Важное звено системы научно-технической информации

В.А. Гапанович, вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Взятый в ОАО «РЖД» курс на инновационное развитие, внедрение лучших достижений науки и техники, передового производственного опыта требует дальнейшего совершенствования корпоративной системы научно- технической информации, и в частности такого ее важного звена, как кабинеты технической информации (КТИ). В предлагаемой вниманию читателей подборке рассказывается о задачах, стоящих перед КТИ, их значении и роли в деятельности компании, накопленном положительном опыте организации работы.

Решение стратегических задач, стоящих перед акционерным обществом «Российские железные дороги», возможно лишь на основе широкого, целенаправленного использования достижений научно-технического прогресса во всех технологических процессах на предприятиях компании. В условиях реформирования российских железных дорог, создания филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» организация эффективной работы корпоративной системы научно-технической информации в значительной мере возлагается на кабинеты технической информации отделений (КТИ), которые тесно взаимодействуют со структурными подразделениями компании.

Кабинеты технической информации отделений железных дорог как первичные информационные подразделения занимают важное место в корпоративной системе научно-технической информации. Они являются действенными помощниками руководства отделений в реализации внешней и внутренней коммуникационной политики, осуществляют информационную поддержку управленческих решений, служат источником новых разработок и идей на базе научно-технического прогресса. Поэтому основным в деятельности КТИ является оказание практической помощи структурным подразделениям и аппарату отделения в своевременном отборе и внедрении эффективных научно-технических достижений, инновационных технологий и передового производственного опыта.

Кабинеты призваны способствовать развитию технического творчества специалистов, обеспечивать рационализаторов и изобретателей информацией необходимой полноты и достоверности. Только при использовании всех возможностей системы научно-технической информации можно рассчитывать на полное удовлетворение информационных потребностей специалистов-железнодорожников. Определяя роль и место КТИ, необходимо отметить, что их задачи, как и любого информационного подразделения, определяются научно-техническими и производственными потребностями.

На сети железных дорог сегодня функционируют 44 кабинета технической информации, т.е. лишь на 65% отделений железных дорог. Как правило, состав КТИ сегодня представлен лишь одним работником - заведующим. При создании кабинетов количество работающих в них инженерно-технических работников должно зависеть от того, к какой группе отнесено само отделение дороги, в соответствии с задачами, объемом и местными условиями работы. Одной из основных функций, которую также должны выполнять КТИ, это создание групп экспертов, организуемых при главных инженерах отделений, и координация работы технических информаторов.

В соответствии с утвержденным планом развития корпоративной системы научно-технической информации ОАО «РЖД» на 2007 г. во втором квартале предстоит создать КТИ на Калининградской, Северной, Московской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Сахалинской железных дорогах. Таким образом будет завершена работа по формированию вертикали корпоративной системы научно-технической информации на железных дорогах (ЦНТИ-ДЦНТИ-КТИ), предусмотренной положением о центре научно-технической информации ОАО «РЖД». Создание КТИ на всех отделениях железных дорог восполнит недостаточный уровень обратной связи со структурными подразделениями.

Трудности работы кабинетов технической информации очевидны - информация по работе железнодорожного транспорта отличается колоссальным объемом, скорость появления первичных публикаций очень высока, как и информационные потребности специалистов-практиков. Сегодня обработку значительных объемов информации, оперативный обмен ею, а также накопление и рациональное использование знаний в значительной мере обеспечивают работники дорожных центров научно-технической информации.

В ближайшем будущем в выигрыше окажутся те, кто активно ищет, находит и умело использует имеющиеся ресурсы. Технический прогресс, работа отрасли и железных дорог в условиях рынка, экономические успехи напрямую зависят от того, насколько успешно используется информация о лучших технических решениях, разработанных в других отраслях и ведомствах, структурных подразделениях, от активности новаторов производства и изобретателей. К сожалению, сегодня на железных дорогах нет освобожденных от основной деятельности технических информаторов, которые могли бы выполнять огромные объемы работ некогда существовавших бюро рационализации и изобретательства.

Поэтому роль кабинетов технической информации с каждым годом возрастает, усложняются и стоящие перед ними задачи. Появляется необходимость применения новых, современных форм и методов информационного обслуживания. Все это вместе взятое требует, чтобы кабинеты в своей деятельности опирались на ДЦНТИ, на тесное взаимодействие с линейными техническими библиотеками, широкое привлечение к работе инженерно-технического актива. Важна и необходима поддержка и конкретная помощь руководства отделений и структурных подразделений в становлении и совершенствовании работы кабинетов научно-технической информации.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования