Аннотации №06 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 6, 2023 г.

ШАПКИН И.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук, профессор

ВДОВИН А.Н., ведущий специалист ФГБУ «Ситуационно-информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации» (СИЦ Минтранса России)

Интеллектуальные системы в организации эксплуатационной работы

С. 6–10. 1 рис.

Аннотация. Рассказано о концепции построения комплекса взаимоувязанных интеллектуальных, планирующих и информационно-аналитических систем. Рассмотрен новый подход к разработке плана формирования поездов. Перечислены принципы создания универсальных модульных программных комплексов искусственного интеллекта на станциях с подбором необходимых параметров настройки и программ самообучения и приоритетов решения задач на детализированных технологических цепочках процессной модели для всех уровней управления.

Ключевые слова: искусственный интеллект, эксплуатационная работа, комплексный подход, автоматизированные системы, перевозочный процесс, система управления, интернет вещей.

Научная статья

УДК 656.2.072+656.22

ВОРОНИН В.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), начальник отделения внедрения систем ЖАТ

ЛОБАНОВА В.С., АО «НИИАС», ведущий инженер отделения внедрения систем ЖАТ Снижение влияния инфраструктурных ограничений на пропускную способность линии

С. 9–12. 3 рис.

Аннотация. Представлена современная система интервального регулирования движения поездов (СИРДП) – АЛСО с подвижными блок-участками (АЛСО с ПБУ). Отмечено, что такая система позволяет сократить межпоездные интервалы и повысить пропускную способность участков дорог. Предложены технические и технологические решения для снижения влияния на пропускную способность таких участков инфраструктурных ограничений, а именно нейтральной вставки контактной сети.

Ключевые слова: интервальное регулирование, АЛСО с подвижными блок-участками, АЛСО с ПБУ, инфраструктурное ограничение, движение по нейтральной вставке контактной сети.

Список источников

  • Сокращение интервала попутного следования на МЦК / [И.Р.Гургенидзе, Д.В.Склярчук, В.С.Лобанова, А.И.Кузьмин] // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 4. – С.  48–50.
  • Воронин В.А. Обеспечение минимального интервала попутного отправления поездов на перегон АЛСО и подвижными блок-участками / В.А.Воронин, В.С.Лобанова // Автоматика, связь, информатика. – 2021. – № 11. – С. 25–27. 
  • Воронин В.А. Многозначная АЛС на участках АЛСО с ПБУ / В.А.Воронин // Автоматика, связь, информатика. – 2022. – № 7. – С. 2–5.
  • Воронин В.А. О работе УКСПС на участках, оборудованных АЛСО с подвижными блок-участками / В.А.Воронин, С.А.Агеев // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 7. – С.  46–47.

VORONIN V.A., JSC Design and Research Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications on Railway Transport (JSC NIIAS), Head of Department for Deployment of Signalling Systems

LOBANOVA V.S., JSC NIIAS, Lead Engineer, Department for Deployment of Signalling Systems 

Reducing the effect of infrastructure-related limitations on line capacity

P. 9–12.  3 fig.

 Abstract. The paper presents a modern train separation system, an automatic cab signalling with moving block sections. The system allows reducing train spacing and increasing the capacity of railway lines. The authors propose technological and process-related solutions aimed at reducing the effect of infrastructure-related limitations, i.e. neutral sections, on the capacity of such lines.

Keywords: train separation, ACS with moving block sections, infrastructure-related limitation, traffic over neutral section.

References

  • Reducing the train spacingat the MCC / [I.R.Gurgenidze, D.V.Skliarchuk, V.S.Lobanova, A.I. Kuzmin] // Zheleznodorozhny transport. – 2020. – No. 4. – P. 48–50. (in Russ.)
  • Voronin V.A. Ensuring a minimal train departure interval using automatic cab signalling and moving block sections / V.A.Voronin, V.S.Lobanova //  Automation, Communications, Informatics. –  2021. – No. 11. – P. 25–27. (in Russ.)
  • Voronin V.A. Multi-aspect automatic cab signalling on lines with moving block sections / V.A.Voronin // Automation, Communications, Informatics. – 2022. – No. 7. – P. 2–5. (in Russ.)
  • Voronin V.A. On the operation of UKSPS on lines equipped with automatic cab signalling with moving block sections / V.A.Voronin, S.A.Ageev // Zheleznodorozhny transport. – 2022. – No. – 7. – P. 46–47. (in Russ.)

Воронин Владимир Альбертович, Москва, Россия, v.voronin@vniias.ru

Лобанова В.С., Москва, Россия

ШАПОВАЛОВ В.В., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

ГНИЛОРЫБОВ Д.С., РГУПС, студент факультета «Дорожно-строительные машины»

КОРНИЕНКО Р.А., РГУПС, инженер кафедры «Транспортные машины и триботехника»

ФЕЙЗОВ Э.Э., ООО «Транс-Триботехника», заместитель директора, кандидат технических наук

Увеличение ресурса колесных пар грузовых вагонов

С. 13–15. 6 рис.

Аннотация. Рассмотрены причины возникновения односторонних ползунов, представлены технические и технологические мероприятия, позволяющие исключить их образование. Даны сведения о конструкции, функционале и принципе действия различных вариантов противоползунных систем – ППС-12, ППС-12Д и ППС-12Д.

Ключевые слова: горка, тормозная позиция, тормозной башмак, противоползунная система, ППС-12, ППС-12Д, ППС-12Д.

Список источников

  • Система противоползунная : пат. 2522484 РФ : МПК B 61 K 7/00 / Шаповалов В.В., Лубягов А.М., Костюк В.В., Фейзов Э.Э., Гнездилов С.В., Щепановский К.И., Мудрецов Д.А. ; заявитель и патентообладатель Шаповалов В.В. – № 2012110606/11 ; заявл. 20.03.2012 ; опубл. 20.07.2014, Бюл. № 20.
  • Устранение триботермоповреждений колес подвижного состава / [В.В.Шаповалов, Э.Э.Фейзов, А.Л.Озябкин и др.] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – Ростов н/Д., 2015. – № 4 (185). – С. 65–72.

ЛАБУНСКИЙ Л.С., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» (ЭСЖТ), кандидат технических наук

МОРГУНОВ Д. Н., директор ООО ПТП «Энергостандарт»

Умная опора освещения для пассажирской платформы

С. 20–21. 2 рис.

Аннотация. Рассказано об умных опорах для освещения пассажирских платформ, разработаных в ООО ПТП «Энергостандарт» совместно с кафедрой ЭСЖТ Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), которые представляют собой комплекс устройств, собранный на одной опоре наружного освещения. Представлен функционал умной опоры: он включает в себя современные дизайнерские и технические решения, которые не только вписывают конструкцию в архитектурный облик станции, улучшая ее эстетику, но и предлагают для пассажиров ряд удобных и востребованных услуг.

Ключевые слова: пассажирская платформа, наружное освещение, умная опора.

Список источников

  • Лабунский Л.С. Аварийное освещение в условиях отрицательных температур / Л.С.Лабунский, Д.Н.Моргунов // Мат. XVI Междунар. научно-практ. конф. «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований». – Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2016. – С. 124–127.
  • КУЛОН [Электронный ресурс] : Умная опора на базе интеллектуальной системы управления КУЛОН. – Режим доступа : https:// kulon.su/upload/iblock/ (дата обращения: 12.09.2022).
  • Лабунский Л.С. Технико-экономическая эффективность систем освещения / Л.С.Лабунский, Д.Н.Моргунов // International scientific review. – 2018. – № 16. – С. 37–40.
  • Лабунский Л.С. Исследование качества электроэнергии сети питания осветительных приборов электропоезда [Элекронный ресурс] / Л.С.Лабунский, Д.Н.Моргунов // Проблемы науки. – 2017. – № 12. – Режим доступа : http://scienceproblems.ru/mages/PDF/2017/24/issledovanie1.pdf. (дата обращения: 12.09.2022).ООО «АйТи Умный Город» [Электронный ресурс] : Умная опора на базе модуля UNILIGHT. – Режим доступа : https://unilight.u/resheniya/umnaya-opora/ (дата обращения: 12.09.2022).
  • Гуз А.Ю. Использование светодиодных источников света в системах освещения промышленных предприятий / А.Ю.Гуз // Мат. XII Междунар. научно-технич. конф. студентов, магистрантов и молодых ученых. Мин-во образов. Республики Беларусь, Гомельский гос. техн. ун-тет имени П.О.Сухого». – 2012. – С. 499–502.
  • Ивлев П.А. Использование светодиодного освещения на железнодорожном транспорте / П.А.Ивлев, М.И.Сайбель, В.О.Колмаков // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 9. – С. 771–775.
  • Степнов И.М. Оценка Экономической эффективности светодиодного освещения железнодорожной станции / И.М.Степнов, Л.Р.Музафарова, М.А.Семенова // Мат. XXXV Междунар. научно-практ. конф. – 2017. – С. 325–329.

КИСЕЛЕВ В.И., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Электропоезда и локомотивы», доктор технических наук

ВАХРОМЕЕВА Т.О., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы», кандидат технических наук

ФЕДЯНИН А.И., РУТ (МИИТ), аспирант кафедры «Электропоезда и локомотивы»

МОРОЗОВ В.О., РУТ (МИИТ), аспирант кафедры «Электропоезда и локомотивы»

Пути модернизации тяговых электродвигателей локомотивов

С. 22–24. 4 рис.

Аннотация. Показано из опыта эксплуатации, что наиболее подверженным отказу является тяговый электродвигатель локомотивов (ТЭД). Рассмотрена конструкция ТЭД, как электромеханическая конструкция, из которой следует выделить ряд систем электродвигателя, требующих внедрения технологических и конструктивных решений для повышения эффективности их работы.

Ключевые слова: охлаждение ТЭД, вентиляция ТЭД, изоляция ТЭД, витки изоляции ТЭД.

Научная статья

УДК 25.111

ФЕДОТОВ М.В., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), заведующий лабораторией, кандидат технических наук

БАБКОВ Ю.В., АО «ВНИКТИ», первый заместитель генерального директора – главный инженер, кандидат технических наук

ГРАЧЕВ В.В., ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» («ПГУПС»), профессор кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», доктор технических наук

О предрейсовом контроле локомотивов с использованием интеллектуального анализа данных

С. 25–29. 7 рис.

Аннотация. Показано, насколько важно иметь информацию о реальном техническом состоянии всех узлов и систем, отвечающих за живучесть локомотива. Дан прогноз дальнейшего изменения этого состояния в межремонтный период, чтобы не допустить отказов или нарушений безопасности движения на линии. Доказано, что обеспечить такой объективный контроль оборудования локомотива можно только с использованием бортовых систем диагностики и методов интеллектуального анализа данных.

Ключевые слова: система бортовой диагностики, внутренний носитель, микропроцессорная система управления (МСУ) локомотива, технология интеллектуального анализа данных.

Список источников

  • Комплексное использование диагностической информации для оценки технического состояния тепловозного парка / [М.В.Федотов, В.А.Киреев, А.И.Нестеров, А.Л.Шарапов] // Вестник ВНИКТИ. – 2015. – № 97. – С. 73–76.
  • Способ диагностирования сложных технических объектов : пат. 2582876 РФ : МПК G06N 3/02, G06N 3/08, G05B 13/04 / Грачев В.В., Федотов М.В., Ким С.И. ; заявитель и патентообладатель ОАО «ВНИКТИ». – № 2014137654/08 ; заявл. 18.09.2014 ; опубл. 27.04.16. – 20 с.
  • Ярушкина Н.Г. Интеграция методов конструирования признаков и методов обработки знаний в задачах машинного обучения / Н.Г.Ярушкина // Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте : сб. науч. тр. ХI Междунар. научно-практ. конф. ИММВ-2022 (Коломна, 16–19 мая 2022 г.). В 2 т. Т. 1. – М. : РАИИ. – 2022. – С. 51–52.
  • Оценка и прогноз изменения вязкости дизельного масла с использованием нейросетевых моделей / [М.В.Федотов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 7. – С. 43–46.
  • Федотов М.В. Предиктивная система технического диагностирования локомотивов с использованием методов интеллектуального анализа данных / М.В.Федотов, В.В.Грачев // Транспорт Российской Федерации. – 2020. – № 6 (91). – С. 28–34.
  • Математическая модель системы смазки тепловозного дизеля / [Федотов М.В. и др.] // Вестник РГУПС. – 2020. – № 4 (80). – С. 64–80.
  • Диагностирование газовоздушного тракта тепловозного дизеля с использованием интеллектуального классификатора / [В.В.Грачев и др.] // Электронный научный журнал «Бюллетень результатов научных исследований». – 2022. – Вып. 2. – С. 124–141.
  • Фостер Д. Генеративное глубокое обучение. Творческий потенциал нейронных сетей / Д.Фостер. – СПб. : Питер, 2020. – 336 с.
  • Нишант Ш. Машинное обучение и TensorFlow / Ш.Нишант. – СПб. : Питер, 2019. – 336 с.

FEDOTOV M.V., JSC «Research and Design-Technological Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»), Head of the laboratory, Candidate of Technical Sciences

BABKOV Yu.V., JSC «VNIKTI», First Deputy General Director – Chief Engineer, Candidate of Technical Sciences

GRACHEV V.V., St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I, Professor of the Department «Locomotives and Locomotive Economy», Doctor of Technical Sciences

On pre-trip control of locomotives using data mining

P. 25–29. 7 fig.

Abstract. It is shown how important it is to have information about the real technical condition of all components and systems responsible for the survivability of the locomotive, and the forecast of further changes in this condition during the inter-repair period in order to prevent failures or violations of traffic safety on the line. It is proved that it is possible to provide such objective control of locomotive equipment only with the use of on-board diagnostic systems and data mining methods.

Keywords: on-board diagnostics system, internal carrier, microprocessor control system (MCU) of the locomotive, data mining technology.

References

  • Fedotov M.V. Complex use of diagnostic information to assess the technical condition of the diesel locomotive fleet / [M.V.Fedotov, V.A.Kireev, A.I.Nesterov, A.L.Sharapov] // Vestnik VNIKTI. – 2015. – No. 97. – Pp. 73–76.
  • Patent No. 2582876 Russian Federation, IPC G06N 3/02, G06N 3/08, G05B 13/04. Method of diagnosing complex technical objects: No. 2014137654/08: application 18.09.2014; publ. 27.04.16 / Grachev V.V., Fedotov M.V., Kim S.I.; JSC «VNIKTI». – 20 p.
  • Yarushkina N.G. Integration of feature construction methods and knowledge processing methods in machine learning tasks / N.G.Yarushkina // Integrated models and soft computing in Artificial Intelligence : Sat. sci. tr. XI International Scientific and Practical Conference IMV–2022 (Kolomna, May 16–19, 2022). – 2 vol. Vol. 1. – Moscow : RAII. – 2022. – Pp. 51–52.
  • Estimation and forecast of changes in the viscosity of diesel oil using neural network models / [M.V.Fedotov et al.] // Rail transport. – 2022. – No. 7. – Pp. 43–46.
  • Fedotov M.V. Predictive system of technical diagnostics of locomotives using data mining methods / M.V.Fedotov, V.V.Grachev // Transport of the Russian Federation. – 2020. – № 6 (91). – Pp. 28–34.
  • Mathematical model of the diesel locomotive lubrication system / [Fedotov M.V. et al.] // Bulletin of the RSUPS. – 2020. – № 4 (80). – Pp. 64–80.
  • Diagnostics of the gas-air tract of a diesel locomotive using an intelligent classifier / [V.V.Grachev et al.] // Electronic scientific journal «Bulletin of the results of scientific research». – 2022. – Issue 2. – Pp. 124–141.
  • Foster D. Generative deep learning. The creative potential of neural networks / D.Foster. – St. Petersburg : Peter, 2020. – 336 p.
  • Nishant Sh. Machine learning and TensorFlow / Sh.Nishant. – St. Petersburg : Peter, 2019. – 336 p.

Федотов Михаил Владимирович, Коломна, Россия

Бабков Юрий Валерьевич, Коломна, Россия

Грачев Владимир Васильевич, Санкт-Петербург, Россия

БАБАНИН В.С., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), директор дирекции проектирования ходовых частей

БОРИСОВ А.Л., ООО «ВНИЦТТ», ведущий инженер-конструктор дирекции эксплуатационной документации

ВЯЗНИКОВ А.Н., ООО «ВНИЦТТ», руководитель направления подконтрольной эксплуатации грузовых вагонов

РУДЬ А.А., ООО «ВНИЦТТ», директор дирекции сопровождения продукта

ФЕДОРОВА Н.К., ООО «ВНИЦТТ», директор дирекции эксплуатационной документации

О результатах подконтрольной эксплуатации тележки 18-9836

С. 30–33. 7 рис.

Аннотация. Представлены промежуточные результаты проведения подконтрольной эксплуатации тележек 18-9836 в составе вагонов хопперов 19-9549-04. Отражены цели, порядок и промежуточные результаты подконтрольной эксплуатации, отражающие этап приработки деталей тележки.

Ключевые слова: вагон модели 19-9549-04, тележка 18-9836, подконтрольная эксплуатация тележек грузовых вагонов, ресурс деталей тележек, надежность подвижного состава.

Список источников

  • Орлова А.М. Тележка типа «Barber S-2-R»: Первый этап эксплуатации / А.М.Орлова, В.С.Лесничий // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2012. – № 4. – С. 20–23.
  • Лосев Д.Н. Результаты очередного планового комиссионного осмотра полувагонов модели 12-9853 на тележках «Барбер» / Д.Н.Лосев  // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2015. – № 4. – С. 36.
  • Орлова А.М. Расчетно-экспериментальный метод прогнозирования износа в узлах трения тележек моделей 18-9855 типа Barber S-2-R / А.М.Орлова, В.С.Лесничий // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 3. – С. 56–59.
  • О надежности полувагонов модели 12-9853 на тележках модели 18-9855 при пробеге 800 тыс. км / [А.А.Рудь и др.] // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2019. – № 4. – С. 31–33.
  • Бабанин В.С. Уточненный прогноз ресурса износостойких деталей тележки 18-9855 /  В.С.Бабанин, А.А.Рудь, А.Л.Борисов // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2020. – № 2. – С. 34–35.
  • Бабанин В.С. О ресурсе компонентов тележек модели 18-9855 на пробеге 1 млн км в подконтрольной эксплуатации / В.С.Бабанин, А.А.Рудь, А.Л.Борисов : сб. тр. Междунар. научн. конф. «Научные основы и технологии повышения ресурса и живучести подвижного состава железнодорожного транспорта». – 2020. – С. 142–149.

Научная статья

УДК 629.4+621.33

БОРОНЕНКО Ю.П., заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор, доктор технических наук ; генеральный директор АО «Научно-внедренческий центр «Вагоны»

КОМАЙДАНОВ А.А., ПГУПС, инженер кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство»

Введение показателей энергоэффективности грузовых вагонов – резерв энергосбережения на железнодорожном транспорте

С. 34–38. 4 рис.

Аннотация. Проанализированы пути повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта. Показано, что основные затраты топливно-энергетических ресурсов идут на преодоление основного сопротивления движению вагонов, но снижению этого сопротивления движению для грузовых вагонов не уделяется должного внимания. Предложено ввести показатель энергоэффективности грузового вагона как удельный расход энергии на выполнение перевозочной работы в 104 ткм нетто. Подчеркнуто, что данный показатель следует определять при постановке новых вагонов на производство расчетно-экспериментальным способом. Приведены примеры расчета показателя энергоэффективности для полувагонов разных лет выпуска.

Ключевые слова: грузовые вагоны, показатель энергоэффективности, сопротивление движению, расход энергии.

Список источников

  • Виноградова С.А. Цифровые технологии повышения энергетической эффективности железнодорожных перевозок / С.А.Виноградова, К.М.Попов // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 7. – С. 42–45.
  • Кобзев С.А. Мы заинтересованы внедрять самый современный подвижной состав / С.А.Кобзев // Техника железных дорог. – 2019. – № 1 (45). – С. 4–9.
  • Оценка энергоэффективности работы железнодорожного транспорта применением специализированных удельных единиц измерения / [Т.С.Титова, А.М.Евстафьев, М.Ю.Изварин, М.В.Евстафьева] // Известия ПГУПС. – 2017. – Вып. № 1. – С. 119–127.
  • Бороненко Ю.П. Метод оценки энергоэффективности грузовых вагонов / Ю.П.Бороненко // Транспорт Российской Федерации. – 2022. – № 3 (100). – С. 37–39.
  • Директива 2010/30/EU Европейского парламента и совета от 19.05.2010 об указании посредством маркировки и предоставления стандартной информации о потреблении энергосвязанными изделиями энергии и других ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.icqc.eu/userfiles/File/directive2010.eu.pdf
  • Нормы расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). – М. : ГосНИИВ – ВНИИЖТ, 1996. – 346 с.

BORONENKO Yu.P., St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I (PGUPS), Head of the department «Wagons and wagon economy», professor, doctor of technical sciences; General Director of JSC «NVTS «Wagons»

KOMAIDANOV A.A., PGUPS, engineer of the department «Wagons and wagon economy»

Of energy efficiency of freight cars – reserve of energy saving in railway transport

P. 34–38. 4 fig.

Abstract. The ways of improving the energy efficiency of railway transport are analyzed. It is shown that the main costs of fuel and energy resources go to overcoming the main resistance to the movement of wagons, but the reduction of this resistance to movement for freight wagons is not given due attention. It is proposed to introduce an indicator of the energy efficiency of a freight car, as a specific energy consumption for carrying out transportation work in 104 tkm net. This indicator is proposed to be determined when setting up new wagons for production in a calculated and experimental way. Examples of calculating the energy efficiency index for gondola cars of different years of production are given. 

Key words: freight cars, energy efficiency indicator, resistance to movement, energy consumption.

Бороненко Юрий Павлович, Санкт-Петербург, Россия. моб. тел. (911)198-28-86, E-mail: boron49@yandex.ru, SPIN-код 2764-4688.

Комайданов Алексей Андреевич, Санкт-Петербург, Россия. SPIN-код 7934-0542.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», кандидат технических наук

МАТВЕЕВА А.Г., РУТ (МИИТ), студентка

О размещении пунктов экипировки водородным топливом

С. 41–43. 2 рис.

Аннотация. Показано, что процесс внедрения водородных технологий не ограничивается разработкой и конструированием специализированного подвижного состава, использующего экологический вид топлива, и для функционирования такой системы необходима разработка новых эксплуатационных подходов для обращения таких поездов. Рассмотрены особенности организации пунктов экипировки водородного подвижного состава, требования к их оснащению и путевому развитию.

Ключевые слова: водородное топливо, подвижной состав, пункты экипировки, пассажирские перевозки, грузовые перевозки, маневровая работа, экология.

Список источников

  • Экономические аспекты безопасности функционирования инфраструктуры железных дорог России и ОСЖД / [З.А.Аспаева, В.Л.Белозеров, П.В.Куренков и др.] // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность :  тр. VI Междунар. научно-практ. конф.  – М. : РУТ (МИИТ), 2021. – С. 18–25.

Научная статья

УДК 691.32:621.7.044.4:621.926.9

ГАРАНИН А.Е., Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (КрИЖТ ИрГУПС), руководитель проекта, доцент кафедры «Системы обеспечения движения поездов», кандидат технических наук, доцент

ЮРЬЕВ А.В., КрИЖТ ИрГУПС, главный технолог проекта, инженер «Регионального центра инновационного развития»

ЮРЬЕВА Д.А., ООО «Региональный центр «АСКОН-Енисей», ведущий менеджер PLM, инженер-конструктор проекта

ДЯГЕЛЬ О.Ю., КрИЖТ ИрГУПС, доцент кафедры «Управление персоналом», кандидат экономических наук

МИЛЛЕР Д.П., КрИЖТ ИрГУПС, инженер «Регионального центра инновационного развития»

Развитие электрогидроимпульсных технологий для утилизации железобетонных отходов

С. 44–47. 4 рис.

Аннотация. Представлены результаты экспериментальных исследований электрогидроимпульсной технологии дробления железобетонных отходов после демонтажа опор контактной сети электрифицированных железных дорог в целях их утилизации и получения качественного вторичного сырья (щебень из дробленого бетона и металл). Преодолены технические барьеры, сдерживавшие широкое промышленное внедрение электрогидроимпульсной технологии. Разработаны уникальные схемные и технические решения при создании макетного образца комплекса дробления, позволившие получить компактные массогабаритные характеристики и высокий уровень надежности при неблагоприятных условиях окружающей среды. Достигнуты мобильность, удобство транспортирования и обслуживания комплекса дробления, получена возможность утилизировать отходы в местах скопления. Подтверждена необходимость развития электрогидроимпульсной технологии с целью как повышения доли вовлечения отходов во вторичный оборот, так и достижения технологического лидерства России.

Ключевые слова: отходы железобетонного лома, зеленые технологии, утилизация, дробление, электрогидроимпульная технология, ресурсосбережение, энергоэффективность, импортозамещение.

Список источников

  • Гусев Б.В. Вторичное использование бетонов / Б.В.Гусев, В.А.Загурский. – М. : Стройиздат, 1988. – 96 с.
  • Способ получения высоких и сверхвысоких давлений : авт. свид-во SU 105011 / Л.А.Юткин, Л.И.Гольцова. – № 2618/416898 ; заявл. 15.04.1950  ; опубл. 01.01.1957.
  • Юткин Л.А. Электрогидравлический эффект и его применение в промышленности. – Л. : Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1986. – 253 с.
  • Оборудование и технологические процессы с использованием электрогидравлического эффекта / под ред. Г.А.Гулого. – М. : Машиностроение, 1977. – 320 с.
  • Гулый Г.А. Научные основы разрядноимпульсных технологий / Г.А.Гулый. – К. : Наук. думка, 1990. – 208 с.
  • Электрогидроимпульсное формообразование с использованием замкнутых камер. – Минск : Наука и техника, 1985. – 199 с.
  • Шамарин Ю.Е. Высокопроизводительные методы обработки металлов давлением / Ю.Е.Шамарин, В.Т.Лис, М.М.Подоровская. – К. : Техника, 1991. – 102 с.
  • Мериин Б.В. Электрогидравлическая обработка машиностроительных изделий / Б.В.Мериин. – Л. : Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1985. – 119 с.
  • Ким К.К. Электрогидроимпульсные технологии на железнодорожном транспорте : монография / К.К.Ким, И.С.Полунин. – М. : УМЦ ЖДТ, 2018. – 200 с.

GARANIN A.E., project Manager, Ph.D. in Engineering Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the Train Traffic Support Systems, Krasnoyarsk Rail Transport Institute – the Branch of Irkutsk State Transport University (IrGUPS) in the city of Krasnoyarsk, Krasnoyarsk

YURIEV A.V., chief technologist of the project, Engineer of the Scientific Department, Krasnoyarsk Rail Transport Institute – the Branch of Irkutsk State Transport University (IrGUPS) in the city of Krasnoyarsk 

YURIEVA D.A., design Engineer of the project, Lead Manager PLM «LCC «RC «ASCON-ENISEY», Krasnoyarsk

DYAGEL O.J., Ph.D. in Economic Science, Associate Professor, Krasnoyarsk Rail Transport Institute – the Branch of Irkutsk State Transport University (IrGUPS) in the city of Krasnoyarsk

MILLER D.P., technician of the project, Engineer of the Scientific Department, Krasnoyarsk Rail Transport Institute – the Branch of Irkutsk State Transport University (IrGUPS) in the city of Krasnoyarsk

Development of the electrohydroimpulse technologies for the disposal of reinforced concrete waste

P. 44–47. 4 fig.

Abstract. The results of experimental studies of the  electrohydroimpulse technology of crushing reinforced concrete waste from the reinforced concrete posts for railway overhead line equipment  in order to recycle them and obtain high-quality secondary raw materials (crushed concrete and metal) are presented.  Technical barriers hindering the widespread industrial introduction of electrohydroimpulse technology have been overcome. Unique circuit and technical solutions have been developed when creating a mock-up sample of the crushing complex, which made it possible to obtain compact weight and size characteristics and a high level of reliability under adverse environmental conditions. Mobility, convenience of transportation and maintenance of the crushing complex have been achieved, the opportunity to dispose of waste in places of accumulation has been obtained. The necessity of the development of the electrohydroimpulse technology is confirmed in order to both increase the share of waste involvement in secondary turnover and achieve technological leadership in Russia.

Keywords: reinforced concrete waste, environmental technology, recycling, crushing, electrohydroimpulse technology, resource saving, energy efficiency, import substitution.

Гаранин Александр Евгеньевич, Красноярск, Россия

Юрьев Анатолий Васильевич, Красноярск, Россия

Юрьева Дарья Анатольевна, Красноярск, Россия

Дягель Оксана Юрьевна, Красноярск, Россия

Миллер Данила Петрович, Красноярск, Россия

ИСТОМИН А.А., инженер

Мост через Волгу на Северном обходе Ярославля

С. 48–53. 8 рис.

Аннотация. Описаны этапы реализации в конце 1930-х – начале 1940-х годов проекта строительства Северного железнодорожного обхода Ярославля с возведением моста через Волгу выше по течению от действующего железнодорожного моста в центре города. Рассказано об интересных технических решениях, примененных при сооружении моста, в частности об использовании плавучих опор, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться строителям особенно после начала Великой Отечественной войны. Приведены сведения о непродолжительном периоде эксплуатации обхода и моста, указаны причины их демонтажа.

Ключевые слова: Ярославль, Северный обход, железнодорожный мост, плавучая опора.

Читайте также: