Аннотации №07 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2023 г.

МАХУТОВ Н.А., член-корреспондент Российской академии наук (РАН), доктор технических наук, профессор

ЛАПИДУС Б.М., доктор экономических наук, профессор 

ГАДЕНИН М.М., кандидат технических наук 

ТИТОВ Е.Ю., кандидат технических наук 

Задачи и перспективы развития научных исследований в рамках сотрудничества между ОАО «РЖД» и Российской академией наук

С. 6–11. 7 рис.

Аннотация.Отмечено, что постановка и реализация фундаментальных и прикладных научных исследований в целях инновационного развития холдинга «РЖД» базируются на утвержденной Правительством Российской Федерации Программе по проведению фундаментальных и поисковых исследований до 2030 года и на соответствующем соглашении о взаимодействии между ОАО «РЖД» и РАН в этом направлении. Показано, что их совместные работы направлены на решение ключевых проблем прочности, ресурса, износостойкости, термостойкости, сейсмостойкости, надежности, живучести, безопасности, риска и защищенности применительно к объектам железнодорожного транспорта с учетом вероятности возникновения на них чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, сотрудничество ОАО «РЖД» и РАН, инновационное развитие, научные исследования, прочность, ресурс, надежность, риск, безопасность, защищенность.

Список источников

  • Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Исследования и разработки проблем национальной безопасности / научный рук. Н.А.Махутов. – М. : МГОФ «Знание», 2022. – 524 с.
  • Научное обеспечение инновационного развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта / [Б.М.Лапидус и др.]. – М. : MittelPress, 2014. – 288 с.
  • Ренессанс железных дорог: фундаментальные научные исследования и прорывные инновации : колл. монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / под ред. Б.М.Лапидуса. – Ногинск : Аналитика Родис, 2015. – 252 с.
  • Лапидус Б.М. Об основных направлениях научных исследований в интересах опережающего развития ОАО «РЖД»и их приоритезации / Б.М.Лапидус // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – С. 22–29.
  • Формирование научных основ обеспечения прочности, ресурса, надежности и безопасности железнодорожного транспорта (в рамках реализации плана взаимодействия РАН и ОАО «РЖД») / [Н.А.Махутов, Б.М.Лапидус, К.П.Шенфельд и др.] // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО РЖД. – 2019. – № 2. – С. 12–29.
  • Измерительные комплексы для мониторинга железнодорожных объектов в сейсмически опасных районах / Е.Ю.Титов, В.М.Агафонов, А.В.Неешпапа // Путь и путевое хозяйство. – 2021. – № 2. – С. 27–31.
  • Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Научные основы техногенной безопасности железнодорожного транспорта / научный рук. Н.А.Махутов. – М. : МГОФ «Знание», 2020. – 720 с.
  • Махутов Н.А. Безопасность и риски: системные исследования и разработки / Н.А.Махутов. – Новосибирск : Наука, 2017. – 724 с.
  • Прикладные задачи конструкционной прочности и механики разрушения технических систем / отв. ред. В.В.Москвичев. – Новосибирск : Наука, 2021. – 796 c.
  • Махутов Н.А. Прочность и безопасность. Фундаментальные и прикладные исследования / Н.А.Махутов. – Новосибирск : Наука, 2008. – 528 с.
  • Гаденин М.М. Исследование закономерностей сопротивления деформированию и накопления повреждений при нерегулярном малоцикловом нагружении / М.М.Гаденин // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2021. – Т. 87. – № 11. – С. 55–63.
  • Гаденин М.М. Расчетно-экспериментальная оценка роли соотношения частот в изменении долговечности при двухчастотных режимах деформирования / М.М.Гаденин // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2019. – Т. 85. – № 1. – С. 64–71.
  • Лапидус Б.М. Задачи опережающего развития Российских железных дорог / Б.М.Лапидус // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 2. – С. 4–14.

ЛЕВИН Б.А., председатель Экспертного совета по импортозамещению на рельсовом транспорте, президент Ассоциации вузов транспорта, профессор, доктор технических наук

Импортозамещение как один из приоритетных векторов развития отечественного транспорта

С. 12–15. 4 рис.

Аннотация. Рассказано о том, что проблема импортозамещения возникла задолго до введения в отношении России глобальных экономических санкций. Обоснована необходимость разработки и внедрения импортонезависимых техники и технологий, о которых представители транспортной отрасли, руководители компаний, специалисты научно-образовательных и научных организаций говорят уже более 20 лет. Показано, что переход на отечественную технику, оборудование, технологии стало приоритетом дальнейшего развития железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», проблема импортозамещения, отечественная техника, научный потенциал, научная экспертиза, экспертный совет.

ЧЕРНУХА А.В., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), исполняющий обязанности начальника

ШИШКОВА О.В., ЦИР, начальник отдела учета и управления интеллектуальной собственностью 

КЛЕФОРТОВ Д.Б., ЦИР, ведущий технолог отдела учета и управления интеллектуальной собственностью 

Актуальные вопросы управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД»

С. 16–19. 3 рис.

Аннотация. Рассмотрены вопросы управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД» и ее правой охраны, регламентирующиеся Стратегией управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД». Представлена система управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД», являющаяся важнейшим компонентом инновационного развития холдинга и в целом соответствующая поставленным задачам. Обоснована необходимость актуализации этой стратегии в целях решения вновь возникающих задач.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», портфель интеллектуальной собственности, стратегия управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД», правая охрана интеллектуальной собственности.

Научная статья

УДК 625.111

МАГНУШЕВСКАЯ И.Г., генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»)

МАРТЫШКИН Р.В., АО «ИЭРТ», заместитель начальника Центра макроэкономики и методологии прогнозирования

САНЧЕНКО М.М., АО «ИЭРТ», заместитель начальника Центра развития железнодорожного транспорта

ПОЛЯКОВА М.Н., АО «ИЭРТ», ведущий научный сотрудник Центра развития железнодорожного транспорта

ГОРБУНОВ Г.Г., АО «ИЭРТ», начальник отдела узлов и станций Центра эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем

Алгоритм выбора местоположения нового терминально-логистического центра в границах Западно-Сибирской железной дороги

С. 20–25. 6 рис.

Аннотация. Описан алгоритм выбора местоположения нового терминально-логистического центра в Кемеровской области. Рассказано об особенностях и основном назначение перспективного ТЛЦ. Приведен сравнительный анализ технических, технологических, экономических аспектов размещения нового терминала в различных локациях. 

Ключевые слова: контейнерные перевозки, терминально-логистический центр, терминал, агломерация, логистика, железнодорожная сеть.

Список источников

  • Мартышкин Р.В. Транспортное обслуживание городских агломераций с использованием контейнерных перевозок / Р.В.Мартышкин, Д.А.Прибыткова // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 12. – С. 18–21.
  • Оценка баланса провозной способности полигонов сети железных дорог / [А.Ф.Бородин, В.В.Панин, М.А.Агеева и др.] // Вестник ВНИИЖТ. – 2022. – Т. 81. – № 2. – С. 158–169.
  • Комплексное развитие полигонов железнодорожной сети на основе инновационных технико-технологических решений / [А.Ф.Бородин, Г.Г.Горбунов, С.А.Зинченко и др.] // Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни за горизонт : сб. мат. I Междунар. научно-практ. конф., Щербинка, 26–27 августа 2021 г. – Щербинка : АО «ВНИИЖТ», 2021. – С. 28–37.

MAGNUSHEVSKAYA I.G., General Director of Institute for Economics and Development of Transport JSC (IERT JSC)

MARTYSHKIN R.V., IERT JSC, Deputy Head of the Center for Macroeconomics and Forecasting Methodology

SANCHENKO M. M., IERT JSC, Deputy Head of the Railway Transport Development Center

POLYAKOVA M.N., IERT JSC, Leading Researcher, Center for the Development of Railway Transport

GORBUNOV G.G., IERT JSC, Head of Units and Stations Department of the Center for Railway Operation and Interaction of Transport Systems Algorithm for choosing the location of a new terminal and logistics center within the boundaries of the West Siberian Railway

Pp. 20–25. 6 fig.

Abstract. An algorithm for choosing the location of a new terminal and logistics center in the Kemerovo region is described. It is told about the features and main purpose of a promising TLC. A comparative analysis of the technical, technological, economic aspects of placing a new terminal in various locations is given.

Key words: container transportation, terminal and logistics center, terminal, agglomeration, logistics, railway network.

Магнушевская Ирина Геннадьевна, Москва, Россия.

Мартышкин Роман Викторович, Москва, Россия.

Санченко Мария Михайловна, Москва, Россия.

Полякова Мария Николаевна, Москва, Россия.

Горбунов Георгий Глебович, Москва Россия.

Научная статья

УДК 629.4

НОВОСЕЛОВ А.Ю., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), руководитель отдела «Полувагоны»

КОРОТКОВ Д.С., ООО «ВНИЦТТ», инженер-конструктор 1-й категории

ПОПЕСКУ Р.В., ООО «ВНИЦТТ», младший инженер-исследователь

Улучшение технико-экономических характеристик полувагонов

С. 26–32. 11 рис.

Аннотация. Показана необходимость и представлены пути совершенствования конструкции полувагонов за счет применения тележек с осевой нагрузкой, увеличенной до 27 тс и более, а также за счет оптимизации конструкции кузова и уменьшения коэффициента тары. Доказано, что снижение коэффициента тары является важным фактором как для производителей вагонов с точки зрения стоимости материалов для производства, так и для потребителей с точки зрения повышения грузоподъемности и массы груза в поезде.

Ключевые слова: полувагон, тележка, кузов, стенки, стойки, обшивка, хребтовая балка, оптимизация объема, разгрузочные люки.

Список источников

  • Соколов А.М. Осевая нагрузка 27 тс – новая веха развития вагоностроения / А.М.Соколов, А.М.Орлова // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2016. – № 3. – С. 5–7.
  • Operational testing of trains and monitoring of 1520 mm gauge infrastructure under 27 t per axle load freight wagons / А.Orlova [et al.] // PROCEEDINGS: International Heavy Haul Association Conference. – June 2019. – Р. 79–84.
  • Орлова А.М. Направления повышения технико-экономических характеристик вагонов ПАО «НПК ОВК» на примере полувагона / [А.М.Орлова, С.А.Федоров, И.А.Хилов, Р.В.Попеску] // Мат. XIII Междунар. научно-техн. конф. «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». – СПб. : ПГУПС, 2022. – С. 28–32.
  • Внедрение высопрочных марок сталей в конструкции изделий [Электронный ресурс] // ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения». – Режим доступа : https://opzt.ru/wp-content/uploads/2022/12/k-voprosu-2.pdf (Дата обращения: 20.03.2023).
  • RMRail. Каталог продукции [Электронный ресурс] // Компания «RMRail». – Режим доступа : https://rmrail.ru/catalogue/vagonykhoppery/vagon-khopper-dlya-perevozki-mineralnykh-udobreniy (Дата обращения: 20.03.2023).
  • Федоров С.А. Особенности конструкции полувагона 12-9548-02 с увеличенным до 103 куб. м объемом кузова / С.А.Федоров, А.Ю.Новоселов // Мат. XIII Междунар. научно-техн. конф. Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». – СПб. : ПГУПС, 2018. – С. 71–73.
  • Шевченко Д.В. Методика проектирования несущих узлов грузовых вагонов на примере узла заделки стойки боковой стены полувагона / Д.В.Шевченко, С.А.Федоров, С.И.Попович // Техника железных дорог. – 2018. – № 4. – С. 68–73.
  • Денежкин Д.Б. Определение условий эксплуатации перспективных полувагонов с увеличенным объемом и грузоподъемностью / Д.Б.Денежкин // Мат. XIII Междунар. научно-техн. конф. «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». – СПб. : ПГУПС, 2015. – С. 27.
  • Бороненко Ю.П. Проблемы и перспективы внедрения инновационных вагонов габарита Тпр / Ю.П.Бороненко, Н.А.Атаманчук, Т.М.Белгородцева // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2015. – № 4. – С. 20–24.

NOVOSELOV A.Yu., LLC «All-Union Scientific Research Center of Transport Technologies» (LLC «VNITSTT»), head of the «Gondola cars» department

KOROTKOV D.S., LLC «VNITSTT», design engineer of the 1-st category

POPESCU R.V., LLC «VNITSTT», Junior Research Engineer

Improvement of technical and economic characteristics of gondola cars

Р. 26–32. 11 fig.

Abstract. The necessity is shown and ways of improving the design of gondola cars are presented through the use of bogies with an axial load increased to 27 tc or more, as well as by optimizing the body structure and reducing the tare coefficient. It is proved that the reduction of the tare coefficient is an important factor both for wagon manufacturers in terms of the cost of materials for production, and for consumers in terms of increasing the load capacity and weight of cargo in the train.

Key words: gondola car, trolley, body, walls, racks, sheathing, ridge beam, volume optimization, unloading hatches.

Новоселов Александр Юрьевич, Санкт-Петербург, Россия.

Коротков Дмитрий Сергеевич, Санкт-Петербург, Россия.

Попеску Роман Витальевич, Санкт-Петербург, Россия.

КАЙНЕЛАЙНЕН А.А., ОАО «РЖД», начальник Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги

О развитии системы управления природоохранной деятельностью на сети железных дорог 

С. 35–38. 1 рис.

Аннотация. Рассказывается о создании на сети железных дорог лабораторий по контролю за состоянием окружающей среды, чье 40-летие отмечается в этом году. Рассматривается система управления природоохранной деятельностью ОАО «РЖД».

Ключевые слова: лаборатории по контролю за состоянием окружающей среды на сети железных дорог, система управления природоохранной деятельностью ОАО «РЖД». 

ШЛАПАКОВА О.С., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центра охраны окружающей среды Западно-Сибирской железной дороги

Становление экологических лабораторий 

С. 38–41. 3 рис.

Аннотация. Рассказывается о создании производственных экологических лабораторий на сети железных дорог в целях контроля за состоянием окружающей среды в результате производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, начало которому было положено в 1983 г. Рассматриваются этапы создания производственных экологических лабораторий, их аккредитация, особенности проведения производственного экологического контроля.

Ключевые слова: производственные экологические лаборатории на сети железных дорог, предприятия железнодорожного транспорта, производственный экологический контроль, охрана окружающей среды.

АНДРЕЕВА С.С., ОАО «РЖД», начальник Центра охраны окружающей среды Куйбышевской железной дороги

Снижая техногенную нагрузку на окружающую среду 

С. 41–44. 4 рис.

Аннотация. Рассказывается о мерах, которые предпринимает ОАО «РЖД» для поддержания высокого уровня экологической безопасности и ответственности за свою деятельность. Рассматриваются целевые параметры по снижению негативного воздействия на окружающую среду от хозяйственной деятельности подразделений железнодорожного транспорта, определенные в  Экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года и на перспективу до 2035 года, достижение которых возможно за счет осуществления масштабных инвестиций в природоохранную деятельность и внедрение инновационных технологий.

Ключевые слова: экологическая безопасность, ответственность за свою деятельность, снижение негативного воздействия на окружающую среду, природоохранная деятельность.

РЯБУХИН Э.А., ОАО «РЖД», начальник Центра охраны окружающей среды Свердловской железной дороги

Экопросвещение и информационная открытость компании 

С. 44–49. 5 рис.

Аннотация. Рассказывается об основных задачах, направленных на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц в достоверных сведениях о деятельности компании, поддержание высокого уровня деловой репутации и благоприятного общественного мнения при реализации стратегических задач холдинга «РЖД» в области охраны окружающей среды, определенных в Экологической стратегией ОАО «РЖД». Особое внимание уделяется информационной открытости компании в вопросах экологической безопасности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экопросвещение, информационная открытость.

ЗЕНЗИНОВ Н.А., кандидат технических наук

На Курской дуге

С. 50–53. 4 рис.

Аннотация. Рассказывается о Курской битве, ставшей коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется значительному вкладу, который внесли железнодорожники в разгром немецко-фашистских захватчиков на Огненной дуге, обеспечив на всех этапах битвы бесперебойное снабжение действующей армии всеми необходимыми ресурсами. Перепечатка статьи, опубликованной в № 7 журнала за 1993 г.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Курская битва, снабжение армии, роль железнодорожников.

Читайте также: