Автоматизированный диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры «ЭРА»

С.В. Архангельский, генеральный директор НПЦ ИНФОТРАНС


Вернуться к содержанию рубрики

Отвечая на требования времени

Все иллюстрации

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки
 

Созданный специалистами НПЦ ИНФОТРАНС автоматизированный диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры «ЭРА», являясь полностью отечественной разработкой, способен выполнять функции пяти ныне действующих типов вагонов-лабораторий: путеизмерителя, совмещенного дефектоскопа, контроля состояния контактной сети, автоматики и радиосвязи.
 

Смотровая вышка КВЛ-АРКС

По сути комплекс открывает новый класс мобильных средств диагностики - модульный, в котором каждый вагон-лаборатория представляет собой законченный измерительный модуль, предназначенный для решения задач контроля состояния тех или иных технических объектов инфраструктуры. В соответствии с требованиями заказчика он может комплектоваться разнообразными системами контроля и работать по своему графику. Когда же необходимо, отдельные вагоны-лаборатории могут быть оперативно объединены в единый комплекс для проведения всесторонней оценки состояния железнодорожной инфраструктуры. При этом не требуется никаких дополнительных настроек и подключений - аппаратно-программное обеспечение автоматически конфигурируется для решения комплексной задачи.

В настоящее время предлагается две модификации комплекса: сетевого и дорожного уровня. Комплекс, ориентированный на сетевой уровень, а также на решение задач по контролю скоростных и высокоскоростных участков пути, состоит из вагонов-лабораторий КВЛ-П3.0 и КВЛ-АРКС, а предназначенный для контроля инфраструктуры на дорожном уровне формируется из КВЛ-П2.1 и КВЛ-АРКС.

КВЛ-П2.1 и КВЛ-П3.0 обеспечивают контроль основных параметров рельсовой колеи и могут дооснащаться системами анализа других параметров рельсовой колеи, рельсов, земляного полотна, ускорений в кузове и на буксах вагона, обзорного видеонаблюдения, видеоконтроля состояния рельсов и рельсовых скреплений и др. Дополнительно на КВЛ-П3.0 устанавливаются системы магнитной и ультразвуковой дефектоскопии.
 

Аппаратура контроля системы автоматики
Аппаратура измерения
геометрических параметров пути

КВЛ-П2.1 является всепогодным и обеспечивает контактные измерения геометрии рельсовой колеи на скоростях до 120 км/ч. КВЛ-П3.0 проводит измерения бесконтактно на скоростях до 250 км/ч (аппаратно). Фактически рабочая скорость КВЛ-П3.0 ограничивается только конструкционной скоростью пассажирского вагона, на базе которого он изготавливается.

КВЛ-АРКС предназначен для контроля состояния контактной сети, систем автоматики и радиосвязи на скоростях, аналогичных рабочим скоростям КВЛ-П3.0.

Реализованный в «ЭРА» подход к разделению функций между модулями выгодно отличает его от аналогичных разработок других фирм, так как обеспечивает максимальную эффективность использования комплекса исходя из различной периодичности обследования разных технических объектов инфраструктуры.
 

В диагностическом комплексе «ЭРА» достигнута полная синхронизация всех параметров измерения и контроля с путевой координатой и привязка к схеме железных дорог, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и электронной разметки пути. Оценка всех измеренных параметров осуществляется в строгом соответствии с действующими в ОАО «РЖД» нормативами и инструкциями.
 

Аппаратная КВЛ-АРКС

Оба вагона комплекса оборудованы системами видеонаблюдения и средствами спутниковой навигации. На вагонах предусмотрены зоны сопровождающих, оснащенные демонстрационными мультимедийными системами, позволяющими контролировать работу любой системы измерения и оценки комплекса, каждого рабочего места, в том числе систем видеонаблюдения обоих вагонов.

Несмотря на очень большую насыщенность комплекса измерительными системами, приборами и аппаратурой в нем благодаря современным эргономическим, компоновочным, дизайнерским решениям удалось создать удобные помещения для жизни и эффективной работы экипажа в непростых условиях постоянных разъездов. В зарубежных аналогах для этого приходится выделять специальный вагон.

Оба вагона, как и все вагоны-лаборатории НПЦ последних моделей, имеют кухни-столовые с плитой, вытяжкой, СВЧ-печью, холодильником, ЖК-телевизором со встроенным DVD-плейером. В вагонах есть душ, удобные спальные купе с необходимой мебелью и т.д. «ЭРА» может служить эффективным средством обследования состояния железнодорожной инфраструктуры руководителями высокого ранга. При этом обеспечивается возможность как визуального наблюдения, так и оперативного ознакомления с данными измерений в наглядном виде.
 

Входящий в комплекс «ЭРА» вагон-лаборатория КВЛ-П3.0 (скоростная бесконтактная многофункциональная путеисследовательская станция) - принципиально новая, инновационная разработка НПЦ ИНФОТРАНС, во многом не имеющая аналогов в мире. Кардинально по-новому решены вопросы съема информации с рельсов: все измерения производятся бесконтактным способом. Существенно расширен состав контролируемых параметров рельсовой колеи, реализованы неразрушающий контроль рельсов, георадиолокация рабочей зоны земляного полотна, координатная и геодезическая привязка результатов измерений и наблюдений. С точки зрения измерения параметров пути и его диагностики КВЛ-П3.0 решает следующие задачи:
маркированный список комплексный контроль и автоматизированная оценка технического состояния рельсовой колеи (основные геометрические параметры, продольный профиль пути, короткие неровности на поверхности катания и рабочей грани рельса, включая импульсные неровности типа седловин в стыках, пробуксовин и др.);
маркированный список определение параметров стыковых зазоров и температуры рельсов;
маркированный список определение поперечного профиля головки рельса и его параметров (величина подуклонки по поверхности катания, вертикальный, боковой и приведенный износы, износ, измеренный под углом 45 градусов);
маркированный список измерение ускорений в кузове и на буксах вагона;
маркированный список видеоконтроль в реальном времени с последующей возможностью сплошного и выборочного просмотра по заданным критериям (стрелки, стыки, импульсные неровности, отметки оператора и т.п.) состояния обустройств пути с возможностью записи отметок оператора и речевых комментариев (обзорное видеонаблюдение), а также состояния рельсов и рельсовых скреплений (подвагонное видеонаблюдение);
маркированный список получение данных о состоянии балластного слоя и рабочей зоны земляного полотна методом георадиолокации;
маркированный список фиксация подкладок и упорок, рельсовых пересечений;
маркированный список обеспечение магнитной и ультразвуковой дефектоскопии рельсов в пути.
 

Аппаратура контроля системы автоматики
Аппаратура измерения
геометрических параметров пути

КВЛ-АРКС, второй вагон, входящий в состав комплекса «ЭРА», предназначен, как уже отмечалось, для комплексного автоматизированного контроля технических параметров контактной сети, технологических параметров напольных устройств систем автоматики, а также параметров технических средств поездной радиосвязи в реальном времени в соответствии с требованиями действующих нормативных документов ОАО «РЖД» для регламентированных параметров назначения.

В состав бортовой аппаратуры КВЛ-АРКС входят бортовая автоматизированная система контроля контактной сети (БАС ККС) и автоматизированная система контроля технологических параметров напольных устройств систем автоматики и параметров технических средств поездной радиосвязи (АСК АР). БАС ККС обеспечивает решение следующих задач:

 
маркированный список определение отклонения положения контактного провода в плане от нормативных параметров;
маркированный список определение отклонения высоты подвеса контактного провода от нормативных параметров;
маркированный список определение сверхнормативных отклонений параметров, визуально наблюдаемых объектов контактной сети;
маркированный список фиксация опор;
маркированный список формирование балльной оценки состояния контактной сети.
 

Подсистема обзорного видеонаблюдения Видеонаблюдение объектов контактной сети

Кроме измерения традиционных параметров контактной сети в БАС ККС реализуются следующие функции:

маркированный список определение расстояния от оси пути до опор контактной сети;
маркированный список видеозапись с привязкой к пути объектов контактной сети по команде оператора с его речевыми комментариями;
маркированный список тепловизионный и ультрафиолетовый контроль объектов контактной сети;
маркированный список регистрация расстояний от основного контактного провода до элементов фиксатора.
 
Подсистема видеоконтроля состояния рельсов и рельсовых скреплений с функцией автоматизированного распознавания:

Применение измерительного полоза с бесконтактными датчиками обеспечивает высокую надежность работы и независимость от погодных условий. Благодаря наличию оптического канала связи между высоковольтным и низковольтным оборудованием достигается высокая помехозащищенность и большая скорость обмена информацией. За счет использования экономичных средств измерений и преобразовательной техники обеспечивается длительная работа бортовой автоматизированной системы от аккумуляторов вагонной системы электроснабжения. Система АСК АР решает следующие задачи:
маркированный список измерение и контроль амплитудных и временных параметров сигналов автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН);
маркированный список измерение и контроль тока и длин шлейфов системы автоматического управления торможением (САУТ);
маркированный список имитационный контроль устройств регистрации перегрева букс и подступичных областей колесных пар вагонов (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ);
маркированный список измерение и регистрация параметров технических средств радиосвязи.
 

Кухня-столовая

При решении указанных задач обеспечиваются автоматическая привязка измерительной информации к координате пути участков железных дорог (станциям, перегонам и рельсовым цепям), создание, хранение и документирование базы данных по участкам, станциям, перегонам и рельсовым цепям, автоматизация процесса обработки и анализа измерительной информации и составления отчетных документов по результатам измерений.

Диагностический комплекс «ЭРА» сетевого уровня был представлен на выставке «Путевые машины - 2007» в г. Калуге и получил диплом первой степени. Вагон-лаборатория КВЛ-П3.0 совместно с вагоном-путеизмерителем КВЛ-П2.1 участвовал в обследовании направления Москва - Санкт-Петербург в рамках подготовки его к высокоскоростному движению.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования