Аннотации №04 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 4, 2021 г.

ШИЛО А.Н., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания

Укрепляя взаимодействие с грузоотправителями и партнерами холдинга

С. 4–9. 8 рис.

Рассказывается о технических и технологических мероприятиях, направленных на улучшение качества грузовых перевозок, о развитии взаимодействия холдинга с потребителями транспортных услуг, о развитии коммерческой инфраструктуры общего пользования. Описываются проблемы для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта: формирование комплексной услуги, включая первую и последнюю мили, цифровизация, сложность процессов доступа к услуге перевозки, пересмотр технических условий размещения и крепления грузов и др.

Ключевые слова: грузовые перевозки; грузоотправители; коммерческая инфраструктура общего пользования; Программа повышения качества транспортного обслуживания.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), кандидат технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук

ЯКУБЕНЬ А.Ю., ОАО «РЖД», начальник отдела развития контейнерных перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания

Перспективы развития ускоренных грузовых перевозок

С. 10–15. 8 рис.

Рассказано о путях повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на основе внедрения ускоренного движения грузовых поездов. Рассмотрены условия успешного использования данной технологии на сети ОАО «РЖД», проанализированы особенности таких перевозок. Отмечена важность создания современных транспортных продуктов, которые позволят за счет значительного увеличения скорости доставки и расширения номенклатуры перевозимых грузов улучшить использование железнодорожной и терминальной инфраструктуры, увеличить доходы от грузовых перевозок.

Ключевые слова: ускоренные грузовые перевозки; конкурентоспособность; железнодорожный транспорт; контейнерные перевозки; новая технология; терминалы; станции.

МОСКВИЧЕВ О.В., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доцент, доктор технических наук

ВАСИЛЬЕВ Д.В., СамГУПС, преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»

Интеллектуальная система управления контейнерным терминалом

С. 16–19. 2 рис.

Рассказано о развитии контейнерных перевозок как ключевом элементе расширения логистического направления деятельности ОАО «РЖД». Выполнен анализ современного российского контейнерного рынка. Отражена положительная динамика роста, которую ежегодно демонстрируют контейнерные перевозки. Отмечена важность рабзработки интеллектуальной системы управления контейнерным терминалом (ИСУКТ). Подробно рассмотрена структурная схема ИСУКТ, описаны задачи всех ее подсистем.

Ключевые слова: контейнерные перевозки; стратегия цифровой трансформации; контейнерный терминал; уровень контейнеризации; ИСУКТ; контейнерные поезда; планирование; контейнер.

ГОРБАЧЕВ Р.А., Московский физико-технический институт (МФТИ), ведущий инженер, заведующий лабораторией волновых процессов и систем управления, кандидат технических наук

НОВИКОВ А.Н., МФТИ, ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления

ЗАХАРОВА Е.М., МФТИ, ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления, кандидат технических наук

КАЛИНКИН А.В., ООО «КиберТех-Сигнал», руководитель департамента автоматизации

ФОМИН М.В., ООО «КиберТех-Сигнал», технический директор

Виртуальное моделирование и диспетчерское управление

С. 20–23. 4 рис.

Приведено описание метода имитационного моделирования как способа верификации системы поддержки принятия решений (СППР) в диспетчерском управлении на железнодорожном транспорте. Представлено применение в этих целях программного блока имитационного моделирования движения поездов с использованием вычислительно-моделирующего стенда. Показано, что дополнительной возможностью при этом является верификация решений, получаемых от СППР, с помощью искусственного интеллекта.

Ключевые слова: имитационное моделирование; железнодорожного движение; железнодорожная инфраструктура; прогнозирование железнодорожного движения.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

КОЛИН А.В., РУТ (МИИТ), руководитель научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования»

РОМЕНСКИЙ Д.Ю., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), ассистент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»

О развитии пассажирского транспортного коридора Север – Юг

С. 24–29. 2 рис.

Рассмотрена проблема развития пассажирских железнодорожных перевозок в транспортном коридоре Север – Юг России в условиях интенсивных грузовых железнодорожных перевозок и конкуренции с воздушным и автомобильным транспортом. Сделан вывод, что кардинальным ее решением является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер, которую целесообразно вводить в эксплуатацию поэтапно. Перечислены задачи и особенности каждого из четырех намечаемых этапов.

Ключевые слова: транспортный коридор Север – Юг; пассажирские железнодорожные перевозки; высокоскоростная железнодорожная магистраль; поэтапный ввод в эксплуатацию.

ПАНЫЧЕВ А.Ю., ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)

КИСЕЛЁВ И.П., профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса»

ПГУПС, инженер путей сообщения, доктор исторических наук

Инновации – первооснова транспортного образования

С. 30–36. 6 рис.

Рассказывается о присвоении статуса «Федеральной инновационной площадки международных образовательных программ опережающей подготовки кадров для высокоскоростных магистралей» ПГУПС, обладающему более чем двухвековым опытом опережающей подготовки специалистов для транспортной отрасли.

Ключевые слова: инженерное образование в России; создание железнодорожного транспорта – технологический прорыв; инновационная экономика; инновационное сетевое обучение.

КОШЕЛЕВ Р.Ю., руководитель Центра «Корпоративный акселератор стартап-проектов ОАО «РЖД» – АО «ВНИИЖТ»

ШИКУНОВ Д.В., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора по экономике и финансам

Реализуя корпоративные акселерационные программы

С. 37–42. 6 рис.

Рассмотрено, как в структурах ОАО «РЖД» активно реализуется программа инновационного развития, направленная на дальнейшее повышение эффективности деятельности компании. Показано, что одним из основных элементов сформированной Центром инновационного развития в холдинге «РЖД» экосистемы инноваций является корпоративный акселератор ОАО «РЖД», созданный в 2019 г. на базе головного отраслевого научно-исследовательского института – АО «ВНИИЖТ».

Ключевые слова: инновационное развитие; акселератор ОАО «РЖД», технологический фокус, стартап-проект, пилотное внедрение.

ЗИНОВЬЕВА Е.В., начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»

Актуализация основного документа по труду дистанций электроснабжения

С. 46–47. 1 рис.

Рассказывается о совместной работе Трансэнерго, ЦЗТ и ЦОТЭН по разработке нормативных документов по труду. Особое внимание уделяется увеличению бюджета затрат для выполнения требований Минэнерго по обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок на содержание дополнительной численности электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи дистанций электроснабжения, что положительно скажется на выполнении производственных планов, будет способствовать устойчивому обеспечению технологического процесса, а также повышению эффективности и производительности труда всего энергетического комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: дистанции электроснабжения; техническое обслуживание и ремонт устройств электроснабжения: нормативная численность электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи; нормы затрат труда; нормативные документы по труду.

ПРОСКУРЯКОВ Е.Л., заместитель начальника Свердловской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»

Система электрической тяги постоянного тока двойного уровня напряжения

С. 48–52. 4 рис.

Затронута проблема ограничения пропускной способности участков железных дорог по системе электрической тяги постоянного тока. Приведены существующие способы снятия указанного ограничения. В качестве еще одного способа предложено использование системы электрической тяги постоянного тока двойного уровня напряжения. Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией этой системы, указаны ее положительные особенности.

Ключевые слова: ограничение пропускной способности; система электрической тяги постоянного тока; система электрической тяги постоянного тока двойного уровня напряжения; тяговая подстанция; лимитирующая межподстанционная зона.

КОКУРИН И.М., Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, главный научный сотрудник лаборатории проблем организации транспортных систем, доктор технических наук, профессор

Решения задач увеличения пропускной способности перегонов

С. 52–54. 1 рис.

Представлены три способа расстановки проходных светофоров и сигнальных знаков при проектировании систем интервального регулирования. Обоснована целесообразность их расстановки исходя из расчетных тормозных путей при наибольших скоростях движения поездов в данном месте пути в целях достижения максимальной пропускной способности.

Ключевые слова: проектирование систем интервального регулирования движения поездов; повышение пропускной способности перегонов.

МОХОВ К.Ю., ООО «Саровский Инженерный Центр» (СИНЦ), начальник отдела

ГОВОРУНОВ И.Н., СИНЦ, научный сотрудник

КУДРЯВЦЕВ А.Ю., СИНЦ, начальник отдела, кандидат физико-математических наук

РЯБОВ А.А., СИНЦ, директор, доктор физико-математических наук

ЛЮБИЦКАЯ Н.А., ООО «ТМХ-Инжиниринг», ведущий инженер-конструктор

НЕПРИН А.Ю., ООО «ТМХ-Инжиниринг», главный конструктор проекта по пассажирским электровозам

ОРЛОВ А.Ю., ООО «ТМХ-Инжиниринг», директор обособленного подразделения в г. Новочеркасске

Компьютерная оценка теплоизоляционных свойств кабины электровоза

С. 55–58. 3 рис.

Дано краткое описание численной методики расчета термодинамических характеристик кабины локомотива и создания трехмерных цифровых моделей на этапе разработки конструкторской документации. Проведено сравнение результатов оценки среднего коэффициента теплопередачи ограждений кабины электровоза 2ЭС5С, полученных экспериментальным путем и с помощью компьютерного моделирования. Показано, что компьютерное моделирование позволяет не только с хорошей точностью предсказывать теплоизоляционные свойства кабины локомотива, но и определять пути повышения эффективности ее системы обеспечения микроклимата.

Ключевые слова: компьютерное моделирование; теплоизоляционные свойства кабины локомотива; средний коэффициент теплопередачи; электровоз 2ЭС5С.

БОРОНЕНКО Ю.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», профессор, доктор технических наук

ПОКРОВСКАЯ О.Д., ПГУПС, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук

ТИТОВА Т.С., ПГУПС, первый проректор – проректор по научной работе, профессор, доктор технических наук

ЦЫГАНСКАЯ Л.В., ПГУПС, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук

БЕЙН Д.Г., АО «Научно-внедренческий центр «Вагоны» (АО «НВЦ «Вагоны»), заместитель начальника научно-исследовательского бюро, кандидат технических наук

КОНДРАТЕНКО С.В., ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы», заместитель генерального директора по проектной деятельности

Перевозка сборных грузов в инновационных паллетных вагонах

С. 59–62. 2 рис.

Представлены результаты проведенных исследований востребованности и необходимых опций подвижного состава для перевозки сборных грузов на паллетах. Составлены портрет потенциального потребителя перевозок сборных грузов в вагоне-паллетовозе и матрица рыночных потребительских ожиданий с оценкой клиентоориентированности и платежеспособного спроса, а также перечень технических требований к вагону, потенциальные маршруты, дополнительные опции и услуги. Дана оценка возможных вариантов технических решений.

Ключевые слова: сборные грузы; вагон-паллетовоз; клиентоориентированность; мультимодальные перевозки.

ПАРШИНА И.С., Калининградская железная дорога, ведущий специалист отдела корпоративных коммуникаций

АНАНЬЕВ А.А., Калининградская железная дорога, заместитель начальника Калининградской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений

Зеленый подход

С. 63–65. 5 рис.

Освещены вопросы охраны окружающей среды на полигоне Калининградской железной дороги, указаны наиболее значимые из реализованных и намечаемых к реализации экологических проектов. Особое внимание уделено проектам перевода мазутных котельных на природный газ, а также внедрения комплексной системы автоматизации и диспетчеризации котельных.

Ключевые слова: Калининградская железная дорога; охрана окружающей среды; экологический проект; котельная; природный газ; комплексная система автоматизации и диспетчеризации.

ОВАНЕСОВА Е.А., Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре – филиал ОАО «РЖД», технолог I категории отдела горочных систем и оборудования, кандидат технических наук

Снижение шума от вагонных замедлителей

С. 66–69. 2 рис.

Обозначена социальная значимость вопросов борьбы с шумом от вагонных замедлителей и сделан обзор существующих предложений в данной области. Проанализирована эффективность предлагаемых решений и выявлены факторы, влияющие на нее. Сформулированы наиболее перспективные направления дальнейших исследований и требования к реализации комплексного подхода к защите от шума.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; акустическое воздействие; генерация шума; сортировочная станция; вагонный замедлитель.

КУРМЫШОВ В.М., Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ (ИТ) ВА МТО), заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доцент, доктор исторических наук

РЫБИЦКИЙ В.А., Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ) (НИИ (ВСИ МТО ВС РФ)) ВА МТО, старший научный сотрудник, доцент, кандидат военных наук

О техническом прикрытии железных дорог

С. 70–74. 2 рис.

Рассмотрен первый период Великой Отечественный войны с июня 1941 по ноябрь 1942 г, когда для скорейшей ликвидации последствий налетов авиации на прифронтовые железные дороги потребовались специальные силы и средства, их правильная расстановка по эксплуатируемым участкам и всесторонняя подготовка личного состава к обслуживанию и восстановлению объектов. Показано, что железнодорожные войска с этой задачей успешно справились, и как в этот период задача, возложенная на железнодорожные войска, по обслуживанию железных дорог последовательно переросла в стройную систему технического прикрытия железных дорог.

Ключевые слова: обслуживание железных дорог; железнодорожные войска; спецформирования НКПС; техническое прикрытие железных дорог.

МИШИН И.М., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство»

Инновации в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава

С. 75–77. 3 рис.

Рассказано о внедрении в процесс технического обслуживания и ремонта подвижного состава инновационных технологий, направленных на повышение производительности труда, сокращение расходов, улучшение эксплуатационных и экологических показателей.

Ключевые слова; инновации, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; системы диагностики; робототехника; измерительные приборы; аддитивные технологии.

Читайте также: