Аннотации №02 2021
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 2021 г.
КОБЗЕВ С.А., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – главный инженер
О реализации проекта строительства ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург
С. 5–9. 9 рис.
Отмечено, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) является приоритетным среди рассматриваемых в настоящее время проектов скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации. Указаны основные технико-экономические показатели новой магистрали, этапы ее сооружения, ожидаемые социально-экономические и технологические эффекты в период строительства и после ввода в эксплуатацию. Затронуты вопросы, которые предстоит решить при реализации проекта ВСЖМ-1.
Ключевые слова: высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1); высокоскоростной поезд; социально-экономический эффект.
ТИХОНОВ А.Б., генеральный директор АО «Росжелдорпроект»
Сравнение вариантов прохождения трассы ВСЖМ-1
С. 10–15. 10 рис.
Перечислены главные критерии, на основании которых из множества вариантов прохождения трассы ВСЖМ-1 были отобраны три: Западный, Новгородский и Валдайский. Приведены основные технико-экономические показатели этих трех вариантов, отмечены достоинства и недостатки каждого из них. Сделан вывод, что приоритетным является Новгородский вариант, позволяющий достичь наибольшего социально-экономического эффекта благодаря максимальному приближению трассы к Великому Новгороду.
Ключевые слова: ВСЖМ-1; Западный вариант; Новгородский вариант; Валдайский вариант; социально-экономический эффект.
ГОЛОМОЛЗИН В.Г., начальник Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доктор технических наук
Характеристика и роль терминальной сети транспортного узла в организации контейнерных поездов
С. 16–21 рис. 2 рис.
Рассмотрены вопросы развития, совершенствования и повышения эффективности терминально-складской инфраструктуры в рамках реализации Концепции создания терминально-логистических центров на территории РФ. Приведены результаты исследований особенностей дислокации и перерабатывающих способностей терминальной сети Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Проанализирована организация перевозок по технологии контейнерных поездов и блок-поездов с анализом логистических мощностей терминально-складской инфраструктуры с точки зрения работы с контейнерами и изучения функционирования терминально-складских объектов, работающих в качестве контейнерных и тыловых терминалов.
Ключевые слова: терминальная сеть; контейнерный терминал; припортовый тыловой терминал; контейнерные перевозки; блок-поезд.
ЛИСИЦЫН А.И., начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
Об итогах реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД»
С. 23–28. 10 рис.
Рассказано об охране окружающей среды как одной из приоритетных задач ОАО «РЖД».
Проанализирована Экологическая стратегия компании на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г.
Ключевые слова: Экологическая стратегия ОАО «РЖД»; программа повышения экологической ответственности; концепция развития системы управления природоохранной деятельностью; зеленые облигации.
БОРОДИН А.Ф., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заведующий отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем, доктор технических наук, профессор Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ))
ГОРБУНОВ Г.Г., АО «ИЭРТ», начальник сектора узлов и станций
СОКОЛОВ А.Ю., АО «ИЭРТ», начальник сектора наличной пропускной способности
СМИРНОВ А.Е., АО «ИЭРТ», ведущий инженер
ГУРГЕНИДЗЕ И.Р., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский
институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), руководитель научно-технического комплекса цифрового моделирования имени В.И. Уманского
КАЛИНИН С.В., АО «НИИАС», заместитель руководителя научно-технического комплекса
КОЗЛОВСКИЙ А.П., АО «НИИАС», заместитель руководителя центра имитационного моделирования
Использование пропускной способности станций при интервальном регулировании движения поездов
С. 29–36. 9 рис.
Рассказано о технологии управления движением поездов с использованием интервального регулирования. Рассмотрены варианты решений по внедрению систем интервального регулирования. Обоснован выбор мероприятий по развитию железнодорожных полигонов. Выполнен анализ влияния технологии интервального регулирования движения поездов на величину пропускной способности железнодорожных линий. Отмечена необходимость реализации инфраструктурных, технических и технологических мероприятий по развитию пропускной способности приемоотправочного парка.
Ключевые слова: интервальное регулирование; пропускная способность; железнодорожный полигон; приемоотправочный парк; имитационные расчеты; моделирование работы станций; стрелочные горловины.
ЗУЕВ Г.А., Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), начальник отдела внедрения аппаратно-программных комплексов Научно-технического комплекса по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных и полигонных процессов
САВИЦКИЙ А.Г., кандидат технических наук
Эффективней использовать возможности систем станционной автоматизации
С. 37–43. 1 рис.
Представлены подходы, позволяющие без существенных инвестиций повысить эффективность станционных процессов за счет использования в полном объеме функциональных возможностей уже действующих автоматизированных систем управления. Показано, что в дополнение к этому увеличению пропускной способности сортировочной станции будет способствовать изменение технологии подготовки грузового состава своего формирования к отправлению.
Ключевые слова: повышение эффективности станционных процессов; совершенствование технологии формирования (расформирования) составов; анализ работы сортировочной станции при использовании и без использования рекомендаций систем автоматизации.
ДЮЖАКОВА Л.П., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центра инновационного развития (ЦИР)
АЛАСАНИЯ М.М., ОАО «РЖД», начальник отдела по работе со стартап-проектами ЦИР
ШИШКОВА Д.М., ОАО «РЖД», ведущий технолог отдела по работе со стартап-проектами ЦИР
Площадки инноваций
С. 45–53. 8 рис.
Рассмотрено формирование и внедрение Центром инновационного развития ОАО «РЖД» эффективной операционной модели инновационной деятельности как многокомпонентной системы управления инновационным процессом от генерации идей до их коммерциализации за счет максимального содействия в организации и тиражировании на сети положительного опыта работы региональных инновационных площадок в соответствии с высокими стандартами ОАО «РЖД».
Ключевые слова: региональные инновационные площадки; пилотные проекты дорог; рабочие группы; внедрение инноваций; интеллектуальная деятельность; интеллектуальная собственность.
ПЕВЗНЕР В.О., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), главный научный сотрудник, профессор, доктор технических наук
ГРИНЬ Е.Н., Российский университет транспорта (МИИТ), доцент, кандидат технических наук
Совершенствование системы управления техническим обслуживанием пути
С. 54–59. 5 рис.
Рассмотрены вопросы совершенствования существующей системы управления техническим обслуживанием пути для различных эксплуатационных условий. Предложены техника и технология производства путевых работ в различных условиях организации движения поездов, схемы организации работ по техническому обслуживанию пути для участков с различной грузонапряженностью.
Ключевые слова: система технического обслуживания железнодорожного пути; технология производства работ; неровности участков пути; воздействие вагонов на путь; подуклонка рельсов; устойчивость колеи.
БУЙНОСОВ А.П., Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), профессор кафедры «Электрическая тяга», доктор технических наук
ХУДОЯРОВ Д.Л., УрГУПС, доцент кафедры «Электрическая тяга», кандидат технических наук
ТЮШЕВ И.А., УрГУПС, аспирант
Развитие функциональных возможностей системы диагностики локомотивов
С. 60–63. 4 рис.
Рассмотрены возможности расширения аппаратных средств обработки диагностической информации о состоянии оборудования локомотива, полученной от комплектов диагностического оборудования для определения причин неисправности конкретного узла подвижного состава. Определены направления развития в области формирования комбинированных систем бортовой и стационарной аппаратуры сбора данных диагностической информации, предоставляющих возможность предиктивно оценивать техническое состояние локомотивов.
Ключевые слова: развитие; комплект диагностического оборудования; аппаратные средства обработки; комбинация; диагностическая информация.
ЗЯБЛОВ А.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), аспирант кафедры «Нетяговый подвижной состав»
БЕСПАЛЬКО С.В., РУТ (МИИТ), профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук
ГРИГОРЬЕВ П.С., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы», кандидат технических наук
КУЗНЕЦОВА Ю.А., РУТ (МИИТ), студентка кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте»
Моделирование и оптимизация системы ремонта вагонов
С. 64–66.
Работа направлена на оптимизацию структуры и периодичности ремонтов в системе технического обслуживания и ремонта вагонов. В качестве целевой функции оптимизации принята величина себестоимости единицы пробега вагона.
Разработаны алгоритмы оптимизации на основе методов: точного; рекурсивного перебора; покоординатного спуска и градиентного спуска. Разработанные алгоритмы реализованы на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» РУТ (МИИТ) в виде программы.
Выполнены расчеты тестовых вариантов жизненного цикла вагона и проанализированы различные методы оптимизации с точки зрения их эффективности: затрат машинного времени, требуемой величины шага изменения переменных, универсальности.
Результаты данной работы могут применяться для организации работы вагонного хозяйства, а также при проектировании новых моделей системы «вагон-эксплуатационная среда».
Ключевые слова: cистема технического обслуживания и ремонта вагонов; оптимизация ремонта вагона; целевая функция; стоимость единицы пробега; межремонтные циклы
ПАЗУХА А.А., инженер производственно-технического отдела Свердловской дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения, аспирант Уральского государственного университета путей сообщения
На основе прогнозирования
С. 66–68. 4 рис.
Рассмотрена линейная модель краткосрочного прогнозирования электротравматизма персонала энергетического комплекса ОАО «РЖД», построенная с. помощью метода наименьших квадратов. Выполнен прогноз числа электротравматических случаев с 2020 по 2023 г. с границей доверительного интервала. Предложены эффективные действия для снижения случаев электротравмирования работников энергетического комплекса ОАО «РЖД» и повышения уровня электробезопасности персонала, а также для выполнения персоналом норм и правил безопасности труда. Определены дальнейшие направления прогнозирования элетротравматизма в энергетическом комплексе ОАО «РЖД».
Ключевые слова: распределение электротравматизма; энергетический комплекс ОАО «РЖД»; прогнозирование; метод наименьших квадратов; электробезопасность; переносное заземляющее устройство; космическое позиционирование.
Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Электровозы
С. 69–77. 6 рис.
Продолжение подраздела, представляющего электровозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого электровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.
Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; электровоз.