Аннотации №7 2019

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2019 г.

 

 

ФЕДОРОВ Ю.Н., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ», генеральный директор

Роль БАМа в современной транспортной сети России

С. 5– 10. 3 рис.

Показана роль Байкало-Амурской магистрали как части железнодорожной сети Восточного полигона страны и транспортного коридора Европа – Азия в обеспечении транспортно-экономических связей регионов страны с дальневосточными морскими портами, главным образом с Ванино-Совгаванским транспортным узлом. Рассмотрено развитие инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей как одно из приоритетных направлений деятельности для ОАО «РЖД». Особое внимание уделяется необходимости обеспечения сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, роста промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства.

Ключевые слова: основные задачи БАМа; перевозка грузов; суммарный грузооборот; участки Байкало-Амурской магистрали; общий грузооборот всей сети железных дорог России.

 

ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор, доктор технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

МЕДНИКОВ Д.В., Калининградская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», начальник технического отдела

Обеспечсние интероперабельности перевозок

С. 11–17. 5 рис.

Рассказывается о работе ОАО «РЖД» по модернизации железнодорожной инфраструктуры и повышению пропускной способности основных транспортных коридоров, что благотворно сказывается на увеличении привлекательности железнодорожного транспорта для перевозки грузов. Особое внимание уделяется увеличению средней скорости грузовых и пассажирских поездов, сокращению сроков доставки грузов, повышению надежности доставки отправок.

Ключевые слова: подвижной состав; грузовые перевозки; ширина колеи; пограничный переход; перегрузка грузов; методы математического моделирования; бесшовная транспортная система; проект «Цифровая железная дорога»; внешнеэкономическая деятельность.

 

КУЖЕЛЬ А.Л., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движением

Совершенствование системы диспетчерского управления

С. 18–21. 8 рис.

Рассматривается диспетчерское и логистическое управление при организации перевозочного процесса. Особое внимание уделяется процессному подходу, использованию информационно-логистических систем как эффективному инструменту совершенствования управления перевозочным процессом и повышения пропускной спочобности.

Ключевые слова: перевозочный процесс; диспетческое и логистическое управление; использование информационно-логистических систем; проект «Цифровая железная дорога»; проект «Цифровая железнодорожная станция».

 

ПРОКОФЬЕВА Е.С., Институт управления и информационных технологий (ИУИТ) Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), первый заместитель директора, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

ЕГОРОВ П.А., ИУИТ РУТ (МИИТ), заместитель директора по международным связям – начальник отдела

БОРОДИНА Е.В., ИУИТ РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

Подготовка специалистов с использованием современных методов обучения

  1. 22–25.

Представлена практика специализированной подготовки студентов сверх государственных образовательных стандартов по актуальным вопросам освоения передовых технологий эксплуатационной работы, для чего в Институте управления и информационных технологий (ИУИТ) Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) был создан «авторский класс». Обоснована необходимость такого подхода и озвучены критерии конкурсного отбора.

Ключевые слова: ИУИТ РУТ (МИИТ); специализированная подготовка студентов; «авторский класс».

 

ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор, доктор технических наук

Комплексная оценка транспортно-складских систем

С. 26–32. 8 рис.

Обоснована необходимость комплексной оценки сервисов железнодорожных логистических систем и их роли в глобальных цепях доставки грузов. Предложена система авторских показателей – индикаторов текущего состояния объектов терминально-складской инфраструктуры, позволяющих оценивать, контролировать и управлять их работой. Дана характеристика нового интегрированного раздела транспортной и логистической науки – терминалистики. Описаны показатели, входящие в предлагаемую систему логистического нормирования деятельности логистических объектов.

Ключевые слова: логистический объект; терминалистика; система логического нормирования; терминально-складская инфраструктура; транспортно-логистическая деятельность.

 

POKROVSKAYA O.D., Saint Petersburg Transport University (PTU), professor, doctor of technical sciences.

Comprehensive assessment of transport and warehouse systems

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 7, pp. 26–32, 8 fig.

The need for a comprehensive assessment of services of railway logistical systems and their role in global cargo delivery chains is substantiated. The system of author’s indicators-indicators of the current state of terminal and warehouse infrastructure objects for evaluation, control and management of their work is proposed. A new feature integrated in transport and logistics science – terminalistics – is given. The indicators included in the proposed system of logistics rationing of logistics facilities are described.

Key words: JSC «Russian Railways»; logistical objects; terminalistics; system of logistical rationing; terminal and warehouse infrastructure; transport and logistics activitie

 

Литература

  1. «Сбитый прицел» клиентоориентированности [Электронный ресурс] // РЖД-­Партнер, 2016. – URL: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/sbityi-pritsel—klientoorientirovannosti-414174/. (Дата обращения: 30.04.2019).
  2. Экономика России: прошлое, настоящее, будущее : монография / под ред. Н.А.Адамова. – М. : ИТКОР, 2014. – 248 с.
  3. Числов О.Н. Методы рационального размещения логистических транспортно-складских комплексов и распределения грузопотоков в крупных городских агломерациях / О.Н.Числов, В.В.Трапенов // Вестник РГУПС. – 2016. – № 1 (61). – С. 87–97.
  4. Апатцев В.И. Оценка факторов, влияющих на выбор оптимального месторасположения объектов логистической инфраструктуры / В.И.Апатцев, И.М.Басыров // Наука и техника транспорта. – 2017. – № 1. – С. 33–37.
  5. Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте стратегии–2030 / К.Л.Комаров, Т.П.Воскресенская, Г.Ф.Пахомова и др. // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 3. – С. 57–60.
  6. Sustainable economic development of regions : Monograph. Vol. 3/ ed. by L.Shlossman. – Vienna : “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. – 261 p.
  7. Коровяковский Е.К. Терминалистика – организация и управление в транспортных узлах / Е.К.Коровяковский, О.Д.Покровская // Известия ПГУПС. – 2016. – № 4 (49). – С. 509–520.
  8. Покровская О.Д. Логистическое руководство: математические основы терминалистики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта : монография. / О.Д.Покровская. – Казань : Бук, 2017. – 281 с.
  9. Маликов О.Б. Методика построения сетевого графа структуры логистического объекта / О.Б.Маликов, О.Д.Покровская // Мир транспорта. – 2017. –Т. 25, № 1. – С. 18–27.
  10. Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская // Известия Транссиба. – 2017. – № 1 (29). –– С. 118–130.
  11. Маликов О.Б. Классификация, иерархия и идентификация объектов терминально-складской инфраструктуры / О.Б.Маликов, О.Д.Покровская // Транспорт: наука, техника, управление. – 2017.– № 8. – С. 13–21.
  12. Покровская О.Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О.Д.Покровская // Вестник УрГУПС. – 2017. – № 1 (33).– С. 70–83.
  13. Кобзев С.А. О приоритетах в инновационной деятельности ОАО «РЖД» / С.А.Кобзев // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 2. – С. 29–36.
  14. Шило А.Н. Реализуя принципы клиентоориентированности / А.Н.Шило // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 2. – С. 11–14.
  15. Шапкин И.Н. Цифровые технологии – основа роста эффективности эксплуатационной работы железных дорог / И.Н.Шапкин, А.Н.Вдовин // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 4. – С. 29–32.

 

МАКАРОВА Е.А., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), лаборатория НЦ «Экспресс», заместитель заведующего, доктор экономических наук

КАРАВАЙЦЕВ П.А., Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД», заместитель начальник отдела

СПЕСИВЦЕВА И.Н., АО «ВНИИЖТ», лаборатория НЦ «Экспресс», главный технолог

Исследование пассажиропотоков в скоростном сообщении на базе АСУ «Экспресс-3»

С. 33–36. 3 рис.

Проанализировано развитие скоростного пассажирского сообщения на инфраструктуре ОАО «РЖД» как одна из приоритетных задач компании. Особое внимание уделено информационно-аналитической работе специалистов пассажирского блока: исследованию структуры и характера пассажирских транспортных потоков.

Ключевые слова: скоростное пассажирское сообщение; скоростной маршрут; пассажирооборот; перевозчик; базовый тариф; тарифная индексация; сезонные циклы перевозок; маркетинговые акции.

 

ИВАНОВ Б.И., ОАО «РЖД», заместитель начальника Департамента технической политики

Последовательно реализуя энергетическую стратегию

С. 40–42. 4 рис.

Приведены основные направления реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Отмечено неуклонное снижение основного показателя энергоэффективности перевозочного процесса – удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, превышение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Особое внимание уделено экономии топливно-энергетических ресурсов за счет совершенствования управления движением поездов и др.

Ключевые слова: энергетическая стратегия; энергосбережение; перевозочный процесс; совершенствование управления движением поездов; топливно-энергетические ресурсы.

 

ВИНОГРАДОВ С.А., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), исполняющий обязанности генерального директора, кандидат технических наук

ПОПОВ К.М., АО «ВНИИЖТ», ведущий научный сотрудник Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

Цифровые технологии повышения энергетической эффективности железнодорожных перевозок

С. 42–45. 3 рис.

Рассмотрены основные факторы, определяющие расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Перечислены прорывные информационные технологии, позволяющие повысить энергоэффективность перевозочного процесса. Сформулированы предложения по их развитию в целях создания единого сетевого информационного пространства, реализующего функцию управления энергетической эффективностью железнодорожных перевозок.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; энергоэффективность перевозочного процесса; цифровые технологии; единое сетевое информационное пространство.

 

Литература

  1. Rio Tinto: переход к беспилотным тяжеловесным поездам успешно завершен // Железные дороги мира – 2019. – № 2. – С. 3.
  2. Кобзев С. Мы заинтересованы внедрять самый современный подвижной состав // Техника железных дорог. – 2019. – № 1 (45). – С. 4–9.
  3. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов : сб. трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / [Л.А.Мугинштейн, А.И.Молчанов, С.А.Виноградов и др.]. – М. : ВМГ–Принт, 2014. – 144 с.
  4. Виноградов С.А. Об энергетической эффективности движения грузовых поездов по расписанию / С.А.Виноградов, К.М.Попов, Р.Ф.Сираджи // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 4. – С. 40–43.

 

ВОЛКОВСКИЙ Д.В., ООО АВП «Технология», руководитель департамента маркетинга

От системы автоведения к цифровому локомотиву

С. 46–48. 2 рис.

Рассмотрены преимущества использования на тяговом подвижном составе системы автоведения и ряда других цифровых автоматизированных систем, в том числе в плане минимизации расхода топливно-энергетических ресурсов. Подчеркнуто, что интеграция на локомотиве различных цифровых систем с использованием единого цифрового канала связи создает предпосылки перехода к технологии «умный локомотив», повышающей надежность и энергетическую эффективность тяговых средств.

Ключевые слова: система автоведения; цифровые автоматизированные системы; цифровой канал связи; умный локомотив.

 

ЧЕРЕМИСИН В.Т., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС),  директор Научно-исследовательского института энергосбережения на железнодорожном транспорте, доктор технических наук, профессор

НИКИФОРОВ М.М., ОмГУПС, заместитель директора Научно-исследовательского института энергосбережения и на железнодорожном транспорте, начальник лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», кандидат технических наук

Меры по повышению энергетической эффективности системы тягового электроснабжения

С. 48–51. 1 рис.

Рассмотрена концепция системы поиска участков системы тягового электроснабжения с повышенным уровнем потерь электроэнергии на тягу поездов. Описаны технические средства, необходимые для реализации данной концепции. Представлены результаты, полученные в ходе апробации внедрения учета электроэнергии на фидерах контактной сети тяговых подстанций. Также отмечено влияние на энергоэффективность условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения.

Ключевые слова: система тягового электроснабжения; энергетическая эффективность; потери электроэнергии; система учета электроэнергии; синхронные измерения.

 

Литература

  1. Черемисин В.Т. Оценка потенциала повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения / В.Т.Черемисин, М.М.Никифоров // Известия Транссиба. – 2013. – № 2 (14). – С. 75–84.
  2. Повышение эффективности систем тягового электроснабжения переменного и постоянного тока и сокращение потерь электрической энергии в них : монография / [В.Т.Черемисин, В.А.Кващук, Ю.В.Кондратьев и др.]. – Омск, 2014. – 144 с.
  3. Никифоров М.М. Влияние параметров и режимов работы системы тягового электроснабжения на эффективность использования энергии рекуперации / М.М.Никифоров, А.С.Вильгельм, В.И.Гутников // Известия Транссиба. – 2017. – № 1 (29). – С.74–90.
  4. Совершенствование системы тягового электроснабжения постоянного тока с накопителями электрической энергии на полигонах обращения тяжеловесных поездов : монография / [В.Т.Черемисин, В.Л.Незевак, А.П.Шатохин и др.]. – Омск, 2018. – 282 с.
  5. Этапы реализации автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности перевозочного процесса / В.Т.Черемисин, С.Ю.Ушаков, Д.В.Пашков, М.М.Никифоров // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 3. – С. 45-
  6. Никифоров М.М. Апробация технологии функционирования автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности перевозочного процесса / М.М.Никифоров // Инновации в системах обеспечения движения поездов : материалы междунар. науч.-практ. конф., 2016 г. – Самара : СамГУПС, 2016. – С. 70–73.
  7. Черемисин В.Т. Повышение энергетической эффективности перевозочного процесса на основе изменения параметров графика движения поездов : монография / В.Т.Черемисин, В.Л.Незевак, А.П.Шатохин. – Омск : ОмГУПС, 2019. – 251 с.
  8. Каштанов А.Л. Теоретические положения в вопросе согласования систем внешнего и тягового электроснабжения при проектировании железных дорог переменного тока / А.Л.Каштанов, М.М.Никифоров, Э.А.Алтангэрэл // Вестник транспорта Поволжья. – 2017. – № 2 (62). – С. 24–29.

 

ЗАХВАТОВ А.В., ОАО «РЖД», ведущий технолог топливно-энергетического отдела Дирекции тяги

Автоматизация учета дизельного топлива

С. 52–53. 1 рис.

Перечислены мероприятия, намеченные концепцией автоматизации учета и анализа движения дизельного топлива в ОАО «РЖД», которая была разработана в целях совершенствования процессов учета топлива на топливных складах и на тяговом подвижном составе. Указаны результаты, ожидаемые от реализации данной концепции.

Ключевые слова: учет топливно-энергетических ресурсов; топливная цепочка; совершенствование системы учета; концепция автоматизации учета и анализа движения дизельного топлива.

 

ПОПОВ Н.В., группа компаний «Хевел», директор розничного подразделения

Возобновляемые источник энергии на объектах железнодорожной инфраструктуры

С. 54–55. 2 рис.

Изложены причины роста доли замещения топливной гене­рации возобновляемыми ис­точниками энергии в мире. Проанализирован опыт использова­ния солнечной энергии для комп­лексного энергоснабжения железнодорожной от­расли в разных странах, в том числе в России.

Ключевые слова:  возобновляемых ис­точников энергии; солнечная энергетика; сетевая генерация; комп­лексное энергоснабжение желез­нодорожных вокзалов; пилотный проект по электроснабжению.

 

ЛИСИЦЫН К.Д., Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), Центр светодиодных технологий, начальник отдела

С. 56–57.

Рассмотрены вопросы повышения энергетической эффективности за счет применения светодиодной осветительной техники. Представлен один из эффективных финансовых инструментов – энергосервис, который позволяет решить эту задачу. Обоснована необходимость перехода от закупок единичных осветительных приборов к внедрению автоматизированных систем освещения. Проанализировано качество светодиодных осветительных приборов, предлагаемых к реализации на отечественном рынке, и показаны мероприятия, позволяющие улучшить ситуацию в этом вопросе.

Ключевые слова: светодиодная осветительная техника; энергосервис; автоматизированные системы освещения.

 

КУРЛОВИЧ Е.А., Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД», инженер

ЛУБРИКАЦИЯ: ОПЫТ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

С. 58–60. 3 рис.

Описана роль в сокращении расхода электроэнергии и топлива на тяговые нужды, а также в снижении износов колес и рельсов лубрикации зоны контакта «колесо – рельс». Дан анализ существующих и перспективных вагонов-рельсосмазывателей (ВРС), курсирующих в составах пассажирских и почтово-багажных поездов, имеющих постоянное расписание, на широтных ходах – локомотивов-рельсосмазывателей и рельсосмазывателей на базе специального самоходного подвижного состава, в кривых малого радиуса и стрелочных переводах – стационарных путевых рельсосмазывателей.

Ключевые слова: вагоны-рельсосмазыватели; локомотивы-рельсосмазыватели; стационарные путевые рельсосмазыватели.

 

Литература

Системы смазки: эффективное уменьшение износа / Е.В.Елисеев, О.А.Пашенцева, А.И.Госман, Д.Б.Коновалов // Путь и путевое хозяйство. – 2012. – № 1 – С. 5–9.

 

Музей железных дорог России. Натурные образцы

С. 61–64.

Завершающая часть обзора электроподвижного состава, размещенного в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждой тяговой единицы содержит ее основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой она относится, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора натурных образцов Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; электровоз; электросекция.

 

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»

НАЗАРОВ О.Н., ОАО «РЖД», заместитель начальника Департамента технической политики, кандидат технических наук

Развитие высокоскоростного подвижного состава

С. 65–77. 4 рис.

Окончание статьи, освещающей положение на рынке высокоскоростных железнодорожных перевозок. Рассмотрены основные проекты высокоскоростного подвижного состава компаний Японии и Китая, играющих ведущую роль на этом рынке, указаны основные технологические тенденции в сфере высокоскоростного железнодорожного движения. Подчеркнута роль использования концепции технологических платформ в железнодорожном машиностроении.

Ключевые слова: высокоскоростные железнодорожные перевозки; высокоскоростной подвижной состав; технологическая платформа.

Читайте также: