Космос - железнодорожному транспорту

Инновационные технологии


Вернуться к содержанию рубрики

 

Космос - железнодорожному транспорту

В последние годы космические технологии все быстрее и активнее входят в повседневную жизнь - и в быту, и на производстве, и на транспорте. Пожалуй, первой сферой применения таких технологий на железных дорогах стала спутниковая связь. Задолго до строительства цифровой волоконно-оптической линии связи магистральная связь на многих участках сети железных дорог организовывалась с использованием спутниковых каналов. По мере развития систем позиционирования они также стали находить применение в отрасли, прежде всего в «святая святых» железнодорожного транспорта - в безопасности движения. Более 10 лет назад приборы спутниковой навигации стали устанавливать в Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ. Оно оснащено навигационным приемником и специально разработанным энергонезависимым устройством для хранения электронной карты участков пути, содержащей данные о географических и железнодорожных координатах, объектах пути, их длине и другие служебные данные. Подробнее...
 


Спутниковые технологии в реализации Стратегии-2030
Гапанович В.А.

ОАО «РЖД» входит в число признанных лидеров использования широкого спектра спутниковых технологий в повседневной деятельности железных дорог. На вопросы редакции о накопленном опыте, планах и проектах в этой области отвечает старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Космические технологии в народном хозяйстве
Шилов А.Е.

К числу важнейших государственных приоритетов в Российской Федерации, определяющих высокие темпы роста экономики страны и повышения уровня национальной безопасности, относится космическая деятельность, реализуемая на основе современных высокотехнологичных космических средств. Внедрение ее результатов в различные отрасли экономики в настоящее время является насущной потребностью, способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности, обусловливает значительное сокращение финансовых ресурсов и сроков решения актуальных народнохозяйственных проблем. Космическая деятельность развивается во многих направлениях. Она используется для мониторинга окружающей среды и околоземного пространства, контроля чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследования природных ресурсов Земли. Стало привычным обеспечение спутниковой связи и телевещания на всей территории страны. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инновации в управлении перевозочным процессом
Ададуров С.Е.

Современный этап реформирования железнодорожного транспорта страны характеризуется глубокими изменениями, затронувшими как собственно железнодорожную отрасль, так и грузообразующую среду. Внутри железнодорожного комплекса развивается конкурентный сектор. Участники рынка транспортных услуг взаимодействуют между собой, но каждый из них стремится оптимизировать свои собственные финансово-экономические результаты. Грузовладельцам они предлагают перевозочные схемы, имеющие разную надежность обеспечения порожними вагонами и разную надежность доставки грузов. В объемах перевозок преобладает доля грузопотоков, образуемых предприятиями в составе крупных вертикально интегрированных компаний и финансово-промышленных групп. Такие мощные структуры охватывают не только добывающие и обрабатывающие производства, но и центры дистрибуции и сбыта. Поэтому для них железнодорожная перевозка по сети ОАО «РЖД» становится, по сути, частью внутренней технологии. Значение ее цены и качества существенно возрастает. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Единое геоинформационное пространство железных дорог
Духин С.В., Железнов М.М., Матвеев С.И., Манойло Д.С.

Коренная модернизация железнодорожного транспорта на основе прорывных инновационных технологий предусматривает широкое использование геоинформационных технологий, основанных на применении спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС, GPS и методов дистанционного аэрокосмического зондирования Земли (ДЗЗ). На их основе предстоит сформировать единое геоинформационное пространство железнодорожного транспорта России. Базой для его создания служит отраслевая геоинформационная система (ГИС). Это информационно-управляющая система, призванная решать задачи всех комплексов информационных технологий, в особенности управления инфраструктурой и управления движением поездов. Геометрическую основу геоинформационного пространства составят координатные модели железнодорожных путей, представляющие собой материальные носители координатной информации. Эти модели могут быть созданы в короткие сроки с помощью интегрированных путеизмерительных комплексов типа ЦНИИ-4 и КВЛ-П, оснащенных спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС/GPS и специализированным программным обеспечением, разработанным объединенным научно-исследовательским и испытательным центром «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта» (МИИТ-НИИАС). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Контроль работы тяжелой ремонтной техники
Сазонов Н.В., Иванов М.Т., Бройде В.М., Клепач А.П.

Одним из наиболее актуальных направлений практического применения спутниковых технологий в ОАО «РЖД» в настоящее время становится использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS и средств подвижной цифровой связи для мониторинга дислокации и контроля продвижения восстановительных поездов и работы тяжелой ремонтной техники в периоды технологических «окон». При развертывании работ в этом направлении ставилась задача создать эффективную технологию планирования, мониторинга и анализа работы специальной техники при производстве работ по ремонту инфраструктуры железных дорог с использованием спутниковых и геоинформационных технологий в увязке со специализированными автоматизированными системами ГИС РЖД, АСУ-П и др. Основная цель заключалась в достижении качественно более высокого уровня контроля соблюдения технологических регламентов, а также снижении влияния человеческого фактора при получении объективной информации о ходе проведения работ, параметрах движения используемой техники, оперативном анализе возникающих нештатных ситуаций и принятии решений по их преодолению. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Космические технологии для пассажирских поездов
Финк Ю.М.

Спутниковые технологии находят все более широкое распространение в системах мониторинга технического состояния и местоположения подвижного состава. Уже несколько десятков поездов оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в том числе фирменные поезда «Россия», обращающиеся на самом протяженном маршруте Москва - Владивосток. Сотрудничество компании «Дженерал Телеком» с железнодорожным транспортом началось в 1997 г., когда мы оборудовали вагон начальника Московской железной дороги, поставив туда станцию спутниковой связи Инмарсат. Это была одна из первых модификаций станций, низкоскоростная, но она обеспечивала голосовой канал, факс, передачу данных. Конечно, тогда основными востребованными сервисами были голосовая связь и факс. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Координатный контроль местоположения для локомотивных приборов безопасности
Зорин В.И.

Для эффективного функционирования систем управления и обеспечения безопасности движения поездов на перегонах и станциях в поездном и маневровом режимах станционным, путевым и локомотивным устройствам системы необходима информация о местоположении каждого поезда, в том числе координаты его головного и хвостового вагонов, а также координаты каждой другой подвижной единицы железной дороги. Эта информация в первую очередь необходима для обеспечения безопасного интервала между попутно следующими поездами, а также для реализации максимальной пропускной способности железных дорог или максимальной скорости движения поездов. Она нужна также для исключения проезда светофоров с запрещающими сигналами и контроля границ мест ограничения скорости движения поездов. Первым техническим средством определения местоположения поездов стали рельсовые цепи. Принцип их построения заключается в том, что железнодорожный путь разделяется на отдельные электрически изолированные участки, свободность (отсутствие шунтирования колесными парами поезда) и занятость (наличие шунтирования колесными парами поезда) однозначно определяют местоположение поезда. Одновременно с этим рельсовые цепи контролируют отсутствие изломов рельсов и металлических предметов на рельсовом пути, которые могут быть препятствием для движения поездов. В течение всего времени применения рельсовые цепи непрерывно совершенствовались, более совершенными становились сигналы контроля рельсовых цепей. С помощью рельсовых цепей сейчас не только определяется местоположение поездов, но и передаются на локомотив сигналы автоматической локомотивной сигнализации о показаниях впередистоящих напольных светофоров. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Высокоточная координатная система для высокоскоростной магистрали
Самратов У.Д.

Научно-технический совет ОАО «РЖД» одобрил «новгородский» вариант строительства трассы высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Утверждены основные параметры проектирования ВСМ: время хода 2,5 ч, максимальная скорость движения до 400 км/ч, ширина колеи 1520 мм, непогашенное ускорение 0,48 м/с? и др. Также принято решение о необходимости создания высокоточной координатной системы (ВКС) для проектирования, строительства и эксплуатации будущей магистрали. В соответствии с этим решением в ОАО «НИИАС» разработана концепция ВКС, на базе которой будет разработан комплект нормативно-технической документации, регламентирующей технический облик, состав и функции координатной системы пилотной высокоскоростной дороги, этапы создания, опытной эксплуатации и сдачи в постоянную эксплуатацию. В соответствии с требованиями стандартов комплекта ГОСТ 34 на автоматизированные системы специалистами, принимавшими участие в подготовке концепции, был проведен анализ инфраструктуры пространственных объектов (ИПД) ВСМ. Были проанализированы также требования к координатному обеспечению ИПД, действующие технические требования «Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане». Рассмотрен отечественный (НИОКР-19.73.00: «Пилотный проект по определению области применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте на опытном участке Москва - Клин») и зарубежный опыт (проект GEORAIL) координатного обеспечения железнодорожного транспорта с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Информационно-навигационное обеспечение железнодорожного транспорта
Тимофеев А.А.

ФГУП «Институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева Российской академии наук» выполняет опытно-конструкторскую работу (ОКР) по теме «Разработка системы мониторинга и информационно-навигационного обеспечения движения железнодорожного транспорта». ОКР выполняется по заказу Федерального агентства по промышленности в рамках второй подпрограммы федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Эскизно-технический проект системы и ее базового комплекта оборудования в составе абонентского терминала (АТ), устанавливаемого на железнодорожном транспортном средстве, и базовой станции (БС), размещаемой на объектах железнодорожной станционной инфраструктуры, принят с положительными выводами. В заключении комиссии отмечено, что оснащение подвижного состава и станционных объектов Российских железных дорог разрабатываемым оборудованием позволит повысить степень автоматизации процессов управления, безопасность движения, точность навигационных измерений и контроля состояния железнодорожных путей, а также создать предпосылки для оснащения всей инфраструктуры железных дорог высокоэффективными системами и комплексами навигационного и информационного обеспечения управления движением, технологических процессов эксплуатации оборудования и технических средств, контроля целостности и перемещения грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инфраструктура пространственных данных железных дорог
Суворов А.В., Бугаевский Ю.Л., Попов О.Ю.

Одна из важнейших проблем проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожных магистралей заключается в сборе и накоплении информации о положении железнодорожных путей и объектов транспортной инфраструктуры. Своевременное и эффективное обеспечение данными и информацией о состоянии пути необходимо для обеспечения безопасности движения, увеличения скоростей перевозок и грузонапряженности железных дорог. Для решения этой проблемы требуются интеграция больших объемов пространственных данных, качественный анализ с использованием различных средств и моделей, эффективные методы представления результатов. Добиться этого можно только на основе использования новых информационных технологий, позволяющих объединить на функциональном уровне базы данных, модели и методы расчетов, стандарты и руководства, системные и прикладные программы в виде интегрированной информационной среды. С их помощью может быть получена комплексная информация, необходимая для полноценного обеспечения всех стадий жизненного цикла железнодорожной магистрали, начиная с проектных работ, строительства, и заканчивая эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования