Аннотации №08 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2023 г.

МАГНУШЕВСКАЯ И.Г., генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта»

АО «ИЭРТ» И ОАО «РЖД» – 20 лет плодотворного взаимодействия

С. 10–16. 3 рис.

Аннотация. Представлены основные задачи и наиболее значимые направления деятельности акционерного общества «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»). Показаны результаты его плодотворного сотрудничества с ОАО «РЖД».

Ключевые слова: АО «ИЭРТ», реформа железнодорожной отрасли, разработка федеральных нормативно-правовых документов по планированию развития железнодорожного транспорта (стратегий), разработка детализирующих корпоративных документов (генеральных схем, концепций и др.), разработка документов регионального уровня.

Список источников

1. Институт экономики и развития транспорта. История, кадры, проекты. 1940–2020 / [Л.С.Андреева, М.Н.Беляева, А.Ф.Бородин и др.]. – М. : Феория, 2020. – 488 с.

2. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте (с комментариями) / [А.С.Мишарин, А.В.Шаронов, Б.М.Лапидус и др.]. – М. : МЦФЭР, 2001. – 232 с.

3. Лапидус Б.М. Регионалистика / Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Е.М.Махлин. – М., 2010. – 376 с.

4. Чибряков Я.Ю. Сравнение подходов к разработке и наполнению документов стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в России и за рубежом / Я.Ю.Чибряков, И.А.Унишевский // Бюл. учен. совета АО «ИЭРТ». 2021. – Вып. 7. – С. 72–81.

5. Магнушевская И.Г. Исторические аспекты и современные подходы к исследованиям по развитию железнодорожного транспорта / И.Г.Магнушевская // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 10. – С. 32–38.

6. Чепуркин Ю.В. О теории разработки генеральных схем крупных железнодорожных узлов / Ю.В.Чепуркин // Бюл. учен. совета АО «ИЭРТ». – 2017. – Вып. 3. – С. 50–54.

7. Фейло М.Б. Комплексная оценка эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта / М.Б.Фейло // Бюл. учен. совета АО «ИЭРТ». – 2018. – Вып. 4. – С. 12–17. 

8. Секушин С.В. О перспективах развития научно-производственного потенциала АО «ИЭРТ» / С.В.Секушин, С.В.Горельцев // Бюл. учен. совета АО «ИЭРТ». 2022. Вып. 8. – Т. 1. – С. 5–12.

А.Б. КОСАРЕВ, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), первый заместитель генерального директора, профессор, доктор технических наук

Р.А. РУДАШЕВСКИЙ, АО «ВНИИЖТ», ведущий специалист

Е.Д. ХАРЬКОВСКАЯ, АО «ВНИИЖТ», ведущий специалист

И.А. РЕБРОВ, АО «ВНИИЖТ», заместитель директора центра «Электрификация и теплоэнергетика»

Повышение энергетической эффективности деятельности ОАО «РЖД» на основе цифровых технологий

С. 22–25. 5 рис.

Аннотация. Отмечено, что для повышения энергетической эффективности деятельности ОАО «РЖД» необходим системный подход, основой реализации которого являются разработки, базирующиеся на использовании цифровых технологий. В качестве примера таких разработок рассмотрена создаваемая автоматизированная система планирования, нормирования и анализа использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов Трансэнерго (АСУ ТЭР Трансэнерго). Указаны основные векторы и этапы ее развития.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, системный подход, цифровые технологии, топливно-энергетические ресурсы, АСУ ТЭР Трансэнерго.

