Аннотации №03 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 3, 2021 г.

ОСЬМИНИН, А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по научному развитию и взаимодействию, профессор, доктор технических наук

О разработке интеллектуальной системы управления перевозочным процессом

С. 17–27. 11 рис.

Рассказано о разработке и опыте использования интеллектуальной системы управления перевозочным процессом на основе действующих информационно-управляющих систем ОАО «РЖД» с учетом процессных принципов управления. Рассмотрена методика планирования перевозок с учетом изменений в нормативной правовой базе и реализации проекта цифровой трансформации. Отмечена необходимость создания комплексной методики разработки сквозного плана перевозок с автоматизацией расчета адаптивного плана формирования поездов.

Ключевые слова: цифровая трансформация; динамическая модель; интеллектуальные рабочие места; планирование перевозок; план формирования; информационные управляющие системы; организация вагонопотоков; ИСУ ПП; загрузка инфраструктуры; процессный подход.

МЕХЕДОВ М.И., АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергоснабжения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

ХОЛОДНЯК П.С., АО «ВНИИЖТ», начальник отдела НЦ «ЦМПЭ»

КУРСИН Д.А., АО «ВНИИЖТ», главный программист НЦ «ЦМПЭ», кандидат технических наук

КОРНИЕНКО Н.В., АО «ВНИИЖТ», ведущий технолог НЦ «ЦМПЭ»

Повышение провозной способности Транссибирской магистрали на основе организации движения соединенных поездов

С. 28–33. 5 рис.

Рассказано о методе наращивания провозной способности за счет организации движения соединенных поездов на постоянной основе, разработанном АО «ВНИИЖТ». Рассмотрены условия успешного использования данной технологии на направлении Сковородино – Смоляниново Транссибирской магистрали. Отмечено, что организации движения соединенных поездов обеспечит освоение перспективных размеров грузопотоков в условиях растущих объемов перевозок.

Ключевые слова: соединенные поезда; провозная способность; неравномерность поездопотока; диспетчерское регулирование; участки оборота локомотивов; график движения; станции; железнодорожная сеть.

ШАПКИН И.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук, профессор

ВДОВИН А.Н., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель начальника отдела внедрения проектов Центра проектирования объектов капитального строительства

Автоматизированное управление локомотивным парком

С. 34–38. 1 рис.

Рассказано о решении задач управления локомотивным парком. Рассмотрены вопросы многодневного планирования стратегии работы полигона на основе данных информационно-управляющих автоматизированных систем. Обозначен приоритет в очередности подвязки поездов, локомотивов и локомотивных бригад на нитки графика. Отмечено, что применение интеллектуальных алгоритмов планирования пропуска поездопотоков, привязки локомотивов и локомотивных бригад к ниткам графика движения, использование единых правил составления автоматической отчетности позволят повысить скорости движения поездов, снизить простои на станциях, увеличить пропускную способность полигонов.

Ключевые слова: локомотивное хозяйство; перевозочный процесс; автоматизированные системы; поездообразование; АС ПЛАН ЛБ-3; АС ППЛБ; планирование; ГИД «Урал-ВНИИЖТ»; локомотивные бригады; график движения; локомотивы; планирование подвязки поездов.

КОВАЛЕНКО Н.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

БОРОДИН А.А., РУТ (МИИТ), аспирант

О расчете оптимальной величины отцепа при роспуске составов на сортировочных горках

С. 40–43. 2 рис.

Рассмотрены основное факторы, влияющие на динамику скатывания и скорость движения отцепов по сортировочному пути. Отмечена необходимость нахождения оптимальной величины отцепа с учетом комплексного подхода к процессу движения отцепов от момента отцепки от надвигаемого состава до момента добегания отцепа до ограждающих башмаков или вагонов барьерной группы с учетом погодных условий. Подчеркнуто, что научно обоснованная оптимизация расчета оптимальной длины отцепа позволит сократить число вагонов в барьерных группах и число тормозных башмаков для их закрепления, а на некоторых станциях вообще отказаться от использования барьерных групп, что даст возможность повысить перерабатывающую способность сортировочных горок.

Ключевые слова: отцеп; сортировочная горка; барьерная группа; тормозной башмак; процесс роспуска; противоуклон; роспуск вагонов; расчет величины отцепа.

БОРОНЕНКО Ю.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», профессор, доктор технических наук

ПОКРОВСКАЯ О.Д., ПГУПС, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доктор технических наук

ТИТОВА Т.С., ПГУПС, первый проректор – проректор по научной работе, профессор, доктор технических наук

ШЕВЧЕНКО Д.В., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), заместитель генерального директора по науке, кандидат технических наук

«Умные» опции для скоростной инновационной платформы

С. 44–49. 9 рис.

Показано наличие потенциального целевого сегмента рынка инновационного подвижного состава, в частности скоростного вагона-платформы, оснащенного системой бортовой телеметрии. Методами анкетирования составлен портрет типичного потребителя подвижного состава. По итогам экспертных оценок и анкетирования трех групп компаний и на основе интегрированной оценки проанализированы платежеспособный спрос и перечень потребительских опций, сформированы альтернативные линейки опций оборудования вагонов-платформ, рекомендуемые к реализации по сегментам аудитории.

Ключевые слова: «умный» подвижной состав; оснащение датчиками; колесные пары; тележки; тормозная система; респонденты; скоростной вагон-платформа; оснащение системой бортовой телеметрии; ответы респондентов-операторов; потребители скоростной платформы; целевой рынок; интересы клиента; версии опций.

ДУЛЬСКИЙ Е.Ю., Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), доцент, кандидат технических наук

ИВАНОВ П.Ю., ИрГУПС, доцент, кандидат технических наук

ХАМНАЕВА А.А., ИрГУПС, аспирант

ДИВИНЕЦ М.А., ИрГУПС, аспирант

КОРСУН А.А., ИрГУПС, аспирант

Система мониторинга состояния изоляции

С. 50–52. 5 рис.

Показано, что изоляция является лимитирующим элементом в конструкции электрооборудования. В целях повышения надежности и оптимизации использования ресурса электрооборудования, снижения эксплуатационных издержек, повышения производительности труда может быть разработана система непрерывного мониторинга эксплуатационных параметров на базе специально разработанного устройства, реализующая новые запатентованные способы контроля критических параметров эксплуатации и остаточного ресурса изоляции. На примере тягового двигателя представлено устройство счетчика остаточного ресурса изоляции тяговых электродвигателей постоянного тока и описан принцип его работы.

Ключевые слова: изоляция; тяговые электродвигатели; мониторинг; остаточный ресурс; локомотив.

ЦХОВРЕБОВ Э.С., независимый исследователь, доцент, кандидат экономических наук

НИЯЗГУЛОВ У.Д., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор, кандидат технических наук

ШКАНОВ С.И., Федеральное государственное автономное учреждение «НИИ «Центр экологической промышленной политики», научный сотрудник

БОРАВСКИЙ Б.В., ООО «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»), директор

Методика комплексной оценки отходообразующих процессов и инженерно-технических систем

С. 56–63. 3 рис.

Подчеркивается необходимость поиска новых подходов к развитию комплексной отраслевой системы охраны окружающей среды, ресурсосбережения и экологической безопасности в области обращения с отходами при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании стационарных и передвижных объектов инфраструктуры. Рассказывается о разработке отраслевой методики комплексной оценки отходообразующих процессов, инженерно-технических систем и технических средств, являющихся источниками антропогенного воздействия отходов на окружающую среду, которая будет служить базовым методическим информационно-аналитическим инструментом формирования концепции в рамках отраслевой системы управления и регулирования обращения с отходами.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, ресурсосбережения и экологической безопасности; методика комплексной оценки отходообразующих процессов, инженерно-технических систем и технических средств.

БОГОМАЗОВ Н.И., Санкт-Петербургский государственный университет, доцент кафедры новейшей истории России, кандидат исторических наук

Министр путей сообщения К.С. Немешаев

С. 64–67. 6 рис.

Освещены основные этапы деятельности русского инженера-железнодорожника, члена Государственного совета Клавдия Семеновича Немешаева (1849–1927), руководившего рядом железных дорог, а в период с октября 1905 г. по апрель 1906 г. занимавшего пост министра путей сообщения в кабинете С.Ю. Витте.

Ключевые слова: Клавдий Семенович Немешаев; министр путей сообщения; член Государственного совета.

Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Электровозы

С. 68–77. 14 рис.

Продолжение подраздела, представляющего электровозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого электровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; электровоз.

Читайте также: