Ученые отраслевых вузов - транспорту

Исследования. Разработки. Эксперименты. Сибирский государственный университет путей сообщения


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Материалы подготовлены С.В. Павловой

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии транспорта» под руководством доктора технических наук В.И. Хабарова разработана модель грузовой станции с элементами искусственного интеллекта на базе ролевой игры. Комплексная модель в полной мере отражает бизнес-процессы грузовой станции, дает возможность воспроизводить различные ситуации, отрабатывать взаимодействие оперативных работников, визуализировать всю работу станции.

В целом ситуационную модель грузовой станции можно рассматривать как тренажер, аналогов которому в России не существует. Тренажерные технологии остро востребованы, они обеспечивают безопасность обучения оперативных работников и правильное принятие ими решений при возникновении нештатных ситуаций. Данная модель, наряду с учебными задачами, ориентирована на практическое использование на транспорте более совершенных регламентов, а также для решения научно-исследовательских проблем, связанных с технологическими особенностями конкретных бизнес-процессов грузовой станции и местной работы. Разработанная система моделирования работы грузовой станции уже два года используется в учебном процессе в СГУПС и может быть тиражирована во все отраслевые вузы.

***

В научно-исследовательской лаборатории «Совершенствование перевозочного процесса» под руководством заведующего кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» кандидата технических наук А.А. Климова в рамках «Программы технологического развития грузонапряженных участков Красноярской железной дороги» разработаны мероприятия по увеличению пропускной способности ряда участков. Определены расчетные размеры движения на участках Решоты - Карабула, Мариинск - Красноярск-Восточный, в Ачинском и Красноярском железнодорожных узлах. Выявлены ограничивающие по пропускной способности перегоны участков, а также лимитирующие элементы на станциях Решоты, Ачинск-1, Новая Еловка и исследована целесообразность реализации мероприятий по увеличению пропускной способности. На основании технико-экономических расчетов определены рациональные варианты и этапность развития этих участков и станций, а также варианты оптимальных схем работы локомотивных бригад на участке Мариинск - Красноярск-Восточный.

Использование полученных результатов позволит ОАО «РЖД» увеличить объемы перевозок на рассматриваемых участках и получить дополнительную прибыль около 1 млрд. руб. в год. Кроме того, улучшится использование локомотивных бригад и сократятся эксплуатационные расходы. Одновременно сокращаются затраты на развитие инфраструктуры участков железной дороги для освоения перспективных объемов перевозок.

Коллектив Научно-исследовательской лаборатории «По борьбе со снежными заносами и лавинами на железных и автомобильных дорогах» под руководоством заведующего кандидата технических наук С.С. Шевчука активно участвовал в разработке новой редакции Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог ОАО «РЖД». Эта работа была завершена специалистами НИЛ в 2008 г. Инструкция устанавливает методы и средства устранения лавинной опасности на железных дорогах, порядок наблюдений и осмотров лавиноопасных участков и защитных сооружений, правила производства работ по обрушению снежных лавин, ликвидации лавинных завалов железнодорожного пути и подвижного состава.

***

В 2008 г. сотрудники НИЛ «Геология, основания и фундаменты» СГУПСа под руководством А.Л. Ланиса выполнили работы по хоздоговорным темам для ОАО «РЖД» на общую сумму более 8 млн. руб. Наиболее значимой темой являлось инженерно-геологическое обследование верхнего строения второго пути на перегоне Урываево - Панкрушиха Западно-Сибирской железной дороги. Было проведено обследование балластного слоя, грунтов и естественного основания насыпей, определены физико-механические показатели, установлены причины деформаций. В результате проведенной работы установлено реальное состояние земляного полотна, верхнего строения пути, состав грунтов насыпи и естественного основания земляного полотна. Определена степень их морозоопасности при природной влажности и проведено выделение инженерно-геологических элементов. Дана оценка степени агрессивного воздействия грунтов на подземные конструкции. Выполненные работы позволили разработать проект реконструкции этого участка пути.

***

Лаборатория «Мосты» НИДЦ СГУПСа (руководитель Ю.В. Рыбалов) с 2006 г. ведет работы по обследованию, испытанию и оценке грузоподъемности пролетных строений железнодорожных мостов, эксплуатирующихся на полигоне БАМа. Необходимость проведения этих работ возникла в связи с решением об увеличении грузопотока по магистрали. Потребовалось оценить состояние сооружений с целью определения затрат на ремонт или их реконструкцию.

Всего в 2006-2008 гг. лабораторией было обследовано и испытано, в том числе с уточнением грузоподъемности, 359 пролетных строений, из них только в 2008 г. - 123 конструкции. Оценка грузоподъемности для сталежелезобетонных пролетных строений производилась впервые по методике, разработанной в СГУПСе с учетом предложений НИИмостов. Испытания проводились без перерыва движения поездов по методике экспресс-диагностики, также разработанной в рамках выполняемых исследований. В результате Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиалу ОАО «РЖД» были переданы рекомендации по очередности выполнения работ по усилению пролетных строений. Службы пути Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорог получили рекомендации по условиям пропуска нагрузок по сооружениям. Сделанные выводы позволили оптимизировать затраты на эксплуатацию пролетных строений, а также эффективно планировать маршруты движения поездов с учетом фактической грузоподъемности конструкций.

***

В научно-исследовательской лаборатории «Экономика транспорта» под руководством доктора технических наук А.В. Давыдова разботана методика определения рейтинга железных дорог по научно-технической информации. Эта работа выполнена в рамках практической реализации Стратегической программы развития ОАО «РЖД» и перехода к идеологии инновационного менеджмента, когда все более значимыми становятся вопросы внедрения новейших технологий, научно-технических достижений, передового производственного опыта, обеспечивающих устойчивую работу и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Новая методика позволяет на основе управленческого воздействия и долгосрочного планирования научно-технического развития создать эффективный механизм корпоративного управления инженерной деятельностью в холдинге.

Научно обоснованный подход к организации и объективной рейтинговой оценке деятельности железных дорог и других филиалов по научно-технической информации позволит принимать взвешенные, обоснованные управленческие решения для повышения эффективности производственной деятельности. Методика является многоуровневой и позволяет определять рейтинг железных дорог, других филиалов ОАО «РЖД», их структурных подразделений. Она адаптирована к организационной структуре и системе управления компании, проста в применении, не требует затрат времени и материальных ресурсов на экспертную оценку, свободна от погрешностей субъективной оценки. Распоряжением старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича методика введена в действие с января 2009 г.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования