Аннотации №10 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 10, 2023 г.

Восточный вектор. По  материалам VIII Восточного экономического форума

С. 4–7. 8 рис.

Аннотация. Рассказывается о VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ–2023), традиционно занимающем важное место в календаре российских и зарубежных предпринимателей, представителей государственных структур и экспертного сообщества. Отмечается, что главная тема нынешнего форума – «На пути к сотрудничеству, миру и процветанию.

Ключевые слова: VIII Восточный экономический форум, социальное и инфраструктурное развитие Дальнего Востока, пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, морские порты, железные дороги.

Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО»

С. 8–33.  51 рис.

Аннотация. Представлен разнообразный обзорный материал, посвященный очередному международному железнодорожному салону, прошедшему в Санкт-Петербурге 24–27 августа 2023 г. В первой части обзора, озаглавленной «Курс на технологическую независимость» приведена краткая информация о мероприятиях деловой программы форума, отмечены наиболее важные темы, затронутые в ходе состоявшихся заседаний и круглых столов. Во второй части «Статическая экспозиция. Натурные образцы» дано описание тягового подвижного состава, вагонов и техники инфраструктурного комплекса, демонстрировавшихся на натурных площадках в период работы салона. Третья, заключительная, часть обзора «Динамическая экспозиция» повествует о прошедшем в рамках салона динамическом показе железнодорожного тягового подвижного состава разных лет выпуска.

Ключевые слова: Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО», технологическая независимость, панельная дискуссия, круглый стол, статическая экспозиция, динамическая экспозиция, натурный образец.

Научная статья

УДК 656.2.072+656.22

ДОЛГИЙ А.И., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), генеральный директор, кандидат технических наук

САХАРОВ А.Г., ОАО «РЖД», начальник Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» 

ХАТЛАМАДЖИЯН А.Е., АО «НИИАС», исполняющий обязанности заместителя генерального директора, кандидат технических наук, доцент

ОЛЬГЕЙЗЕР И.А., Ростовский филиал АО «НИИАС», первый заместитель директора, кандидат технических наук

КОРНИЕНКО К.И., Ростовский филиал АО «НИИАС», старший научный сотрудник отделения инновационных и интеллектуальных технологий цифровой станции, кандидат технических наук

Автоматизация закрепления подвижного состава на путях станций

С. 34–39. 7 рис.

Аннотация. Рассмотрены вопросы механизации и автоматизации процесса закрепления подвижного состава на приемоотправочных путях грузовых железнодорожных станций. Проанализированы ключевые характеристики устройств закрепления, применяющихся на сети дорог ОАО «РЖД». Представлены инновационные решения в области закрепления подвижного состава, разработанные в рамках развития утвержденной концепции «Цифровая железнодорожная станция». Предложена схема процесса автоматического управления процессом закрепления на путях грузовых железнодорожных станций. 

Ключевые слова: устройства закрепления, автоматизация закрепления, система автоведения, Цифровая железнодорожная станция, система позиционирования, безопасность.

Список источников

  • Пасичный А.Н. Обзор современных технических средств для закрепления подвижного состава на станционных путях / А.Н.Пасичный // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2013. – № 2. – С. 80–85.
  • Кобзев В.А. Развитие технических средств обеспечения безопасности станционных процессов : учеб. пособие / В.А.Кобзев. – М. : МИИТ, 2008. – 76 с.
  • Ильин А.М. Повышение надежности закрепления подвижного состава на станционных путях / А.М.Ильин, О.Н.Числов, А.С.Боева // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 10. – С. 24–29.
  • Стояночные тормозные башмаки для закрепления подвижного состава на станционных путях. Полигонные испытания / [Д.П.Марков, И.Н.Воронин, Н.П.Шипулин и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2016. – Т. 75. – № 5. – С. 308–317.
  • Ильин А.М. Многовариантная верификационная методика расчета норм закрепления подвижного состава на железнодорожных путях станций / А.М.Ильин, О.Н.Числов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2020. – № 3 (79). – С. 115–123.
  • Заграждающее устройство балочное рычажное (ЗУБР) : пат. 2674287 C1 РФ : МПК B 61 K 7/16, B 61K7/02, B61K 7/08 / Тиссен В.А., Коротовских А.А. ; заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Машзавод». – № 2018110003 ; заявл. 21.03.2018 ; опубл. 06.12.2018.
  • Ляной В.В. КТС АЗС. Новое слово в закреплении составов / В.В.Ляной, А.Л.Соловьев, С.В.Сычев // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 11. – С. 64–65
  • Система закрепления составов на путях железнодорожной станции : пат. 2618656 C1 РФ : МПК B 61 L 3/00 / Гапанович В.А., Золотарев Ю.Ф., Ольгейзер И.А., Розенберг Е.Н., Соколов В.Н., Шабельников А.Н. ; заявитель Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте». – № 2016107405 ; заявл. 01.03.2016 ; опубл. 05.05.2017.
  • Ковалев С.М. Автоматическое размещение горочных поездных закрепителей на основе графовой модели / С.М.Ковалев, А.Н.Шабельников, А.В.Суханов // Труды Шестой науч.-техн. конф. «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование» (ИСУЖТ–2017, 16 ноября 2017 г., Москва, Россия). – М. : АО «НИИАС», 2017. – С. 158–162. 
  • Розенберг И.Н. Инновации на железнодорожном транспорте / И.Н.Розенберг, А.Н.Шабельников // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2017. – № 3(67). – С. 112–118.
  • Автоматизация позиционирования подвижного состава в системах закрепления на железнодорожных станциях / [И.А.Ольгейзер, А.В.Суханов, К.И.Корниенко, Д.А.Пастушенко] // Автоматика, связь, информатика. – 2023. – № 3. – С. 2–5. 
  • Перспективы внедрения комплекса позиционирования и контроля закрепления составов на путях железнодорожных станций «Прицел» / [А.Е.Хатламаджиян, И.А.Ольгейзер, А.В.Суханов, К.И.Корниенко] // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. – 2023. – № 3 (63). – С. 28–33.
  • Бочков А.В. Об актуальных задачах и направлениях научно-технологического развития АО «НИИАС». Январь–май 2023 г. / А.В.Бочков // Наука и технологии железных дорог. – 2023. – Т. 7. – № 2 (26). – С. 3–16.

ALEXANDER I. DOLGIY, general director JSC «NIIAS», candidate of engineering sciences

ALEXANDER G. SAKHAROV, Russian Railways, head of the Department for management of the Railway Transportation and Infrastructure business block

AGOP E. KHATLAMADZHIYAN, acting deputy general director JSC «NIIAS», candidate of engineering sciences, associated professor

IVAN A. OLGEYZER, acting deputy director of Rostov branch of JSC «NIIAS», engineering sciences

KONSTANTIN I. KORNIENKO, Senior researcher of Department of computer technology and automated control systems, JSC «NIIAS» Rostov branch, candidate of engineering sciences

Automation of rolling stock holding as part of a digital railway station

P. 34–39. 7 fig.

Abstract. The issues of mechanization and automation of the process of holding the rolling stock on the receiving and departure tracks of freight railway stations are considered. The key characteristics of the rolling devices used on the road network of Russian Railways are analyzed. Innovative solutions in the field of securing rolling stock developed as part of the development of the approved concept of «Digital Railway Station» are presented. A scheme of the process of automatic control of the process of rolling on the tracks of freight railway stations is proposed.

Key words: rolling devices, rolling automation, auto-guidance system, digital railway station, positioning system, security.

References

  • Pasichny A.N. Review of modern technical means for holding the rolling stock on the station tracks / A.N. Pasichny // Proceedings of the Rostov State University of Railways. – 2013. – No. 2. – P. 80–85.
  • Kobzev V.A. Development of technical means for ensuring the safety of station processes: textbook./ V.A. Kobzev. – M. : MIIT, 2008. – 76 p.
  • Ilyin A.M. Improving the reliability of rolling stock holdingon station tracks / A.M.Ilyin, O.N.Chislov, A.S.Boeva // Railway transport. – 2020. – No. 10. – P. 24–29.
  • Parking brake shoes for holdingthe rolling stock on the station tracks. Field tests / [D.P.Markov, I.N.Voronin, N.P.Shipulin et al.] // Bulletin of the Research Institute of Railway Transport. – 2016. – T. 75. – No. 5. – P. 308–317.
  • Ilyin A.M. Multivariant verification method for calculating the norms for holdingrolling stock on the railway tracks of stations / A.M.Ilyin, O.N.Chislov // Bulletin of the Rostov State University of Railway Communications. – 2020. – No. 3 (79). – P. 115–123.
  • Barrier beam lever (ZUBR) : Pat. 2674287 C1 RF : IPC B 61 K 7/16, B 61K7/02, B61K 7/08 / Thyssen V.A., Korotovskikh A.A. ; applicant Limited Liability Company «Mashzavod». – No. 2018110003 ; dec. 03/21/2018 ; publ. 12/06/2018.
  • Lyanoy V.V. KTS gas station. A new word in fixing trains / V.V.Lyanoy, A.L.Soloviev, S.V.Sychev // Railway transport. – 2020. – No. 11. – P. 64–65
  • System for holdingtrains on the tracks of a railway station : Pat. 2618656 C1 RF : IPC B 61 L 3/00 / Gapanovich V.A., ZolotarevYu.F., Olgeizer I.A., Rozenberg E.N., Sokolov V.N., Shabelnikov A.N. ; Applicant Open Joint Stock Company «Scientific Research and Design Institute of Informatization, Automation and Communications in Railway Transport». – No. 2016107405 ; dec. 03/01/2016 ; publ. 05/05/2017.
  • Kovalev S.M. Automatic placement of hump train fasteners based on a graph model / S.M.Kovalev, A.N.Shabelnikov, A.V.Sukhanov // Transactions of the Sixth Scientific and Technical. conf. «Intelligentcontrolsystemsin railway transport. Computer and Mathematical Modeling» (ISUZhT–2017, November 16, 2017, Moscow, Russia). – M. : JSC «NIIAS», 2017. – Р. 158–162.
  • Rozenberg I.N. Innovations in railway transport / I.N.Rozenberg, A.N.Shabelnikov // Bulletin of the Rostov State University of Communications. – 2017. – No. 3 (67). – P. 112–118.
  • Automated positioning of rolling stock in systems of holdingat railway stations / [I.A.Olgeyzer, A.V.Sukhanov, K.I.Kornienko, D.A.Pastushenko] // Automation, communication, informatics. – 2023. – No. 3. – P. 2–5.
  • Prospects for the implementation of a complex for positioning and controlling the holdingof trains on the tracks of railway stations «Pritsel» / [A.E.Khatlamadzhiyan, I.A.Olgeyzer, A.V.Sukhanov, K.I.Kornienko] // Bulletin of the Institute of Problems of Natural Monopolies : Technique of railways. – 2023. – No. 3 (63). – P. 28–33.
  • Bochkov A.V. On the current tasks and directions of scientific and technological development of JSC «NIIAS». January – May 2023 / A.V.Bochkov // Science and technology of railways. – 2023. – V. 7. – No. 2 (26). – P. 3–16.

ДОЛГИЙ А.И., Москва, Россия. E-mail: a.dolgiy@vniias.ru

САХАРОВ А.Г., Москва, Россия. E-mail: saharovag@center.rzd.ru

ХАТЛАМАДЖИЯН А.Е., Москва, Россия. E-mail: a.hatlamadzhiyan@vniias.ru 

ОЛЬГЕЙЗЕР И.А., Ростов-на-Дону, Россия. E-mail:  i.olgezer@vniias.ru

КОРНИЕНКО К.И., Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: k.kornienko@vniias.ru

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки)

НОВОСЕЛОВ А.Ю., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), руководитель отдела «Полувагоны»

КОРОТКОВ Д.С., ООО «ВНИЦТТ», инженер-конструктор 1-й категории

О перспективах развития парка вагонов-самосвалов

С. 40–45. 8 рис.

Аннотация. Показано, что увеличение эффективности перевозок руды и аналогичных грузов возможно при модернизации инфраструктуры совместно с разработкой вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками. Отмечено, что наиболее рациональным путем увеличения эффективности перевозок является разработка вагона-самосвала увеличенной относительно существующих шестиосных думпкаров грузоподъемностью при сохранении длины по осям сцепления автосцепок.

Ключевые слова: увеличение грузоподъемности, существующие шестиосные вагоны-самосвалы, рост осевой нагрузки, трехосные тележки, четырехосные тележки с осевой нагрузкой 25 тс., эксплуатация на путях общего пользования, пути промышленных предприятий.

Инновационные разработки Дивизиона ЖАТ ГК 1520

С. 46–47. 4 рис.

Аннотация. Дано краткое описание инновационных разработок Дивизиона железнодорожной автоматики и телемеханики Группы компаний 1520 (Дивизион ЖАТ ГК 1520), представленных на международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо»: интеллектуальной системы управления процессами перевозок ИСУПП; Регионального центра обеспечения кибербезопасности; системы микропроцессорной централизации МПЦ-ЭЛ-20, созданной исключительно на отечественных компонентах и программном обеспечении; демонстрационно-обучающего комплекса с добавленной виртуальной реальностью; испытательного генератора для тестирования устройств защиты от импульсных перенапряжений «ПРОРЫВ УЗИП»; системы микропроцессорной централизации для метрополитенов МПЦ-СМ; автоматизированной системы комплексного управления движением вагонов трамваев АСКУ ДВТ.

Ключевые слова: «PRO//Движение.Экспо», Дивизион ЖАТ ГК 1520, ИСУПП, МПЦ-ЭЛ-20, «ПРОРЫВ УЗИП», МПЦ-СМ, АСКУ ДВТ.

Научная статья

УДК 621.332.31; 621.332.33; 621.332.36; 621.332.81; 621.869.888

КРЫЛОВ А.А., Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»), директор научного центра «Электрификация и теплоэнергетика»

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

ШВЕДИН К.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

МУСЕРСКИЙ П.О, АО «ВНИИЖТ», руководитель проектов научного центра «Электрификация и теплоэнергетика»

Технология отвода контактной сети при погрузке и выгрузке контейнеров

С. 48–50. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрены преимущества и перспективы внедрения в эксплуатацию технологии отвода контактной сети (ТОКС) в зоне погрузки-выгрузки контейнерных фитинговых платформ на промежуточных (опорных) железнодорожных станциях и терминально-логистических центрах при организации обработки контейнерных поездов путем автоматизированного дистанционного изменения геометрии контактной подвески в зоне погрузки-выгрузки контейнерных платформ с помощью колесных контейнерных погрузчиков – ричстакеров.

Ключевые слова: железнодорожные перевозки, транспортно-логистический бизнес, скоростные контейнерные поезда, контейнерные фитинговые платформы, контактная сеть с изменяемой геометрией, технология отвода контактной сети в зоне погрузки-выгрузки, транспортно-логистические коридоры, терминально-логистические центры, (опорные) железнодорожные станции.

Список источников

  • Способ отвода контактной сети и устройство для его реализации : пат. 2759355 C1 / Виноградов С.А., Мехедов М.И., Крылов А.А., Куликов А.В., Царьков А.А. – № 2020139554 ; заявл. 12.11.2021 ; опубл. 02.12.2020.
  • Устройство отвода контактной сети : пат. на полезную модель 205470 U1 / Виноградов С.А., Мехедов М.И., Крылов А.А., Куликов А.В., Царьков А.А. – № 2020139553; заявл. ; 15.07.2021 ; опубл. 02.12.2020.

KRYLOV А.А., Director of the scientific center «Electrification and heat power engineering»

MEHEDOV M.I., Deputy Director General — Director of the Scientific Center «Digital Transportation Models and Energy Saving Technologies» (NC «CMPE»)

SHVEDIN K.I., NC «CMPE», Head of the Department of Development of the transport network and new transportation Technologies 

MUSERSKY P.O., Project Manager of the scientific center «Electrification and heat power engineering»

Application of contact network removal technology in the organization of loading –unloading of container

Р. 48–50. 4 fig.

Abstract. The advantages and prospects of the introduction into operation of the technology of removal of the contact network (TOX) in the loading and unloading area of container fitting platforms at intermediate (support) railway stations and terminal logistics centers in the organization of processing container trains by automated remote change of the geometry of the contact suspension in the loading and unloading area of container platforms using wheeled container loaders – reachstackers are considered.

Keywords: railway transportation, transport and logistics business, high-speed container trains, container (fitting) platforms, contact network with variable geometry, technology for removing the contact network in the loading/unloading zone, transport and logistics corridors, terminal and logistics centers, (support) railway stations.

References

  • The method of removing the contact network and the device for its implementation : pat. 2759355 C1 / Vinogradov S.A., Mekhedov M.I., Krylov A.A., Kulikov A.V., Tsarkov A.A. – No. 2020139554; application 12.11.2021 ; publ. 02.12.2020.
  • Device for removing the contact network : pat. for the utility model 205470 U1 / Vinogradov S.A., Mekhedov M.I., Krylov A.A., Kulikov A.V., Tsarkov A.A. – No. 2020139553 ; application ; 15.07.2021 ; publ. 02.12.2020.

КРЫЛОВ Антон Александрович, Москва, Россия. E-mail:  Krylov.Anton@vniizht.ru

AuthorID: 1140127 https://orcid.org/0000-0001-9473-5435

МЕХЕДОВ Михаил Иванович, Москва, Россия. E-mail: Mekhedov.Mikhail@vniizht.ru AuthorID: 1019989 https://orcid.org/0000-0002-8174-214X

ШВЕДИН Константин Иванович, Москва, Россия. E-mail: Shvedin.Konstantin@vniizht.ru AuthorID: 1143781 https://orcid.org/0000-0002-9478-9625

МУСЕРСКИЙ Прокопий Олегович, Москва, Россия.

E-mail: Muserskiy.Prokopiy@vniizht.ru AuthorID: 1147285 https://orcid.org/0000-0001-6038-3435

Научные специальности ВАК:

2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация (технические науки)

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки)

ВУЛЬФОВ А.Б., председатель МОО «Общество любителей железных дорог»

ВОЛЖД: итоги и направления работы

С. 51–54. 4 рис.

Аннотация. Представлены итоги деятельности Межрегиональной общественной организации «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД), которые были озвучены на отчетно-перевыборной конференции, состоявшейся в июне 2023 г. Рассмотрены такие важные направления работы, как музейная деятельность, сохранение раритетного подвижного состава, проведение фотовыставок и выставок железнодорожных моделей, издание книг по истории железных дорог, взаимодействие со СМИ. Указаны цели и задачи дальнейшей деятельности ВОЛЖД. 

Ключевые слова: Межрегиональная общественная организация «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД), раритетный подвижной состав, ретропоезд, железнодорожный моделизм, фотоархив.

Читайте также: