РЖД». Это распоряжение «Об активном использовании фондов Дорожного центра научно-технической информации ВСЖД и технических библиотек, повышении информационных показателей и уровня знаний руководителей и специалистов дороги».

С выходом этого распоряжения существенно активизировалась работа по научно-технической информации на Восточно-Сибирской железной дороге. По итогам 2008 г. абонентами справочно-информационного обслуживания являются 517 руководителей и специалистов железной дороги, которые получили 20680 сигнальных оповещений. Все проводимые на дороге мероприятия сопровождаются выставками НТИ и книжных новинок. ДЦНТИ и КТИ ежеквартально проводят «Дни информации» для каждой службы, дирекции, подразделения железной дороги и филиала ОАО «РЖД» в соответствии с утвержденным графиком. По результатам проведения «Дня информации» предоставляется отчет главному инженеру дороги и главным инженерам отделений. В Тайшетском КТИ созданы кабинеты инструктажа вновь назначаемых на должность руководителей и молодых специалистов. Подобные кабинеты и уголки созданы также в КТИ на станциях Иркутск-Сортировочный, Вихоревка, Улан-Удэ, Северобайкальск. В управлении дороги таким местом является выставочный зал ДЦНТИ, размещенный в новом здании ЦУП. Молодые руководители и специалисты могут получить здесь любую информацию по передовому опыту, документ или книгу для самоподготовки.

Важным шагом в формировании единого информационного пространства стало ежегодное проведение Департаментом технической политики сетевых школ по НТИ (26-28 сентября 2007 г. в Воронеже и 20-22 августа 2008 г. в Красноярске). На сетевой школе на Красноярской железной дороге, проходившей под председательством первого заместителя начальника Департамента технической политики Ю.В. Митрохина, было положено начало новой традиции в компании - созданию «Золотой книги» по научно-технической информации как символа знаний, опыта, новаторской мысли. В нее будут заноситься материалы школ и принятые на них решения. Задача - сконцентрировать в ней все лучшее, что накоплено за годы функционирования системы НТИ на железнодорожном транспорте, развивать и преумножать полученный опыт. Известно, что реализация принятых на школах передового опыта решений стимулирует наращивание научно-технического потенциала компании и его эффективное использование. Участие в работе сетевой школы представителей ВНИИЖТа, НИИАСа, СГУПСа, научно-производственных подразделений железных дорог (ДКТБ) внесло новые идеи и направления в деятельность подразделений НТИ. Выработаны перспективные направления функционирования корпоративной системы научно-технической информации, определены пути взаимодействия и создания единого информационного пространства НТИ.

В последнее время растет потребность в информационных ресурсах, получении технических знаний на всех уровнях, активизировалась профессиональная и творческая деятельность железнодорожников. Обобщен и распространен на сеть железных дорог опыт работы Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги «Роль и значение НТИ и технических библиотек в организации производственной деятельности» (ИЛ № 1888(НТИ-94), 2008 г.). Во время проведения сетевой школы участники ознакомились с организацией работы ДЦНТИ Красноярской железной дороги, который занимает ведущее место среди дорог по обобщению и пропаганде научно-технических достижений и передового производственного опыта. Опыт работы ДЦНТИ изложен в информационном листке «Организация НТИ на Красноярской железной дороге» (ИЛ № 1449(ДЦНТИ 88), 2008 г.), который направлен на сеть для изучения и применения в работе.
 

У стенда периодических изданий в технической библиотеке
станции Тымовск Сахалинской железной дороги

Начали вновь функционировать технические библиотеки на Сахалинской железной дороге в г. Южно-Сахалинске, на станциях Поронайск, Тымовск и Холмск. Очень востребованы на железных дорогах отраслевые научно-технические журналы, которые являются неотъемлемой частью системы НТИ ОАО «РЖД». На их страницах подробно освещается деятельность ОАО «РЖД», пути решения актуальных научно-технических, экономических, производственных и социальных проблем отрасли, активное взаимодействие компании с регионами Российской Федерации, поставщиками железнодорожной техники; постоянно ведется пропаганда инвестиционной политики, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта работы железнодорожного транспорта, результатов научных исследований и разработок.

Последовательное, качественное и заинтересованное управление работой по внедрению новой техники и инновационных технологий, пропаганда научных достижений в сфере деятельности железнодорожного транспорта должны стать основополагающими направлениями в работе инженерного корпуса филиалов. Устойчивый корпоративный эффект и необходимый уровень эффективности научно-технической информации в ОАО «РЖД» может быть достигнут лишь совместными творческими усилиями работников подразделений системы НТИ и инженерного корпуса.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования