Аннотации №7 2019
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2019 г.
ФЕДОРОВ Ю.Н., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ», генеральный директор
Роль БАМа в современной транспортной сети России
С. 5– 10. 3 рис.
Показана роль Байкало-Амурской магистрали как части железнодорожной сети Восточного полигона страны и транспортного коридора Европа – Азия в обеспечении транспортно-экономических связей регионов страны с дальневосточными морскими портами, главным образом с Ванино-Совгаванским транспортным узлом. Рассмотрено развитие инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей как одно из приоритетных направлений деятельности для ОАО «РЖД». Особое внимание уделяется необходимости обеспечения сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, роста промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства.
Ключевые слова: основные задачи БАМа; перевозка грузов; суммарный грузооборот; участки Байкало-Амурской магистрали; общий грузооборот всей сети железных дорог России.
ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор, доктор технических наук
МЕХЕДОВ М.И., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук
МЕДНИКОВ Д.В., Калининградская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», начальник технического отдела
Обеспечсние интероперабельности перевозок
С. 11–17. 5 рис.
Рассказывается о работе ОАО «РЖД» по модернизации железнодорожной инфраструктуры и повышению пропускной способности основных транспортных коридоров, что благотворно сказывается на увеличении привлекательности железнодорожного транспорта для перевозки грузов. Особое внимание уделяется увеличению средней скорости грузовых и пассажирских поездов, сокращению сроков доставки грузов, повышению надежности доставки отправок.
Ключевые слова: подвижной состав; грузовые перевозки; ширина колеи; пограничный переход; перегрузка грузов; методы математического моделирования; бесшовная транспортная система; проект «Цифровая железная дорога»; внешнеэкономическая деятельность.
КУЖЕЛЬ А.Л., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движением
Совершенствование системы диспетчерского управления
С. 18–21. 8 рис.
Рассматривается диспетчерское и логистическое управление при организации перевозочного процесса. Особое внимание уделяется процессному подходу, использованию информационно-логистических систем как эффективному инструменту совершенствования управления перевозочным процессом и повышения пропускной спочобности.
Ключевые слова: перевозочный процесс; диспетческое и логистическое управление; использование информационно-логистических систем; проект «Цифровая железная дорога»; проект «Цифровая железнодорожная станция».
ПРОКОФЬЕВА Е.С., Институт управления и информационных технологий (ИУИТ) Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), первый заместитель директора, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук
ЕГОРОВ П.А., ИУИТ РУТ (МИИТ), заместитель директора по международным связям – начальник отдела
БОРОДИНА Е.В., ИУИТ РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук
Подготовка специалистов с использованием современных методов обучения
- 22–25.
Представлена практика специализированной подготовки студентов сверх государственных образовательных стандартов по актуальным вопросам освоения передовых технологий эксплуатационной работы, для чего в Институте управления и информационных технологий (ИУИТ) Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) был создан «авторский класс». Обоснована необходимость такого подхода и озвучены критерии конкурсного отбора.
Ключевые слова: ИУИТ РУТ (МИИТ); специализированная подготовка студентов; «авторский класс».
ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор, доктор технических наук
Комплексная оценка транспортно-складских систем
С. 26–32. 8 рис.
Обоснована необходимость комплексной оценки сервисов железнодорожных логистических систем и их роли в глобальных цепях доставки грузов. Предложена система авторских показателей – индикаторов текущего состояния объектов терминально-складской инфраструктуры, позволяющих оценивать, контролировать и управлять их работой. Дана характеристика нового интегрированного раздела транспортной и логистической науки – терминалистики. Описаны показатели, входящие в предлагаемую систему логистического нормирования деятельности логистических объектов.
Ключевые слова: логистический объект; терминалистика; система логического нормирования; терминально-складская инфраструктура; транспортно-логистическая деятельность.
POKROVSKAYA O.D., Saint Petersburg Transport University (PTU), professor, doctor of technical sciences.
Comprehensive assessment of transport and warehouse systems
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 7, pp. 26–32, 8 fig.
The need for a comprehensive assessment of services of railway logistical systems and their role in global cargo delivery chains is substantiated. The system of author’s indicators-indicators of the current state of terminal and warehouse infrastructure objects for evaluation, control and management of their work is proposed. A new feature integrated in transport and logistics science – terminalistics – is given. The indicators included in the proposed system of logistics rationing of logistics facilities are described.
Key words: JSC «Russian Railways»; logistical objects; terminalistics; system of logistical rationing; terminal and warehouse infrastructure; transport and logistics activitie
Литература
- «Сбитый прицел» клиентоориентированности [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер, 2016. – URL: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/sbityi-pritsel—klientoorientirovannosti-414174/. (Дата обращения: 30.04.2019).
- Экономика России: прошлое, настоящее, будущее : монография / под ред. Н.А.Адамова. – М. : ИТКОР, 2014. – 248 с.
- Числов О.Н. Методы рационального размещения логистических транспортно-складских комплексов и распределения грузопотоков в крупных городских агломерациях / О.Н.Числов, В.В.Трапенов // Вестник РГУПС. – 2016. – № 1 (61). – С. 87–97.
- Апатцев В.И. Оценка факторов, влияющих на выбор оптимального месторасположения объектов логистической инфраструктуры / В.И.Апатцев, И.М.Басыров // Наука и техника транспорта. – 2017. – № 1. – С. 33–37.
- Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте стратегии–2030 / К.Л.Комаров, Т.П.Воскресенская, Г.Ф.Пахомова и др. // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 3. – С. 57–60.
- Sustainable economic development of regions : Monograph. Vol. 3/ ed. by L.Shlossman. – Vienna : “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. – 261 p.
- Коровяковский Е.К. Терминалистика – организация и управление в транспортных узлах / Е.К.Коровяковский, О.Д.Покровская // Известия ПГУПС. – 2016. – № 4 (49). – С. 509–520.
- Покровская О.Д. Логистическое руководство: математические основы терминалистики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта : монография. / О.Д.Покровская. – Казань : Бук, 2017. – 281 с.
- Маликов О.Б. Методика построения сетевого графа структуры логистического объекта / О.Б.Маликов, О.Д.Покровская // Мир транспорта. – 2017. –Т. 25, № 1. – С. 18–27.
- Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская // Известия Транссиба. – 2017. – № 1 (29). –– С. 118–130.
- Маликов О.Б. Классификация, иерархия и идентификация объектов терминально-складской инфраструктуры / О.Б.Маликов, О.Д.Покровская // Транспорт: наука, техника, управление. – 2017.– № 8. – С. 13–21.
- Покровская О.Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О.Д.Покровская // Вестник УрГУПС. – 2017. – № 1 (33).– С. 70–83.
- Кобзев С.А. О приоритетах в инновационной деятельности ОАО «РЖД» / С.А.Кобзев // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 2. – С. 29–36.
- Шило А.Н. Реализуя принципы клиентоориентированности / А.Н.Шило // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 2. – С. 11–14.
- Шапкин И.Н. Цифровые технологии – основа роста эффективности эксплуатационной работы железных дорог / И.Н.Шапкин, А.Н.Вдовин // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 4. – С. 29–32.
МАКАРОВА Е.А., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), лаборатория НЦ «Экспресс», заместитель заведующего, доктор экономических наук
КАРАВАЙЦЕВ П.А., Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД», заместитель начальник отдела
СПЕСИВЦЕВА И.Н., АО «ВНИИЖТ», лаборатория НЦ «Экспресс», главный технолог
Исследование пассажиропотоков в скоростном сообщении на базе АСУ «Экспресс-3»
С. 33–36. 3 рис.
Проанализировано развитие скоростного пассажирского сообщения на инфраструктуре ОАО «РЖД» как одна из приоритетных задач компании. Особое внимание уделено информационно-аналитической работе специалистов пассажирского блока: исследованию структуры и характера пассажирских транспортных потоков.
Ключевые слова: скоростное пассажирское сообщение; скоростной маршрут; пассажирооборот; перевозчик; базовый тариф; тарифная индексация; сезонные циклы перевозок; маркетинговые акции.
ИВАНОВ Б.И., ОАО «РЖД», заместитель начальника Департамента технической политики
Последовательно реализуя энергетическую стратегию
С. 40–42. 4 рис.
Приведены основные направления реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Отмечено неуклонное снижение основного показателя энергоэффективности перевозочного процесса – удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, превышение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Особое внимание уделено экономии топливно-энергетических ресурсов за счет совершенствования управления движением поездов и др.
Ключевые слова: энергетическая стратегия; энергосбережение; перевозочный процесс; совершенствование управления движением поездов; топливно-энергетические ресурсы.
ВИНОГРАДОВ С.А., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), исполняющий обязанности генерального директора, кандидат технических наук
ПОПОВ К.М., АО «ВНИИЖТ», ведущий научный сотрудник Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук
Цифровые технологии повышения энергетической эффективности железнодорожных перевозок
С. 42–45. 3 рис.
Рассмотрены основные факторы, определяющие расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Перечислены прорывные информационные технологии, позволяющие повысить энергоэффективность перевозочного процесса. Сформулированы предложения по их развитию в целях создания единого сетевого информационного пространства, реализующего функцию управления энергетической эффективностью железнодорожных перевозок.
Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; энергоэффективность перевозочного процесса; цифровые технологии; единое сетевое информационное пространство.
Литература
- Rio Tinto: переход к беспилотным тяжеловесным поездам успешно завершен // Железные дороги мира – 2019. – № 2. – С. 3.
- Кобзев С. Мы заинтересованы внедрять самый современный подвижной состав // Техника железных дорог. – 2019. – № 1 (45). – С. 4–9.
- Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов : сб. трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / [Л.А.Мугинштейн, А.И.Молчанов, С.А.Виноградов и др.]. – М. : ВМГ–Принт, 2014. – 144 с.
- Виноградов С.А. Об энергетической эффективности движения грузовых поездов по расписанию / С.А.Виноградов, К.М.Попов, Р.Ф.Сираджи // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 4. – С. 40–43.
ВОЛКОВСКИЙ Д.В., ООО АВП «Технология», руководитель департамента маркетинга
От системы автоведения к цифровому локомотиву
С. 46–48. 2 рис.
Рассмотрены преимущества использования на тяговом подвижном составе системы автоведения и ряда других цифровых автоматизированных систем, в том числе в плане минимизации расхода топливно-энергетических ресурсов. Подчеркнуто, что интеграция на локомотиве различных цифровых систем с использованием единого цифрового канала связи создает предпосылки перехода к технологии «умный локомотив», повышающей надежность и энергетическую эффективность тяговых средств.
Ключевые слова: система автоведения; цифровые автоматизированные системы; цифровой канал связи; умный локомотив.
ЧЕРЕМИСИН В.Т., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), директор Научно-исследовательского института энергосбережения на железнодорожном транспорте, доктор технических наук, профессор
НИКИФОРОВ М.М., ОмГУПС, заместитель директора Научно-исследовательского института энергосбережения и на железнодорожном транспорте, начальник лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», кандидат технических наук
Меры по повышению энергетической эффективности системы тягового электроснабжения
С. 48–51. 1 рис.
Рассмотрена концепция системы поиска участков системы тягового электроснабжения с повышенным уровнем потерь электроэнергии на тягу поездов. Описаны технические средства, необходимые для реализации данной концепции. Представлены результаты, полученные в ходе апробации внедрения учета электроэнергии на фидерах контактной сети тяговых подстанций. Также отмечено влияние на энергоэффективность условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения.
Ключевые слова: система тягового электроснабжения; энергетическая эффективность; потери электроэнергии; система учета электроэнергии; синхронные измерения.
Литература
- Черемисин В.Т. Оценка потенциала повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения / В.Т.Черемисин, М.М.Никифоров // Известия Транссиба. – 2013. – № 2 (14). – С. 75–84.
- Повышение эффективности систем тягового электроснабжения переменного и постоянного тока и сокращение потерь электрической энергии в них : монография / [В.Т.Черемисин, В.А.Кващук, Ю.В.Кондратьев и др.]. – Омск, 2014. – 144 с.
- Никифоров М.М. Влияние параметров и режимов работы системы тягового электроснабжения на эффективность использования энергии рекуперации / М.М.Никифоров, А.С.Вильгельм, В.И.Гутников // Известия Транссиба. – 2017. – № 1 (29). – С.74–90.
- Совершенствование системы тягового электроснабжения постоянного тока с накопителями электрической энергии на полигонах обращения тяжеловесных поездов : монография / [В.Т.Черемисин, В.Л.Незевак, А.П.Шатохин и др.]. – Омск, 2018. – 282 с.
- Этапы реализации автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности перевозочного процесса / В.Т.Черемисин, С.Ю.Ушаков, Д.В.Пашков, М.М.Никифоров // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 3. – С. 45-
- Никифоров М.М. Апробация технологии функционирования автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности перевозочного процесса / М.М.Никифоров // Инновации в системах обеспечения движения поездов : материалы междунар. науч.-практ. конф., 2016 г. – Самара : СамГУПС, 2016. – С. 70–73.
- Черемисин В.Т. Повышение энергетической эффективности перевозочного процесса на основе изменения параметров графика движения поездов : монография / В.Т.Черемисин, В.Л.Незевак, А.П.Шатохин. – Омск : ОмГУПС, 2019. – 251 с.
- Каштанов А.Л. Теоретические положения в вопросе согласования систем внешнего и тягового электроснабжения при проектировании железных дорог переменного тока / А.Л.Каштанов, М.М.Никифоров, Э.А.Алтангэрэл // Вестник транспорта Поволжья. – 2017. – № 2 (62). – С. 24–29.
ЗАХВАТОВ А.В., ОАО «РЖД», ведущий технолог топливно-энергетического отдела Дирекции тяги
Автоматизация учета дизельного топлива
С. 52–53. 1 рис.
Перечислены мероприятия, намеченные концепцией автоматизации учета и анализа движения дизельного топлива в ОАО «РЖД», которая была разработана в целях совершенствования процессов учета топлива на топливных складах и на тяговом подвижном составе. Указаны результаты, ожидаемые от реализации данной концепции.
Ключевые слова: учет топливно-энергетических ресурсов; топливная цепочка; совершенствование системы учета; концепция автоматизации учета и анализа движения дизельного топлива.
ПОПОВ Н.В., группа компаний «Хевел», директор розничного подразделения
Возобновляемые источник энергии на объектах железнодорожной инфраструктуры
С. 54–55. 2 рис.
Изложены причины роста доли замещения топливной генерации возобновляемыми источниками энергии в мире. Проанализирован опыт использования солнечной энергии для комплексного энергоснабжения железнодорожной отрасли в разных странах, в том числе в России.
Ключевые слова: возобновляемых источников энергии; солнечная энергетика; сетевая генерация; комплексное энергоснабжение железнодорожных вокзалов; пилотный проект по электроснабжению.
ЛИСИЦЫН К.Д., Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), Центр светодиодных технологий, начальник отдела
С. 56–57.
Рассмотрены вопросы повышения энергетической эффективности за счет применения светодиодной осветительной техники. Представлен один из эффективных финансовых инструментов – энергосервис, который позволяет решить эту задачу. Обоснована необходимость перехода от закупок единичных осветительных приборов к внедрению автоматизированных систем освещения. Проанализировано качество светодиодных осветительных приборов, предлагаемых к реализации на отечественном рынке, и показаны мероприятия, позволяющие улучшить ситуацию в этом вопросе.
Ключевые слова: светодиодная осветительная техника; энергосервис; автоматизированные системы освещения.
КУРЛОВИЧ Е.А., Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД», инженер
ЛУБРИКАЦИЯ: ОПЫТ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
С. 58–60. 3 рис.
Описана роль в сокращении расхода электроэнергии и топлива на тяговые нужды, а также в снижении износов колес и рельсов лубрикации зоны контакта «колесо – рельс». Дан анализ существующих и перспективных вагонов-рельсосмазывателей (ВРС), курсирующих в составах пассажирских и почтово-багажных поездов, имеющих постоянное расписание, на широтных ходах – локомотивов-рельсосмазывателей и рельсосмазывателей на базе специального самоходного подвижного состава, в кривых малого радиуса и стрелочных переводах – стационарных путевых рельсосмазывателей.
Ключевые слова: вагоны-рельсосмазыватели; локомотивы-рельсосмазыватели; стационарные путевые рельсосмазыватели.
Литература
Системы смазки: эффективное уменьшение износа / Е.В.Елисеев, О.А.Пашенцева, А.И.Госман, Д.Б.Коновалов // Путь и путевое хозяйство. – 2012. – № 1 – С. 5–9.
Музей железных дорог России. Натурные образцы
С. 61–64.
Завершающая часть обзора электроподвижного состава, размещенного в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждой тяговой единицы содержит ее основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой она относится, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора натурных образцов Музея железных дорог России.
Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; электровоз; электросекция.
КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»
НАЗАРОВ О.Н., ОАО «РЖД», заместитель начальника Департамента технической политики, кандидат технических наук
Развитие высокоскоростного подвижного состава
С. 65–77. 4 рис.
Окончание статьи, освещающей положение на рынке высокоскоростных железнодорожных перевозок. Рассмотрены основные проекты высокоскоростного подвижного состава компаний Японии и Китая, играющих ведущую роль на этом рынке, указаны основные технологические тенденции в сфере высокоскоростного железнодорожного движения. Подчеркнута роль использования концепции технологических платформ в железнодорожном машиностроении.
Ключевые слова: высокоскоростные железнодорожные перевозки; высокоскоростной подвижной состав; технологическая платформа.