Аннотации №06 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 6, 2022 г.

Ответственный период.

На железных дорогах начались массовые летние перевозки пассажиров

С. 4–9. 10 рис.

Рассказывается о росте пассажирских перевозок в летний период – традиционную пору отпусков, путешествий и загородного отдыха. Отмечаются увеличение числа пригородных и дальних поездов, ввод новых расписаний, появление новых маршрутов. Особое внимание уделяется заблаговременной всесторонней подготовке к летнему сезону и ответственной работе всех причастных служб персонала ОАО «РЖД».

Ключевые слова: летние пассажирские перевозки; пригородные и дальние поезда; рост пассажиропотоков; расписание.

ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), исполняющая обязанности заведующего кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доцент, доктор технических наук

СОЛЯНИК В.В., ПГУПС, инженер Учебного центра управления движением имени Б.П. Бещева

О планировании работы сортировочной станции

С. 10–12. 4 рис.

Рассмотрены задачи наращивания пропускной и перерабатывающей способностей сортировочных станций путем оптимального развития их производственных мощностей. 

Проанализированы способы повышения возможностей станций для освоения вагонопотоков. Приведены методы, описывающие работу сортировочных станций.  

Ключевые слова: имитационное моделирование; вагонопотоки; перерабатывающая способность; коэффициент неравномерности; сортировочные станции.

Литература

  • Шенфельд К.П. О показателях качества организации перевозочного процесса / К.П.Шенфельд // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 3. – С. 64–67.
  • Сотников Е.А. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях и ее влияние на потребную пропускную способность участков / Е.А.Сотников, К.П.Шенфельд // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2011. – № 5. – С. 3–9.
  • Бородин А.Ф. Комплексные решения проблем развития инфраструктуры и перевозочных ресурсов / А.Ф.Бородин // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15. – № 1 (68). – С. 6–17.
  • Покровская О.Д. Определение параметров терминальной сети региона (на примере Кемеровской области) // Транспорт Урала. – 2012. – № 1 (32). – С. 93–97.
  • Покровская О.Д. Терминалистика – организация и управление в транспортных узлах / О.Д.Покровская, Е.К.Коровяковский // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2016. – Т. 13. – № 4 (49). – С. 509–520.
  • Титова Т.С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т.С.Титова, О.Д.Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 248–260.

БИЛЕНКО, Г.М. Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой «Управление транспортными процессами», доцент, кандидат технических наук 

ШАТОХИН А.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление транспортными процессами», кандидат технических наук

Цифровизация и график движения поездов

С. 13–15. 1 рис.

Рассмотрены процессы цифровизации эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, повышающие значимость графика движения поездов. Показаны технологические проблемы разработки и использования графика движения поездов. Приведен перечень информационных потоков, имеющих зависимость от человеческого фактора, и технологические проблемы. Предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: нормативный график движения поездов; вариантный график движения поездов; информационные потоки; договорные нитки.

Литература

  • Казаков А.Л. Применение онтологического подхода для создания интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте / А.Л.Казаков, А.В.Дудакова // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2019. – № 3 (43). – С. 33–41.
  • Югрина, О.П. Эффективность маршрутизации грузовых перевозок / О.П.Югрина, Ю.А.Танайно, Л.С.Жарикова // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 6.  – С. 14–18.
  • Осьминин А.Т. Совершенствование системы планирования перевозок грузов / А.Т.Осьминин, И.Г.Белозеров // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 3. – С. 17–21.

РУМЯНЦЕВ Б.А., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), заместитель начальника

ШИШКОВА Д.М., ЦИР, начальник отдела по работе со стартап-проектами 

ВЕРЕТЕВСКИЙ М.Е., ЦИР, заместитель начальника отдела по работе со стартап-проектами 

КАРЮКИН И.С., ЦИР, ведущий технолог отдела по работе со стартап-проектами

КОШЕЛЕВ Р.Ю., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), руководитель научного центра «Корпоративный акселератор ОАО «РЖД» 

Практика реализации акселерационных программ ОАО «РЖД»

С. 20–23. 2 рис.

Рассмотрена работа корпоративного акселератора ОАО «РЖД», созданного в 2019 г. на базе головного отраслевого научно-исследовательского института АО «ВНИИЖТ», который стал одним из основных элементов комплексной программы развития инноваций в холдинге РЖД. Показано, как он решает стоящие перед ним задачи по формированию технологического фокуса на поиск и отбор перспективных технических решений, продуктов и идей, продвижению стартапов и их адаптации под потребности подразделений и дочерних обществ холдинга, обеспечению работы единой инновационной инфраструктуры холдинга.

Ключевые слова: дорожная карта; транспортный отраслевой акселератор; партнеры акселератора; инновационные решения; операционная эффективность; стартап; пилотирование проектов.

ЧЕРНУХА А.В., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), первый заместитель начальника

ШИШКОВА О.В., ЦИР, начальник отдела учета и управления интеллектуальной собственностью

КЛЕФОРТОВ Д.Б., ЦИР, ведущий технолог отдела учета и управления интеллектуальной собственностью

Актуальные вопросы управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД»

С. 24–26.

Отмечен рост портфеля интеллектуальной собственности ОАО «РЖД», приведена его структура. Рассмотрены вопросы, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и товарного знака ОАО «РЖД». Перечислены насущные задачи управления интеллектуальной собственностью, которые необходимо решать в свете произошедших коренных изменений внешнеполитической обстановки и макроэкономической ситуации в России.

Ключевые слова: управление интеллектуальной собственностью; интеллектуальная собственность ОАО «РЖД»; правовая охрана; интеллектуальная деятельность.

СИДОРОВИЧ М.А., Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), аспирант, преподаватель

САВИН Е.З., ДВГУПС, профессор, кандидат технических наук

Поиск и идентификация источника радиопомех

С. 27–29. 2 рис.

Предложены технические решения, позволяющие автоматически в режиме реального времени определять местоположение и тип источника радиопомех еще до того момента, когда они начнут критично влиять на качество радиосвязи.

Ключевые слова: радиосвязь; поиск источника радиопомех; соотношение сигнал/шум; безопасность движения поездов.

Литература

  • Гозбенко В.Е. Анализ и исследование факторов, влияющих на безопасность движения / В.Е.Гозбенко, С.С.Громышова, Ю.И.Белоголов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. мат. XIII Междунар. научно-практ. конф., Чебоксары, 8 февраля 2019 г. – Чебоксары : Центр науч. сотр-ва «Интерактив плюс», 2019. – С. 149–155.
  • Папук Л.А. Методика поиска источника радиопомех [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://scbist.com/xx3/12103-09-2011-metodika-poiska-istochnika-radiopomeh.html/ (Дата обращения: 03.03.2022).
  • Wang G. A semidefinite relaxation method for source localization using TDOA and FDOA measurements / G.Wang, Y.Li, N.Ansari // IEEE Transactions on Vehicular Technology. – 2012. – Т. 62. – № 2. – С. 853–862.
  • Держо Г.Г. Количественная оценка вклада систем связи в безопасность технологических процессов на железнодорожном транспорте : монография / Г.Г.Держо. – М. : УМЦ ЖДТ, 2007. – 130 с.
  • Kester W. Understand SINAD, ENOB, SNR, THD, THD+ N, and SFDR so you don’t get lost in the noise floor // MT-003 Tutorial, www. analog. com/static/importedfiles/tutorials/MT-003. pdf. – 2009.
  • Learning transferable visual models from natural language supervision / [A.Radford et al] // International Conference on Machine Learning. – PMLR, 2021. – С. 8748–8763.

УШАКОВ А.Е., ООО «Научно-производственное предприятие «Прикладные перспективные технологии – АпАТэК» (ООО НПП «АпАТэК»), генеральный директор, профессор, доктор технических наук

КАЗИМИРОВ А.С., ООО «РЖД», заместитель начальника Департамента технической политики 

ЕРМАКОВ В.М., ООО НПП «АпАТэК», управляющий директор, доктор технических наук

ЧЕРНОВ А.В., ООО НПП «АпАТэК», начальник службы инфраструктуры

ЕГОРОВ М.А., АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», эксперт, кандидат технических наук

Безопасность и экономическая эффективность транспортных сооружений из различных материалов

С. 30–37. 13 рис.

Показано, что альтернативой традиционным материалам сооружений транспортной инфраструктуры, таким как сталь и железобетон, являются полимерные композиционные материалы (ПКМ). Перечислены основные преимущества ответственных конструкций из ПКМ, в том числе мостов и пассажирских платформ, рассмотрены вопросы безопасности их эксплуатации. Приведены результаты расчетов, доказывающие экономическую эффективность таких конструкций. Сделан вывод, что в настоящее время имеются все предпосылки для их массового внедрения.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; полимерные композиционные материалы (ПКМ); мост; пассажирская платформа.

Литература

  • Андреев В.Е. Композиты вместо бетона и стали / В.Е.Андреев // Гудок. – 2021. – № 102 (27 196).
  • Безопасность мостовых конструкций из полимерных композиционных материалов / [А.Е.Ушаков, Е.А.Монастырев, В.М.Ермаков и др.] // Железнодорожный транспорт – 2021. – № 9. – С. 50–57.

МИХЕЕВА Е.И., генеральный директор ООО «1520 Сигнал»

Импортозамещение: от слов к делу

С. 38–39. 2 рис.

Представлены технические решения разработки специалистов Дивизиона ЖАТ Группы компаний 1520, в том числе и входящей в его состав компании ООО «1520 Сигнал», уже более двух десятков лет лидирующей в области производства систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) для стран, объединенных колеей 1520 мм. Описаны технологичные решения для магистрального, промышленного и городского рельсового транспорта.

Ключевые слова: импортозамещение; микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-ЭЛ; железнодорожная автоматика и телемеханика; отечественная цифровая технологическая платформа управления движением поездов (Платформа 2020); интеллектуальная система управления процессами перевозок (ИСУПП).

БЫЧКОВ А.В., Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВА МТО), начальник Научно-исследовательского института (военно-системных исследований материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ) (НИИ (ВСИ МТО ВС РФ)), доцент, кандидат военных наук, полковник

ЛЕВИН М.А., ВА МТО, начальник отдела НИИ (ВСИ МТО ВС РФ), кандидат военных наук, полковник

ДОНЦОВ И.П., ВА МТО, старший научный сотрудник НИИ (ВСИ МТО ВС РФ), доцент, кандидат военных наук, полковник в отставке

Материально-техническое обеспечение воинских частей железнодорожных войск в ходе реконструкции Байкало-Амурской магистрали

С. 40–46. 9 рис.

Освещены вопросы организации материально-технического обеспечения воинских частей, принимающих в настоящее время участие в реконструкции БАМа, в том числе размещения личного состава, вещевого, продовольственного и медицинского обеспечения, организации приготовления и приема пищи, технического обеспечения, ремонта техники. Для сравнения приведены примеры из практики материально-технического обеспечения частей железнодорожных войск при строительстве Восточного участка БАМа в 1974–1989 гг. Перечислены основные направления повышения эффективности технического обеспечения группировки железнодорожных войск.

Ключевые слова: железнодорожные войска; Байкало-Амурская магистраль; материально-техническое обеспечение.

Литература

  • Железнодорожные войска России. Кн. 4 : В период мирного строительства: 1945–1991. – М. : Русь-Стиль ХХI век, 2002. – 352 с.
  • Макарцев М.К. Восточный фланг БАМа / М.К.Макарцев. – М. : Лика, 2012. – 144 с.
  • Колоколов В.Н. История и реальность строительства и реконструкции Байкало-Амурской магистрали / В.Н.Колоколов, М.А.Левин, И.П.Донцов // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации : сборник научных трудов. – 2021. – Вып. 4 (22) – С. 182–191.
  • Донцов И.П. Опыт эксплуатации и ремонта техники в воинских частях железнодорожных войск при строительстве Байкало-Амурской магистрали / И.П.Донцов, О.М.Миронович, А.А.Сергеев // Специальная техника и технология транспорта : сборник научных статей. Ч. 2.  ‒ 2019. – № 3 (41). – С. 95–100.

БЕСПАЛЬКО С.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук

КАРЕВ Д.Ю., РУТ (МИИТ), аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство»

КОЗЛОВ М.В., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Нетяговый подвижной состав», кандидат технических наук

Моделирование систем пассивной защиты пассажирских вагонов

С. 47–49. 4 рис.

Рассмотрен процесс аварийного столкновения пассажирского поезда в целях разработки системы пассивной защиты вагонов. Исследованы три варианта столкновения. В расчетной схеме учтены податливость кузова, ударно-тяговые приборы, а также предлагаемые элементы пассивной защиты, в том числе жертвенные элементы в автосцепном устройстве и складывающиеся тамбуры кузова. Составлена математическая модель колебаний на основе уравнения Лагранжа второго рода.

Ключевые слова: пассажирский вагон; аварийное столкновение; пассивная защита; крэш-система; кузов; автосцепка; поглощающий аппарат; уравнение Лагранжа второго рода; жертвенный элемент; сминаемый тамбур.

Литература

  • Гордеев М.А. Математическая модель работы жертвенных элементов крэш-системы кузова пассажирского вагона при аварийном соударении / М.А.Гордеев, С.В.Беспалько, К.А.Сергеев // Наука и техника транспорта. – 2015. – № 4. – С. 27–33.
  • Антипин Д.Я. Моделирование процессов колебания кузова пассажирского вагона / Д.Я.Антипин, Н.А.Лукашов, Е.В.Лукашова // САПР и моделирование в современной электронике : Сб. тр. V Междунар. научно-практ. конференции. – Брянск : Новый формат, 2021. – С. 189–191.
  • Развитие методов анализа прочности и надежности несущих конструкций подвижного состава с использованием методов математического моделирования / [В.В.Кобищанов, Д.Я.Антипин, Д.Ю.Расин, М.В.Мануева] // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2020. – № 3 (88). – С. 29–37.
  • Беспалько С.В. Совершенствование технических требований к системам пассивной защиты электропоездов / С.В.Беспалько, М.А.Гордеев // Мир транспорта. – 2015. – Т. 13. – № 5 (60). – С. 230–237.
  • Нормы расчета и проектирования грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм Российской Федерации : ФГУП ВНИИЖТ. – М. : ФГУП ГосНИИВ, 2004.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ)

ЕГОРОВ П.А., РУТ (МИИТ), заместитель директора по международным связям – начальник центра ИУЦТ

КЛЫЧЕВА Н.А., РУТ (МИИТ), заместитель директора по методической работе

МАКСИМОВА Е.С., РУТ (МИИТ), первый заместитель директора института – начальник отдела

Ориентируясь на современные вызовы и тенденции.

О подготовке кадров в области логистики, международных перевозок и цифровизации перевозочного процесса

С. 50–53. 2 рис.

Рассказывается о подготовке высококвалифицированных кадров для транспортной отрасли по всем ключевым направлениям. Особое внимание уделяется основному преимуществу образовательных программ – возможности постоянной их актуализации с учетом инновационного развития отрасли и запросов постоянного меняющегося кадрового рынка. Отмечается, что все образовательные программы включают в себя дисциплины, изучающие компетенции по цифровизации и устойчивому развитию транспортной отрасли. 

Ключевые слова: ИУЦТ; подготовка кадров в области логистики, международных перевозок и цифровизации перевозочного процесса; цифровизация.

ЗИНОВЬЕВА Е.В., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой

Используя современные мотивационные механизмы

С. 54–55. 2 рис.

Рассказывается о разработанных в 2021 г. отделом организации, оплаты и мотивации труда службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Трансэнерго документах, направленных на мотивацию персонала, эффективную организацию труда, установление рационального режима труда и отдыха.

Ключевые слова: мотивация персонала; эффективная организация труда; рациональноый режим труда и отдыха; экономически эффективные инновационные проекты; «Паспорт доверия».

КИСЕЛЕВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, почетный профессор, доктор исторических наук 

ФОРТУНАТОВ В.В., ПГУПС, заведующий кафедрой «История, философия, политология и социология», профессор, доктор исторических наук

Хозяйственный расчет как инструмент восстановления «кровеносной с системы» экономики

С. 56–62. 5 рис.

Рассказывается о внедрении НЭПа на железнодорожном транспорте 100 лет назад, решительных и эффективных мерах по восстановлению дееспособности железнодорожного транспорта, удовлетворению потребностей народного хозяйства в грузовых и пассажирских перевозках. Обращается внимание, что восстановить нормальную жизнь в стране, связать промышленность и земледелие, различные регионы между собой мог только железнодорожный транспорт.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; НЭП; грузовые и пассажирские перевозки; 

восстановление народного хозяйства.

Читайте также: