Аннотации №01 2024

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 1, 2024 г.

Инвестиционные проекты 2023 г.

С. 20–48.

Аннотация. Рассказывается о наиболее крупных инвестиционных проектах, реализованных ОАО «РЖД» в 2023 г. на полигонах Октябрьской, Калининградской, Московской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог. Особое внимание уделяется фактам, что в условиях ограничений, вызванных проведением специальной военной операции на Украине, компании пришлось существенно перестроить свою работу, взаимодействие с грузовладельцами и пассажирами, перераспределить ресурсы таким образом, чтобы минимизировать экономические потери и сохранить коллектив. Отмечается, что, проявив высокую мобилизационную и организационную готовность к возникшим вызовам, ОАО «РЖД» обеспечило в этот сложный период бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Компании удалось в максимально возможной степени сохранить инвестиции по проектам, направленным на достижение национальных целей развития. Подчеркивается, что устойчивое развитие ОАО «РЖД» определяет динамику многих отраслей отечественной экономики и задает темпы, качество роста в добывающей, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и ряде других секторов, а также формирует прочную основу для увеличения экспортного потенциала отечественных предприятий и компаний. Отмечается особая роль развития железнодорожной сети, обновления подвижного состава в обеспечении транспортной связанности нашей огромной по территории страны, и важное значение для роста скоростей движения, повышения качества пассажирских перевозок. Рассматриваются проекты, которые курирует ОАО «РЖД», которые носят стратегический характер, имеют долгосрочный комплексный эффект как для отдельных регионов и территорий, так и для всей страны: они дают загрузку строительных мощностей, обеспечивают заказами отечественных поставщиков и подрядчиков, позволяют создавать новые рабочие места.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», инвестиционные проекты, железнодорожный транспорт, подвижной состав, грузовые и пассажирские перевозки, рост скоростей движения.

Научная статья

УДК 656.2.072+656.22

САЗОНОВ К.Е., начальник лаборатории морской ледотехники Крыловского государственного научного центра,  старший научный сотрудник; профессор кафедры «Океанотехника и морские технологии» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, доктор технических наук

Из истории ледовых железнодорожных переправ

С. 49–54. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрено создание и использование в России в конце XIX – начале XX в. ледовых железнодорожных переправ. Показано, что создание и эксплуатация таких переправ осуществлялись не на основе знаний о физических свойствах ледяного слоя, а, скорее, на основе эмпирических данных о несущей способности льда. Подчеркнуто, что инженерное обеспечение ледовой переправы обычно сводилось к выбору схемы устройства железнодорожного пути на льду, а также его сопряжения с берегом. Отмечена  важная роль опыта, знаний и интуиции специалистов, выполнявших работы. Особое внимание уделено факту, что первые инженерные и научные исследования механики ледяного покрова при функционировании переправы начались лишь перед революцией и после нее благодаря инициативе отдельных инженеров. Даны краткие описания наиболее известных ледовых железнодорожных переправ того времени.

Ключевые слова: ледовая переправа, ледяной покров, железнодорожный путь, трещины.

Список источников

  • Рынин Н.А. Ледорезы / Н.А.Рынин. – СПб. : Типография Ю.Н.Эрлих, Садовая, № 9. – 1903. – 143 с.
  • Шелихова А.К. По воде аки посуху / А.К.Шелихова // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 5. – С. 202–211.
  • Патон Е.О. Восстановление мостов. Ч. 2. Способы и приемы восстановления / Е.О.Патон. – Киев :  изд. Центр. упр-ния железнодор. транспорта НКПС, 1924. – 472 с.
  • Яковлев П.И. Восстановление железных дорог, разрушенных при военных действиях / П.И.Яковлев :  сб. мат. и практ. указаний. –  Петроград : изд. Издат. отдела НКПС, 1923. – 216 с.
  • Даниленко П.Н. Эшелон выходит на лед. Ледовые переправы как способ строительства и восстановления железных дорог / П.Н.Даниленко, С.Б.Дегтев // Материально-техническое обеспечение ВС РФ. – 2023. – № 2. – С. 112–117.
  • Сергеев Б.Н. Устройство зимней переправы вагонов по льду и работа ледяного слоя под действием нагрузки / Б.Н.Сергеев // Ледяные переправы. 18-й сборник отдела инженерных исследований. – М. :  СССР–Транспечать НКПС, 1929. – С. 5–35.
  • Третьяков В.Г. Организация ледовой переправы через Байкал в феврале–марте 1904 г. / В.Г.Третьяков // Земля Иркутская. – 2004. – № 2 (25). – С. 16–21.
  • 110 моментов истории дороги. Дальневосточная магистраль [Электронный ресурс] // Гудок. – Вып. № 43. – 02.11.2007. –    Режим доступа : https://gudok.ru/zdr/171/?ID=589723 (Дата обращения 05.07.2023).
  • Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И.Ф.Ушаков. – Мурманск :  Мурманское книжное изд-во, 1972. – 672 с.
  • Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием ее района. – Петроград :  Типография Товарищества А.Ф.Маркс, 1916. – 204 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/Murm-zhel-doroga_kratkij-ocherk_1916/282/index.html (Дата обращения 05.07.2023).
  • Катанский В.П. Передача товарных вагонов по пути, уложенному по льду р. Волга у Саратова в зиму 1915–1916 годов, и производство наблюдения за влиянием нагрузки на состояние ледяного покрова / В.П.Катанский // Вестник Саратова. – Отдел. Имп. рус. техн. об-ва за 1916 г. – № 11–12.
  • Сазонов К.Е. Первые исследования прочностных свойств льда в России для нужд ледоколостроения / К.Е.Сазонов // Вопросы истории естествознания и техники. – 2023. – № 44 (1). – С. 20–36.

SAZONOV K.Е., Head of Laboratory, Krylov State Research Centre (St. Petersburg, Russia), Senior Research Scientist, D.Sc; Chair Professor, St. Petersburg State Marine Technical University (St. Petersburg, Russia)

Train-ferry crossings in ice-covered waters

P. 49–54. 4 fig.

Abstract. The paper reviews the development and exploitation of ice train-ferry crossings in Russia in the late XIX – early XX centuries. It is shown that crossings were set up and operated based on empirical data of ice bearing capacity rather than on the knowledge of ice physical properties. Engineering services were usually limited to the arrangement of railway track on ice and linking the same with the shore. Experience, skills and intuition of specialists on the job were playing the main role. The first engineering and scientific studies on mechanics of ice cover under train-ferry crossings began only early before and after revolution at the initiative of some engineers. The paper describes major train-ferry crossings of that time.  

Key words: ice crossing, ice cover, railway track, cracks.

САЗОНОВ Кирилл Евгеньевич, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: kirsaz@rambler.ru

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

Читайте также: