Технические средства

«Путевые машины 2007»


Д.Е. Фредынский, спец. корр. журнала

В Калуге прошла очередная, уже 13-я международная выставка-ярмарка «Путевые машины 2007». Более 100 предприятий и организаций из России и более 20 иностранных фирм продемонстрировали на ней высокопроизводительную путевую технику, современные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей. В работе выставки приняли участие руководители путевого хозяйства всех железных дорог сети, представители предприятий-изготовителей путевой техники, специалисты из ближнего и дальнего зарубежья.

Выступая на открытии выставки-ярмарки, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что реализация задач, заложенных в «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года», невозможна без применения качественной путевой техники, так как предстоит масштабная модернизация и развитие инфраструктуры путевого комплекса. Глава компании пожелал всем гостям и участникам выставки удачных переговоров, выгодных контрактов и полезного общения.

В обширной и разнообразной экспозиции выставки-ярмарки были по традиции представлены практически все виды техники, оборудование и технологии, которые используются сегодня в путевом хозяйстве. Но остановимся прежде всего на технических новинках.

Большой интерес у путейцев вызвала выправочно-подбивочно-рихтовочная машина непрерывного действия с интегральным стабилизатором пути «Динамик-подбивочный экспресс 09-3Х» совместного производства Калужского завода «Ремпутьмаш» и австрийской фирмы «Плассер и Тойрер». Она предназначена для комплексной выправки (в продольном и поперечном плане и в плане с одновременным уплотнением балласта под шпалами и за торцами) и стабилизации пути. Машина самоходна в рабочем и транспортном режиме, непрерывно-циклического действия. На ней установлены блоки для подбивки до трех шпал одновременно, уплотнители торцов шпал, динамический стабилизатор пути, подъемно-рихтовочное устройство, щетки для очистки шпал и рельсов, система измерения пути в плане и профиле. Скорость работы машины доходит до 2,5 км/ч, максимальная скорость движения самоходом 100 км/ч, скорость измерительной поездки 10 км/ч.

Опыт эксплуатации показал, что машина имеет ряд преимуществ по сравнению с «Дуоматик 09-32». Она более высокопроизводительна, продолжительность рабочего цикла подбивки на 30% дольше, что позволяет повысить устойчивость пути, увеличить время нахождения его в стабильном состоянии. Можно использовать машину для подбивки одной, двух и трех шпал. Работа одним блоком дает возможность пробивать подходы к узким местам около светофоров и других устройств СЦБ.

Сегодня в России работают две такие машины - на Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах. Совмещение в «Динамике 09-3Х» одновременно выправки, подбивки и рихтовки пути и его стабилизации позволяет в 1,5 раза сократить продолжительность окна.

Впервые была представлена путейцам и новая выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для стрелочных переводов ПМА-С Калужского завода «Ремпутьмаш», ставшая конструктивным развитием «Унимат 08-275». Главное ее отличие - принципиально новая конструкция подъемно-рихтовочного агрегата, позволяющего выправлять отводящий путь синхронно с подъемкой основного. При этом усилие, развиваемое на подъеме основного пути, - 43 т (у «Унимат 08-275» соответственно 27,5 т), а усилие на подъеме отводящего пути - 9,9 т (у «Унимат» - 5,3 т). Это позволяет обеспечить подъемку стрелочного перевода на железобетонных шпалах с щебнем в шпальных ящиках до 100 мм (против 30 мм у «Унимат»).

Все эти качества значительно расширяют функциональные возможности машины, позволяют выставлять стрелочный перевод по уровню в больших диапазонах подъемок, управление может осуществлять один оператор из рабочей кабины. Для увеличения производительности на машинах планируется реализовать автоматическую расстановку подбоек подбивочного блока при переезде к следующему шпальному ящику (сейчас оператор много времени тратит на «прицеливание» перед спуском подбивочных блоков) и обеспечить полноценную подбивку отводящего пути параллельно с подбивкой основного за счет применения специальной конструкции блоков.

Кстати, на выставке демонстрировалась и подбивочная машина-автомат ПМА-1 непрерывно-циклического действия. Их выпущено уже 12 единиц, и по своим параметрам они в значительной мере превосходят машины этого класса, применяемые в России. На ряде машин ПМА-1 удалось добиться производительности подбивки более 3000 шпал в час при номинальном времени обжима 1,2 с, что выше, чем у «Дуоматик 09-32». Точность постановки пути на ось у них одинакова.
 

Еще один новый экспонат Калужского завода «Ремпутьмаш» - это автомотриса АКС-01, предназначенная для монтажа, технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения железных дорог (контактной сети и воздушных линий). Автомотриса оборудована поднимаемой рабочей площадкой для работы людей на высоте 14,5 м, пантографом для контроля за положением контактного провода, краном-манипулятором, телескопическим гидроподъемником с автоматически стабилизируемой рабочей площадкой фирмы «Шоерлинг Брок» (Германия). Предусмотрена возможность движения в обоих направлениях, имеется устройство слежения за параметрами контактного провода. Автомотриса может транспортировать прицепную платформу массой до 60 т, обеспечивает погрузку на нее и разгрузку железобетонных и металлических стоек, опор контактной сети, установку их в фундаменты или скважины, монтаж ригелей жестких поперечин длиной до 22,5 м и массой до 1 т. Салон оборудован удобными местами для сидения, есть кухня, туалетная комната, мастерская. Автомотриса оборудована системами отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

После полугодовой эксплуатации на линии на выставку прибыл универсальный тяговый модуль УТМЗ - маневрово-вывозной локомотив мощностью 1800 кВт с электрической передачей переменно-постоянного тока. Он успешно прошел комплекс испытаний и получил сертификат соответствия. Модуль может снабжать электроэнергией тяжелые путевые машины и обеспечивать их необходимой силой тяги (вариант движения с «ползучими» скоростями), а также снабжать воздухом для торможения и разгрузки состав из 20 вагонов хоппер-дозаторов модели ВПМ-770.

Две машины нового типа ВПРС-05 и ВПРС-М представил на выставке «Кировский машзавод «1 мая». Выправочно-подбивочно-стабилизирующая машина ВПРС-05 совмещает в себе функции выправки, подбивки и рихтовки пути с его динамической стабилизацией. Машин с подобными техническими возможностями до сегодняшнего дня в России не было. Первым проходом машина совмещает измерительную поездку с постановкой пути в проектное положение, его подбивку и закрепление в плане. Вторым проходом (в обратном направлении) производится стабилизация выправленного участка с сохранением положения пути.

На ВПРС-05 установлены двухшпальные подбивочные блоки, производящие подбивку шпал с двух сторон и двух соседних шпал с одной стороны. Блоки оборудованы автоматической системой смазки. Машина оснащена дополнительным выносным устройством для подъемки третьего рельса на тяжелых стрелочных переводах с железобетонными брусьями. Механизм стабилизации, установленный в базе машины, представляет собой два виброблока с дебалансами в противофазах. Микропроцессорная система позволяет осуществлять управление всеми рабочими органами, расчет и контроль выправки и рихтовки пути, контроль и диагностику 86 параметров состояния узлов.

Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПРС-М для стрелок и пути производительностью 700 м/ч имеет два одношпальных подбивочных блока, аналогичные применяемым на ВПРС-02. Подъемно-рихтовочное устройство заимствовано с ВПРС-03 и имеет два типа захватов: роликовый для работы на прямых участках пути и крюковый для работы на стрелочных переводах. Уменьшенная база, небольшие габариты, простота эксплуатации и обслуживания в сочетании с высокой производительностью и точностью при выправке, подбивке и рихтовке пути и стрелочных переводов позволяет эффективно использовать машину ВПРС-М на станционных, вспомогательных и подъездных путях. На прошлогодней выставке завод представлял шпалозаменяющую машину МКШУ-1, которая заинтересовала производственников. В настоящее время завершены все работы по доводке ее конструкции и проведены сертификационные испытания.

Значительное место на выставке традиционно занимают диагностические средства. Их спектр широк: от комфортабельных вагонов-путеизмерителей до крошечных ручных приборов по выявлению трещин в рельсах. В настоящее время развитие средств диагностики направлено на разработку мобильных комплексных диагностических систем по оценке всех объектов инфраструктуры. Созданы первые опытные образцы таких комплексов. Это диагностический поезд «Интеграл» группы компаний «Твема» и АДК-И фирмы ЗАО НПЦ «Инфотранс». Поезда призваны отслеживать, фиксировать и анализировать практически все параметры пути, устройств связи, электроснабжения и СЦБ с передачей данных с борта поезда в диспетчерский центр, в дистанции пути, СЦБ и ЭЧ, на выправочные комплексы.

Высокоскоростной диагностический комплекс «Интеграл» для автоматизированной оценки состояния технических объектов инфраструктуры объединяет множество подсистем контроля в рамках одного трехвагонного диагностического поезда. Для него специально разработаны уникальные программно-аппаратные комплексы, использующие новейшие разработки группы компаний «Твема» (Москва) в области неразрушающего контроля и технической диагностики. В частности, в качестве подсистем контроля используются автоматизированные системы оценки геометрических параметров пути «Сокол», скоростного бесконтактного контроля параметров рельсов «Профиль», дефектоскопного скоростного магнитного и ультразвукового контроля для мобильных средств дефектоскопии, оценки параметров контактной сети, георадиолокации земляного полотна «Геосканер», технического диагностирования путевых устройств железнодорожной автоматики «Кросс», а также системы визуального обнаружения дефектов «Свод», контроля габаритов приближения строений, позиционирования мобильных средств диагностики пути и анализа параметров радиосвязи «Радиус».

В научно-производственном центре «Инфотранс» (Самара) завершается создание автоматизированного диагностического комплекса технических объектов инфраструктуры АДК-И. Это полностью отечественная разработка. Автоматизированный комплекс состоит всего из двух вагонов: скоростной бесконтактной многофункциональной путеобследовательной станции КВЛ-ПЗ, которая контролирует состояние пути, осуществляет дефектоскопию рельсов и георадиолокацию земляного полотна, и вагона КВЛ-ЭРА с функциями контроля состояния контактной сети, систем автоматики и радиосвязи. Таким образом, в нем практически совмещаются функции пяти ныне действующих специализированных вагонов-лабораторий (путеизмерителя, совмещенного дефектоскопа, вагонов для испытания контактной сети, контроля средств автоматики и связи). Новый комплекс способен одновременно контролировать более 50 параметров. Важное его преимущество - возможность использования вагонов как совместно, так и раздельно (по своему графику), поскольку для разных технических объектов инфраструктуры требуется различная периодичность обследования.

Вагоны нового комплекса оборудованы также системами видеонаблюдения и средствами спутниковой навигации Глонасс/GPS. Обеспечивается полная синхронизация всех параметров измерения и контроля с путевой координатой и привязкой к схеме железной дороги. Создание диагностических комплексов объектов инфраструктуры будет способствовать повышению безопасности движения поездов, росту скоростей на многих участках и направлениях.

Еще одну новинку предложила группа компаний «ТВЕМА» - это уникальный интеллектуальный дефектоскоп «Синтез», предназначенный для обнаружения и регистрации дефектов уложенных в путь рельсов. У него 16 ультразвуковых и 4 магнитных канала. В дефектоскопе применен цифровой фильтр на базе высокопроизводительных цифровых сигнальных процессоров с суммарной производительностью 3 млрд. операций в секунду. Уникальное программное обеспечение «Lan Tech» позволяет производить автоматизированную расшифровку результатов измерений, хранить все результаты проездов в единой базе данных и отображать полную развертку по всем каналам в режиме реального времени. Дефектоскоп имеет суперконтактные габариты, что позволяет располагать его в непосредственной близости от искательной системы. Благодаря двадцатикратному уменьшению длины проводов, передающих низкоуровневый аналоговый сигнал, существенно уменьшаются электрические наводки.

Из числа серийной продукции фирмы «ТВЕМА» на выставке представлены уже известный вагон-дефектоскоп ВД-1МТ5К с автоматизированной системой совмещенного контроля рельсов, автомотриса дефектоскоп-путеизмеритель МТКП для контроля и оценки геометрических параметров рельсовой колеи с автоматизированной расшифровкой, мобильная дефектоскопная лаборатория ЛДМ-1 на базе легкового автомобиля с усовершенствованной следящей системой и системой искательных лыж. Хотелось также отметить однониточный ультразвуковой дефектоскоп «Скат» и дефектоскоп-путеизмеритель «Спрут», которые пользуются заслуженной популярностью у заказчиков.

НПЦ «Инфотранс» также продемонстрировал автоматизированную бесконтактную путеизмерительную тележку для сплошного контроля геометрии рельсовой колеи, тележку двухнитиевую для индикации волнообразного износа рельсов «Тивир-03», автоматизированный путевой шаблон АПШ-3.

Среди экспонатов фирмы ОАО «Радиоавионика» (г. Санкт-Петербург) можно отметить однониточный многоканальный ультразвуковой дефектоскоп «Авикон-12», ультразвуковой дефектоскоп МИГ-УКС для контроля сварных стыков рельсов, установку для входного контроля рельсов на РСП «Авикон-11РСП/ВС». ЗАО «ПИК Прогресс» представило скоростной вагон-путеизмеритель ЦНИИ-4МД с широким спектром действия: оценка устройства пути, состояния кривых, съемка профиля, измерение стыковых зазоров, износа рельсов, предпроектное обследование пути, оценка качества ремонта пути и его стабильности во времени. Подготовлена программа оснащения этих вагонов системой GPS для повышения качества и производительности съемки продольных профилей.

Заводы-изготовители путевой техники продемонстрировали на выставке и свою традиционную продукцию, поставляемую российским железным дорогам. Так, Калужский азвод «Ремпутьмаш» представил весь спектр выпускаемых машин. В их числе щебнеочистительная машина ЩОМ-1200 с ТЭС-1000, модернизированная щебнеочистительная машина СЧ-600 (после капитального ремонта) производительностью 500 м3/ч при глубине вырезки щебня 650 мм, электробалластер ЭЛБ-4, пневмоочистительная машина ПОМ-1М, перроно-уборочная машина ПВМ, самоходный снегоочистительный поезд ПСС-1 и др.

Свердловский ПРМЗ представил служебно-грузовую автомотрису АСГ-ЗОП, машины динамической стабилизации пути; Пермский МРЗ - кюветотраншейную машину МКТ-1П производительностью 300 м3/ч, ЗАО «Тулажелдормаш» - щебнеочистительную машину ЩОМ-1200ПУ, ОАО «Калугапутьмаш» - укладочный кран УК-25/28СП максимальной грузоподъемностью 30 т. На выставке были также представлены различные вагоны сопровождения, разработанные Московской, Октябрьской и Восточно-Сибирской железными дорогами и Людиновским филиалом Калужского завода «Ремпутьмаш». Всех их отличает максимум бытовых удобств для путевых рабочих, высокая степень комфорта. Мобильный бытовой комплекс из 7 вагонов представила ПМС-35 Юго-Восточной дороги.

В последние годы наблюдается острая конкуренция среди отечественных производителей автомотрис, дрезин и мотовозов. На выставке были показаны несколько их видов с различными функциональными возможностями. Особо хотелось отметить продукцию Тихорецкого машиностроительного завода им. В.В. Воровского. Здесь в конструкциях новых машин легкого и тяжелого классов с улучшенными показателями и повышенной многофункциональностью активно внедряется автоматизированный контроль параметров рабочих органов и систем жизнеобеспечения. Убедительным примером такого подхода стал автоматизированный путевой гайковерт ПМГ-1М. Машина с несложной по сегодняшним меркам электроникой выполняет за час работу, для которой понадобился бы труд более 160 путевых рабочих.

Сегодня выпускаемые заводом модернизированные автомотрисы и мотовозы серийно оснащаются автоматизированными системами контроля и управления, на порядок превосходящими своих предшественников. Первенцами здесь стали: легкая автомотриса АЛ, мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-Г и автомотриса дизельная монтажная АДМ-1,5Э. Легкая автомотриса АЛ специально спроектирована для выполнения ежедневного обслуживания систем сигнализации, централизации и блокировки. Ключевые ее особенности - большая пассажировместимость, наличие съемной мастерской с необходимым оборудованием и путевым инструментом, крана грузоподъемностью 1 т.

Мотовоз МПТ-Г спроектирован на двух двухосных тележках. Его удлиненная база позволяет разместить на машине большое количество рабочих органов. Мотовоз можно оснастить одновременно краном-манипулятором, монтажной площадкой и раскаточным барабаном (для нужд электрификации) или двумя кранами по концам (кран-манипулятор может иметь клещевой захват шпал, грейдер для сыпучих грузов, кусторез). Таким образом, одна машина выполняет комплекс работ, для которого раньше требовался небольшой парк специального подвижного состава. Бортовой компьютер обеспечивает высокую степень автоматизации процессов.

Дизельная монтажная автомотриса АДМ-1,5Э нового поколения создана для нужд энергоснабжения. На задней консоли размещен кран-манипулятор HIAB (Швеция), в центре рамы устанавливается монтажная площадка с увеличенной рабочей зоной, остальное свободное место на платформе используется для погрузки изоляторов, контактного провода и другого оборудования. На крыше кабины помещен пантограф с оборудованием для измерения высоты и положения контактного провода. Это первая российская многофункциональная автомотриса европейского уровня с бортовым компьютером.

Весьма обширную и разнообразную экспозицию средств малой механизации и путевого инструмента представили на выставке фирмы ОАО «Калугатрансмаш», Товарковский завод-филиал Калужского завода «Ремпутьмаш», ЗАО «Кубаньжелдормаш», ООО «Стройдеталь-сервис», ООО «Вектор-Комплект», ЗАО «Энергопром-Инжиниринг», Московский опытный завод путевых машин, Московская железная дорога, ЗАО «Портал» и др. Отрадно отметить, что за последние годы качество продукции отечественных фирм значительно повысилось и сегодня выпускаемый ими электрический и гидравлический инструмент не уступает зарубежным аналогам, а по цене порой значительно дешевле.

На полигоне станции Калуга-Товарная участники выставки знакомились с работой комплексов путевых машин в реальных условиях и отдельными технологиями. Специалистов заинтересовала, в частности, выправка пути по реперным точкам машиной «Дуоматик 09-32». Сегодня эта технология применяется на Западно-Сибирской дороге. Сначала по участку проходит диагностический комплекс - вагон-путеизмеритель «Инфотранс КВЛ-42.1». Полученная информация по радиосвязи передается на компьютер выправочно-подбивочно-рихтовочной машины «Дуоматик 09-32 CSM», которая работает вместе с прицепным стабилизатором пути СПП, производства Свердловского ПРМЗ «Ремпутьмаш». Они приводят путь в нормальное состояние, и механизированный отделочный комплекс МОК (ЗАО «Тулажелдормаш») завершает эту работу. При такой технологии отпадает нужда в специальном проходе машины «Дуоматик» для предварительной записи параметров пути, что позволяет повысить ее выработку на 30-40%.

На полигоне демонстрировались также в работе три комплекса по удалению локальных выплесков в пути: это вакуумно-уборочная машина «Фатра-17000», машина МВБ-150 Калужского завода «Ремпутьмаш» и «Кершо 42-4». Можно было наглядно сравнить их работу. Здесь же демонстрировались в действии «Динамик - подбивочный экспресс 09-3Х», выправочно-подбивочно-рихтовочная машина «Унимат 08-275 3S», машина динамической стабилизации МДС Свердловского ПРМЗ, путеукладочный кран УК-25СПМ2 для стрелочных переводов, модернизированный Абдулинским ПРМЗ для возможности работы в двух направлениях, комплекс Матвиенко для корректировки эпюры шпал и др.

Отдельно участникам выставки демонстрировались возможности различных видов термитной сварки рельсов по технологиям фирм ООО «Алюминотермитная сварка» (Санкт-Петербург), ООО «Сплав», «Сорон» (Франция), ЗАО «СНАГА». ОАО «Калугапутьмаш» показало в действии путевую самоходную рельсосварочную машину ПРСМ-6. На полигоне работала переносная система дистанционного радио громкоговорящего оповещения «Элод-160».

В рамках выставки-ярмарки прошло пленарное совещание по стратегии путевого машиностроения. Его участники - руководство ОАО «РЖД», Департамента пути и сооружений, заместители начальников железных дорог по путевому хозяйству, первые заместители начальников служб пути, начальники Дирекции по ремонту пути и Дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин, ПТКБ ЦП, представители заводов - в пяти секциях обсудили среднесрочную и долгосрочную программы машиностроения для обеспечения железных дорог современной путевой техникой и организации выполнения полного комплекса путевых работ в современных условиях. Компания ОАО «РЖД» переходит на заказ путевой техники по среднесрочной трехгодичной программе. Заводы-изготовители получают заказы на 2008-2010 гг. и могут составить свои планы конструкторского совершенствования выпускаемых машин с учетом требований эксплуатационников.

Прошедшая выставка-ярмарка продемонстрировала большие возможности отечественной промышленности. Перед производителями путевой техники поставлены четкие задачи: новые машины должны сочетать в себе высокую производительность, надежность, качество и иметь разумную стоимость. Весь комплекс путеремонтных работ необходимо переложить на машины, снизив до минимума затраты времени на устранение неисправностей, и освободить монтеров пути от ручного труда.