Список источников

  • Определение пропускной способности и моделирование режимов работы систем тягового электроснабжения / [А.Б.Косарев, Р.А.Рудашевский, А.В.Рудашевская и др.] // Наука и образование транспорту. – 2021. – № 2. – С. 21–26.
  • Совершенствование автоматизированных средств определения режимов работы и расчета параметров системы тягового электроснабжения / [Р.А.Рудашевский, А.В.Рудашевская, П.И.Смолин и др.] // Наука и образование транспорту. – 2021. – № 2. – С. 66–69.
  • Закарюкин В.П. Моделирование режимов систем тягового электроснабжения при движении тяжеловесных поездов / В.П.Закарюкин, А.В.Крюков, А.В.Черепанов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – Т. 20. – № 11. – С. 133–142.
  • Герман Л.А. Расчет токов короткого замыкания в тяговых сетях переменного тока железных дорог / Л.А.Герман, А.В.Шаров // Электричество. – 2003. – № 3. – С. 27–34.
  • Определение переходного сопротивления между рельсом и землей для безбалластного пути и влияние сопротивления на растекание токов утечки в земляном полотне / [А.Б.Косарев, Р.А.Рудашевский, А.В.Рудашевская и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2022. – Т. 81. – № 1. – С. 7–15.

Научная статья

УДК 656.2.072+656.22

РОЗЕНБЕРГ Е.Н., Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), первый заместитель генерального директора 

БАРАНОВ А.Г., АО «НИИАС», начальник Центра развития и реализации комплексных систем автоматики и телемеханики (ЦРРКСАТ) научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения поездов (НТК СУ и ОБДП)

СМЕТАНИНА А.Д., АО «НИИАС», инженер 1-й категории технического отдела ЦРРКСАТ НТК СУ и ОБДП 

ЛОБАНОВА В.С., АО «НИИАС», ведущий инженер отдела автоблокировки и путевых устройств интервального регулирования НТК СУ и ОБДП 

Российская система управления и обеспечения безопасности движения поездов на ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург

С. 26–29. 3 рис.

Аннотация. Представлена находящаяся в процессе разработки Российская система управления движением поездов (РСУДП). Показано, чем она структурно отличается от уже существующих аналогичных отечественных систем и европейской системы управления железнодорожным сообщением (ERTMS).

Ключевые слова: ОАО «РЖД», Российская система управления движением поездов (РСУДП), организация движения на высокоскоростной магистрали (ВСМ).

Список источников

1. Комплексная технология интервального регулирования движения поездов / [С.А.Кобзев, Е.Н.Розенберг и др.]. – М. : АО «Г 8 Издательские Технологии», 2022. – 212 с.

2.  Шухина Е.Е. Функциональное развитие гибридной системы управления движением поездов на Московском центральном кольце / Е.Е.Шухина, И.А.Панферов, А.И.Кузьмин // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 4. – С. 32–34.

ROZENBERG E.N., Research and Design Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications in Railway Transportation (JSC NIIAS), First Deputy Director General 

BARANOB A.G., JSC NIIAS, Head of the Centre for the Development and Implementation of Integrated Railway Signalling Systems (CDIIRSS), Integrated Research and Development Unit for Train Control and Protection Systems (IRDU TCPS)

SMETANINA A.D., JSC NIIAS, Category 1 Engineer, Technical Unit, CDIIRSS, IRDU TCPS 

LOBANOVA V.S., JSC NIIAS, Lead Engineer, Unit for Automatic Block Systems and Trackside Train Separation Devices, IRDU TCPS 

Russian train control and protection system of the HSR-1 Moscow — Saint Petersburg

P. 26–29. 3 fig.

Abstract. The paper presents the Russian train control system (RTCS) currently under development. It is shown that it is structurally different from the existing Russian systems and the European Rail Traffic Management System (ERTMS).

Keywords: JSC RZD, Russian train control system (RTCS), high-speed traffic management.

References

1. Kobzev S.A., Rozenberg E.N. [Comprehensive train separation process]. Moscow: AO G 8 Izdatelskie Tekhnologii; 2022. (in Russ.)

2.  Shukhina E.E., Panfiorov I.A., Kuzmin A.I. [Functional evolution of the hybrid train traffic management system of the Moscow Central Circle]. Zheleznodorozhny transport 2022;4:32–34. (in Russ.)

РОЗЕНБЕРГ Ефим Наумович, Москва, Россия. E-mail: E.Rozenberg@vniias.ru

БАРАНОВ Андрей Григорьевич,  Москва, Россия. E-mail: ag.baranov@vniias.ru

СМЕТАНИНА Александра Дмитриевна, Москва, Россия. E-mail: a.smetanina@vniias.ru

ЛОБАНОВА Виктория Сергеевна, Москва, Россия. E-mail: v.lobanova@vniias.ru

Научные специальности ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

УШАКОВ А.Е., генеральный директор ООО НПП «АпАТэК», профессор, доктор технических наук

ЕРМАКОВ В.М., управляющий директор ООО НПП «АпАТэК», доктор технических наук

КЛЕНИН Ю.Г., управляющий директор ООО НТИЦ «АпАТэК – Дубна»

КОРНИЕНКО Е.И., технический директор ООО НТИЦ «АпАТэК – Дубна»

ЧЕРНОВ А.В., начальник службы инфраструктуры ООО НПП «АпАТэК»

Инновационные конструкции из полимерных композиционных материалов

С. 32–38. 8 рис.

Аннотация. Рассказано, что научно-производственным предприятием «АпАТэК» за последние годы накоплен значительный опыт в проектировании, изготовлении, строительстве и эксплуатации пассажирских железнодорожных платформ из полимерных композиционных материалов (ПКМ) и предложены комплексные решения по снижению шумового воздействия от проходящих поездов за счет использования конструкций из ПКМ.

Ключевые слова: конструкции из ПКМ, сроки монтажа, монтаж вручную, монтаж с колес, высокая заводская готовность, срок службы, регулируемая конструкция.

Список источников

  • Безопасность и экономическая эффективность транспортных сооружений из различных материалов / [А.Е.Ушаков, А.С.Казимиров, В.М.Ермаков и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 6. – С. 30–37.
  • Иванов Н.И. Снижение шума подвижного состава железнодорожного транспорта в источнике образования и на пути распространения / Н.И.Иванов, Д.А.Куклин, П.В.Матвеев // Защита от повышенного шума и вибрации : Мат. V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Н.И.Иванова. – СПб., 20 марта 2015 г.
  • Цукерников И.Е. Расчет шумовых характеристик подвижного состава железнодорожного транспорта / И.Е.Цукерников, Р.Хаас // Вестник МГСУ. – 2011. – №3. – С. 87–92.
  • Noise and vibration from high-speed trains / Ed. By V.V.Krylov. – Department of Civil and Engineering Nottingham Trent University. Thomas Telford Publishing, 2001. – P. 36–48.
  • Adams V. Building Better Products with Finite Element Analysis / V.Adams, A.Askenazi // – Santa Fe, N.M. : OnWord Press, 1999. – P. 30–46.
  • Vibration Problems in Structures / [H.Bachmann, et al.] // – Berlin : Birkhauser Verlag, 1995. – P. 130–146.
  • Об уровнях шума при проходе поездов по мостам с пролетными строениями из различных материалов / [А.Е.Ушаков, В.М.Ермаков, М.А.Егоров и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 12. – С. 71–74.

ЕФРЮШКИН А.Е., технический директор АО «Транс-Сигнал»

Современные решения обеспечения безопасности на железнодорожных переездах.

С. 39–40. 3 рис.

Аннотация. Дана информация об АО «Транс-Сигнал», которое занимается разработкой и производством современных светооптических светодиодных систем (ССС) и электронных звуковых устройств, применяющихся в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Рассказано о преимуществах современных переездных светофоров типа СП НКМР.676658.031 ТУ, в которых реализован ряд современных наработок, позволяющих минимизировать процесс технического обслуживания и гарантировать более высокие функциональные показатели.

Ключевые слова: АО «Транс-Сигнал», железнодорожная автоматика и телемеханика (ЖАТ), светооптические светодиодные системы (ССС), электронные звуковые устройства, современные переездные светофоры.

АДАДУРОВ А.С., ООО «ВНИИЖТ-Инжиниринг», генеральный директор, кандидат технических наук 

Инструменты автоматического интеллектуального контроля выполнения работ

С. 41–43. 3 рис.

Аннотация. Представлен процесс внедрения цифровых технологий в ОАО «РЖД» на примере реализации в Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) проекта по внедрению экосистемы управления эксплуатационным этапом жизненного цикла инфраструктуры. Описана работа уже действующих автоматизированных систем контроля работы специального подвижного состава (АС КРСПС) и управления производственными активами Центральной дирекции инфраструктуры (АСУ ПА ЦДИ). Показаны конкретные примеры повышения эффективности процессов выполнения ремонтно-путевых работ при внедрении программно-аппаратных комплексов автоматического распознавания производственных операций и грузов (ПАК АР Груз) и автоматического распознавания средств индивидуальной защиты (ПАК АР СИЗ) на работниках предприятия.

Ключевые слова: внедрения цифровых технологий в ОАО «РЖД», повышение эффективности процессов выполнения ремонтно-путевых работ, АС КРСПС, АСУ ПА ЦДИ, программно-аппаратный комплекс автоматического распознавания производственных операций и грузов (ПАК АР Груз), программно-аппаратный комплекс распознавания средств индивидуальной защиты (ПАК АР СИЗ).

ЕРШОВ А.В., ОАО «РЖД», Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог (ДКРЭ), заместитель начальника технического отдела

ПАЗУХА А.А., Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность», кандидат технических наук

БЫКОВ В.В., ДКРЭ, главный инженер, кандидат экономических наук

Усовершенствованный комплекс для бурения скважин в скальных породах

С. 43–44. 1 рис.

Аннотация. Рассказано о разработке в 2021 г. технических требований на новый усовершенствованный комплекс для бурения скважин под опоры контактной сети в скальных породах УКБС-М. Обоснована концепция новой модели, в которую был включен ряд перспективных решений, позволяющих одним комплексом УКБС-М заменить несколько типов специального подвижного состава.

Ключевые слова: высокопроизводительный пневмоударник, бурение, лидирующие скважины, скальные породы, вращатель для завинчивания винтовых фундаментов, опоры контактной сети, набор быстросъемного навесного оборудования, широкоугловой механизм управления рабочими органами.

Научная статья

УДК 629.4+621.33

ПЛОТНИКОВ И.И., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), аспирант кафедры «Электротехника и теплоэнергетика»

Обнаружение неисправностей в системе тягового электроснабжения

С. 45–47. 2 рис.

Аннотация. Рассмотрены вопросы применения систем сигнал-пилот, на основе анализа резонанса гармоник позволяющих реализовать быстродействующий механизм определения типа неисправности и ее позиционирования на контактной сети фидерной зоны. Показано, что представленный метод позволяет увеличить быстродействие имеющихся систем, не внося больших изменений в действующие схемы защиты.

Ключевые слова: релейная защита устройств тягового электроснабжения, контактная сеть, резонанс частот высших гармоник, система пилот-сигнал, короткое замыкание в контактной сети, провал напряжения в контактной сети, обрыв проводов контактной сети.

Список источников

  • Гапанович В.А. Методы и технические средства определения местоположения подвижного состава / В.А.Гапанович, В.И.Головин, В.И.Астраханский // Автоматика, связь, информатика. – 2019. – № 2. – С. 10–13.
  • Анализ эффективности пассивных фильтрокомпенсирующих устройств для систем тягового электроснабжения / [Д.А.Шандрыгин, Д.Э.Егоров, В.В.Новиков и др.] // Доклады академии наук высшей школы РФ. – 2019. – Январь–март № 1 (42).
  • Пузина Е.Ю. Сравнительный анализ оборудования уровня процесса для цифровой тяговой подстанции / Е.Ю.Пузина // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2021. – № 2 (70). – С. 92–104.
  • Агафонов А.И. Современная релейная защита и автоматика электроэнергетических систем / А.И.Агафонов. – М. : Инфра–Инженерия, 2020. – 301 с.
  • Измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых линиях на участках с электротягой / [В.И.Шаманов, А.Е.Ваньшин, Д.В.Денежкин и др.] // Автоматика, связь, информатика. – 2020. – № 3. – С. 11–13.
  • Principle of ultra-high-speed protection for DC transmission line based on inversion transformation of wavefront / [Chenhao Zhang, Guobing Song, Wei Han, Guang Shi, Chao Liu and all] // The Journal of Engineering. – 2019. – March, Issue 16. 

PLOTNIKOV I.I., «St. Petersburg State University of Railway Transport of Emperor Alexander I» (PGUPS), graduate student of the Department of Electrical Engineering and Thermal Power Engineering

Fast fault detection device in the traction power supply system

P. 45–47. 2 fig.

Abstract. The issues of applying pilot-signal systems, based on harmonic resonance analysis allowing to implement a high-speed mechanism for determining the type of malfunction and its positioning on the contact network of feeder zone are considered. It is shown that the presented method allows to increase the speed of existing systems without making major changes to the existing protection schemes.

Keywords: relay protection of traction power supply devices, contact network, resonance of higher harmonic frequencies, pilot-signal system, short circuit in the contact network, voltage dip in the contact network, breakage of wires of the contact network.

References

  • Gapanovich V.A. Methods and technical means of determining the location of the rolling stock / V.A.Gapanovich, V.I.Golovin, V.I.Astrakhansky // Automation, communication, informatics. – 2019. – No. 2. – P. 10–13.
  • Analysis of the effectiveness of passive filter-compensating devices for traction power supply systems / [D.A.Shandrygin, D.E.Egorov, V.V.Novikov et. al.] // Reports of the Academy of Sciences of the Higher School of the Russian Federation. – 2019. – January–March No. 1 (42).
  • Puzina E.Yu. Comparative analysis of process level equipment for digital traction substation / E.Yu.Puzina // Modern technologies. System analysis. Modeling. – 2021. – No. 2 (70). – P. 92–104.
  • Agafonov A.I. Modern relay protection and automation of electric power systems / AI Agafonov. – M. : Infra-Engineering, 2020. – 301 p.
  • Measurement of electrical resistance in non-uniform rail lines in sections with electric traction / [V.I.Shamanov, A.E.Vanshin, D.V.Denezhkin] // Automation, communication, informatics. – 2020. – No. 3. – P. 11–13.
  • Principle of ultra-high-speed protection for DC transmission line based on inversion transformation of wavefront / [Chenhao Zhang, Guobing Song, Wei Han, Guang Shi, Chao Liu et. al.] // The Journal of Engineering. – 2019. – March, Issue 16.

ПЛОТНИКОВ Игорь Игоревич, Санкт-Петербург, Россия.  E-mail: aspplotnikov@mail.ru

Научные специальности ВАК: 

2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация

          (технические науки)

ЗЕНЗИНОВ Н.А., кандидат технических наук

На Курской дуге

С. 48–54. 6 рис.

Аннотация. Рассказывается о Курской битве, ставшей коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется значительному вкладу, который внесли железнодорожники в разгром немецко-фашистских захватчиков на Огненной дуге, обеспечив на всех этапах битвы бесперебойное снабжение действующей армии всеми необходимыми ресурсами. Перепечатка статьи, опубликованной в № 7 журнала за 1993 г. (Окончание. Начало см. в № 7 журнала за 2023 г.).

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Курская битва, снабжение армии, роль железнодорожников.

Читайте также: