Ученые отраслевых вузов - транспорту.
Исследования. Разработки. Эксперименты.

Ростовский государственный университет путей сообщения


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 
Бинарные подшипники скольжения
для узлов подвижного состава

В Центре нанотехнологий РГУПСа под руководством ректора университета доктора технических наук, академика РАН В.И Колесникова созданы новые материалы для узлов трения железнодорожного подвижного состава. Проведение исследований на самом высоком научно-техническом уровне стало возможно благодаря наличию новейших приборов, в частности системы анализа поверхности фирмы «SPECS», прибора FOUNDRY-MASTER, позволяющего исследовать состав сталей и сплавов по оптическим спектрам, комплексной системы для исследования наномеханических свойств и характеристик материалов NanoTest и др.

Широкомасштабные исследования, проведенные с помощью этих приборов, позволили выявить причины изнашивания элементов трибосистемы «рельс - колесо - тормозная колодка». Разработаны принципы создания пластичных смазок и антифрикционных добавок, позволяющих существенно уменьшить коэффициент трения. Созданы новые композиционные материалы и смазки для применения в узлах трения машин и механизмов, работающих в различных климатических условиях. Ведется работа по созданию принципиально новой системы лубрикации, предусматривающей нанесение антифрикционного наноматериала на боковую грань головки рельса.
 

Гребнерельсосмазыватель кассетного типа

Результаты фундаментальных исследований в области взаимодействия колес подвижного состава и рельсов позволили разработать и запатентовать смазочный материал и ротапринтно-контактный способ нанесения смазочного материала в зону контакта гребня колеса с боковой поверхностью головки рельса. Автоматический гребнерельсосмазыватель АГРС-01 устанавливается на магистральные локомотивы, вагоны, секции электропоездов. Схема установки предполагает оборудование всех 16 колес системами АГРС-01 с возможностью отключения части систем. Расходным смазочным материалом для АГРС-01 являются смазочные стержни РАПС-2. Рабочая скорость движения - от 0 до 350 км/ч, рабочий диапазон температур - от минус 50 до плюс 135 °С, ширина полосы смазывания после прохода АГРС-01 в составе поезда - от 3 до 5 мм, объем наносимого смазочного материала - от 0 до 550 г/км.

***

В НИИЦ «Криотрансэнерго» РГУПСа проводятся исследования и разработки в области надежности подвижного состава и безопасности перевозочного процесса. В частности, разработан ряд вагонов-лабораторий. Совместно с ПКБ ЦТ и ПКБ ВНИИЖТа университет создал проект тягово-энергетического (динамометрического) вагона-лаборатории (ТЭЛ) нового поколения с усовершенствованной измерительно-вычислительной системой. Опытным образцом такой системы оснащены ТЭЛ Забайкальской и Куйбышевской железных дорог. В настоящее время РГУПС участвует в разработке ТЭЛ для испытаний локомотивов при высоких скоростях движения.
 

Экологический вагон

Дорожные экологические вагоны-лаборатории, оборудованные по проекту РГУПСа, предназначены для выполнения требуемого законодательством производственного экологического контроля на предприятиях и объектах ОАО «РЖД». Такие вагоны-лаборатории, оснащенные комплексом экоаналитической аппаратуры для определения концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, воде и почве, позволяют многократно расширить возможности стационарных дорожных экологических лабораторий. Эта разработка университета внедрена на Октябрьской, Северной, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. Совместно с Институтом физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и ОАО «ВНИИЖТ» эта разработка РГУПСа была номинирована в 2008 г. на соискание премии Правительства РФ в области науки и техники.

На Северо-Кавказской, Приволжской и Свердловской железных дорогах в 2006-2007 гг. по проекту РГУПСа в оборудованы тормозоиспытательные вагоны-лаборатории (ТИВЛ). В настоящее время ученые университета предложили методы совместного использования ТЭЛ и ТИВЛ для сбора и обработки данных о режимах вождения поездов, в первую очередь тяжеловесных и длинносоставных.

***

Одно из направлений фундаментальных научных исследований, проводимых на кафедре физики, связано с изучением распространения электромагнитного излучения в неоднородных грунтовых средах. В результаты исследований сконструированы антенные блоки для георадаров, адаптированные для использования в условиях развитой железнодорожной инфраструктуры. Совместно с ООО «ЛогиС» (г. Раменское) разработан трехканальный георадиолокационный комплекс, работающий одновременно в диапазоне частот 1700 МГц, 1000 МГц и 400 МГц. Антенный блок георадара, размещается в обтекателе, закрепленном на вагоне дефектоскопе.

Комплекс позволяет проводить исследования подшпального основания, загрязненности и мощности балластного слоя, подбалластного основания до глубин 4 - 6 м. Производительность комплекса достаточна для выполнения обследований при скорости движения свыше 150 км/ч. В процессе работы полученная информация привязывается к координате пути методами глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС.

Для обработки георадиолокационной информации разработаны алгоритмы и программы для ЭВМ, позволяющие определять исследуемые характеристики в режимах как реального времени, так и камеральной обработки. На основе разработанных методик диагностики состояния балластного слоя и земляного полотна сотрудники университета обследовали карстоопасные участки железнодорожного пути Горьковской железной дороги, оползнеопасные участки и насыпи на слабых основаниях Северо-Кавказской железной дороги.

В связи с имеющими место деформациями железнодорожного полотна в местах пересечений с трубопроводами различного назначения особое внимание уделялось разработке технологий георадиолокационного обследования при проектировании и выполнении строительных работ. Технологии апробированы на объектах Северо-Кавказской железной дороги.

***

Устройство для осушки воздуха

В научно-исследовательской лаборатории «Оптимальное управление подвижным составом» под руководством доктора технических наук, профессора Л.В. Балона ведутся фундаментальные и прикладные работы по исследованию теплогазодинамических процессов, протекающих в пневматических магистралях подвижного состава и устройств зарядки и опробования тормозов (УЗОТ), а также электромагнитных рельсовых тормозов и тормозных рычажных передач локомотивов и вагонов. На основе разработанных математических моделей течения газа в цилиндрической трубе создана эффективная технология осушки сжатого воздуха для пневмомагистралей железнодорожного транспорта.

Разработанное устройство, включающее резервуар с жалюзийным сепаратором, позволяет создать необходимый запас по температуре точки росы, очистить сжатый воздух от вредных примесей (компрессорного масла, окалины, продуктов износа трущихся пар). Технология механической осушки сжатого воздуха внедрена на тяговом подвижном составе железных дорог России и других стран СНГ, а также в пунктах технического обслуживания вагонов эксплуатационных вагонных депо Северо-Кавказской железной дороги.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования