Ученые отраслевых вузов - транспорту.
Московский государственный университет путей сообщения

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В лабораториях и на кафедрах Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) на основе проведенных в последнее время научных исследований выполнен ряд разработок, связанных с совершенствованием ремонта и обслуживания подвижного состава железных дорог, созданием новых систем электрификации линий, прогрессивных конструкций узлов и деталей подвижного состава и рельсового пути, автоматизацией различных технологических процессов, которые при внедрении в производство дают значительный экономический эффект. Широко развивается научное сопровождение проектов строительства новых линий и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.
 

На сети железных дорог в рамках программы «Ресурсосбережение» внедряются оборудование и оснастка для восстановления деталей подвижного состава и путевой техники методом электроконтактной наварки проволоки. Установки второго поколения УЭКТ-2П упрочняют и восстанавливают геометрические размеры цилиндрических и плоских поверхностей деталей. Экономический эффект от внедрения установок достигается благодаря увеличению межремонтного срока службы деталей, низкой себестоимости восстановления в сравнении с дуговыми способами наварки (экономия электроэнергии в 5 – 7 раз, не требуется применение защитных газов и флюсов), автоматизации всего процесса упрочнения, сокращению материальных затрат на приобретение новых деталей, экологической чистоте и технологической безопасности.
 

Участок пути, оборудованный
рельсовым скреплением АРС

Продолжаются работы по совершенствованию рельсового скрепления типа АРС. Проведена апробация нового анкера второго поколения, обеспечивающего более высокую работоспособность скрепления, особенно в кривых малых радиусов. Масса нового анкера на 0,7 кг меньше ранее использовавшегося. Усовершенствованы клеммы, обеспечивающие усилие прижатия на 20 % выше, чем для существующих, предложены новые прокладки из материала, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками. В дополнение к ранее действующим 13 долгосрочным инвестиционным проектам заключено 11 новых договоров, еще четыре договора находятся на стадии согласования. По этим договорам с участием МИИТа выполнен объем работ на сумму более 1 млрд. руб.
 

Разработана и внедряется автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСК М). Оборудование системы устанавливается на рабочих местах аппарата управления различных уровней: в Департаменте коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД», службах коммерческой работы железных дорог, на линейных предприятиях.
 

Продолжается совершенствование и расширяется внедрение Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы (ЕАСАПР). В составе ЕАСАПР выделена новая подсистема претензионной работы для системы фирменного транспортного обслуживания. Заказчиком подсистемы выступил ЦФТО. Планируется расширение системы для потребностей других департаментов и филиалов ОАО «РЖД».
 

Для повышения эффективности ремонтного производства, а также совершенствования и оптимизации параметров технологического процесса разработана и внедрена методика пооперационного имитационного моделирования сложных технологических процессов. С помощью разработанного программного обеспечения определена оптимальная годовая программа среднего ремонта электровозов ВЛ10 в локомотивном депо Рыбное, выявлены «узкие» места в технологическом процессе среднего ремонта. Аналогичные расчеты выполнены для локомотивных депо Волховстрой Октябрьской железной дороги и Горький-Сортировочный Горьковской железной дороги.

Трубопровод теплоснабжения до и после термодинамической активации воды

На завершающей стадии разработки находится новая система электрификации тяги. Она предусматривает сооружение высоковольтных головных тяговых подстанций на расстоянии между ними 200 – 350 км и питание тяги в интервалах между ГТП 94 кВ. Расчеты показали, что по сравнению с системой электроснабжения 2х25 кВ установленная мощность трансформаторов по новой системе снижается в 2 раза, а потери в стали и меди трансформаторов – более чем в 2 раза. В 2005 г. разработано оборудование для новой системы 94 кВ, а в текущем году проведено испытание системы с последующим ее внедрением.
 

Разработана, внедрена и сопровождается комплексная система автоматизации бухгалтерского учета на линейных предприятиях основной деятельности железных дорог, на уровне сводной отчетности взаимодействующая с ЕК АСУФР. В рамках комплексной системы внедрены АРМы главного бухгалтера, бухгалтера банковской группы, учета кассовых операций, расчетчиков заработной платы и нормировщиков, по учету производственных запасов, учета основных фондов и нематериальных активов, налогового учета. Система позволяет практически полностью автоматизировать бухгалтерский учет на всех линейных предприятиях дорог.
 

Разработан и в 35 локомотивных депо Московской железной дороги внедрен пакет программ для автоматизации процесса обработки маршрутов машинистов, а также журналов дежурного по основному и оборотному депо в центрах оперативно-технического учета и бухгалтериях в условиях интегрированной обработки информации. В результате пользователь на АРМ ТЧУ в локомотивном депо получает практически все необходимые документы. Начальнику депо поставляется отдельный комплекс программ, позволяющий детально анализировать работу локомотивных бригад.
 

Для повышения ресурса безопасной эксплуатации теплотехнического оборудования и трубопроводов, получения технологического, экологического и экономического эффекта на стационарных объектах предприятий локомотивного хозяйства, пассажирского комплекса и службы гражданских сооружений дороги и подвижном составе внедряется технология термодинамической активации воды. В отличие от существующих способов водоподготовки в результате одноразовой обработки систем водоснабжения и теплоэнергетики достигаются одновременная очистка и длительная антикоррозионная и антиадгезионная защита на срок до семи лет. При этом не используется дополнительное оборудование, а качество питьевой и технологической воды приводится в соответствие с санитарными нормами. Технология использована для обработки системы тепло- и водоснабжения пассажирских вагонов в фирменных поездах Московского узла. При этом экономия электроэнергии на отопление составляет до 40 %. В настоящее время в локомотивных депо дороги отрабатываются технологии водоочистки в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
 

По договору с Федеральным агентством железнодорожного транспорта МИИТ приступил к долгосрочной комплексной работе по экспертизе проектных решений и научному сопровождению строительства участка Томмот – Кердем новой железнодорожной линии Беркакит – Якутск. По сути, это начало крупного проекта по перспективному развитию транспортной сети Республики Саха (Якутия) и всего Северо-Востока России.
Участие МИИТа в этом проекте предполагает использование научно-технического потенциала университета в регионе и по другим направлениям транспортного комплекса: разработка структуры и схемы организации работ транспортного логистического центра в г. Якутске; разработка системы диагностики строительства и содержания автомобильных дорог и их паспортизация; создание информационно-аналитической системы «Водоборьба» на железной и автомобильных дорогах; разработка новых строительных материалов для транспортных сооружений с целью обеспечения их максимальной долговечности и морозостойкости.
 

В районе г. Якутска планируется строительство уникального мостового перехода через реку Лена. Выполнена экспертиза проектной документации по корректировке технико-экономического обоснования этого строительства. По поручению правительства Республики Саха (Якутия) в настоящее время МИИТ приступил к моделированию гидрологических и ледовых процессов в створе мостового перехода с целью принятия оптимальной схемы и конструкций моста с учетом особенностей района строительства.
 

При поддержке Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» для оперативного решения инженерных проблем и повышения качества строительства специалисты МИИТа осуществляли инженерное сопровождение реконструкции четырех крупных железнодорожных тоннелей в различных регионах России. Это Крольский и Манский тоннели на Красноярской железной дороге, Коршуновский на Восточно-Сибирской и Туапсинский на Северо-Кавказской железной дороге. Группы ученых университета содействовали решению исследовательских задач и усовершенствованию технологии, особенно при отработке технологии проходки Крольского тоннеля роторным проходческим комплексом ТПК RME 375 SE фирмы «LOVAT», впервые используемым на объектах ОАО «РЖД».
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования